Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Дубкова О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Суминой Л.Н.,
судей Мухортых Е.Н. и Михалевой Т.Д.,
при секретаре И.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухортых Е.Н. дело по апелляционной жалобе представителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы по доверенности Ф. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 02 августа 2012 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, в Центральном административном округе, за подписью начальника М. от 05.10.11 г., о предоставлении *** и членам ее семьи, супругу ***, сыновьям *** и ***, двухкомнатной квартиры по адресу ***, общей площадью 58,4 квадратных метров на семью из 4-х человек.
Обязать Управление департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, в Центральном административном округе предоставить ***, супругу ***, сыновьям *** и ***, по договору социального найма, вне очереди, жилое помещение в границах города Москвы, с учетом утвержденных норм предоставления жилой площади на одного человек, общей площадью не менее 72 квадратных метров,
установила:
*** Е.Б. обратилась в суд с иском к Управлению Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Центральном административном округе, являющемуся структурным подразделением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, о признании незаконным решения Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Центральном административном округе от 05 октября 2011 года о предоставлении ей на семью из четырех человек двухкомнатной квартиры по адресу: ***, общей площадью 58,4 кв. м, об обязании предоставить ей на семью из четырех человек вне очереди по договору социального найма жилое помещение в границах города Москвы общей площадью не менее 72 кв. м.
В обоснование заявленных требований указала, что распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 29 июня 2011 г. N 889 утверждено заключение Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы от 11 марта 2010 г. N 1.01/174 о признании многоквартирного жилого дома по адресу: ***, аварийным и подлежащим сносу. В данном доме проживают истец *** Е.Б. и члены ее семьи - супруг *** А.В., сыновья *** А.М. и *** Н.А. Управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Центральном административном округе принято решение N Л-2355/1-1 (5) о предоставлении истцу на семью из четырех человек для переселения из аварийного и подлежащего сносу дома, двухкомнатной квартиры по адресу: ***, общей площадью 58,4 кв. м. Истец считает данное решение незаконным, так как данное жилое помещение по своему размеру предоставлено без учета ее супруга *** А.В. и не соответствует установленным нормам предоставления жилой площади на семью из четырех человек.
Истец *** Е.Б. в заседании суда первой инстанции заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы по доверенности Ф. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы по доверенности О., поддержавшего доводы жалобы, истца *** Е.Б., полагавшей решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 29 июня 2011 г. N 889 утверждено заключение Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы от 11 марта 2010 г. N 1.01/174 о признании многоквартирного жилого дома по адресу: ***, аварийным и подлежащим сносу.
Истец *** Е.Б. и члены ее семьи - супруг *** А.В., сыновья *** А.М. и *** Н.А., зарегистрированы по месту жительства по адресу: ***, кв. 102, где по договору социального найма занимают две комнаты площадью жилого помещения 43,8 кв. м в трехкомнатной квартире коммунального заселения.
С 1998 года *** Е.Б. в составе семьи из трех человек (она, два сына) состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Москве на общих основаниях.
Супруг истца *** Е.Б. - *** А.В., прибыл на жилую площадь по адресу: ***, кв. ***, в 2006 году из ** области, ** района, дер. ***, ул. ***, д. ***.
*** Е.Б. обратилась в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Центральном административном округе с заявлением о внесении в учетное дело в качества члена семьи супруга *** А.В.
В связи с тем, что *** А.В. проживает в г. Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет, Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Центральном административном округе оснований для включения в учетное дело супруга *** А.В. не нашло, о чем сообщило *** Е.Б. в письме N Л-2355/1-01-ЗМ от 23.09.2011 г.
Согласно письму Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Центральном административном округе N Л-2355/1-1 (5) от 05 октября 2011 года за подписью начальника М., в связи с отселением из аварийного дома истцу *** Е.Б. на семью из четырех человек (она, муж, два сына) предложена отдельная двухкомнатная квартира по адресу: ***, площадью жилого помещения 58,4 кв. м, жилой площадью 29,0 кв. м, со снятием с жилищного учета.
