Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Доверительное управление имуществом; Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29.04.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 08.05.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Н.Ю. Байрамовой Н.Ю. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платоновой Г.Н., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Бахус-Ойл" (г. Смоленск, ИНН 6731033073. ОГРН 1026701438543) и заинтересованного лица - управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (г. Смоленск, ИНН 6730031796, ОГРН 1026701444615), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бахус-Ойл" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.02.2013 по делу N А62-8092/2012,
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Бахус-Ойл" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным решения управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - управление) от 28.04.2012 по делу N 09-12.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 20.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое решение соответствует закону, поскольку заключение договора аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, с победителем аукциона по цене ниже, чем предложена им в ходе проведения торгов, фактически означает, что договор заключен без проведения обязательных торгов.
Общество в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции от 20.02.2013. По мнению заявителя, установление в договоре суммы арендной платы ниже цены, определенной по результатам торгов, соответствует закону и не нарушает права других участников аукциона, поскольку конкурсная документация предусматривала возможность почасовой оплаты арендованного имущества. Общество указывает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении ходатайства заявителя об отложении судебного разбирательства, нарушил его право на судебную защиту.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание общество и управление, надлежащим образом уведомленные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в адрес управления поступило обращение прокуратуры Смоленской области о проверке изложенных в акте от 25.11.2011 фактов нарушения антимонопольного законодательства при проведении аукциона на право заключения договора аренды нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Смоленск, пр-т Гагарина, д. 23В, общей площадью 57, 9 кв. м, находящихся в собственности Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что 03.12.2010 на основании распоряжения территориального управления Росимущества в Смоленской области (далее - ТУ Росимущества в Смоленской области) от 12.10.2010 N 821-р проведен аукцион на право заключения договоров аренды государственного имущества, закрепленного за управлением Федеральной налоговой службы по Смоленской области на праве оперативного управления.
В частности предметом торгов по лоту N 1 являлось право заключения договора аренды в отношении нежилых помещений, общей площадью 57, 9 кв. м, расположенных на первом этаже в административном здании, находящемся по адресу: г. Смоленск, пр-т Гагарина, д. 23В.
Извещение о проведении аукциона на право заключения договоров аренды федерального недвижимого имущества было размещено в сети "Интернет" на официальном сайте - www. rosim-sm. ru и опубликовано в газете "Смоленская газета" (далее - извещение).
Пунктом 3 извещения установлена начальная минимальная цена договора аренды, равная 121 956 рублям в год.
В пункте 4 извещения установлен срок действия договора - 10 лет и указано на возможность использования нежилых помещений неполный рабочий день.
В соответствии с протоколом от 03.12.2010 N 1/2 рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в открытом аукционе по лоту N 1 шестерых претендентов: заявителя, ООО "Асса", ООО "Холм", ООО Текстильная фирма "Сапа", индивидуальных предпринимателей Давыдкиной К.С. и Дроздовой Р.А.
По результатам проведения аукциона в соответствии с протоколом от 08.12.2010 N 2/2/1 об итогах аукциона по лоту N 1 его победителем признан заявитель, предложивший наибольшую цену на право заключения договора аренды - 242 486 рублей.
Между ТУ Росимущества в Смоленской области (арендодателем), управлением Федеральной налоговой службы по Смоленской области (владельцем), с одной стороны, и обществом (арендатором), с другой стороны, 31.12.2010 заключен договор N 152-10, по условиям которого, обществу в аренду сроком на 10 лет передано государственное имущество - нежилые помещения, общей площадью 57, 9 кв. м, расположенные в административном здании по адресу: г. Смоленск, пр-т Гагарина, д. 23В (далее - договор аренды).
Годовая арендная плата установлена в размере 151 560 рублей на основании пункта 3.1 договора с учетом того, что сдаваемые в аренду нежилые помещения будут использоваться обществом неполный рабочий день.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения управлением дела N 09-12 по признакам нарушения ТУ Росимущества в Смоленской области части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены участники аукциона: ООО "Асса", ООО "Холм", ООО Текстильная фирма "Сапа", индивидуальные предприниматели Давыдкина К.С. и Дроздова Р.А.
В ходе рассмотрения дела комиссия управления пришла к выводу, что договор аренды заключен с нарушением требований пунктов 40, 114, 98, 150 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67.
Решением управления от 28.04.2012 ТУ Росимущества по Смоленской области признано нарушившим положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ при заключении договора аренды с установлением арендной платы, меньшей определенной по результатам проведения аукциона, что является заключением договора аренды без проведения обязательных торгов, предусмотренных положениями части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
На основании данного решения антимонопольный орган выдал ТУ Росимущества в Смоленской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции в отношении государственного имущества, переданного обществу по договору аренды.
