Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.08.2013 N 33-3882/2013

Разделы:
Дарение недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 августа 2013 г. N 33-3882/2013


Судья Андреева Г.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Герман М.В.
судей Алексеевой Е.Д. и Свирской О.Д.
при секретаре Б.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Г.Л. на решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 27 мая 2013 года, которым отказано в удовлетворении иска Г.Л. к администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области, Правительству Ленинградской области о признании незаконным отказа в предоставлении бюджетных средств на приобретение (строительство) жилья, об обязании предоставить безвозмездную единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилья.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Герман М.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Г.Л. обратилась в суд с иском к администрации МО Тихвинский муниципальный район Ленинградской области, Правительству Ленинградской области о признании незаконным отказа в предоставлении бюджетных средств на приобретение (строительство) жилья, об обязании предоставить безвозмездную единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилья.
В обоснование иска Г.Л. и ее представитель указали, что с <...> года истица зарегистрирована и проживает в неблагоустроенном жилом доме N <...> по улице <...> в городе <...>, иного жилого помещения в собственности либо по договору социального найма не имеет, членом семьи собственников либо нанимателей жилого помещения по договору социального найма не является. <...> истица передала по договору дарения жилой дом, в котором проживает, своей внучке А.Ю., которая также вместе с <...> зарегистрирована по месту жительства в указанном доме. Отчуждение жилого дома по договору дарения произведено истицей не с целью намеренного ухудшения жилищных условий, чтобы быть принятой на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а в связи с тем, что дом фактически непригоден для проживания и нуждается в капитальном ремонте, в то время как сама истица средств и физических возможностей для ремонта не имеет, ее родственники согласились вкладывать денежные средства в ремонт дома лишь с условием, что он будет передан им в собственность. Поскольку истица не является собственником, нанимателем жилого помещения, а также членом семьи собственника либо нанимателя жилого помещения, то она вправе состоять на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, Г.Л. с <...> состоит на учете как нуждающаяся в жилом помещении. Постановлением главы администрации Тихвинского городского поселения от <...> признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях граждан, определенных Федеральным законом "О ветеранах". Имеет установленные названным законом, а также Областным законом "Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" основания для получения мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. Ее соответствующее заявление и учетное дело в срок до <...> были направлены в Правительство Ленинградской области для включения в списки граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата. Однако решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области от <...> ей отказано в выделении бюджетных средств для приобретения жилого помещения.
Представитель ответчика - администрации Тихвинского муниципального района иск в части требований к администрации не признала, указывая на то, что администрацией Тихвинского района истица была ошибочно принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" В настоящее время администрация намерена отменить указанное постановление. Никакого заседания общественной жилищной комиссии <...>, на решение которой истица ссылалась в исковом заявлении, не проводилось, этот день был нерабочим. Не отрицала, что в адрес истицы направлялись сотрудником жилищного отдела письма с рекомендациями произвести отчуждение жилого дома для того, чтобы ее, истицу, приняли на учет нуждающихся, однако полагала, что данные письма обусловлены некомпетентностью работника, а последующие действия истицы по отчуждению дома с учетом данных некорректных рекомендаций свидетельствуют именно о намеренном ухудшении жилищных условий с целью постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Представитель ответчика - Правительства Ленинградской области в отзыве на исковое заявление иск не признал, указав, что истица принята на учет нуждающихся в нарушение положений ст. 53 ЖК РФ, поскольку она <...> произвела отчуждение своего жилого дома, тем самым намеренно ухудшив жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Тихвинского городского суда Ленинградской области от 27 мая 2013 года Г.Л. отказано в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Г.Л. просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить ее исковые требования в полном объеме. В обоснование жалобы указала доводы, аналогичные доводам искового заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5 - Федерального закона "О ветеранах" участники Великой Отечественной войны относятся к ветеранам Великой Отечественной войны.
Статьей 15 Федерального закона "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, к числу которых относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 названного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии со ст. 1 Закона Ленинградской области "Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" право на обеспечение жильем в соответствии с названным Областным законом имеют граждане, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Ленинградской области, в том числе, участники Великой Отечественной войны.
Статьей 2 Областного закона Ленинградской области от 02.03.2010 N 5-оз "Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" установлено, что граждане, указанные в статье 1 данного закона, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма либо в собственность. По письменным заявлениям указанных в статье 1 областного закона граждан обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В силу указанного областного закона единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения предоставляется гражданам безвозмездно.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 1 июня 2010 года N 131 "О мерах по реализации областного закона "Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" утвержден Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, согласно пункту 2 которого право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет бюджетных средств всех уровней имеют указанные в статье 1 закона категории граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления Ленинградской области.
