Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.04.2013 по делу N А76-1060/2013 (судья Бастен Д.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - Вурьев Д.В. (доверенность от 21.06.2013 N 51);
- Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа - Якупова Н.Б. (доверенность от 14.05.2012 N 25), Щелкунов С.Ю. (приказ о назначении от 12.04.2013 N 116/г);
- Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа - Якупова Н.Б. (доверенность от 14.05.2012 N 25);
- общества с ограниченной ответственностью "АТИС" - Никитина М.С. (доверенность от 11.01.2013), Еременко А.В. (доверенность от 24.06.2013).
Управление муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа (далее - УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа) обратились в Арбитражный суд Челябинской области с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, УФАС по Челябинской области) о признании недействительным решения от 26.12.2012 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 59-07/12.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 19.03.2013 возбужденные по указанным заявлениям дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением делу номера А76-1060/2013.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Производственно-Эксплуатирующая Компания "Теплоснабжение" (далее - ООО ПЭК "Теплоснабжение") и общество с ограниченной ответственностью "АТИС" (далее - ООО "АТИС").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с таким решением, Управление муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы указывает на отсутствие в его действиях нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Ссылается на наличие объективных причин обслуживания инженерных сетей ООО ПЭК "Теплоснабжение". В частности, обращает внимание на следующие обстоятельства: отношения по заключенному с ООО "АТИС" договору аренды прекращены с 27.03.2012 и с этого момента ООО "АТИС" перестало оказывать услуги по передаче тепловой энергии; муниципальное имущество использовалось ООО "АТИС" ненадлежащим образом, работа по содержанию трасс в надлежащем состоянии не проводилась; во избежание чрезвычайных ситуаций работы было вынуждено было проводить ООО ПЭК "Теплоснабжение"; заключение договора аренды на срок 30 дней вызвано необходимостью предотвращения срыва отопительного сезона; выданные в январе 2013 года ООО "АТИС" разрешения на проведение земельных работ ООО "АТИС" не получило до настоящего времени; ООО "АТИС" использует имущество без правоподтверждающих документов и затягивает судебные разбирательства, что препятствует осуществлению соответствующей государственной регистрации. Кроме того, податель апелляционной жалобы указывает на то, что вопрос об убытках ООО "АТИС" перед ООО "Мечел-Энерго", на которые указал суд первой инстанции, является предметом иного судебного спора.
Представители Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа и УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представители ООО "АТИС" в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве и письменных мнениях по делу. Полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
ООО ПЭК "Теплоснабжение" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание его представители не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без участия не явившихся представителей ООО ПЭК "Теплоснабжение".
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу ООО ПЭК "Теплоснабжение" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании Приказа Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа от 22.11.2011 по итогам проведенного конкурса на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения Муниципального образования "Чебаркульский городской округ" с победителем конкурса - ООО "АТИС" заключен договор аренды муниципального имущества (инженерно-коммуникационные сети) N 21 от 22.11.2011 на срок по 21.11.2016 года. 13.02.2012 договор прошел государственную регистрацию. Со стороны ООО "АТИС" договор аренды подписан директором общества Козловым А.В., действующим на основании устава и протокола N 2 общего собрания учредителей от 18.10.2011.
Согласно акту приема-передачи от 22.11.2011 на основании договора аренды от 21.11.2011 N 21 обществу с ограниченной ответственностью "АТИС" передано следующее муниципальное имущество: внешние теплосети разъезд Кисегач, сан. "Каменный цветок", Челябинская область, г. Чебаркуль, территория сан" "Каменный цветок"; теплотрасса от котельной мебельной фабрики до котельной фильтровальной станции, Челябинская область, г. Чебаркуль, от котельной мебельной фабрики до котельной фильтровальной станции; теплотрасса (наружка), Челябинская область, г. Чебаркуль, от ТП-3 до зданий IV микрорайона; теплотрасса (ст.Мисяш), Челябинская область, г. Чебаркуль, от котельной до жилых домов по ул. Станционная; теплотрасса сан. "Чебаркуль", Челябинская область, г. Чебаркуль, территория сан. "Чебаркуль"; наружная теплофикация очистных сооружений, Челябинская область, г. Чебаркуль, ул. Суворова,15, территория сооружений; - наружные сети теплоснабжения, ул. Елагина, 532, Челябинская область, г. Чебаркуль, от входного фланца прибора учета тепловой энергии, установленного справа от административного здания КЭЧ по ул. Елагина, 459, до жилых домов по ул. Елагина, Шоссейная; теплотрасса г. Чебаркуля, Челябинская область, г. Чебаркуль; теплотрасса по ул. Достоевского, Челябинская область, г. Чебаркуль, от котельной N 2 до жилых домов N 1,3,5,7 по ул. Достоевского.
27.03.2012 в Управление муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа поступило заявление от имени ООО "АТИС", подписанное директором общества Козловым А.В., о досрочном расторжении с 27.03.2012 договора аренды муниципального имущества (инженерно-коммуникационные сети) N 21 от 22.11.2011. В тот же день на основании указанного заявления двусторонним соглашением от 27.03.2012, подписанным от имени ООО "АТИС" директором Козловым А.В., договор аренды N 21 от 22.11.2011 расторгнут, а также составлен акт приема-передачи муниципального имущества от 27.03.2012. Копия соглашения о расторжении договора аренды, а также соответствующее уведомление в адрес общества с ограниченной ответственностью "АТИС" не направлялись.
05.05.2012 Администрацией Чебаркульского городского округа в Управление Росреестра по Челябинской области направлено заявление о регистрации расторжения договора аренды N 21 от 22.11.2011.
10.05.2012 ООО "АТИС" обратилось в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о приостановлении государственной регистрации расторжения договора аренды N 21 от 22.11.2011.
В связи с поступлением указанного обращения письмом от 11.05.2012 Управление Росреестра уведомило о приостановлении государственной регистрации соглашения о расторжении договора аренды на срок до 10.08.2012.
