Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья Умбетова Э.Ж.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сенякина И.И.,
судей Петерс И.А. и Чингири Т.П.,
с участием прокурора Кобзарь А.П.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации г. Оренбурга и Правительства Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 марта 2013 года по гражданскому делу по иску прокурора города Оренбурга в интересах * к администрации города Оренбурга об обеспечении вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм, заслушав доклад судьи Сенякина И.И., объяснения *, просившего решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Кобзарь А.П., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
18 декабря 2012 года прокурор города Оренбурга обратился в суд с указанным выше иском в интересах * к администрации города Оренбурга по тем основаниям, что *, ... года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей, до настоящего времени не обеспечен жильем.
С учетом уточнения исковых требований, прокурор просил обеспечить *, ... рождения, жилой площадью за счет средств субъекта РФ - Оренбургской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, в пределах черты г. Оренбурга на условиях договора социального найма.
Определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 января 2013 года произведена замена третьего лица Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области на Министерство социального развития Оренбургской области.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 марта 2013 года исковые требования прокурора города Оренбурга в интересах * удовлетворены, суд постановил обязать администрацию г. Оренбурга обеспечить *, ... рождения, жилой площадью за счет средств субъекта РФ - Оренбургской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, в пределах черты г. Оренбурга на основании договора социального найма.
В апелляционных жалобах Администрация г. Оренбурга и Правительство Оренбургской области просят решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Представители Администрации г. Оренбурга, Правительства Оренбургской области, Министерства социального развития Оренбургской области в суд апелляционной инстанции не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Из материалов дела следует и судом установлено, что * относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением или социальной выплатой на его приобретение не обеспечен, жилья в собственности и закрепленного за ним жилья не имеет, в... году окончил **.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходил из того, что материалами дела подтверждается наличие оснований для обеспечения * вне очереди жилым помещением по договору социального найма в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действовавшей на момент обращения прокурора в суд с вышеуказанным иском, т.е. до 1 января 2013 года.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается, с учетом нижеследующего.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Из положений ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ следует, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Учитывая, что прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах * до 1 января 2013 года, положения Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежат.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. К категории лиц, которым предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма отнесены малоимущие граждане, признанные по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу ст. 57 ЖК РФ (в той же редакции) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма, по которому жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на 1 человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 2, ст. 3 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" (далее - Закон Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ), органы местного самоуправления Оренбургской области на неограниченный срок наделены отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда ряда категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В перечень таких граждан включены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (в возрасте до 23 лет).
На основании ч. 1 ст. 6 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года N 1853/389-IV-ОЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
В силу ст. 10 указанного Закона Оренбургской области, органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий Оренбургской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Оренбургской области в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии с п. 4 Правил расходования и учета субвенций, предоставляемых на обеспечение жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан, утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от 19.10.2011 г. N 1015-п (в редакции действовавшей до 31.01.2013 г.) формирование жилого фонда для осуществления муниципальными образованиями переданных полномочий за счет субвенций производится путем строительства (долевого участия в строительстве) муниципального жилья; приобретения жилья в муниципальную собственность.
На основании Указа Губернатора Оренбургской области от 03.10.2012 года N 669-ук Министерство социального развития Оренбургской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями проживающих на территории Оренбургской области граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Оно является правопреемником Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в части прав и обязанностей, вытекающих из переданных полномочий в соответствии с настоящим указом.
С учетом изложенного, суд, правильно установив юридически значимые обстоятельства, применив нормы закона и иных нормативно-правовых актов в редакции, действовавшей на момент обращения прокурора в суд, пришел к обоснованному выводу о необходимости возложения на администрацию г. Оренбурга обязанности обеспечить * жилой площадью на основании договора социального найма за счет средств Оренбургской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в пределах черты г. Оренбурга.
Довод апелляционных жалоб Администрации г. Оренбурга и Правительства Оренбургской области о том, что суд не учел положения вступившего в силу 1 января 2013 года Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", основан на неверном толковании статьи 4 указанного Федерального закона. Поскольку прокурор обратился в суд с иском в интересах * до 1 января 2013 года, суд правильно применил закон, без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ.
