Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19.03.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 25.03.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Тиминской О.А. и Байрамовой Н.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платоновой Г.Н., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Комплексное предприятие "Ростехресурс" на решение Арбитражного суда Калужской области от 28.12.2012 по делу N А23-746/2012 (судья Дорошина А.В.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью Комплексное предприятие "Ростехресурс" (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Калужской области, ответчик) от 15.02.2012 N 15/009/2012-84 о приостановлении государственной регистрации договора аренды лесного участка от 20.08.2009 N 161 и сообщения от 06.04.2012 N 15/009/2012-084 об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 20.08.2009 N 161, расположенного в Калужской области Мещовский район, ГУ "Мещовское лесничество", Мещовское участковое лесничество (колхоз им. К. Маркса) кварталы N 1-16, и об обязании зарегистрировать договор аренды (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В обоснование своей позиции ссылается на то, что у ответчика отсутствовали законные основания для приостановления и для отказа в регистрации договора аренды лесного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Министерство лесного хозяйства Калужской области (г. Калуга), общество с ограниченной ответственностью "ТЭРА" (г. Москва, ОГРН 1117746041577, ИНН 7721713924).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 28.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что у ответчика ввиду наличия в графе "особые отметки" записи о правопритязании на основании поданного 26.01.2012 заявления ООО "ТЭРА" о государственной регистрации договора аренды лесного участка от 30.12.2011 N 134 и ввиду регистрации 26.03.2012 данного договора отсутствовали законные основания для государственной регистрации договора аренды от 20.08.2009 N 161 по заявлению ООО Комплексное предприятие "Ростехресурс", поскольку имелись противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами.
В апелляционной жалобе ООО Комплексное предприятие "Ростехресурс" просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
В отзывах на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Калужской области, Министерство лесного хозяйства Калужской области, опровергая доводы жалобы, считают, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
ООО "ТЭРА" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью Комплексное предприятие "Ростехресурс" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1034001301520.
Между Министерством природных ресурсов Калужской области и обществом с ограниченной ответственностью Комплексное предприятие "Ростехресурс" на основании протокола от 11.08.2009 N 2 об итогах проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для заготовки древесины 20.08.2009 заключен договор N 161 аренды лесного участка, площадью 2 085 га, находящегося в Калужской области, Мещовский район, ГУ "Мещовское лесничество", Мещовское участковое лесничество (колхоз им. К. Маркса), кварталы N 1-16, сроком на 15 лет.
Границы лесного участка определены на кадастровой карте (плане) лесного участка, являющейся неотъемлемой частью договора.
Согласно пункту 22 договора стороны определили, что договор подлежит обязательной государственной регистрации в течение 120 дней после его подписания и вступает в силу с даты государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Вместе с тем, имея на руках все три экземпляра вышеназванного договора аренды, общество обратилось в Управление Росресстра по Калужской области с заявлением о регистрации договора аренды только 06.02.2012.
Заявитель в судебном заседании пояснил, что он обращался с аналогичным заявлением и ранее - 21.05.2010 (спустя 274 дня с момента подписания договора), однако ему было отказано в регистрации. Данный отказ им не оспаривался в установленном законом порядке.
Управление Росреестра по Калужской области уведомлением от 15.02.2012 N 15/009/2012-084 приостановило государственную регистрацию договора аренды от 20.08.2009 N 161, мотивируя непредставлением на государственную регистрацию кадастрового паспорта земельного участка, а также по причине того, что предмет договора идентифицировать невозможно. Кроме того, управлением указано, что в отношении данного объекта 26.01.2012 внесена запись о правопритязании на основании поданного 26.01.2012 заявления ООО "ТЭРА" о государственной регистрации договора аренды лесного участка от 30.12.2011 N 134.
Ввиду неустранения обществом причин, послуживших основанием для приостановления регистрации договора аренды, Управление Росреестра по Калужской области сообщением от 06.04.2012 отказало заявителю по тем же основаниям в регистрации договора аренды от 20.08.2009 N 161.
Не согласившись с приостановлением в регистрации и отказом в регистрации договора аренды, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу пункта 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 5 статьи 2, пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
При этом согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.
Согласно пункту 46 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 N 184, при возникновении у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений государственный регистратор в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения.
Статья 20 Закона N 122-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав.
В соответствии с абзацами 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав и документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Пункт 1 статьи 130 ГК РФ относит земельный участок к недвижимым вещам.