Таким образом для получения единовременной безвозмездной выплаты на приобретение и строительство жилья в соответствии с Законом Ленинградской области "Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" необходимо соблюдение двух условий: отнесение к соответствующей категории граждан и принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Г.Л., <...> года рождения, с <...> года зарегистрирована и проживает в <адрес>.
Г.Л. является вдовой участника Великой Отечественной войны и относится к категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом "О ветеранах", что подтверждается удостоверением N, выданным <...>.
Из материалов инвентаризационного дела усматривается, что указанный дом ранее принадлежал мужу Г.Л. - П.А., умершему <...>, после смерти которого право собственности зарегистрировано за Г.Л. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <...>.
В указанном доме кроме истицы по месту жительства зарегистрированы ее внучка - Е.Л. с двумя детьми и мужем - Е.Л., который зарегистрирован <...>.
<...> истица заключила договор дарения, которым земельный участок и жилой дом N по улице <...> в городе <...> безвозмездно передала в собственность своей внучке - Е.Л. Право собственности Е.Л. на дом зарегистрировано в установленном законом порядке <...>.
Из учетного дела следует, что <...> Г.Л. направила главе администрации Тихвинского муниципального района заявление о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на получение средств из областного и федерального бюджетов на приобретение или строительство жилого помещения.
Постановлением главы администрации Тихвинского муниципального района от <...> N Г.Л., являющаяся вдовой участника Великой Отечественной войны, признана нуждающейся в жилых помещениях и принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, определенных Федеральным законом "О ветеранах".
<...> Г.Л. подала заявление на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Администрация Тихвинского муниципального района направила учетное дело Г.Л. в Комитет по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области для разрешения вопроса о выплате Г.Л. денежных средств на приобретение жилого помещения.
<...> решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области для организации работы по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании Федеральных законов от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Г.Л. в предоставлении бюджетных средств на приобретение жилого помещения отказано со ссылкой на то, что она принята на учет с нарушением ст. 53 ЖК РФ. При этом указано, что в действиях собственника и членов семьи усматривается намерение приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся, поскольку Ю.Ю. зарегистрирован в доме только в <...> году.
Отказывая в иске Г.Л., суд исходил из того, что в соответствии с предписаниями по исполнению Указа Президента Российской Федерации "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" от 7 мая 2008 года N 714 при предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения компетентным органом должна быть проведена проверка обстоятельств нуждаемости лица в улучшении жилищных условий и наличия у него соответствующего права.
Исполняя указанное полномочие, рабочая группа при Правительстве ЛО в результате проверки документов Г.Л. сочла, что Г.Л. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с нарушением закона.
Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены в ст. 51 ЖК РФ.
Из постановления главы администрации Тихвинского муниципального района от <...> N о приеме Г.Л. на учет, усматривается, что она признана нуждающейся в жилых помещениях, поскольку является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, поскольку на каждого члена семьи приходится <...> кв. м, в то время как учетная норма составляет 9,5 кв. м (п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что действия по отчуждению жилого помещения в 2011 году произведены истицей с целью приобретения права быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Доказательств в обоснование доводов о том, что отчуждение дома было обусловлено не указанной целью, а необходимостью ремонта дома, суду не представлено.
Из писем от <...> N и от <...> N, направленных администрацией Тихвинского муниципального района в адрес Л.Е. - невестки истца, установлено, что первоначально Г.Л. обратилась в администрацию с заявлением о признании ее нуждающейся в жилых помещениях <...>. <...> заявление Г.Л. было рассмотрено на заседании общественной жилищной комиссии, которая рекомендовала Г.Л. произвести отчуждение жилого дома (оформить договор дарения на др. члена семьи), а также произвести обследование дома межведомственной комиссией по вопросам ЖКХ и строительства.
В ходе разбирательства по делу судом установлено, что <...> заседаний общественной жилищной комиссии не проводилось, заявления Г.Л. на заседании названной комиссии не рассматривались. Однако указанные письма с содержащимися в них рекомендациями указывают на то, что вопрос об отчуждении жилого дома с целью постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, обсуждался с истицей еще в <...> году.
Из показаний свидетелей Л.Е. - невестки истицы, Е.Л. - внучки истицы и Е.А. - сестры истицы следует, что дом действительно нуждается в ремонте.
Между тем, заключения, принятого в установленном законом порядке, о признании его непригодным для проживания не имеется. В компетентные органы собственники дома с заявлениями об обследовании не обращались.
При этом из показаний свидетеля Л.Е. усматривается также, что отчуждение дома произведено истицей именно с целью признания ее нуждающейся в жилых помещениях.
Поскольку в соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, и понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что заключение договора дарения между Г.Л. и ее внучкой обусловлено исключительно волеизъявлением истицы.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно указал, что совокупности установленных законом условий для предоставления истице бюджетных средств на приобретение (строительство) жилья не имеется.
Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, оценил представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, и постановил решение в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при точном соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 27 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.Л. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)