Не согласившись с указанными решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение соответствует закону, поскольку заключение договора аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, с победителем аукциона по цене ниже, чем предложена им в ходе проведения торгов, фактически означает, что договор заключен без проведения обязательных торгов. При этом суд первой инстанции указал, что данные действия организатора конкурса ограничивают конкуренцию и ущемляют интересы иных участников торгов.
Судебная коллегия согласна с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному ненормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Исходя из положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемых действий незаконными требуется одновременно наличие двух условий, несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушающие права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС РФ от 26.01.2011 N 30, управление является органом, уполномоченным на осуществление функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).
В силу части 1 статьи 23 и статье 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ антимонопольный орган возбуждает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которых принимает решения и выдает хозяйствующим субъектам и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Таким образом, оспариваемое решение принято управлением в пределах полномочий, предоставленных данному административному органу.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Согласно части 5 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества утверждены Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (зарегистрирован в Минюсте России 11.02.2010 за N 163865) (далее - Правила).
В пункте 1 Правил указано, что они устанавливают порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
Пунктом 92 Правил проведения конкурсов установлено, что заключение договора осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
В силу пункта 98 Правил договор заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается договор, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. При заключении и (или) исполнении договора цена такого договора не может быть ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении конкурса, но может быть увеличена по соглашению сторон в порядке, установленном договором.
В пункте 150 Правил проведения конкурсов указано, что заключение договора по результатам аукциона осуществляется в порядке, установленном пунктами 92 - 100 Правил.
В соответствии с подпунктами 16, 17 пунктов 40, 114 Правил конкурсная документация (документация об аукционе), помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении конкурса (аукциона), должна содержать: указание на то, что при заключении и исполнении договора изменение условий договора, указанных в пункте 98 настоящих Правил, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается; указание на то, что условия аукциона, порядок и условия заключения договора с участником аукциона являются условиями публичной оферты, а подача заявки на участие в аукционе является акцептом такой оферты. В пункте 42 Правил проведения конкурсов указано, что сведения, содержащиеся в конкурсной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении конкурса.
Таким образом, договор аренды государственного имущества подлежит заключению на условиях, изложенных в заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации, при этом последующее изменение данных условий не допускается, за исключением условия о цене договора, которая может быть увеличена по соглашению сторон.
Из материалов дела усматривается, что общество по результатам аукциона признано его победителем, как предложившее наибольшую цену на право заключения договора аренды - 242 486 рублей.
Такая же цена подлежала указанию и в договоре аренды, заключенном ТУ Росимущества по Смоленской области с обществом по результатам аукциона.
Поскольку в договоре аренды стороны уменьшили размер годовой арендной платы до 151 560 рублей, указанный договор заключен с нарушением части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия управления Росимущества в Смоленской области, как лица, осуществляющего функции собственника имущества, по предоставлению данного имущества в аренду обществу по цене ниже установленной по результатам аукциона, привели к ограничению конкуренции, поскольку лишили иных участников торгов, занимающихся аналогичной деятельностью, возможности получить это имущество в пользование на тех же условиях.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что установление в договоре суммы арендной платы ниже цены, определенной по результатам торгов, соответствует закону и не нарушает права других участников аукциона, поскольку конкурсная документация предусматривала возможность почасовой оплаты арендованного имущества, подлежит отклонению, так как опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе пояснениями участника аукциона - ООО "Асса", присутствующего при рассмотрении возбужденного управлением дела.
При этом пунктом 3 извещения о проведении аукциона установлена начальная минимальная цена договора аренды, равная 121 956 рублям в год, а в пункте 4 данного извещения указано на возможность использования нежилых помещений неполный рабочий день.
Таким образом, размер арендной платы определен в извещении в твердой форме и с учетом использования предоставляемых в аренду помещений неполный рабочий день.
Возможности установления арендной платы пропорционально времени использования арендатором нежилых помещений конкурсная документация не предусматривает.
Ссылка заявителя на необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайства об отложении судебного разбирательства апелляционной инстанцией не принимается.
Как следует из материалов дела, ходатайство об отложении судебного разбирательства мотивировано невозможностью явки в судебное заседание представителей общества, в связи с нахождением в командировке.
Пунктом 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
С учетом изложенного, удовлетворение ходатайства по приведенному основанию является правом суда.