Статьей 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом.
В пункте 2 статьи 609 ГК РФ закреплено, что договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, договор аренды лесного участка от 20.08.2009 N 161 заключался Министерством природных ресурсов Калужской области и ООО Комплексное предприятие "Ростехресурс" сроком на 15 лет.
В связи с тем, что договор аренды участка лесного фонда от 20.08.2009 N 161 заключен на срок более одного года (15 лет), то в силу пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 25, пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации и в соответствии с условиями договора (пункт 22), он подлежал государственной регистрации.
Поскольку срок осуществления арендатором государственной регистрации согласован сторонами в договоре аренды, общество, подписав договор, выразило свое согласие со всеми закрепленными в нем условиями.
Между тем доказательств государственной регистрации договора аренды от 20.08.2009 N 161 обществом представлено не было.
В связи с тем, что договор от 20.08.2009 N 161 государственную регистрацию не прошел и не исполнялся, лесной участок, расположенный по адресу: Калужская область, Мещовский район, государственное казенное учреждение Калужской области "Мещовское лесничество", Мещовское участковое лесничество, кварталы N 1-16 (колхоз им. К. Марка), на основании постановления Правительства Калужской области от 03.10.2011 N 356 был вновь выставлен Министерством лесного хозяйства Калужской области на торги.
По результатам торгов, оформленных протоколом от 21.12.2011 N 2 об итогах проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка - лот N 6, между Министерством лесного хозяйства Калужской области и обществом с ограниченной ответственностью "ТЭРА" заключен договор от 30.12.2011 N 134 аренды лесного участка площадью 2 026 га, являющегося частью лесного участка площадью 15 159 га с кадастровым номером 40:15:000000:100 (номер учетной записи в государственном лесном реестре 12-2009-02), имеющего местоположение: Калужская область, Мещовский район, ГУ "Мещовское лесничество", Мещовское участковое лесничество, кварталы N 1-16 (колхоз им. К. Маркса) сроком на 15 лет для заготовки древесины.
Указанный договор зарегистрирован в установленном порядке 26.03.2012, что подтверждается уведомлением N 15/009/2012-042.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности приостановления Управлением Росреестра по Калужской области государственной регистрации договора аренды лесного участка от 20.08.2009 N 161, ввиду наличия согласно абзацу 7 пункта 6 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в графе "особые отметки" единого государственного реестра прав записи о существовании правопритязания в отношении лесного участка, расположенного в Калужской области, Мещовском районе, ГУ "Мещовское лесничество", Мещовское участковое лесничество (колхоз им. К. Маркса), кварталы N 1-16, так как имелось заявление ООО "ТЭРА" от 26.01.2012.
Как справедливо отмечено судом первой инстанции, Лесной кодекс Российской Федерации не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности, но не предусматривает возможность предоставления одного и того же участка для одинакового вида деятельности - в данном случае для заготовки древесины.
Как следует из материалов дела и установлено судом, одним из оснований для отказа в государственной регистрации права аренды лесного участка от 20.08.2009 N 161 послужил вывод управления о том, что представленный обществом на государственную регистрацию договор аренды не соответствует действующему законодательству: на государственную регистрацию не предоставлен в виде приложения к договору аренды кадастровый паспорт земельного участка с указанием его части, сдаваемой в аренду, в связи с чем управление посчитало, что невозможно идентифицировать земельный участок.
Между тем, как справедливо отмечено судом первой инстанции, отсутствие кадастрового плана земельного участка и невозможность идентифицировать земельный участок, не может служить основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды, поскольку согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в спорный период) до 1 января 2012 года (в настоящее время - до 01.01.2015) допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения кадастрового учета.
Согласно статье 4.4 вышеназванного Закона (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае, если до 01.01.2012 (в настоящее время - до 01.01.2015) государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта предоставляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу пункта 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2012, признается юридически действительным (пункт 2 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ).
Такой план имелся у общества и являлся приложением к договору аренды.
Вместе с тем признание судом необоснованным отказа управления в регистрации договора аренды лесного участка от 20.08.2009 N 161 по указанному основанию не привело к принятию ответчиком неправильного решения, поскольку, как установлено выше, имелись противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами ввиду регистрации 26.03.2012 договора аренды от 30.12.2011 N 134, заключенного с ООО "ТЭРА".