Иные доводы апелляционных жалоб выводов суда не опровергают, основаны на неправильном толковании закона и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что при рассмотрении дела суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого решения, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Администрации г. Оренбурга и Правительства Оренбургской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3968/2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2013 г. по делу N 33-3968/2013
судья Умбетова Э.Ж.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сенякина И.И.,
судей Петерс И.А. и Чингири Т.П.,
с участием прокурора Кобзарь А.П.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации г. Оренбурга и Правительства Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 марта 2013 года по гражданскому делу по иску прокурора города Оренбурга в интересах * к администрации города Оренбурга об обеспечении вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм, заслушав доклад судьи Сенякина И.И., объяснения *, просившего решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Кобзарь А.П., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
18 декабря 2012 года прокурор города Оренбурга обратился в суд с указанным выше иском в интересах * к администрации города Оренбурга по тем основаниям, что *, ... года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей, до настоящего времени не обеспечен жильем.
С учетом уточнения исковых требований, прокурор просил обеспечить *, ... рождения, жилой площадью за счет средств субъекта РФ - Оренбургской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, в пределах черты г. Оренбурга на условиях договора социального найма.
Определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 января 2013 года произведена замена третьего лица Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области на Министерство социального развития Оренбургской области.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 марта 2013 года исковые требования прокурора города Оренбурга в интересах * удовлетворены, суд постановил обязать администрацию г. Оренбурга обеспечить *, ... рождения, жилой площадью за счет средств субъекта РФ - Оренбургской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, в пределах черты г. Оренбурга на основании договора социального найма.
В апелляционных жалобах Администрация г. Оренбурга и Правительство Оренбургской области просят решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Представители Администрации г. Оренбурга, Правительства Оренбургской области, Министерства социального развития Оренбургской области в суд апелляционной инстанции не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Из материалов дела следует и судом установлено, что * относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением или социальной выплатой на его приобретение не обеспечен, жилья в собственности и закрепленного за ним жилья не имеет, в... году окончил **.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходил из того, что материалами дела подтверждается наличие оснований для обеспечения * вне очереди жилым помещением по договору социального найма в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действовавшей на момент обращения прокурора в суд с вышеуказанным иском, т.е. до 1 января 2013 года.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается, с учетом нижеследующего.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Из положений ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ следует, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Учитывая, что прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах * до 1 января 2013 года, положения Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежат.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. К категории лиц, которым предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма отнесены малоимущие граждане, признанные по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу ст. 57 ЖК РФ (в той же редакции) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма, по которому жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на 1 человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 2, ст. 3 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" (далее - Закон Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ), органы местного самоуправления Оренбургской области на неограниченный срок наделены отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда ряда категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В перечень таких граждан включены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (в возрасте до 23 лет).
На основании ч. 1 ст. 6 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года N 1853/389-IV-ОЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
В силу ст. 10 указанного Закона Оренбургской области, органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий Оренбургской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Оренбургской области в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии с п. 4 Правил расходования и учета субвенций, предоставляемых на обеспечение жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан, утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от 19.10.2011 г. N 1015-п (в редакции действовавшей до 31.01.2013 г.) формирование жилого фонда для осуществления муниципальными образованиями переданных полномочий за счет субвенций производится путем строительства (долевого участия в строительстве) муниципального жилья; приобретения жилья в муниципальную собственность.
На основании Указа Губернатора Оренбургской области от 03.10.2012 года N 669-ук Министерство социального развития Оренбургской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями проживающих на территории Оренбургской области граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Оно является правопреемником Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в части прав и обязанностей, вытекающих из переданных полномочий в соответствии с настоящим указом.
С учетом изложенного, суд, правильно установив юридически значимые обстоятельства, применив нормы закона и иных нормативно-правовых актов в редакции, действовавшей на момент обращения прокурора в суд, пришел к обоснованному выводу о необходимости возложения на администрацию г. Оренбурга обязанности обеспечить * жилой площадью на основании договора социального найма за счет средств Оренбургской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в пределах черты г. Оренбурга.
Довод апелляционных жалоб Администрации г. Оренбурга и Правительства Оренбургской области о том, что суд не учел положения вступившего в силу 1 января 2013 года Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", основан на неверном толковании статьи 4 указанного Федерального закона. Поскольку прокурор обратился в суд с иском в интересах * до 1 января 2013 года, суд правильно применил закон, без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ.
Иные доводы апелляционных жалоб выводов суда не опровергают, основаны на неправильном толковании закона и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что при рассмотрении дела суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого решения, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Администрации г. Оренбурга и Правительства Оренбургской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)