15.06.2012 в адрес Главы Чебаркульского городского округа поступило обращение ООО ПЭК "Теплоснабжение" о передаче в аренду на 29 дней муниципального имущества - тепловые трассы г. Чебаркуля, являвшиеся предметом договора аренды N 21 от 22.11.2011.
По результатам рассмотрения указанного обращения ООО ПЭК "Теплоснабжение", межведомственной комиссией по вопросам сдачи муниципального имущества во временное владение и пользование комиссией рекомендовано управлению муниципальной собственности предоставить в аренду ООО ПЭК "Теплоснабжение" тепловые трассы г. Чебаркуля в соответствии со ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ на срок не более чем тридцать календарных дней, а также подготовить конкурсную документацию для передачи в аренду объектов теплоснабжения (протокол заседания комиссии N 13 от 29.06.2012).
На основании Приказа Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа от 02.07.2012 N 173 между этим Управлением и ООО ПЭК "Теплоснабжение" подписан договор аренды муниципального имущества (инженерно-коммуникационные сети) от 02.07.2012 N 49 на срок по 30.07.2012.
Письмом от 03.07.2012 исх. N 1155 Управление муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа сообщило УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа о расторжении договора аренды N 21 от 22.11.2011 с ООО "АТИС" и о заключении договора аренды муниципального имущества (инженерно-коммуникационные сети) с ООО ПЭК "Теплоснабжение" в соответствии со ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ на срок не более чем тридцать календарных дней.
20.07.2012 ООО ПЭК "Теплоснабжение" обратилось к Главе Чебаркульского городского округа с заявлением о продлении срока действия договора аренды N 49 от 02.07.2012 до проведения конкурса на право заключения договора аренды данных тепловых сетей.
В ответ на указанное обращение Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа письмом от 01.08.2012 сообщило, что продление договора аренды от 02.07.2012 N 49 без проведения конкурса невозможно в силу ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, однако, указало, что в силу п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Письмом от 01.08.2012 исх. N 323 Управление муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа информировало УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа о возобновлении заключенного с ООО ПЭК "Теплоснабжение" договора аренды муниципального имущества N 49 от 02.07.2012 после истечения срока его действия на тех же условиях до момента проведения конкурса на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения Чебаркульского городского округа.
Письмами от 01.10.2012 УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа известило ООО ОП "Мечел-Энерго" и Чебаркульское ЭРТ филиала "Екатеринбургский" ОАО "РЭУ" о привлечении к обслуживанию тепловых трасс г. Чебаркуля ООО ПЭК "Теплоснабжение" в связи с ненадлежащим исполнением ООО "АТИС" своих обязательств по договору аренды от 22.11.2011 N 21. На основании этого сообщения филиал "Екатеринбургский" ОАО "РЭУ" письмом от 17.12.2012 N 4499 возвратил поступившие от ООО "АТИС" счет-фактуру и акт на передачу тепловой энергии.
В период с июля по декабрь 2012 года ООО "АТИС" обращалось в УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа с заявлениями о выдаче разрешений на производство земляных работ (исх. N 296 от 12.07.2012, исх. N 309 от 23.07.2012, исх. N 304 от 19.07.2012, исх. N 403 от 20.09.2012, исх. N 537 от 22.11.2012), однако УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа в ответ на указанные заявления сообщало, что решением межведомственной комиссии тепловые сети переданы на обслуживание ООО ПЭК "Теплоснабжение", с которым заключен договор аренды от 02.07.2012.
ООО ПЭК "Теплоснабжение" разрешения на право производства земляных работ выдавались УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа в период с марта 2012 года (разрешения N 13, 17, 23, 71, 92, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 142).
На основании протокола заседания оперативной группы КЧС и ОПБ от 04.09.2012 N 6 между УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа (заказчик), ООО ПЭК "Теплоснабжение" (подрядчик) и МБУ "Строительство и инфраструктура" (технадзор) заключен контракт на выполнение ремонтных работ от 07.09.2012 N 28/12, предметом которого явилось выполнение ремонтных работ на следующих объектах: теплотрассы по ул. 9 Мая; по теплотрассы Д=400мм от П-образного компенсатора до ул. Мира; теплотрассы в пос. Елагина; магистральной подземной теплотрассы Д=400мм от ГК-3 до камеры на ул. Электростальской; канализационного коллектора от ОАО "Уральская кузница" до приемной камеры очистных сооружений.
ООО "АТИС" обжаловало в УФАС по Челябинской области действия Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа, выразившиеся в одностороннем расторжении договора аренды N 21 от 22.11.2011 и заключении договора аренды с ООО ПЭК "Теплоснабжение", а также действия УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа, выразившиеся в заключении с ООО ПЭК "Теплоснабжение" без проведении торгов контракта на выполнение ремонтных работ от 07.09.2012 N 28/12.
