Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4358/2013

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июля 2013 г. по делу N 33-4358/2013


Судья Дрямова Н.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Никитиной А.И.,
судей Салащенко О.В., Султанова Р.А.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Кобзарь А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Оренбургской области на решение Акбулакского районного суда Оренбургской области от 19 марта 2013 года по гражданскому делу по иску прокурора Акбулакского района Оренбургской области в интересах Л.М.А. к администрации муниципального образования "***" Оренбургской области об обязании предоставить жилое помещение,

установила:

Прокурор Акбулакского района Оренбургской области, действуя в интересах Л.М.А. (добрачная фамилия ***24), обратился в суд с иском к администрации МО "***" (адрес) об обязании предоставить жилое помещение, указав в обоснование иска, что прокуратурой Акбулакского района проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено, что по решению Акбулакского районного суда от (дата) родители Л.М.А. - А.А. и В.П. лишены родительских прав.
(дата) Л.М.А. поставлена на учет по предоставлению жилого помещения вне очереди по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В (дата) году Л.М.А. окончила ГОУ НПО Профессиональное училище N п. Акбулак, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Прокурор просил суд обязать администрацию МО "***" Оренбургской области предоставить Л.М.А. вне очереди по договору социального найма на семью из одного человека благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, выделенных на эти цели.
В судебном заседании помощник прокурора Акбулакского района Граховская Е.Ю. исковые требования поддержала.
Истец Л.М.А. в судебном заседании исковые требования прокурора Акбулакского района поддержала полностью, просила предоставить ей жилье.
Представитель ответчика - администрации МО "***" Оренбургской области В. в судебном заседании требования иска признал, при условии выделения на эти цели средств, предоставленных Правительством Оренбургской области.
Представитель Акбулакского районного отдела образования администрации муниципального образования "***" инспектор по охране прав детства Акбулакского отдела образования П. требования прокурора Акбулакского района поддержала.
Представитель Правительства Оренбургской области, привлеченный в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Решением суда исковые требования прокурора Акбулакского района Оренбургской области в интересах Л.М.А. удовлетворены. Л.М.А. (дата) года рождения, признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, составом семьи 1 человек.
Суд обязал администрацию МО "***" Оренбургской области предоставить вне очереди по договору социального найма Л.М.А. на семью из одного человека, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет расходных обязательств субъекта РФ - Оренбургской области выделенных на эти цели.
В апелляционной жалобе Правительство Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд первой инстанции не учел положения вступившего в законную силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Ссылаясь на положения указанного Федерального закона, Правительство Оренбургской области оспаривает вывод суда о необходимости обеспечения Л.М.А. жилым помещением по договору социального найма, полагая, что действующее законодательство предусматривает предоставление лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма исключительно специализированных жилых помещений.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика администрации МО "***" Оренбургской области, третьих лиц Правительства Оренбургской области и Акбулакского районного отдела образования не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Никитиной А.И., объяснения истца Л.М.А., просившей апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда - без изменения, заключение прокурора Кобзарь А.П., полагавшей решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Удовлетворяя исковые требования, суд принял признание иска ответчиком администрацией МО "***" Оренбургской области.
Между тем, судебная коллегия находит обоснованными доводы апелляционной жалобы Правительства Оренбургской области о необходимости обеспечения Л.М.А. жильем по договору найма специализированного жилого помещения, а решение суда - подлежащим изменению, с учетом нижеследующего.
Согласно свидетельству о рождении Л.М.А., родившейся (дата) года рождения, ее родителями являются А.А. и В.П..
Решением Акбулакского районного суда Оренбургской области от (дата) А.А. и В.П. лишены родительских прав в отношении троих несовершеннолетних детей, в том числе и в отношении дочери Л.М.А.., родившейся (дата).
Распоряжением администрации Сагарчинского сельсовета Акбулакского района Оренбургской области от (дата) N ***24 поставлена на регистрационный учет по предоставлению жилого помещения вне очереди по категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
(дата) ***24 окончила обучение в ГОУ НПО "*** N" п. Акбулак.
(дата) ***24 вступила в брак с ***48 после заключения брака ей присвоена фамилия Л.М.А..
По данным ГУП "***" от (дата) и Управления Росреестра по Оренбургской области от (дата) сведения о правах Л.М.А. на недвижимое имущество отсутствуют.
В настоящее время Л.М.А. зарегистрирована и проживает в селе (адрес) закрепленного жилья не имеет.
Статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действующей до 1 января 2013 года, предусматривала, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Названная выше статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ изложена в новой редакции. Она предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п. 1).

Частью 2 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 N 1347/285-IV-ОЗ (в редакции от 18.03.2013 г.) "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" норма предоставления площади жилого помещения жилищного фонда Оренбургской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 33 кв. метра общей площади жилья.
Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляются по договору найма в специализированном жилищном фонде Оренбургской области (ч. 4 Закона Оренбургской области).
В силу ч. 3 и ч. 4 ст. 7 Закона Оренбургской области дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вносятся до 1 июня 2013 года в Список в порядке очередности, в которой они состояли на указанном учете, со снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в порядке, предусмотренном Правительством Оренбургской области.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и внесенные в Список, обеспечиваются жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в порядке, установленном настоящим Законом.
Изменения внесены также в Жилищный кодекс РФ. Так, с 1 января 2013 года признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, предусматривавший предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
Из положений ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ следует, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Учитывая, что Л.М.А. до настоящего времени не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса РФ в новой редакции в соответствии с положениями Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит изменению в части указания вида договора найма, на основании которого Л.М.А. должна быть обеспечена жилым помещением.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Акбулакского районного суда Оренбургской области от 19 марта 2013 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Обязать администрацию муниципального образования "***" Оренбургской области предоставить Л.М.А., (дата) года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в пределах муниципального образования Акбулакский район Оренбургской области, не ниже установленных норм предоставления жилой площади, за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области согласно очередности".















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)