Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Маренкова А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Симакова А.В.
судей Самойленко В.Г.
Шанаевой И.Ю.
при секретаре Б.Е. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Б.П. к Государственному учреждению "1967 Отделение морской инженерной службы" о признании права на приватизацию и признании права собственности на жилое помещение,
по кассационной жалобе представителя Государственного учреждения "1967 Отделение морской инженерной службы" на решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 14 февраля 2011 года, по которому постановлено:
"Исковые требования Б.П. удовлетворить. Признать за Б.П. право на приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения - квартиры N ***.
Признать за Б.П. право собственности в порядке приватизации на изолированное жилое помещение - квартиру, расположенную на пятом этаже жилого дома N ***, обозначенную на поэтажном плане за N *** общей площадью *** кв. м, состоящую из комнаты площадью *** кв. м, комнаты площадью *** кв. м, коридора площадью *** кв. м, туалета - *** кв. м, умывальной - *** кв. м, кладовой - *** кв. м"
Заслушав доклад судьи Симакова А.В. объяснения представителя ГУ "1967 Отделение морской инженерной службы" Ф. поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителя Б.П. К. судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Б.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению "1967 Отделение морской инженерной службы" о признании права на приватизацию жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что на основании договора социального найма N *** проживает в квартире *** в г. ***, общей площадью *** кв. м, где зарегистрирован с *** года. В *** года обратился к ответчику с заявлением о заключении договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность, однако ему было отказано со ссылкой на то, что спорное жилое помещение расположено в общежитии, которое находится в федеральной собственности.
Полагает, что отказ является незаконным, так как жилое помещение, которое занимает истец фактически является квартирой и утратило статус специализированного, поскольку в соответствии с законом должно было быть передано в муниципальную собственность. То обстоятельство, что передача жилого помещения до настоящего времени не состоялась, не может являться основанием для отказа в приватизации. Просит признать за ним право на приватизацию спорного жилого помещения.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности К. в судебном заседании уточнил заявленные истцом требования, просил суд также признать за Б.П. право собственности на жилое помещение - квартиру ***, общей площадью *** кв. м, в порядке приватизации. В остальной части поддержал заявленные истцом требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, возражений по иску не представил.
Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области в судебное заседание также не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе начальник 1967 ОМИС Ф. просит решение суда отменить т.к. при его принятии были нарушены и не правильно применены нормы материального права. Законом не предусмотрены основания и условия приватизации жилого помещения в общежитии.
Суд первой инстанции посчитал что, общежитие по ул. *** должно быть передано в собственность субъекта РФ или в муниципальную собственность, что с учетом ст. 7 закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", якобы приведет к утрате статуса "общежития", поскольку реализация прав граждан "не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления... документов".
Как указал Конституционный суд РФ в Определении N 425-О-О от 03.07.07 г., статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" не регулирует отношения по приватизации жилых помещений, осуществляемой на основании специального Закона РФ "О приватизации жилищного фонда РФ".
Сам факт передачи из ведомственной в муниципальную собственность не может служить основанием изменения статуса жилого помещения. В частности спорное жилое помещение не утратило статус служебного и не подлежит передаче гражданам в порядке приватизации.
На основании вышеизложенного кассатор просит отменить решение Ленинского районного суда города Мурманска от 14.02.11 года по иску Б.П. к ГУ "1967 ОМИС СФ" о признании права на приватизацию и права собственности на жилое помещение и передать дело на новое рассмотрение.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области т.к. о дате и месте рассмотрения дела они извещены, в силу ст. 354 ГПК РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением материального закона.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации и пунктом 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 года N 3020-1 управление и распоряжение объектами федеральной собственности, осуществляет Правительство Российской Федерации.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации "Об обороне" определено, что имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения.
Указом Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации" от 25.11.1996 N 1592 поручено Правительству Российской Федерации в целях приведения процесса военного строительства в Российской Федерации в соответствие с реальной социально- экономической и военно-политической обстановкой в государстве в срок до 01 января 2005 года передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Во исполнение названного Указа Президента принято Постановление Правительства Российской Федерации N 1131 от 06.10.1999 (действовавшее до 14.07.2006) "О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность", которым определены объекты социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, подлежащие передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, в том числе жилищный фонд (социального использования).
В соответствии с частью 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законам о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 года N 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц.
В силу ст. 7 ФЗ РФ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии с данной нормой, общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежития в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В силу статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Статьей 16 указанного закона определено, что к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Согласно статье 94 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
В силу статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения.
В соответствии с "Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду", утвержденными Постановлением Правительства РФ N 42 от 26 января 2006 года, к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Жилое помещение в общежитии предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека (п. 6). Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (п. 12). Орган управления принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения (п. 14).