По итогам рассмотрения возбужденного на основании обращений ООО "АТИС" дела о нарушении антимонопольного законодательства N 59-07/12 УФАС по Челябинской области вынесено решение от 29.12.2012 (резолютивная часть решения объявлена 26.12.2012), в соответствии с которым: 1) признаны нарушением ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ действия Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа, выразившиеся в передаче в аренду обществу с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение" муниципального имущества - тепловых сетей, на срок более 30 дней, при отсутствии государственной регистрации соглашения о расторжении договора аренды N 21 от 22.11.2011 с обществом с ограниченной ответственностью "АТИС" и фактическом использовании обществом с ограниченной ответственностью "АТИС" данного муниципального имущества, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции; 2) признан контракт на выполнение ремонтных работ от 07.09.2012 N 28/12, заключенный Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа и обществом с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение, заключение которого привело или могло привести к устранению, ограничению, недопущению конкуренции при размещении муниципального заказа, нарушающим ст. 16 Закона N 135-ФЗ; 3) признаны противоречащими ст. 16 Закона N 135-ФЗ, в том числе п. 4 указанной статьи, согласованные действия Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа, общества с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение" и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа, выразившиеся в заключении Управлением муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа и обществом с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение" договора аренды тепловых сетей N 49 от 02.07.2012 на неоправданно короткий срок, при отсутствии государственной регистрации расторжения договора аренды с обществом с ограниченной ответственностью "АТИС" и фактическом использовании в указанный период обществом с ограниченной ответственностью "АТИС" муниципального имущества, в создании Управлением муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа и Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа для общества с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение" возможности осуществлять деятельность с использованием тепловых сетей после истечения срока действия договора N 49 от 02.07.2012, в необоснованных отказах Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа в выдаче обществу с ограниченной ответственностью "АТИС" разрешений на право производства земляных работ и выдаче таких разрешений обществу с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение" при отсутствии у него законных оснований для заключения и продления договора N 49 от 02.07.2012, в направлении Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа сведений в теплоснабжающие организации об отсутствии у общества с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение" права пользования тепловыми сетями, в направлении со стороны общества с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение" письма в адрес Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа о продлении заключенного договора аренды N 49 от 02.07.2012 и бездействие общества и Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа по невозврату тепловых сетей после истечения срока действия договора N 49 от 02.07.2012, обращение общества с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение" в ГК ЕТО с заявлением об установлении тарифов, поскольку их результатом могло явиться устранение с рынка оказания услуг по передаче тепловой энергии хозяйствующего субъекта - общества с ограниченной ответственностью "АТИС", ограничение доступа на данный товарный рынок, недопущение, ограничение, устранение конкуренции на соответствующем товарном рынке; 4) выдать Управлению муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, путем: принятия мер по прекращению использования обществом с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение" тепловых сетей, переданных по договору аренды N 49 от 02.07.2012, в том числе путем направления в адрес общества с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение" требования о возврате данного муниципального имущества и расторжения договора аренды N 49 от 02.07.2012; обеспечения возможности обществу с ограниченной ответственностью "АТИС" осуществлять деятельность по эксплуатации тепловых сетей в соответствии с договором аренды N 21 от 22.11.2011 до вступления в законную силу судебного акта по делу N А76-13099/2012; направления в адрес УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа письма, содержащего информацию о расторжении договора аренды N 49 от 02.07.2012 с обществом с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение" и о возможности осуществления обществом с ограниченной ответственностью "АТИС" деятельности по обслуживанию тепловых сетей; 5) выдать обществу с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем возврата Управлению муниципальной собственности тепловых сетей, переданных обществу по договору аренды N 49 от 02.07.2012 и расторжения договора аренды N 49 от 02.07.2012; 6) выдать Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: обеспечить выдачу обществу с ограниченной ответственностью "АТИС" разрешений на право производства земляных работ в установленном действующими муниципальными правовыми актами порядке; не принимать в отношении общества с ограниченной ответственностью "АТИС" решения об отказе в выдаче разрешений на право производства земляных работ по объектам теплоснабжения, являющимся предметом договора аренды N 21 от 22.11.2011, по основанию расторжения указанного договора и передаче имущества обществу с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение" по договору N 49 от 02.07.2012; 7) передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.
Не согласившись с указанным решением, заявители оспорили его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции указал на отсутствие предусмотренной законом совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренного ненормативного акта.
Оценив фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходи к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Пунктом 4 статьи 16 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в том числе на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
Материалами дела подтверждено и участвующими в деле лицами не оспаривается фактическое предоставление Управлением муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа ООО ПЭК "Теплоснабжение" без проведения торгов муниципального имущества на срок, превышающий 30 дней (с учетом продолжения пользования имуществом по истечении срока действия договора аренды от 02.07.2012 N 49), при наличии не расторгнутого в установленном порядке (в силу отсутствия соответствующей государственной регистрации) заключенного с ООО "АТИС" договора аренды от 22.11.2011 N 21 и при условии продолжения использования ООО "АТИС" арендованного имущества (что следует из выданных УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа до 10.07.2012 разрешений на право производства земляных работ, акта восстановления благоустройства после проведенных земляных работ от 02.07.2012, протоколов оперативных совещаний по городскому хозяйству и по подготовке к отопительному сезону 2012-2013 г.г., проведенных в присутствии ООО "АТИС" и ООО ПЭК "Теплоснабжение"). При этом ООО "АТИС" обладает установленными тарифами на услуги по передаче тепловой энергии и лицензий от 01.11.2012 N ВП-56-00476 на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов - системы теплоснабжения и участка трубопроводной сети (свидетельство о регистрации от 17.07.2012 N А56-72228), тогда как на ООО ПЭК "Теплоснабжение" соответствующими утвержденными тарифами и лицензией не обладает.
Такие действия Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа правомерно признаны УФАС по Челябинской области не соответствующими ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ, как создающие необоснованное преимущество ООО ПЭК "Теплоснабжение" при осуществлении хозяйственной деятельности и препятствующие в осуществлении хозяйственной деятельности ООО "АТИС".
Заключение Управлением муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа договора аренды имущества от 02.07.2012 N 49 на необоснованно короткий тридцатидневный срок (при том, что эксплуатация тепловых сетей относится к долгосрочной деятельности в сфере теплоснабжения) и до расторжения в установленном порядке договора аренды с ООО "АТИС", а также направление УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа писем в адрес ООО ОП "Мечел-Энерго" (теплоснабжающая организация г. Чебаркуля) и филиал "Екатеринбургский" ОАО "РЭУ" о ненадлежащем выполнении ООО "АТИС" условий договора аренды и о привлечении к обслуживанию тепловых сетей ООО ПЭК "Теплоснабжение" свидетельствует о намерении Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа без соблюдения установленного порядка заменить арендатора указанного муниципального имущества, устранить ООО "АТИС" с рынка оказания услуг по передаче тепловой энергии в г. Чебаркуле и привлечь к оказанию этих услуг ООО ПЭК "Теплоснабжение".
Действия УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа по неоднократному отказу ООО "АТИС" в выдаче разрешений на производство земляных работ на основании его заявлений совершены при отсутствии оснований для такого отказа, предусмотренных п. 2.8.1 Административного регламента оказания муниципальной услуги по выдаче разрешений на право производства земляных работ при строительстве, реконструкции, ремонте, аварийных работах на территории Чебаркульского городского округа, утвержденного постановлением администрации Чебаркульского городского округа от 04.04.2011 N 300.