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калужской области по делу N А23-2533/2012 торги, оформленные протоколом от 21.12.2011 об итогах проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, и договор аренды лесного участка от 30.12.2011 N 134, заключенный между Министерством лесного хозяйства Калужской области и ООО "ТЭРА", были признаны действительными.
Таким образом, ответчик правомерно в соответствии с абзацем 11 части 1 статьи 20 Федерального закона Российской Федерации N 122-ФЗ в сообщении от 06.04.2012 отказал ООО Комплексное предприятие "Ростехресурс" в регистрации договора аренды от 20.08.2009 N 161.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не учтено при принятии решения обстоятельство незаконной государственной регистрации договора аренды от 30.12.2011 N 134, основанной на письме Министерства лесного хозяйства Калужской области, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку оценка данного обстоятельства не входит в предмет доказывания применительно к предмету настоящего спора. Доказательств признания в установленном порядке государственной регистрации договора аренды от 30.12.2011 N 134 недействительной в материалы дела обществом не представлено.
Ссылка ООО Комплексное предприятие "Ростехресурс" в обоснование своей позиции на акт приема-передачи от 20.08.2009 N 161, судом апелляционной инстанции признается несостоятельной, поскольку наличие указанного акта при отсутствии государственной регистрации спорного договора в установленный в нем срок в силу статей 307, 420 ГК РФ правового значения не имеет.
Доводов, способных повлечь отмену решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
В соответствии с пунктом 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы составляет для юридических лиц 1 000 рублей.
Согласно квитанции ОАО "Газэнергобанк" от 25.01.2013 ООО Комплексное предприятие "Ростехресурс" уплатило государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в общей сумме две тысячи рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ одна тысяча рублей подлежит возврату обществу.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 28 декабря 2012 года по делу N А23-746/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Комплексное предприятие "Ростехресурс" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Комплексное предприятие "Ростехресурс" (Калужская область, г. Медынь, ОГРН 1034001301520, ИНН 4012003821) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей, излишне уплаченную по квитанции ОАО "Газэнергобанк" от 25.01.2013.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Судьи
О.А.ТИМИНСКАЯ
Н.Ю.БАЙРАМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.03.2013 ПО ДЕЛУ N А23-746/2012
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2013 г. по делу N А23-746/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 19.03.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 25.03.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Тиминской О.А. и Байрамовой Н.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платоновой Г.Н., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Комплексное предприятие "Ростехресурс" на решение Арбитражного суда Калужской области от 28.12.2012 по делу N А23-746/2012 (судья Дорошина А.В.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью Комплексное предприятие "Ростехресурс" (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Калужской области, ответчик) от 15.02.2012 N 15/009/2012-84 о приостановлении государственной регистрации договора аренды лесного участка от 20.08.2009 N 161 и сообщения от 06.04.2012 N 15/009/2012-084 об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 20.08.2009 N 161, расположенного в Калужской области Мещовский район, ГУ "Мещовское лесничество", Мещовское участковое лесничество (колхоз им. К. Маркса) кварталы N 1-16, и об обязании зарегистрировать договор аренды (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В обоснование своей позиции ссылается на то, что у ответчика отсутствовали законные основания для приостановления и для отказа в регистрации договора аренды лесного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Министерство лесного хозяйства Калужской области (г. Калуга), общество с ограниченной ответственностью "ТЭРА" (г. Москва, ОГРН 1117746041577, ИНН 7721713924).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 28.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что у ответчика ввиду наличия в графе "особые отметки" записи о правопритязании на основании поданного 26.01.2012 заявления ООО "ТЭРА" о государственной регистрации договора аренды лесного участка от 30.12.2011 N 134 и ввиду регистрации 26.03.2012 данного договора отсутствовали законные основания для государственной регистрации договора аренды от 20.08.2009 N 161 по заявлению ООО Комплексное предприятие "Ростехресурс", поскольку имелись противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами.
В апелляционной жалобе ООО Комплексное предприятие "Ростехресурс" просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
В отзывах на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Калужской области, Министерство лесного хозяйства Калужской области, опровергая доводы жалобы, считают, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
ООО "ТЭРА" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью Комплексное предприятие "Ростехресурс" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1034001301520.