Истец *** Е.Б. обратилась в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы по вопросу предоставления жилой площади в связи со сносом дома с учетом супруга *** А.В.
Обращения *** Е.Б. рассмотрены и ей даны Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы ответ за N ДЖ-С-20128/1-1 от 09.12.2011 г. и Управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Центральном административном округе ответ за N Л-2344/1-4-1/5 от 21.11.2011 г. об отсутствии нарушений норм действующего жилищного законодательства при предоставлении жилого помещения в связи со сносом дома.
Истец полагает, что при предоставлении жилого помещения по адресу: ***, права ее семьи нарушены и семье должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 72 кв. м, поскольку предоставленная площадь не соответствует требованиям закона о предоставлении жилого помещения по норме 18 кв. м на одного человека.
Удовлетворяя исковые требования *** Е.Б., суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 57, ст. 69 ЖК РФ, п. п. 1 и 2 ст. 13 Закона города Москвы от 31.05.2006 г. N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве", пришел к выводам о том, что супруг истца *** А.В. имеет право на получение внеочередного жилого помещения с 29.06.2011 г., с даты утверждения заключения Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы от 11 марта 2010 г. N 1.01/174 о признании многоквартирного жилого дома по адресу: ***, аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем истцу и членам ее семьи должно быть предоставлено жилое помещение с учетом утвержденных норм предоставления жилой площади на одного человека, общей площадью не менее 72 кв. м.
С такими выводами суда первой инстанции нельзя согласиться, поскольку они постановлены с нарушением норм материального права.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Статья 86 ЖК РФ устанавливает, что в связи со сносом дома, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору найма, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с положениями ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона города Москвы N 21 от 31.05.2006 г. "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве", переселение граждан и освобождение жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, осуществляются путем предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в жилищном фонде города Москвы соответственно по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования или в предусмотренных законом случаях путем предоставления безвозмездных субсидий для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений с целью приобретения их в собственность.
Пунктом 2 этой же статьи Закона предусмотрено, что размер площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, должен соответствовать размеру площади жилого помещения, предоставляемого с помощью города в соответствии с правовыми актами города Москвы.
В соответствии с п. 3 ст. 13 названного Закона, гражданам, освобождающим жилые помещения, занимаемые по договору социального найма или безвозмездного пользования, и состоящими на жилищном учете, при их согласии могут быть улучшены жилищные условия без учета даты признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 20 Закона города Москвы N 29 от 14 июня 2006 г. "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жителям города Москвы, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях и признанным нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляются гражданам, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ) и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В связи с этим, предоставление жилого помещения по договору социального найма осуществляется органами местного самоуправления только по основаниям, предусмотренным законом.
Как видно из материалов дела, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит *** Е.Б. в составе семьи из трех человек (она, два сына), ее супруг *** А.В., как проживающий в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоит.
Судебная коллегия считает, что при переселении семьи *** Е.Б. Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы были соблюдены требования действующего законодательства. Взамен двух комнат площадью жилого помещения 43,8 кв. м, жилой площадью 28,8 кв. м, в трехкомнатной коммунальной квартире по адресу: ***, с учетом того, что семья истца в составе трех человек состояла на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, *** Е.Б. предложена отдельная двухкомнатная квартира площадью жилого помещения 58,4 кв. м, жилой площадью 29,0 кв. м, расположенная по адресу: ***, что соответствует норме предоставления на семью данного состава и численности. Предоставление такого жилого помещения не влечет нарушений жилищных прав *** А.В.