Между ООО "АТИС" и ООО "Мечел-Энерго" заключен договор от 29.02.2012 N 174-ТЭ-503/12 оказания услуг по передаче тепловой энергии, в соответствии с п. 5.7 которого ООО "АТИС" обязалось компенсировать ООО "Мечел-Энерго" нормативные и сверхнормативные потери в сетях путем оплаты дополнительного отпуска в сеть тепловой энергии и теплоносителя.
На основании указанного договора, и учитывая отсутствие соответствующих договорных отношений с ООО "Мечел-Энерго" у ООО ПЭК "Теплоснабжение", потери, возникающие в тепловых сетях вследствие аварийных ситуаций возмещаются именно ООО "АТИС".
В этой связи антимонопольным органом правомерно отмечено, что действия УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа по необоснованному отказу в выдаче ООО "АТИС" разрешений на производство земляных работ могли привести к возникновению у последнего убытков в виде компенсации ООО "Мечел-Энерго" потерь теплоносителя в связи с несвоевременным устранение аварийна тепловых сетях.
Указанные действия УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа наряду с действиями этого лица по выдаче разрешений на производство земляных работ ООО ПЭК "Теплоснабжение" и направлению в теплоснабжающие организации сведений об отсутствии у ООО "АТИС" права пользования тепловыми сетями, в совокупности с действиями Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа по заключению договора аренды от 02.07.2012 N 49 на неоправданно короткий срок и обеспечению ООО ПЭК "Теплоснабжение" возможности пользоваться имуществом по истечении срока действия указанного договора, до расторжения в установленном порядке договора аренды с ООО "АТИС" и при условии продолжения фактического использования ООО "АТИС" арендованного имущества, а также с действиями ООО ПЭК "Теплоснабжение" по направлению письма о продлении договора аренды от 02.07.2012 N 49 и его бездействием по невозврату сетей по истечении срока действия указанного договора, в совокупности с имевшим место обращением ООО ПЭК "Теплоснабжение" в Государственный комитет Единый тарифный орган Челябинской области с заявлением об установлении тарифов на оказание им услуг по передаче тепловой энергии (письмо от 05.07.2012 N 1144), правомерно признаны антимонопольным органом согласованными и не соответствующими требованиям п. 4 ст. 16 Закона N 135-ФЗ, как направленные на достижение единого результата - устранение с рынка оказания услуг по передаче тепловой энергии ООО "АТИС" и предоставление возможности осуществлять указанную деятельность ООО ПЭК "Теплоснабжение".
Ненадлежащее исполнение ООО "АТИС" обязательств по договору аренды от 22.11.2011 N 21 и неполучение этим лицом разрешений на проведение земляных работ в 2013 году, на что ссылается податель апелляционной жалобы, не являются значимыми обстоятельствами для оценки правильности данной антимонопольным органом квалификации указанных выше действий заявителей и ООО ПЭК "Теплоснабжение", а потому ссылка на эти обстоятельства судом апелляционной инстанции не принимается.
Представляется обоснованной также данная антимонопольным органом в оспоренном решении квалификация в соответствии со ст. 16 Закона N 135-ФЗ действий УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа и ООО ПЭК "Теплоснабжение" по заключению без проведения в установленном порядке торгов контракта на выполнение ремонтных работ от 07.09.2012 N 28/12.
В силу ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) во всех случаях размещение заказов осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных этим законом.
Пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ возможность размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд без проведения торгов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) обусловлена наличием обстоятельств непреодолимой силы, исключающих целесообразность применение иных способов размещения заказа.
Именно этой нормой заявители обосновывают законность заключения контракта на выполнение ремонтных работ теплосетей от 07.09.2012 N 28/12, ссылаясь на протокол от 04.09.2012 N 6 заседания оперативной группы КЧС и ОПБ "Об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС) на территории Чебаркульского городского округа (ЧГО) по обеспечению населения теплоснабжением в отопительный период 2012-2013 годов и неотложных мерах по предупреждению ЧС".
Однако, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, оперативная группа КЧС и ОПБ не является органом, уполномоченным на принятие решения о способе размещения муниципального контракта (в силу ч. 3 ст. 10 Закона N 94-ФЗ такое решение принимается лишь заказчиком или уполномоченным органом).
Кроме того, наличие чрезвычайных и непреодолимых в рассматриваемых условиях обстоятельств (непреодолимой силы), препятствующих размещению муниципального заказа в установленном порядке (в частности - возможность срыва отопительного сезона в случае размещения заказа в установленном порядке), не подтверждено. Суд апелляционной инстанции отмечает, что в апелляционной жалобе Управление муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа необходимостью предотвращения срыва отопительного сезона 2012-2013 г.г. обосновывает заключение с ООО ПЭК "Теплоснабжение" договора аренды от 02.07.2012 N 49. То есть указанное обстоятельство нельзя признать непредвиденным, чрезвычайным и непреодолимым для целей решения вопроса о способе размещения муниципального заказа на осуществление ремонтных работ теплосетей.
При таких обстоятельствах признание контракта от 07.09.2012 N 28/12, заключенного с нарушением установленного законом порядка и фактически предоставившего преимущество ООО ПЭК "Теплоснабжение" и ограничившего доступ на товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, не соответствующим ст. 16 Закона N 135-ФЗ, произведено антимонопольным органом при наличии достаточных оснований.
Таким образом, оспоренное решение антимонопольного органа следует признать соответствующим закону в полном объеме, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований.
В этой связи у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии совокупности условий, свидетельствующих о недействительности оспоренного решения антимонопольного органа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене решения судом, не установлено.
