Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Шабалина Р.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Сазоновой В.Г. и Хабировой Ф.В.,
при секретаре судебного заседания М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сазоновой В.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе И. на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 11 апреля 2013 года, которым постановлено:
в иске И. <данные изъяты> к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района об оспаривании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя И. - В., поддержавшую жалобу, судебная коллегия
установила:
И. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района (далее ИК АМР) об оспаривании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Требования мотивированны тем, что он является участником Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы. Он проживает в жилом доме по адресу: <адрес> После развода с супругой жилой дом был разделен между ними, площадь его части жилого дома составляет 33,6 кв. м. Дом ветхий без удобств, его стены, несущие балки, полы прогнили, имеют трещины и зазоры. Он обратился с заявлением о постановке его на учет нуждающимся в улучшении жилищных условий. Межведомственная комиссия осмотрела дом, вынесла заключение, что необходимо произвести капитальный ремонт дома, провести канализацию и водопровод, построить ванную комнату и туалет, заменить отопительную систему и газовое оборудование. После обследования ИК АМР был проведен водопровод и выделено пять тысяч рублей на газовую плиту. В постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ему отказано со ссылкой на то, что обеспеченность общей площадью, приходящейся на одного члена семьи, составляет более учетной нормы, износ дома - 46%, дом не признан непригодным для проживания. И. просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать ответчика поставить его как ветерана Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
И. и его представитель В. в суде иск поддержали.
Представитель ИК АМР - Б. в суде иск не признала.
Суд решением в удовлетворении иска И. отказал.
В апелляционной жалобе И. просит решение суда отменить по мотиву незаконности и необоснованности. В жалобе указывается, что жилищной комиссией при вынесении решения об отказе в постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий рассматривался вопрос об определении пригодности жилого помещения для проживания. Он проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
И., представитель ИК АМР в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены.
Поскольку данных о наличии существенных препятствий для их участия в данном судебном заседании не имеется, судебная коллегия, с учетом мнения В., считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы считает, что решения суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно статье 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1)не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2)являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3)проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4)являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
- В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;
- В силу положений пункта 1 и пункта 3 статьи 23.2 указанного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
- инвалидов Великой Отечественной войны;
- участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
- Как следует из материалов дела, И. является участником Великой Отечественной войны Он проживает в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме общей площадью 43,6 кв. м по адресу: <адрес>.
08 февраля 2012 года И. обратился с заявлением в ИК АМР о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как участника Великой Отечественной войны. ИК АМР принято решение об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий со ссылкой на то, обеспеченность общей площадью, приходящейся на одного члена семьи, составляет более учетной нормы (12 кв. м), согласно акту межведомственной комиссии износ дома составляет 38%, дом не признан непригодным для проживания.
И. повторно 24 сентября 2012 года обратился с заявлением в ИК АМР о постановке его на учет как участника Великой Отечественной войны. Решением от 19 октября 2012 года ему было отказано в удовлетворении его заявления, так как износ жилого дома на день обращения составлял 46%.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции правильно исходил из того, что отказ ИК АМР в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий является обоснованным и законным, так как оснований для принятия его на учет не имеется.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не противоречат требованиям закона.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы И. о том, что жилищной комиссией при принятии решения об отказе в постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий так же рассматривался вопрос об определении пригодности жилого помещения для проживания, несостоятельны, поскольку в компетенцию жилищной комиссии указанный вопрос не входит. Решение о признании его дома непригодным для постоянного проживания в установленном законом порядке не принималось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что он проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, суд апелляционной инстанции отклоняет, как несостоятельные, поскольку они направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции. В материалах дела отсутствуют доказательства, что жилой дом, в котором проживает истец, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям.