Суд проанализировал законодательство регламентирующее спорные правоотношения, дал оценку представленным доказательствам и пришел к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению.
Проанализировав приведенное выше законодательство суд пришел к обоснованному выводу о том, что в связи с обязанностью передать здание по улице Ушакова, дом 13 в городе Мурманске в муниципальную собственность либо собственность субъекта РФ им был утрачен статус общежития. При таких обстоятельствах после вступления в силу Федерального закона РФ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", квартира 54, расположенная в доме N 13 по улице Ушакова в городе Мурманске так же утратила статус общежития.
При этом суд правильно указал, что отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующею дома из специализированного жилого фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договорам социального найма, поскольку их реализация не может быть постановлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
В то же время суд не учел, что поскольку жилищные правоотношения преимущественно носят длящийся характер, федеральный законодатель при установлении новой системы соответствующего правового регулирования, включив в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" норму статьи 7, восполнил пробел, имевшийся в ранее действовавшем жилищном законодательстве, которым не был определен правовой режим жилых помещений в зданиях общежитий, ранее находившихся на балансе государственных или муниципальных предприятий, а затем в связи с приватизацией этих предприятий переданных в ведение органов местного самоуправления.
Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 3 ноября 1998 года N 25-П и от 5 апреля 2007 года N 5-П, Определение от 15 мая 2007 года N 378-О-П), соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от любых проявлений дискриминации, означает - помимо недопустимости установления в законе какого-либо различия, исключения или предпочтения, основанного на признаках расы, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности, социального происхождения или каких-либо других обстоятельств, - запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Исходя из этого государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления (до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и при условии законного вселения в жилое помещение и в тех случаях, если оно имело место после 1 марта 2005 года.
Законность вселения Б.П. в спорное жилое помещение суд не проверял.
Как видно из материалов дела суд исходил из того, что Б.П. на основании договора социального найма жилого помещения N 1 от 27 июля 2010 года предоставлено в бессрочное владение и пользование изолированное помещение, состоящее из квартиры общей площадью ***, общей площадью *** кв. м, где зарегистрирован с *** года.
Однако, порядок предоставления жилого помещения по договорам социального найма предусмотрен гл. 7 Жилищного Кодекса РФ, соблюдение данного порядка суд не проверял так же.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить допущенные нарушения и вынести новое решение в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Мурманска от 14 февраля 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.04.2011 N 33-1062-2011
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 апреля 2011 г. N 33-1062-2011
Судья Маренкова А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Симакова А.В.
судей Самойленко В.Г.
Шанаевой И.Ю.
при секретаре Б.Е. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Б.П. к Государственному учреждению "1967 Отделение морской инженерной службы" о признании права на приватизацию и признании права собственности на жилое помещение,
по кассационной жалобе представителя Государственного учреждения "1967 Отделение морской инженерной службы" на решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 14 февраля 2011 года, по которому постановлено:
"Исковые требования Б.П. удовлетворить. Признать за Б.П. право на приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения - квартиры N ***.
Признать за Б.П. право собственности в порядке приватизации на изолированное жилое помещение - квартиру, расположенную на пятом этаже жилого дома N ***, обозначенную на поэтажном плане за N *** общей площадью *** кв. м, состоящую из комнаты площадью *** кв. м, комнаты площадью *** кв. м, коридора площадью *** кв. м, туалета - *** кв. м, умывальной - *** кв. м, кладовой - *** кв. м"
Заслушав доклад судьи Симакова А.В. объяснения представителя ГУ "1967 Отделение морской инженерной службы" Ф. поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителя Б.П. К. судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Б.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению "1967 Отделение морской инженерной службы" о признании права на приватизацию жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что на основании договора социального найма N *** проживает в квартире *** в г. ***, общей площадью *** кв. м, где зарегистрирован с *** года. В *** года обратился к ответчику с заявлением о заключении договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность, однако ему было отказано со ссылкой на то, что спорное жилое помещение расположено в общежитии, которое находится в федеральной собственности.
Полагает, что отказ является незаконным, так как жилое помещение, которое занимает истец фактически является квартирой и утратило статус специализированного, поскольку в соответствии с законом должно было быть передано в муниципальную собственность. То обстоятельство, что передача жилого помещения до настоящего времени не состоялась, не может являться основанием для отказа в приватизации. Просит признать за ним право на приватизацию спорного жилого помещения.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности К. в судебном заседании уточнил заявленные истцом требования, просил суд также признать за Б.П. право собственности на жилое помещение - квартиру ***, общей площадью *** кв. м, в порядке приватизации. В остальной части поддержал заявленные истцом требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, возражений по иску не представил.
Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области в судебное заседание также не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе начальник 1967 ОМИС Ф. просит решение суда отменить т.к. при его принятии были нарушены и не правильно применены нормы материального права. Законом не предусмотрены основания и условия приватизации жилого помещения в общежитии.