Между Министерством природных ресурсов Калужской области и обществом с ограниченной ответственностью Комплексное предприятие "Ростехресурс" на основании протокола от 11.08.2009 N 2 об итогах проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для заготовки древесины 20.08.2009 заключен договор N 161 аренды лесного участка, площадью 2 085 га, находящегося в Калужской области, Мещовский район, ГУ "Мещовское лесничество", Мещовское участковое лесничество (колхоз им. К. Маркса), кварталы N 1-16, сроком на 15 лет.
Границы лесного участка определены на кадастровой карте (плане) лесного участка, являющейся неотъемлемой частью договора.
Согласно пункту 22 договора стороны определили, что договор подлежит обязательной государственной регистрации в течение 120 дней после его подписания и вступает в силу с даты государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Вместе с тем, имея на руках все три экземпляра вышеназванного договора аренды, общество обратилось в Управление Росресстра по Калужской области с заявлением о регистрации договора аренды только 06.02.2012.
Заявитель в судебном заседании пояснил, что он обращался с аналогичным заявлением и ранее - 21.05.2010 (спустя 274 дня с момента подписания договора), однако ему было отказано в регистрации. Данный отказ им не оспаривался в установленном законом порядке.
Управление Росреестра по Калужской области уведомлением от 15.02.2012 N 15/009/2012-084 приостановило государственную регистрацию договора аренды от 20.08.2009 N 161, мотивируя непредставлением на государственную регистрацию кадастрового паспорта земельного участка, а также по причине того, что предмет договора идентифицировать невозможно. Кроме того, управлением указано, что в отношении данного объекта 26.01.2012 внесена запись о правопритязании на основании поданного 26.01.2012 заявления ООО "ТЭРА" о государственной регистрации договора аренды лесного участка от 30.12.2011 N 134.
Ввиду неустранения обществом причин, послуживших основанием для приостановления регистрации договора аренды, Управление Росреестра по Калужской области сообщением от 06.04.2012 отказало заявителю по тем же основаниям в регистрации договора аренды от 20.08.2009 N 161.
Не согласившись с приостановлением в регистрации и отказом в регистрации договора аренды, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу пункта 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 5 статьи 2, пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
При этом согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.
Согласно пункту 46 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 N 184, при возникновении у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений государственный регистратор в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения.
Статья 20 Закона N 122-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав.
В соответствии с абзацами 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав и документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Пункт 1 статьи 130 ГК РФ относит земельный участок к недвижимым вещам.
Статьей 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом.
В пункте 2 статьи 609 ГК РФ закреплено, что договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, договор аренды лесного участка от 20.08.2009 N 161 заключался Министерством природных ресурсов Калужской области и ООО Комплексное предприятие "Ростехресурс" сроком на 15 лет.
В связи с тем, что договор аренды участка лесного фонда от 20.08.2009 N 161 заключен на срок более одного года (15 лет), то в силу пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 25, пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации и в соответствии с условиями договора (пункт 22), он подлежал государственной регистрации.
Поскольку срок осуществления арендатором государственной регистрации согласован сторонами в договоре аренды, общество, подписав договор, выразило свое согласие со всеми закрепленными в нем условиями.
Между тем доказательств государственной регистрации договора аренды от 20.08.2009 N 161 обществом представлено не было.
В связи с тем, что договор от 20.08.2009 N 161 государственную регистрацию не прошел и не исполнялся, лесной участок, расположенный по адресу: Калужская область, Мещовский район, государственное казенное учреждение Калужской области "Мещовское лесничество", Мещовское участковое лесничество, кварталы N 1-16 (колхоз им. К. Марка), на основании постановления Правительства Калужской области от 03.10.2011 N 356 был вновь выставлен Министерством лесного хозяйства Калужской области на торги.
По результатам торгов, оформленных протоколом от 21.12.2011 N 2 об итогах проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка - лот N 6, между Министерством лесного хозяйства Калужской области и обществом с ограниченной ответственностью "ТЭРА" заключен договор от 30.12.2011 N 134 аренды лесного участка площадью 2 026 га, являющегося частью лесного участка площадью 15 159 га с кадастровым номером 40:15:000000:100 (номер учетной записи в государственном лесном реестре 12-2009-02), имеющего местоположение: Калужская область, Мещовский район, ГУ "Мещовское лесничество", Мещовское участковое лесничество, кварталы N 1-16 (колхоз им. К. Маркса) сроком на 15 лет для заготовки древесины.
