Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5936

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 сентября 2013 г. по делу N 33-5936


Судья: Карпинская А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Тришкиной М.А., Ефимовой И.В.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Пирожниковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тришкиной М.А. гражданское дело по иску администрации Вольского муниципального района Саратовской области к С., Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" о признании не приобретшим право пользования жилым помещением, выселении, признании договора найма служебного жилого помещения недействительным и по встречному исковому заявлению С. к администрации Вольского муниципального района Саратовской области о признании приобретшим право пользования жилым помещением, заключении договора найма служебного жилого помещения, о признании незаконными действий администрации Вольского муниципального района, по апелляционной жалобе администрации Вольского муниципального района Саратовской области на решение Вольского районного суда Саратовской области от 19 июля 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований администрации Вольского муниципального района отказано в части, встречное исковое заявление С. - удовлетворено.
Заслушав доклад судьи, объяснения Л. - представителя администрации Вольского муниципального района Саратовской области, поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Пирожниковой Н.А., полагавшей решение законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, судебная коллегия

установила:

администрация Вольского муниципального района Саратовской области обратилась в суд с иском к С. в котором просила признать С. не приобретшим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, выселить ответчика из указанного жилого помещения, признать договор N найма служебного жилого помещения в отношении спорной квартиры от <дата> недействительным. Свои исковые требования мотивировала тем, что муниципальное образование город Вольск является собственником квартиры <адрес>. В соответствии с соглашением о передаче части полномочий органов местного самоуправления поселения, органам местного самоуправления Вольского муниципального района от <дата>, полномочия органов местного самоуправления муниципального образования <адрес> по пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, осуществляет администрация Вольского муниципального района.
В целях исполнения решения Вольского районного суда от <дата> по иску Вольского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов Е.И.В., которым на администрацию муниципального образования город Вольск возложена обязанность по предоставлению последнему жилого благоустроенного помещения общей площадью 75,8 кв. м, управлением муниципального хозяйства администрации Вольского муниципального района проводились мероприятия по подготовке к предоставлению Е.И.В. жилого помещения по адресу: <адрес>. Было установлено, что в жилом помещении проживает С. Истец полагал, что пользование С. указанным жилым помещением препятствует реализации переданных администрации Вольского муниципального района полномочий по распоряжению муниципальным имуществом, а также создает невозможность исполнения решения Вольского районного суда.
С. предъявил к истцу встречное исковое заявление, в котором просил признать его приобретшим право пользования спорным жилым помещением, о заключении договора найма служебного жилого помещения и признании незаконным отказа администрации Вольского муниципального района в заключении с ним договора найма служебного жилого помещения. В обоснование доводов заявленных требований указывал, что данная квартира была ему предоставлена как служебная N отделом (<адрес>) <данные изъяты> на время прохождения службы в <данные изъяты>. Он проживает в данной квартире, сделал в ней ремонт, несет бремя по ее содержанию и имеет временную регистрацию по месту пребывания по данному адресу.
- Рассмотрев возникший спор, судом постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований администрации Вольского муниципального района Саратовской области к С., "<данные изъяты>" о признании не приобретшим право пользования жилым помещением, выселении отказано; договор N найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, заключенный <дата> N отделом <адрес> <данные изъяты> с С. признан недействительным;
- встречное исковое заявление С. к администрации Вольского муниципального района <адрес> о признании приобретшим права пользования жилым помещением, заключении договора найма служебного жилого помещения, признании незаконным действий администрации Вольского муниципального района - удовлетворено полностью;
- С. признан приобретшим право пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес>, отказ администрации Вольского муниципального района в заключении с С. договора найма служебного жилого помещения признан незаконным, на администрацию Вольского муниципального района возложена обязанность заключить с С. договор найма указанного служебного жилого помещения на период прохождения им военной службы в <данные изъяты>.
В апелляционной жалобе администрация Вольского муниципального района <адрес> ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в иске и принятии нового решения, которым признать С. не приобретшим право пользования спорным жилым помещением и выселить его из спорного жилого помещения, в удовлетворении встречного иска - отказать. В обоснование доводов жалобы ее автор указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права. Полагает, что суд при рассмотрении спора вышел за рамки заявленных истцом по встречному иску требований, поскольку, установив нарушение порядка предоставления ответчику жилого помещения, не предоставил возможность истцу, как собственнику жилого помещения, решить вопрос о предоставлении жилого помещения ответчику, а принял решение о возложении обязанности принять решение о предоставлении жилого помещения. Вывод суда о принадлежности жилого помещения к специализированному жилищному фонду считает необоснованным.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Вольской межрайонной прокуратуры и С. считают, что решение суда законное и обоснованное, просят оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании Л.В.В. - представитель администрации Вольского муниципального района Саратовской области поддержал доводы жалобы, просил удовлетворить.
Прокурор отдела прокуратуры Саратовской области Пирожникова Н.А. полагала решение законным и обоснованным, возражала против доводов жалобы и отмены решения суда.
Иные лица, участвующие в деле на заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении дела не представили, в связи с чем и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 04 мая 1999 года N 487 утверждено Положение об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.
Из п. п. 3, 4 данного Положения следует, что жилищный договор заключается между Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в лице командиров (начальников) воинских частей и военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, а также офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, в целях обеспечения их служебными жилыми помещениями. Военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются по нормам и в порядке, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Жилищный договор заключается на срок действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими, для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ, - до окончания военной службы по призыву.