С учетом указанных обстоятельств, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалованного судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.04.2013 по делу N А76-1060/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.07.2013 N 18АП-5268/2013 ПО ДЕЛУ N А76-1060/2013
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2013 г. N 18АП-5268/2013
Дело N А76-1060/2013
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.04.2013 по делу N А76-1060/2013 (судья Бастен Д.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - Вурьев Д.В. (доверенность от 21.06.2013 N 51);
- Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа - Якупова Н.Б. (доверенность от 14.05.2012 N 25), Щелкунов С.Ю. (приказ о назначении от 12.04.2013 N 116/г);
- Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа - Якупова Н.Б. (доверенность от 14.05.2012 N 25);
- общества с ограниченной ответственностью "АТИС" - Никитина М.С. (доверенность от 11.01.2013), Еременко А.В. (доверенность от 24.06.2013).
Управление муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа (далее - УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа) обратились в Арбитражный суд Челябинской области с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, УФАС по Челябинской области) о признании недействительным решения от 26.12.2012 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 59-07/12.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 19.03.2013 возбужденные по указанным заявлениям дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением делу номера А76-1060/2013.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Производственно-Эксплуатирующая Компания "Теплоснабжение" (далее - ООО ПЭК "Теплоснабжение") и общество с ограниченной ответственностью "АТИС" (далее - ООО "АТИС").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с таким решением, Управление муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы указывает на отсутствие в его действиях нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Ссылается на наличие объективных причин обслуживания инженерных сетей ООО ПЭК "Теплоснабжение". В частности, обращает внимание на следующие обстоятельства: отношения по заключенному с ООО "АТИС" договору аренды прекращены с 27.03.2012 и с этого момента ООО "АТИС" перестало оказывать услуги по передаче тепловой энергии; муниципальное имущество использовалось ООО "АТИС" ненадлежащим образом, работа по содержанию трасс в надлежащем состоянии не проводилась; во избежание чрезвычайных ситуаций работы было вынуждено было проводить ООО ПЭК "Теплоснабжение"; заключение договора аренды на срок 30 дней вызвано необходимостью предотвращения срыва отопительного сезона; выданные в январе 2013 года ООО "АТИС" разрешения на проведение земельных работ ООО "АТИС" не получило до настоящего времени; ООО "АТИС" использует имущество без правоподтверждающих документов и затягивает судебные разбирательства, что препятствует осуществлению соответствующей государственной регистрации. Кроме того, податель апелляционной жалобы указывает на то, что вопрос об убытках ООО "АТИС" перед ООО "Мечел-Энерго", на которые указал суд первой инстанции, является предметом иного судебного спора.
Представители Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа и УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представители ООО "АТИС" в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве и письменных мнениях по делу. Полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
ООО ПЭК "Теплоснабжение" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание его представители не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без участия не явившихся представителей ООО ПЭК "Теплоснабжение".
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу ООО ПЭК "Теплоснабжение" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании Приказа Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа от 22.11.2011 по итогам проведенного конкурса на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения Муниципального образования "Чебаркульский городской округ" с победителем конкурса - ООО "АТИС" заключен договор аренды муниципального имущества (инженерно-коммуникационные сети) N 21 от 22.11.2011 на срок по 21.11.2016 года. 13.02.2012 договор прошел государственную регистрацию. Со стороны ООО "АТИС" договор аренды подписан директором общества Козловым А.В., действующим на основании устава и протокола N 2 общего собрания учредителей от 18.10.2011.
Согласно акту приема-передачи от 22.11.2011 на основании договора аренды от 21.11.2011 N 21 обществу с ограниченной ответственностью "АТИС" передано следующее муниципальное имущество: внешние теплосети разъезд Кисегач, сан. "Каменный цветок", Челябинская область, г. Чебаркуль, территория сан" "Каменный цветок"; теплотрасса от котельной мебельной фабрики до котельной фильтровальной станции, Челябинская область, г. Чебаркуль, от котельной мебельной фабрики до котельной фильтровальной станции; теплотрасса (наружка), Челябинская область, г. Чебаркуль, от ТП-3 до зданий IV микрорайона; теплотрасса (ст.Мисяш), Челябинская область, г. Чебаркуль, от котельной до жилых домов по ул. Станционная; теплотрасса сан. "Чебаркуль", Челябинская область, г. Чебаркуль, территория сан. "Чебаркуль"; наружная теплофикация очистных сооружений, Челябинская область, г. Чебаркуль, ул. Суворова,15, территория сооружений; - наружные сети теплоснабжения, ул. Елагина, 532, Челябинская область, г. Чебаркуль, от входного фланца прибора учета тепловой энергии, установленного справа от административного здания КЭЧ по ул. Елагина, 459, до жилых домов по ул. Елагина, Шоссейная; теплотрасса г. Чебаркуля, Челябинская область, г. Чебаркуль; теплотрасса по ул. Достоевского, Челябинская область, г. Чебаркуль, от котельной N 2 до жилых домов N 1,3,5,7 по ул. Достоевского.
27.03.2012 в Управление муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа поступило заявление от имени ООО "АТИС", подписанное директором общества Козловым А.В., о досрочном расторжении с 27.03.2012 договора аренды муниципального имущества (инженерно-коммуникационные сети) N 21 от 22.11.2011. В тот же день на основании указанного заявления двусторонним соглашением от 27.03.2012, подписанным от имени ООО "АТИС" директором Козловым А.В., договор аренды N 21 от 22.11.2011 расторгнут, а также составлен акт приема-передачи муниципального имущества от 27.03.2012. Копия соглашения о расторжении договора аренды, а также соответствующее уведомление в адрес общества с ограниченной ответственностью "АТИС" не направлялись.
05.05.2012 Администрацией Чебаркульского городского округа в Управление Росреестра по Челябинской области направлено заявление о регистрации расторжения договора аренды N 21 от 22.11.2011.
10.05.2012 ООО "АТИС" обратилось в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о приостановлении государственной регистрации расторжения договора аренды N 21 от 22.11.2011.
В связи с поступлением указанного обращения письмом от 11.05.2012 Управление Росреестра уведомило о приостановлении государственной регистрации соглашения о расторжении договора аренды на срок до 10.08.2012.