Оставление судом первой инстанции ходатайства общества об отложении судебного разбирательства без удовлетворения не повлекло принятия неправильного решения по делу.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.02.2013 по делу N А62-8092/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.В.ЗАИКИНА
Судьи
Н.Ю.БАЙРАМОВА
В.Н.СТАХАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.05.2013 ПО ДЕЛУ N А62-8092/2012
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Доверительное управление имуществом; Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 мая 2013 г. по делу N А62-8092/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 29.04.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 08.05.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Н.Ю. Байрамовой Н.Ю. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платоновой Г.Н., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Бахус-Ойл" (г. Смоленск, ИНН 6731033073. ОГРН 1026701438543) и заинтересованного лица - управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (г. Смоленск, ИНН 6730031796, ОГРН 1026701444615), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бахус-Ойл" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.02.2013 по делу N А62-8092/2012,
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Бахус-Ойл" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным решения управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - управление) от 28.04.2012 по делу N 09-12.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 20.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое решение соответствует закону, поскольку заключение договора аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, с победителем аукциона по цене ниже, чем предложена им в ходе проведения торгов, фактически означает, что договор заключен без проведения обязательных торгов.
Общество в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции от 20.02.2013. По мнению заявителя, установление в договоре суммы арендной платы ниже цены, определенной по результатам торгов, соответствует закону и не нарушает права других участников аукциона, поскольку конкурсная документация предусматривала возможность почасовой оплаты арендованного имущества. Общество указывает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении ходатайства заявителя об отложении судебного разбирательства, нарушил его право на судебную защиту.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание общество и управление, надлежащим образом уведомленные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в адрес управления поступило обращение прокуратуры Смоленской области о проверке изложенных в акте от 25.11.2011 фактов нарушения антимонопольного законодательства при проведении аукциона на право заключения договора аренды нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Смоленск, пр-т Гагарина, д. 23В, общей площадью 57, 9 кв. м, находящихся в собственности Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что 03.12.2010 на основании распоряжения территориального управления Росимущества в Смоленской области (далее - ТУ Росимущества в Смоленской области) от 12.10.2010 N 821-р проведен аукцион на право заключения договоров аренды государственного имущества, закрепленного за управлением Федеральной налоговой службы по Смоленской области на праве оперативного управления.
В частности предметом торгов по лоту N 1 являлось право заключения договора аренды в отношении нежилых помещений, общей площадью 57, 9 кв. м, расположенных на первом этаже в административном здании, находящемся по адресу: г. Смоленск, пр-т Гагарина, д. 23В.
Извещение о проведении аукциона на право заключения договоров аренды федерального недвижимого имущества было размещено в сети "Интернет" на официальном сайте - www. rosim-sm. ru и опубликовано в газете "Смоленская газета" (далее - извещение).
Пунктом 3 извещения установлена начальная минимальная цена договора аренды, равная 121 956 рублям в год.
В пункте 4 извещения установлен срок действия договора - 10 лет и указано на возможность использования нежилых помещений неполный рабочий день.
В соответствии с протоколом от 03.12.2010 N 1/2 рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в открытом аукционе по лоту N 1 шестерых претендентов: заявителя, ООО "Асса", ООО "Холм", ООО Текстильная фирма "Сапа", индивидуальных предпринимателей Давыдкиной К.С. и Дроздовой Р.А.
По результатам проведения аукциона в соответствии с протоколом от 08.12.2010 N 2/2/1 об итогах аукциона по лоту N 1 его победителем признан заявитель, предложивший наибольшую цену на право заключения договора аренды - 242 486 рублей.
Между ТУ Росимущества в Смоленской области (арендодателем), управлением Федеральной налоговой службы по Смоленской области (владельцем), с одной стороны, и обществом (арендатором), с другой стороны, 31.12.2010 заключен договор N 152-10, по условиям которого, обществу в аренду сроком на 10 лет передано государственное имущество - нежилые помещения, общей площадью 57, 9 кв. м, расположенные в административном здании по адресу: г. Смоленск, пр-т Гагарина, д. 23В (далее - договор аренды).
Годовая арендная плата установлена в размере 151 560 рублей на основании пункта 3.1 договора с учетом того, что сдаваемые в аренду нежилые помещения будут использоваться обществом неполный рабочий день.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения управлением дела N 09-12 по признакам нарушения ТУ Росимущества в Смоленской области части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены участники аукциона: ООО "Асса", ООО "Холм", ООО Текстильная фирма "Сапа", индивидуальные предприниматели Давыдкина К.С. и Дроздова Р.А.
В ходе рассмотрения дела комиссия управления пришла к выводу, что договор аренды заключен с нарушением требований пунктов 40, 114, 98, 150 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67.
Решением управления от 28.04.2012 ТУ Росимущества по Смоленской области признано нарушившим положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ при заключении договора аренды с установлением арендной платы, меньшей определенной по результатам проведения аукциона, что является заключением договора аренды без проведения обязательных торгов, предусмотренных положениями части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
На основании данного решения антимонопольный орган выдал ТУ Росимущества в Смоленской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции в отношении государственного имущества, переданного обществу по договору аренды.