В развитие конституционных положений о праве каждого на жилище Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (ст. 40 Конституции РФ), в том числе путем обеспечения жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, установил специальный порядок передачи (заселения) жилых помещений для ряда категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащих.
В частности, такой порядок установлен п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В соответствии с названной нормой, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Таким образом, Федеральный закон "О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений независимо от принадлежности к муниципальному либо государственному жилищному фонду, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства.
Как следует из материалов дела С. проходит службу в <данные изъяты> (л.д. 85), постоянное место жительства имеет в <адрес>.
Согласно справке N, выданной "<данные изъяты>", С. признан нуждающимся в служебной жилой площади с <дата> по <данные изъяты> с составом семьи 3 человека (л.д. 202).
Распоряжением от 14 марта 2006 года "<данные изъяты>" жилые помещения в <адрес> изъяты из оперативного управления <данные изъяты>, относящиеся к федеральной собственности и переданы в муниципальную собственность Вольского муниципального образования (л.д. 98 - 99).
Согласно п. 7 указанного распоряжения право собственности администрации Вольского муниципального образования возникает с момента утверждения передаточного акта.
Как следует из выписки из приказа начальника <данные изъяты> N от <дата> "<данные изъяты>" квартира по адресу: <адрес> была включена в специализированный жилищный фонд Министерства обороны (л.д. 112).
Согласно акту приема-передачи жилых помещений (квартир), находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность Вольского муниципального района от <дата>, квартира по адресу: <адрес> передана из федеральной собственности РФ в собственность Вольского муниципального района (л.д. 100).
<дата> за муниципальным образованием город Вольск было зарегистрировано право собственности на квартиру <адрес>, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.д. 5).
В соответствии с соглашением о передачи части полномочий органов местного самоуправления поселения органам местного самоуправления Вольского муниципального района от <дата>, полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Вольск по пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, осуществляет администрация Вольского муниципального района (л.д. 38 - 61).
<дата> N отделом <адрес> <данные изъяты> с С. был заключен договор найма служебного жилого помещения N, согласно которому С. на время прохождения военной службы в <адрес> в <данные изъяты> сроком до <дата> предоставлено в срочное возмездное владение и пользование жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 111).
Удовлетворяя исковые требования о признании указанного договора недействительным, судом первой инстанции делается правильный вывод о заключении его в нарушении требований ст. 209 ГК РФ, в соответствии с п. 1 которой, права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику. ФГКУ "Центррегионжилье" на момент заключения договора найма не являлось собственником квартиры и не имело полномочий от имени Вольского муниципального района совершать какие-либо сделки в отношении этого жилого помещения.
"<данные изъяты>" было принято решение N о заселении жилого помещения, согласно которому спорное жилье предоставлено полковнику С. и членам его семьи для временного проживания в период его службы в <данные изъяты> (л.д. 125).
"<данные изъяты>" обратилось к главе администрации Вольского муниципального района с ходатайством от <дата> о разрешении повторного заселения указанной выше квартиры на время прохождения службы в <данные изъяты> военнослужащему С. с составом семьи 3 человека, за выездом военнослужащего, ранее занимавшего данную квартиру (л.д. 124).
Письмом администрации Вольского муниципального района от <дата> N "<данные изъяты>" отказано в предоставлении указанной квартиры с указанием, что администрация Вольского муниципального района сведениями о проживании военнослужащих в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, до вселения в нее С. не располагает (л.д. 146 - 147).
Согласно п. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
В силу п. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Факт того, что спорная квартира до передачи ее в муниципальную собственность, принадлежала Российской Федерации, находилась в ведении <данные изъяты> использовалась как служебное жилое помещение Вольским военным училищем тыла для временного проживания военнослужащих и иных лиц, приезжавших в <адрес> в командировки по линии <данные изъяты>, подтвердился исследованными судом первой инстанции доказательствами, имеющимися в материалах дела, показаниями свидетелей и объяснениями сторон по делу. Указанные доказательства были оценены судом первой инстанции в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 67 ГПК РФ и обстоятельств для переоценки указанных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что военнослужащий С., являющийся нуждающимся в предоставлении жилого помещения, вселенный на основании решения специального органа в спорное жилое помещение, ранее предоставленное другому военнослужащему, имеющий регистрацию по указанному адресу, оплачивающий жилищно-коммунальные услуги в связи с проживанием, пользуется и проживает в спорном жилом помещении на законном основании.
Доказательств нарушения очередности предоставления жилого помещения С., суду не предоставлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что при передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного или оперативного управления в муниципальную собственность, они утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов автора жалобы, поскольку судом на администрацию Вольского муниципального района с учетом положений п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложена обязанность заключить с С. договор найма служебного жилого помещения на определенный срок - на время прохождения службы.
Военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции РФ, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, предусматривая механизм реализации ими права на жилище, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация Вольского муниципального района полномочна только постановить решение о предоставлении жилого помещения, а заключить договор найма специализированного жилого помещения полномочно <данные изъяты>, не может служить основанием для отмены принятого по делу решения, поскольку согласно п. N Положения об администрации Вольского муниципального района Саратовской области к полномочиям администрации относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Вольского муниципального района, в порядке, определенном решениями Вольского муниципального Собрания; управление муниципального хозяйства - является структурным подразделением администрации.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств и иному толкованию законодательства. Судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению судом первой инстанции определены правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность вынесенного решения.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Вольского районного суда Саратовской области от 19 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Вольского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)