15.06.2012 в адрес Главы Чебаркульского городского округа поступило обращение ООО ПЭК "Теплоснабжение" о передаче в аренду на 29 дней муниципального имущества - тепловые трассы г. Чебаркуля, являвшиеся предметом договора аренды N 21 от 22.11.2011.
По результатам рассмотрения указанного обращения ООО ПЭК "Теплоснабжение", межведомственной комиссией по вопросам сдачи муниципального имущества во временное владение и пользование комиссией рекомендовано управлению муниципальной собственности предоставить в аренду ООО ПЭК "Теплоснабжение" тепловые трассы г. Чебаркуля в соответствии со ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ на срок не более чем тридцать календарных дней, а также подготовить конкурсную документацию для передачи в аренду объектов теплоснабжения (протокол заседания комиссии N 13 от 29.06.2012).
На основании Приказа Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа от 02.07.2012 N 173 между этим Управлением и ООО ПЭК "Теплоснабжение" подписан договор аренды муниципального имущества (инженерно-коммуникационные сети) от 02.07.2012 N 49 на срок по 30.07.2012.
Письмом от 03.07.2012 исх. N 1155 Управление муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа сообщило УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа о расторжении договора аренды N 21 от 22.11.2011 с ООО "АТИС" и о заключении договора аренды муниципального имущества (инженерно-коммуникационные сети) с ООО ПЭК "Теплоснабжение" в соответствии со ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ на срок не более чем тридцать календарных дней.
20.07.2012 ООО ПЭК "Теплоснабжение" обратилось к Главе Чебаркульского городского округа с заявлением о продлении срока действия договора аренды N 49 от 02.07.2012 до проведения конкурса на право заключения договора аренды данных тепловых сетей.
В ответ на указанное обращение Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа письмом от 01.08.2012 сообщило, что продление договора аренды от 02.07.2012 N 49 без проведения конкурса невозможно в силу ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, однако, указало, что в силу п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Письмом от 01.08.2012 исх. N 323 Управление муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа информировало УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа о возобновлении заключенного с ООО ПЭК "Теплоснабжение" договора аренды муниципального имущества N 49 от 02.07.2012 после истечения срока его действия на тех же условиях до момента проведения конкурса на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения Чебаркульского городского округа.
Письмами от 01.10.2012 УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа известило ООО ОП "Мечел-Энерго" и Чебаркульское ЭРТ филиала "Екатеринбургский" ОАО "РЭУ" о привлечении к обслуживанию тепловых трасс г. Чебаркуля ООО ПЭК "Теплоснабжение" в связи с ненадлежащим исполнением ООО "АТИС" своих обязательств по договору аренды от 22.11.2011 N 21. На основании этого сообщения филиал "Екатеринбургский" ОАО "РЭУ" письмом от 17.12.2012 N 4499 возвратил поступившие от ООО "АТИС" счет-фактуру и акт на передачу тепловой энергии.
В период с июля по декабрь 2012 года ООО "АТИС" обращалось в УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа с заявлениями о выдаче разрешений на производство земляных работ (исх. N 296 от 12.07.2012, исх. N 309 от 23.07.2012, исх. N 304 от 19.07.2012, исх. N 403 от 20.09.2012, исх. N 537 от 22.11.2012), однако УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа в ответ на указанные заявления сообщало, что решением межведомственной комиссии тепловые сети переданы на обслуживание ООО ПЭК "Теплоснабжение", с которым заключен договор аренды от 02.07.2012.
ООО ПЭК "Теплоснабжение" разрешения на право производства земляных работ выдавались УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа в период с марта 2012 года (разрешения N 13, 17, 23, 71, 92, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 142).
На основании протокола заседания оперативной группы КЧС и ОПБ от 04.09.2012 N 6 между УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа (заказчик), ООО ПЭК "Теплоснабжение" (подрядчик) и МБУ "Строительство и инфраструктура" (технадзор) заключен контракт на выполнение ремонтных работ от 07.09.2012 N 28/12, предметом которого явилось выполнение ремонтных работ на следующих объектах: теплотрассы по ул. 9 Мая; по теплотрассы Д=400мм от П-образного компенсатора до ул. Мира; теплотрассы в пос. Елагина; магистральной подземной теплотрассы Д=400мм от ГК-3 до камеры на ул. Электростальской; канализационного коллектора от ОАО "Уральская кузница" до приемной камеры очистных сооружений.
ООО "АТИС" обжаловало в УФАС по Челябинской области действия Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа, выразившиеся в одностороннем расторжении договора аренды N 21 от 22.11.2011 и заключении договора аренды с ООО ПЭК "Теплоснабжение", а также действия УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа, выразившиеся в заключении с ООО ПЭК "Теплоснабжение" без проведении торгов контракта на выполнение ремонтных работ от 07.09.2012 N 28/12.