Следовательно, признавая незаконным решение Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Центральном административном округе от 05.10.2011 г. о предоставлении *** Е.Б. на семью из четырех человек двухкомнатной квартиры по адресу: ***, и обязывая ответчика предоставить семье *** Е.Б. жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 72 кв. м, суд неправильно применил нормы материального права, неверно истолковал положения ст. 57 ЖК РФ, положив их в основание удовлетворения иска, и не применил вышеприведенные нормы права, подлежащие применению.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 02 августа 2012 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований *** к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании незаконным решения Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Центральном административном округе от 05 октября 2011 года о предоставлении жилого помещения, об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 72 кв. м - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 06.02.2013 ПО ДЕЛУ N 11-1161
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 февраля 2013 г. по делу N 11-1161
Судья Дубкова О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Суминой Л.Н.,
судей Мухортых Е.Н. и Михалевой Т.Д.,
при секретаре И.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухортых Е.Н. дело по апелляционной жалобе представителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы по доверенности Ф. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 02 августа 2012 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, в Центральном административном округе, за подписью начальника М. от 05.10.11 г., о предоставлении *** и членам ее семьи, супругу ***, сыновьям *** и ***, двухкомнатной квартиры по адресу ***, общей площадью 58,4 квадратных метров на семью из 4-х человек.
Обязать Управление департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, в Центральном административном округе предоставить ***, супругу ***, сыновьям *** и ***, по договору социального найма, вне очереди, жилое помещение в границах города Москвы, с учетом утвержденных норм предоставления жилой площади на одного человек, общей площадью не менее 72 квадратных метров,
установила:
*** Е.Б. обратилась в суд с иском к Управлению Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Центральном административном округе, являющемуся структурным подразделением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, о признании незаконным решения Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Центральном административном округе от 05 октября 2011 года о предоставлении ей на семью из четырех человек двухкомнатной квартиры по адресу: ***, общей площадью 58,4 кв. м, об обязании предоставить ей на семью из четырех человек вне очереди по договору социального найма жилое помещение в границах города Москвы общей площадью не менее 72 кв. м.
В обоснование заявленных требований указала, что распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 29 июня 2011 г. N 889 утверждено заключение Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы от 11 марта 2010 г. N 1.01/174 о признании многоквартирного жилого дома по адресу: ***, аварийным и подлежащим сносу. В данном доме проживают истец *** Е.Б. и члены ее семьи - супруг *** А.В., сыновья *** А.М. и *** Н.А. Управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Центральном административном округе принято решение N Л-2355/1-1 (5) о предоставлении истцу на семью из четырех человек для переселения из аварийного и подлежащего сносу дома, двухкомнатной квартиры по адресу: ***, общей площадью 58,4 кв. м. Истец считает данное решение незаконным, так как данное жилое помещение по своему размеру предоставлено без учета ее супруга *** А.В. и не соответствует установленным нормам предоставления жилой площади на семью из четырех человек.
Истец *** Е.Б. в заседании суда первой инстанции заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы по доверенности Ф. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы по доверенности О., поддержавшего доводы жалобы, истца *** Е.Б., полагавшей решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 29 июня 2011 г. N 889 утверждено заключение Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы от 11 марта 2010 г. N 1.01/174 о признании многоквартирного жилого дома по адресу: ***, аварийным и подлежащим сносу.
Истец *** Е.Б. и члены ее семьи - супруг *** А.В., сыновья *** А.М. и *** Н.А., зарегистрированы по месту жительства по адресу: ***, кв. 102, где по договору социального найма занимают две комнаты площадью жилого помещения 43,8 кв. м в трехкомнатной квартире коммунального заселения.
С 1998 года *** Е.Б. в составе семьи из трех человек (она, два сына) состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Москве на общих основаниях.
Супруг истца *** Е.Б. - *** А.В., прибыл на жилую площадь по адресу: ***, кв. ***, в 2006 году из ** области, ** района, дер. ***, ул. ***, д. ***.
*** Е.Б. обратилась в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Центральном административном округе с заявлением о внесении в учетное дело в качества члена семьи супруга *** А.В.
В связи с тем, что *** А.В. проживает в г. Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет, Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Центральном административном округе оснований для включения в учетное дело супруга *** А.В. не нашло, о чем сообщило *** Е.Б. в письме N Л-2355/1-01-ЗМ от 23.09.2011 г.
Согласно письму Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Центральном административном округе N Л-2355/1-1 (5) от 05 октября 2011 года за подписью начальника М., в связи с отселением из аварийного дома истцу *** Е.Б. на семью из четырех человек (она, муж, два сына) предложена отдельная двухкомнатная квартира по адресу: ***, площадью жилого помещения 58,4 кв. м, жилой площадью 29,0 кв. м, со снятием с жилищного учета.