При таких данных судебная коллегия считает, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, доводы сторон судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, по делу постановлено соответствующее требованиям материального и процессуального закона решение. Поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 11 апреля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу И. - без удовлетворения. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 13.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-6886/2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июня 2013 г. по делу N 33-6886/2013
Судья: Шабалина Р.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Сазоновой В.Г. и Хабировой Ф.В.,
при секретаре судебного заседания М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сазоновой В.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе И. на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 11 апреля 2013 года, которым постановлено:
в иске И. <данные изъяты> к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района об оспаривании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя И. - В., поддержавшую жалобу, судебная коллегия
установила:
И. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района (далее ИК АМР) об оспаривании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Требования мотивированны тем, что он является участником Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы. Он проживает в жилом доме по адресу: <адрес> После развода с супругой жилой дом был разделен между ними, площадь его части жилого дома составляет 33,6 кв. м. Дом ветхий без удобств, его стены, несущие балки, полы прогнили, имеют трещины и зазоры. Он обратился с заявлением о постановке его на учет нуждающимся в улучшении жилищных условий. Межведомственная комиссия осмотрела дом, вынесла заключение, что необходимо произвести капитальный ремонт дома, провести канализацию и водопровод, построить ванную комнату и туалет, заменить отопительную систему и газовое оборудование. После обследования ИК АМР был проведен водопровод и выделено пять тысяч рублей на газовую плиту. В постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ему отказано со ссылкой на то, что обеспеченность общей площадью, приходящейся на одного члена семьи, составляет более учетной нормы, износ дома - 46%, дом не признан непригодным для проживания. И. просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать ответчика поставить его как ветерана Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
И. и его представитель В. в суде иск поддержали.
Представитель ИК АМР - Б. в суде иск не признала.
Суд решением в удовлетворении иска И. отказал.
В апелляционной жалобе И. просит решение суда отменить по мотиву незаконности и необоснованности. В жалобе указывается, что жилищной комиссией при вынесении решения об отказе в постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий рассматривался вопрос об определении пригодности жилого помещения для проживания. Он проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
И., представитель ИК АМР в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены.
Поскольку данных о наличии существенных препятствий для их участия в данном судебном заседании не имеется, судебная коллегия, с учетом мнения В., считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы считает, что решения суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно статье 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1)не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2)являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3)проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4)являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
- В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;
- В силу положений пункта 1 и пункта 3 статьи 23.2 указанного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
- инвалидов Великой Отечественной войны;
- участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
- Как следует из материалов дела, И. является участником Великой Отечественной войны Он проживает в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме общей площадью 43,6 кв. м по адресу: <адрес>.
08 февраля 2012 года И. обратился с заявлением в ИК АМР о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как участника Великой Отечественной войны. ИК АМР принято решение об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий со ссылкой на то, обеспеченность общей площадью, приходящейся на одного члена семьи, составляет более учетной нормы (12 кв. м), согласно акту межведомственной комиссии износ дома составляет 38%, дом не признан непригодным для проживания.
И. повторно 24 сентября 2012 года обратился с заявлением в ИК АМР о постановке его на учет как участника Великой Отечественной войны. Решением от 19 октября 2012 года ему было отказано в удовлетворении его заявления, так как износ жилого дома на день обращения составлял 46%.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции правильно исходил из того, что отказ ИК АМР в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий является обоснованным и законным, так как оснований для принятия его на учет не имеется.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не противоречат требованиям закона.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы И. о том, что жилищной комиссией при принятии решения об отказе в постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий так же рассматривался вопрос об определении пригодности жилого помещения для проживания, несостоятельны, поскольку в компетенцию жилищной комиссии указанный вопрос не входит. Решение о признании его дома непригодным для постоянного проживания в установленном законом порядке не принималось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что он проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, суд апелляционной инстанции отклоняет, как несостоятельные, поскольку они направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции. В материалах дела отсутствуют доказательства, что жилой дом, в котором проживает истец, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям.
При таких данных судебная коллегия считает, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, доводы сторон судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, по делу постановлено соответствующее требованиям материального и процессуального закона решение. Поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 11 апреля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу И. - без удовлетворения. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)