По итогам рассмотрения возбужденного на основании обращений ООО "АТИС" дела о нарушении антимонопольного законодательства N 59-07/12 УФАС по Челябинской области вынесено решение от 29.12.2012 (резолютивная часть решения объявлена 26.12.2012), в соответствии с которым: 1) признаны нарушением ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ действия Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа, выразившиеся в передаче в аренду обществу с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение" муниципального имущества - тепловых сетей, на срок более 30 дней, при отсутствии государственной регистрации соглашения о расторжении договора аренды N 21 от 22.11.2011 с обществом с ограниченной ответственностью "АТИС" и фактическом использовании обществом с ограниченной ответственностью "АТИС" данного муниципального имущества, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции; 2) признан контракт на выполнение ремонтных работ от 07.09.2012 N 28/12, заключенный Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа и обществом с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение, заключение которого привело или могло привести к устранению, ограничению, недопущению конкуренции при размещении муниципального заказа, нарушающим ст. 16 Закона N 135-ФЗ; 3) признаны противоречащими ст. 16 Закона N 135-ФЗ, в том числе п. 4 указанной статьи, согласованные действия Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа, общества с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение" и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа, выразившиеся в заключении Управлением муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа и обществом с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение" договора аренды тепловых сетей N 49 от 02.07.2012 на неоправданно короткий срок, при отсутствии государственной регистрации расторжения договора аренды с обществом с ограниченной ответственностью "АТИС" и фактическом использовании в указанный период обществом с ограниченной ответственностью "АТИС" муниципального имущества, в создании Управлением муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа и Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа для общества с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение" возможности осуществлять деятельность с использованием тепловых сетей после истечения срока действия договора N 49 от 02.07.2012, в необоснованных отказах Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа в выдаче обществу с ограниченной ответственностью "АТИС" разрешений на право производства земляных работ и выдаче таких разрешений обществу с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение" при отсутствии у него законных оснований для заключения и продления договора N 49 от 02.07.2012, в направлении Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа сведений в теплоснабжающие организации об отсутствии у общества с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение" права пользования тепловыми сетями, в направлении со стороны общества с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение" письма в адрес Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа о продлении заключенного договора аренды N 49 от 02.07.2012 и бездействие общества и Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа по невозврату тепловых сетей после истечения срока действия договора N 49 от 02.07.2012, обращение общества с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение" в ГК ЕТО с заявлением об установлении тарифов, поскольку их результатом могло явиться устранение с рынка оказания услуг по передаче тепловой энергии хозяйствующего субъекта - общества с ограниченной ответственностью "АТИС", ограничение доступа на данный товарный рынок, недопущение, ограничение, устранение конкуренции на соответствующем товарном рынке; 4) выдать Управлению муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, путем: принятия мер по прекращению использования обществом с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение" тепловых сетей, переданных по договору аренды N 49 от 02.07.2012, в том числе путем направления в адрес общества с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение" требования о возврате данного муниципального имущества и расторжения договора аренды N 49 от 02.07.2012; обеспечения возможности обществу с ограниченной ответственностью "АТИС" осуществлять деятельность по эксплуатации тепловых сетей в соответствии с договором аренды N 21 от 22.11.2011 до вступления в законную силу судебного акта по делу N А76-13099/2012; направления в адрес УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа письма, содержащего информацию о расторжении договора аренды N 49 от 02.07.2012 с обществом с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение" и о возможности осуществления обществом с ограниченной ответственностью "АТИС" деятельности по обслуживанию тепловых сетей; 5) выдать обществу с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем возврата Управлению муниципальной собственности тепловых сетей, переданных обществу по договору аренды N 49 от 02.07.2012 и расторжения договора аренды N 49 от 02.07.2012; 6) выдать Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: обеспечить выдачу обществу с ограниченной ответственностью "АТИС" разрешений на право производства земляных работ в установленном действующими муниципальными правовыми актами порядке; не принимать в отношении общества с ограниченной ответственностью "АТИС" решения об отказе в выдаче разрешений на право производства земляных работ по объектам теплоснабжения, являющимся предметом договора аренды N 21 от 22.11.2011, по основанию расторжения указанного договора и передаче имущества обществу с ограниченной ответственностью ПЭК "Теплоснабжение" по договору N 49 от 02.07.2012; 7) передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.
Не согласившись с указанным решением, заявители оспорили его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции указал на отсутствие предусмотренной законом совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренного ненормативного акта.
Оценив фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходи к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Пунктом 4 статьи 16 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в том числе на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
Материалами дела подтверждено и участвующими в деле лицами не оспаривается фактическое предоставление Управлением муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа ООО ПЭК "Теплоснабжение" без проведения торгов муниципального имущества на срок, превышающий 30 дней (с учетом продолжения пользования имуществом по истечении срока действия договора аренды от 02.07.2012 N 49), при наличии не расторгнутого в установленном порядке (в силу отсутствия соответствующей государственной регистрации) заключенного с ООО "АТИС" договора аренды от 22.11.2011 N 21 и при условии продолжения использования ООО "АТИС" арендованного имущества (что следует из выданных УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа до 10.07.2012 разрешений на право производства земляных работ, акта восстановления благоустройства после проведенных земляных работ от 02.07.2012, протоколов оперативных совещаний по городскому хозяйству и по подготовке к отопительному сезону 2012-2013 г.г., проведенных в присутствии ООО "АТИС" и ООО ПЭК "Теплоснабжение"). При этом ООО "АТИС" обладает установленными тарифами на услуги по передаче тепловой энергии и лицензий от 01.11.2012 N ВП-56-00476 на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов - системы теплоснабжения и участка трубопроводной сети (свидетельство о регистрации от 17.07.2012 N А56-72228), тогда как на ООО ПЭК "Теплоснабжение" соответствующими утвержденными тарифами и лицензией не обладает.
Такие действия Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа правомерно признаны УФАС по Челябинской области не соответствующими ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ, как создающие необоснованное преимущество ООО ПЭК "Теплоснабжение" при осуществлении хозяйственной деятельности и препятствующие в осуществлении хозяйственной деятельности ООО "АТИС".
Заключение Управлением муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа договора аренды имущества от 02.07.2012 N 49 на необоснованно короткий тридцатидневный срок (при том, что эксплуатация тепловых сетей относится к долгосрочной деятельности в сфере теплоснабжения) и до расторжения в установленном порядке договора аренды с ООО "АТИС", а также направление УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа писем в адрес ООО ОП "Мечел-Энерго" (теплоснабжающая организация г. Чебаркуля) и филиал "Екатеринбургский" ОАО "РЭУ" о ненадлежащем выполнении ООО "АТИС" условий договора аренды и о привлечении к обслуживанию тепловых сетей ООО ПЭК "Теплоснабжение" свидетельствует о намерении Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа без соблюдения установленного порядка заменить арендатора указанного муниципального имущества, устранить ООО "АТИС" с рынка оказания услуг по передаче тепловой энергии в г. Чебаркуле и привлечь к оказанию этих услуг ООО ПЭК "Теплоснабжение".
Действия УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа по неоднократному отказу ООО "АТИС" в выдаче разрешений на производство земляных работ на основании его заявлений совершены при отсутствии оснований для такого отказа, предусмотренных п. 2.8.1 Административного регламента оказания муниципальной услуги по выдаче разрешений на право производства земляных работ при строительстве, реконструкции, ремонте, аварийных работах на территории Чебаркульского городского округа, утвержденного постановлением администрации Чебаркульского городского округа от 04.04.2011 N 300.