Указанный договор зарегистрирован в установленном порядке 26.03.2012, что подтверждается уведомлением N 15/009/2012-042.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности приостановления Управлением Росреестра по Калужской области государственной регистрации договора аренды лесного участка от 20.08.2009 N 161, ввиду наличия согласно абзацу 7 пункта 6 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в графе "особые отметки" единого государственного реестра прав записи о существовании правопритязания в отношении лесного участка, расположенного в Калужской области, Мещовском районе, ГУ "Мещовское лесничество", Мещовское участковое лесничество (колхоз им. К. Маркса), кварталы N 1-16, так как имелось заявление ООО "ТЭРА" от 26.01.2012.
Как справедливо отмечено судом первой инстанции, Лесной кодекс Российской Федерации не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности, но не предусматривает возможность предоставления одного и того же участка для одинакового вида деятельности - в данном случае для заготовки древесины.
Как следует из материалов дела и установлено судом, одним из оснований для отказа в государственной регистрации права аренды лесного участка от 20.08.2009 N 161 послужил вывод управления о том, что представленный обществом на государственную регистрацию договор аренды не соответствует действующему законодательству: на государственную регистрацию не предоставлен в виде приложения к договору аренды кадастровый паспорт земельного участка с указанием его части, сдаваемой в аренду, в связи с чем управление посчитало, что невозможно идентифицировать земельный участок.
Между тем, как справедливо отмечено судом первой инстанции, отсутствие кадастрового плана земельного участка и невозможность идентифицировать земельный участок, не может служить основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды, поскольку согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в спорный период) до 1 января 2012 года (в настоящее время - до 01.01.2015) допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения кадастрового учета.
Согласно статье 4.4 вышеназванного Закона (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае, если до 01.01.2012 (в настоящее время - до 01.01.2015) государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта предоставляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу пункта 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2012, признается юридически действительным (пункт 2 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ).
Такой план имелся у общества и являлся приложением к договору аренды.
Вместе с тем признание судом необоснованным отказа управления в регистрации договора аренды лесного участка от 20.08.2009 N 161 по указанному основанию не привело к принятию ответчиком неправильного решения, поскольку, как установлено выше, имелись противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами ввиду регистрации 26.03.2012 договора аренды от 30.12.2011 N 134, заключенного с ООО "ТЭРА".
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калужской области по делу N А23-2533/2012 торги, оформленные протоколом от 21.12.2011 об итогах проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, и договор аренды лесного участка от 30.12.2011 N 134, заключенный между Министерством лесного хозяйства Калужской области и ООО "ТЭРА", были признаны действительными.
Таким образом, ответчик правомерно в соответствии с абзацем 11 части 1 статьи 20 Федерального закона Российской Федерации N 122-ФЗ в сообщении от 06.04.2012 отказал ООО Комплексное предприятие "Ростехресурс" в регистрации договора аренды от 20.08.2009 N 161.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не учтено при принятии решения обстоятельство незаконной государственной регистрации договора аренды от 30.12.2011 N 134, основанной на письме Министерства лесного хозяйства Калужской области, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку оценка данного обстоятельства не входит в предмет доказывания применительно к предмету настоящего спора. Доказательств признания в установленном порядке государственной регистрации договора аренды от 30.12.2011 N 134 недействительной в материалы дела обществом не представлено.
Ссылка ООО Комплексное предприятие "Ростехресурс" в обоснование своей позиции на акт приема-передачи от 20.08.2009 N 161, судом апелляционной инстанции признается несостоятельной, поскольку наличие указанного акта при отсутствии государственной регистрации спорного договора в установленный в нем срок в силу статей 307, 420 ГК РФ правового значения не имеет.
Доводов, способных повлечь отмену решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
В соответствии с пунктом 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы составляет для юридических лиц 1 000 рублей.
Согласно квитанции ОАО "Газэнергобанк" от 25.01.2013 ООО Комплексное предприятие "Ростехресурс" уплатило государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в общей сумме две тысячи рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ одна тысяча рублей подлежит возврату обществу.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 28 декабря 2012 года по делу N А23-746/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Комплексное предприятие "Ростехресурс" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Комплексное предприятие "Ростехресурс" (Калужская область, г. Медынь, ОГРН 1034001301520, ИНН 4012003821) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей, излишне уплаченную по квитанции ОАО "Газэнергобанк" от 25.01.2013.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Судьи
О.А.ТИМИНСКАЯ
Н.Ю.БАЙРАМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)