Суд первой инстанции посчитал что, общежитие по ул. *** должно быть передано в собственность субъекта РФ или в муниципальную собственность, что с учетом ст. 7 закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", якобы приведет к утрате статуса "общежития", поскольку реализация прав граждан "не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления... документов".
Как указал Конституционный суд РФ в Определении N 425-О-О от 03.07.07 г., статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" не регулирует отношения по приватизации жилых помещений, осуществляемой на основании специального Закона РФ "О приватизации жилищного фонда РФ".
Сам факт передачи из ведомственной в муниципальную собственность не может служить основанием изменения статуса жилого помещения. В частности спорное жилое помещение не утратило статус служебного и не подлежит передаче гражданам в порядке приватизации.
На основании вышеизложенного кассатор просит отменить решение Ленинского районного суда города Мурманска от 14.02.11 года по иску Б.П. к ГУ "1967 ОМИС СФ" о признании права на приватизацию и права собственности на жилое помещение и передать дело на новое рассмотрение.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области т.к. о дате и месте рассмотрения дела они извещены, в силу ст. 354 ГПК РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением материального закона.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации и пунктом 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 года N 3020-1 управление и распоряжение объектами федеральной собственности, осуществляет Правительство Российской Федерации.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации "Об обороне" определено, что имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения.
Указом Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации" от 25.11.1996 N 1592 поручено Правительству Российской Федерации в целях приведения процесса военного строительства в Российской Федерации в соответствие с реальной социально- экономической и военно-политической обстановкой в государстве в срок до 01 января 2005 года передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Во исполнение названного Указа Президента принято Постановление Правительства Российской Федерации N 1131 от 06.10.1999 (действовавшее до 14.07.2006) "О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность", которым определены объекты социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, подлежащие передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, в том числе жилищный фонд (социального использования).
В соответствии с частью 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законам о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 года N 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц.
В силу ст. 7 ФЗ РФ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии с данной нормой, общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежития в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В силу статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Статьей 16 указанного закона определено, что к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Согласно статье 94 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
В силу статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения.
В соответствии с "Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду", утвержденными Постановлением Правительства РФ N 42 от 26 января 2006 года, к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Жилое помещение в общежитии предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека (п. 6). Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (п. 12). Орган управления принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения (п. 14).
Суд проанализировал законодательство регламентирующее спорные правоотношения, дал оценку представленным доказательствам и пришел к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению.
Проанализировав приведенное выше законодательство суд пришел к обоснованному выводу о том, что в связи с обязанностью передать здание по улице Ушакова, дом 13 в городе Мурманске в муниципальную собственность либо собственность субъекта РФ им был утрачен статус общежития. При таких обстоятельствах после вступления в силу Федерального закона РФ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", квартира 54, расположенная в доме N 13 по улице Ушакова в городе Мурманске так же утратила статус общежития.
При этом суд правильно указал, что отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующею дома из специализированного жилого фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договорам социального найма, поскольку их реализация не может быть постановлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
В то же время суд не учел, что поскольку жилищные правоотношения преимущественно носят длящийся характер, федеральный законодатель при установлении новой системы соответствующего правового регулирования, включив в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" норму статьи 7, восполнил пробел, имевшийся в ранее действовавшем жилищном законодательстве, которым не был определен правовой режим жилых помещений в зданиях общежитий, ранее находившихся на балансе государственных или муниципальных предприятий, а затем в связи с приватизацией этих предприятий переданных в ведение органов местного самоуправления.
Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 3 ноября 1998 года N 25-П и от 5 апреля 2007 года N 5-П, Определение от 15 мая 2007 года N 378-О-П), соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от любых проявлений дискриминации, означает - помимо недопустимости установления в законе какого-либо различия, исключения или предпочтения, основанного на признаках расы, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности, социального происхождения или каких-либо других обстоятельств, - запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Исходя из этого государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления (до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и при условии законного вселения в жилое помещение и в тех случаях, если оно имело место после 1 марта 2005 года.
Законность вселения Б.П. в спорное жилое помещение суд не проверял.
Как видно из материалов дела суд исходил из того, что Б.П. на основании договора социального найма жилого помещения N 1 от 27 июля 2010 года предоставлено в бессрочное владение и пользование изолированное помещение, состоящее из квартиры общей площадью ***, общей площадью *** кв. м, где зарегистрирован с *** года.
Однако, порядок предоставления жилого помещения по договорам социального найма предусмотрен гл. 7 Жилищного Кодекса РФ, соблюдение данного порядка суд не проверял так же.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить допущенные нарушения и вынести новое решение в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Мурманска от 14 февраля 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)