Между ООО "АТИС" и ООО "Мечел-Энерго" заключен договор от 29.02.2012 N 174-ТЭ-503/12 оказания услуг по передаче тепловой энергии, в соответствии с п. 5.7 которого ООО "АТИС" обязалось компенсировать ООО "Мечел-Энерго" нормативные и сверхнормативные потери в сетях путем оплаты дополнительного отпуска в сеть тепловой энергии и теплоносителя.
На основании указанного договора, и учитывая отсутствие соответствующих договорных отношений с ООО "Мечел-Энерго" у ООО ПЭК "Теплоснабжение", потери, возникающие в тепловых сетях вследствие аварийных ситуаций возмещаются именно ООО "АТИС".
В этой связи антимонопольным органом правомерно отмечено, что действия УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа по необоснованному отказу в выдаче ООО "АТИС" разрешений на производство земляных работ могли привести к возникновению у последнего убытков в виде компенсации ООО "Мечел-Энерго" потерь теплоносителя в связи с несвоевременным устранение аварийна тепловых сетях.
Указанные действия УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа наряду с действиями этого лица по выдаче разрешений на производство земляных работ ООО ПЭК "Теплоснабжение" и направлению в теплоснабжающие организации сведений об отсутствии у ООО "АТИС" права пользования тепловыми сетями, в совокупности с действиями Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа по заключению договора аренды от 02.07.2012 N 49 на неоправданно короткий срок и обеспечению ООО ПЭК "Теплоснабжение" возможности пользоваться имуществом по истечении срока действия указанного договора, до расторжения в установленном порядке договора аренды с ООО "АТИС" и при условии продолжения фактического использования ООО "АТИС" арендованного имущества, а также с действиями ООО ПЭК "Теплоснабжение" по направлению письма о продлении договора аренды от 02.07.2012 N 49 и его бездействием по невозврату сетей по истечении срока действия указанного договора, в совокупности с имевшим место обращением ООО ПЭК "Теплоснабжение" в Государственный комитет Единый тарифный орган Челябинской области с заявлением об установлении тарифов на оказание им услуг по передаче тепловой энергии (письмо от 05.07.2012 N 1144), правомерно признаны антимонопольным органом согласованными и не соответствующими требованиям п. 4 ст. 16 Закона N 135-ФЗ, как направленные на достижение единого результата - устранение с рынка оказания услуг по передаче тепловой энергии ООО "АТИС" и предоставление возможности осуществлять указанную деятельность ООО ПЭК "Теплоснабжение".
Ненадлежащее исполнение ООО "АТИС" обязательств по договору аренды от 22.11.2011 N 21 и неполучение этим лицом разрешений на проведение земляных работ в 2013 году, на что ссылается податель апелляционной жалобы, не являются значимыми обстоятельствами для оценки правильности данной антимонопольным органом квалификации указанных выше действий заявителей и ООО ПЭК "Теплоснабжение", а потому ссылка на эти обстоятельства судом апелляционной инстанции не принимается.
Представляется обоснованной также данная антимонопольным органом в оспоренном решении квалификация в соответствии со ст. 16 Закона N 135-ФЗ действий УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа и ООО ПЭК "Теплоснабжение" по заключению без проведения в установленном порядке торгов контракта на выполнение ремонтных работ от 07.09.2012 N 28/12.
В силу ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) во всех случаях размещение заказов осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных этим законом.
Пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ возможность размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд без проведения торгов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) обусловлена наличием обстоятельств непреодолимой силы, исключающих целесообразность применение иных способов размещения заказа.
Именно этой нормой заявители обосновывают законность заключения контракта на выполнение ремонтных работ теплосетей от 07.09.2012 N 28/12, ссылаясь на протокол от 04.09.2012 N 6 заседания оперативной группы КЧС и ОПБ "Об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС) на территории Чебаркульского городского округа (ЧГО) по обеспечению населения теплоснабжением в отопительный период 2012-2013 годов и неотложных мерах по предупреждению ЧС".
Однако, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, оперативная группа КЧС и ОПБ не является органом, уполномоченным на принятие решения о способе размещения муниципального контракта (в силу ч. 3 ст. 10 Закона N 94-ФЗ такое решение принимается лишь заказчиком или уполномоченным органом).
Кроме того, наличие чрезвычайных и непреодолимых в рассматриваемых условиях обстоятельств (непреодолимой силы), препятствующих размещению муниципального заказа в установленном порядке (в частности - возможность срыва отопительного сезона в случае размещения заказа в установленном порядке), не подтверждено. Суд апелляционной инстанции отмечает, что в апелляционной жалобе Управление муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа необходимостью предотвращения срыва отопительного сезона 2012-2013 г.г. обосновывает заключение с ООО ПЭК "Теплоснабжение" договора аренды от 02.07.2012 N 49. То есть указанное обстоятельство нельзя признать непредвиденным, чрезвычайным и непреодолимым для целей решения вопроса о способе размещения муниципального заказа на осуществление ремонтных работ теплосетей.
При таких обстоятельствах признание контракта от 07.09.2012 N 28/12, заключенного с нарушением установленного законом порядка и фактически предоставившего преимущество ООО ПЭК "Теплоснабжение" и ограничившего доступ на товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, не соответствующим ст. 16 Закона N 135-ФЗ, произведено антимонопольным органом при наличии достаточных оснований.
Таким образом, оспоренное решение антимонопольного органа следует признать соответствующим закону в полном объеме, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований.
В этой связи у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии совокупности условий, свидетельствующих о недействительности оспоренного решения антимонопольного органа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене решения судом, не установлено.
С учетом указанных обстоятельств, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалованного судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.04.2013 по делу N А76-1060/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ
А.А.АРЯМОВ
Судьи
М.Б.МАЛЫШЕВ
Н.Г.ПЛАКСИНА
М.Б.МАЛЫШЕВ
Н.Г.ПЛАКСИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)