Не согласившись с указанными решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение соответствует закону, поскольку заключение договора аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, с победителем аукциона по цене ниже, чем предложена им в ходе проведения торгов, фактически означает, что договор заключен без проведения обязательных торгов. При этом суд первой инстанции указал, что данные действия организатора конкурса ограничивают конкуренцию и ущемляют интересы иных участников торгов.
Судебная коллегия согласна с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному ненормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Исходя из положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемых действий незаконными требуется одновременно наличие двух условий, несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушающие права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС РФ от 26.01.2011 N 30, управление является органом, уполномоченным на осуществление функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).
В силу части 1 статьи 23 и статье 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ антимонопольный орган возбуждает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которых принимает решения и выдает хозяйствующим субъектам и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Таким образом, оспариваемое решение принято управлением в пределах полномочий, предоставленных данному административному органу.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Согласно части 5 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества утверждены Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (зарегистрирован в Минюсте России 11.02.2010 за N 163865) (далее - Правила).
В пункте 1 Правил указано, что они устанавливают порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
Пунктом 92 Правил проведения конкурсов установлено, что заключение договора осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
В силу пункта 98 Правил договор заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается договор, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. При заключении и (или) исполнении договора цена такого договора не может быть ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении конкурса, но может быть увеличена по соглашению сторон в порядке, установленном договором.
В пункте 150 Правил проведения конкурсов указано, что заключение договора по результатам аукциона осуществляется в порядке, установленном пунктами 92 - 100 Правил.
В соответствии с подпунктами 16, 17 пунктов 40, 114 Правил конкурсная документация (документация об аукционе), помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении конкурса (аукциона), должна содержать: указание на то, что при заключении и исполнении договора изменение условий договора, указанных в пункте 98 настоящих Правил, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается; указание на то, что условия аукциона, порядок и условия заключения договора с участником аукциона являются условиями публичной оферты, а подача заявки на участие в аукционе является акцептом такой оферты. В пункте 42 Правил проведения конкурсов указано, что сведения, содержащиеся в конкурсной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении конкурса.
Таким образом, договор аренды государственного имущества подлежит заключению на условиях, изложенных в заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации, при этом последующее изменение данных условий не допускается, за исключением условия о цене договора, которая может быть увеличена по соглашению сторон.
Из материалов дела усматривается, что общество по результатам аукциона признано его победителем, как предложившее наибольшую цену на право заключения договора аренды - 242 486 рублей.
Такая же цена подлежала указанию и в договоре аренды, заключенном ТУ Росимущества по Смоленской области с обществом по результатам аукциона.
Поскольку в договоре аренды стороны уменьшили размер годовой арендной платы до 151 560 рублей, указанный договор заключен с нарушением части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия управления Росимущества в Смоленской области, как лица, осуществляющего функции собственника имущества, по предоставлению данного имущества в аренду обществу по цене ниже установленной по результатам аукциона, привели к ограничению конкуренции, поскольку лишили иных участников торгов, занимающихся аналогичной деятельностью, возможности получить это имущество в пользование на тех же условиях.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что установление в договоре суммы арендной платы ниже цены, определенной по результатам торгов, соответствует закону и не нарушает права других участников аукциона, поскольку конкурсная документация предусматривала возможность почасовой оплаты арендованного имущества, подлежит отклонению, так как опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе пояснениями участника аукциона - ООО "Асса", присутствующего при рассмотрении возбужденного управлением дела.
При этом пунктом 3 извещения о проведении аукциона установлена начальная минимальная цена договора аренды, равная 121 956 рублям в год, а в пункте 4 данного извещения указано на возможность использования нежилых помещений неполный рабочий день.
Таким образом, размер арендной платы определен в извещении в твердой форме и с учетом использования предоставляемых в аренду помещений неполный рабочий день.
Возможности установления арендной платы пропорционально времени использования арендатором нежилых помещений конкурсная документация не предусматривает.
Ссылка заявителя на необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайства об отложении судебного разбирательства апелляционной инстанцией не принимается.
Как следует из материалов дела, ходатайство об отложении судебного разбирательства мотивировано невозможностью явки в судебное заседание представителей общества, в связи с нахождением в командировке.
Пунктом 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
С учетом изложенного, удовлетворение ходатайства по приведенному основанию является правом суда.
Оставление судом первой инстанции ходатайства общества об отложении судебного разбирательства без удовлетворения не повлекло принятия неправильного решения по делу.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.02.2013 по делу N А62-8092/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.В.ЗАИКИНА
Судьи
Н.Ю.БАЙРАМОВА
В.Н.СТАХАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)