Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.10.2013 N 33-5007/2013

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 октября 2013 г. N 33-5007/2013


Судья Молокова Л.К.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Аганесовой О.Б.,
судей Теплова И.П., Чистяковой Н.М.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе П. на решение Вологодского городского суда от 26 августа 2013 года, которым П. в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., объяснения П., судебная коллегия

установила:

П. обратился 26.07.2013 в суд с иском к администрации города Вологды об оспаривании решения органа местного самоуправления.
В обоснование требований указал, что постановлением администрации города Вологды от 03.07.2013 N... ему отказано в принятии на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договору социального найма, со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся (не признан малоимущим).
Полагал данный отказ незаконным, поскольку является пенсионером по старости, ни в собственности, ни по договору социального найма жилья не имеет, проживает на съемных квартирах. Его ежемесячный доход составляет... рублей (пенсия -... рублей и заработная плата -... рублей). На основании решения суда от 20.05.2008 он снят с регистрационного учета с прежнего места жительства по адресу: <адрес>.
Просил суд признать незаконным постановление администрации г. Вологды от 03.07.2013 N... в части отказа П. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; обязать администрацию г. Вологды поставить истца на соответствующий учет.
В судебном заседании истец П. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации г. Вологды по доверенности В. в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что отказ в постановке на учет является правомерным, поскольку истец не признан малоимущим (его ежемесячный доход составляет... рублей, заработная плата -... рублей, пенсия -... рублей), просила в иске отказать.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе П. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на доказанность факта нуждаемости истца в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на неправомерность вывода суда о том, что он не относится к категории малоимущих.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно требованиям статей 254, 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 1).
В соответствии с частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким образом, для постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда необходимо установить, относятся ли граждане к категории лиц, указанных в статье 49 ЖК Российской Федерации, то есть к категории малоимущих, и могут ли данные лица быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, указанным в статье 51 ЖК Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Общий порядок и условия постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий определяются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем пункт 7 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ.
Согласно статье 1 Закона Вологодской области N 1307-ОЗ от 29.06.2005 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются указанные в части 3 настоящей статьи граждане по месту их жительства на территории муниципального образования области, имеющие основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях (часть 2 статьи 1).
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право, в том числе граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, признанные малоимущими в порядке, установленном законом области "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда", - в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда (часть 3 статьи 1).
В соответствии с Законом Вологодской области N 1306-ОЗ от 29.06.2005 "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органами местного самоуправления поселений и городских округов области в порядке, установленном настоящим законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В случае наличия у гражданина основания признания его нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма орган местного самоуправления, в который поступило заявление гражданина для принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях, проводит расчет дохода семьи, приходящегося на каждого члена семьи, и определение стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания гражданина малоимущим.
Расчет дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина, производится на основании сведений о составе семьи и доходах членов семьи, указанных в заявлении о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма. Доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В расчет дохода, приходящегося на каждого члена семьи (дохода одиноко проживающего гражданина), включаются виды доходов, полученные каждым членом семьи (одиноко проживающим гражданином) в денежной и натуральной форме, в том числе, все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922; социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров.
Расчетным периодом является период равный шести месяцам, непосредственно предшествующий месяцу подачи заявления о постановке на учет для предоставления жилья по договору социального найма.
Из материалов дела усматривается, что П., N... года рождения, является пенсионером по старости на общих основаниях, состоит в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем П., решением суда от 22.05.2008, вступившим в законную силу, снят с регистрационного учета по адресу: <адрес>, в связи с добровольным выездом из указанной квартиры.
Согласно справке от <ДАТА> ГУ - Центр по выплате пенсий Пенсионного фонда РФ по Вологодской области П. получает трудовую пенсию по старости, сумма выплат за период с 01.11.2012 по 01.01.2013 составила... рублей в месяц, с 02.02.2013 по 31.05.2013 -... рублей в месяц.
Из справки, выданной ИП П., следует, что заработная плата П. за период с 01.11.2012 по 30.04.2013 составила... рублей в месяц.
В настоящее время П. жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма не имеет.
Постановлением администрации города Вологды N... от 03.07.2013 П. в удовлетворении заявления о постановке на учет малоимущих граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, было отказано со ссылкой на положения пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 1 статьи 6 Закона Вологодской области N 1307-ОЗ от 29.06.2005, согласно которым основанием для отказа в постановке на соответствующий учет является факт представления заявителем документов, которые не подтверждают право состоять на учете (не признан малоимущим).
В силу положений статьи 8 вышеуказанного Закона Вологодской области N 1306-ОЗ от 29.06.2005 малоимущими не признаются граждане, размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, которых позволяет приобрести жилое помещение по норме не ниже нормы предоставления, средней рыночной стоимости по муниципальному образованию области 1 кв. м типового жилья, соответствующего нормам благоустройства данного муниципального образования области.
При определении возможности приобретения жилого помещения учитывается возможность накопления недостающих средств на период более 5 лет.
Размер недостающих средств определяется как разница между расчетным показателем рыночной стоимости приобретения жилья по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма и стоимостью имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
При определении возможности накопления недостающих на приобретение жилого помещения средств не учитывается доход, приходящийся на каждого члена семьи в размере двукратной величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения, установленным Правительством области.
Из анализа указанной нормы закона следует, что гражданин признается малоимущим, если размер его дохода и стоимости принадлежащего ему на праве собственности имущества, позволяет ему накопить денежные средства для приобретения жилого помещения по вышеназванной норме предоставления за период времени более 5 лет.
Учитывая, что согласно расчету, представленному администрацией г. Вологды (л.д. 16), совокупный доход П. (... рублей в месяц) на состав семьи из одного человека позволяет ему приобрести жилое помещение по норме предоставления в г. Вологде (15 кв. м) в течение 4,5 лет, в связи с чем он не может быть признан малоимущим, вывод суда первой инстанции о правомерности отказа администрации г. Вологды в постановке заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, соответствует требованиям действующего законодательства.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 258 ГПК Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Ссылка в жалобе на факт отсутствия у заявителя жилого помещения на праве собственности, либо в пользовании по договору социального найма, не может быть принята во внимание, поскольку данное обстоятельство не является достаточным в соответствии с требованиями действующего законодательства для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
При данных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда от 26 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)