Истец *** Е.Б. обратилась в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы по вопросу предоставления жилой площади в связи со сносом дома с учетом супруга *** А.В.
Обращения *** Е.Б. рассмотрены и ей даны Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы ответ за N ДЖ-С-20128/1-1 от 09.12.2011 г. и Управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Центральном административном округе ответ за N Л-2344/1-4-1/5 от 21.11.2011 г. об отсутствии нарушений норм действующего жилищного законодательства при предоставлении жилого помещения в связи со сносом дома.
Истец полагает, что при предоставлении жилого помещения по адресу: ***, права ее семьи нарушены и семье должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 72 кв. м, поскольку предоставленная площадь не соответствует требованиям закона о предоставлении жилого помещения по норме 18 кв. м на одного человека.
Удовлетворяя исковые требования *** Е.Б., суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 57, ст. 69 ЖК РФ, п. п. 1 и 2 ст. 13 Закона города Москвы от 31.05.2006 г. N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве", пришел к выводам о том, что супруг истца *** А.В. имеет право на получение внеочередного жилого помещения с 29.06.2011 г., с даты утверждения заключения Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы от 11 марта 2010 г. N 1.01/174 о признании многоквартирного жилого дома по адресу: ***, аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем истцу и членам ее семьи должно быть предоставлено жилое помещение с учетом утвержденных норм предоставления жилой площади на одного человека, общей площадью не менее 72 кв. м.
С такими выводами суда первой инстанции нельзя согласиться, поскольку они постановлены с нарушением норм материального права.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Статья 86 ЖК РФ устанавливает, что в связи со сносом дома, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору найма, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с положениями ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона города Москвы N 21 от 31.05.2006 г. "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве", переселение граждан и освобождение жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, осуществляются путем предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в жилищном фонде города Москвы соответственно по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования или в предусмотренных законом случаях путем предоставления безвозмездных субсидий для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений с целью приобретения их в собственность.
Пунктом 2 этой же статьи Закона предусмотрено, что размер площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, должен соответствовать размеру площади жилого помещения, предоставляемого с помощью города в соответствии с правовыми актами города Москвы.
В соответствии с п. 3 ст. 13 названного Закона, гражданам, освобождающим жилые помещения, занимаемые по договору социального найма или безвозмездного пользования, и состоящими на жилищном учете, при их согласии могут быть улучшены жилищные условия без учета даты признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 20 Закона города Москвы N 29 от 14 июня 2006 г. "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жителям города Москвы, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях и признанным нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляются гражданам, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ) и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В связи с этим, предоставление жилого помещения по договору социального найма осуществляется органами местного самоуправления только по основаниям, предусмотренным законом.
Как видно из материалов дела, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит *** Е.Б. в составе семьи из трех человек (она, два сына), ее супруг *** А.В., как проживающий в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоит.
Судебная коллегия считает, что при переселении семьи *** Е.Б. Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы были соблюдены требования действующего законодательства. Взамен двух комнат площадью жилого помещения 43,8 кв. м, жилой площадью 28,8 кв. м, в трехкомнатной коммунальной квартире по адресу: ***, с учетом того, что семья истца в составе трех человек состояла на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, *** Е.Б. предложена отдельная двухкомнатная квартира площадью жилого помещения 58,4 кв. м, жилой площадью 29,0 кв. м, расположенная по адресу: ***, что соответствует норме предоставления на семью данного состава и численности. Предоставление такого жилого помещения не влечет нарушений жилищных прав *** А.В.
Следовательно, признавая незаконным решение Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Центральном административном округе от 05.10.2011 г. о предоставлении *** Е.Б. на семью из четырех человек двухкомнатной квартиры по адресу: ***, и обязывая ответчика предоставить семье *** Е.Б. жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 72 кв. м, суд неправильно применил нормы материального права, неверно истолковал положения ст. 57 ЖК РФ, положив их в основание удовлетворения иска, и не применил вышеприведенные нормы права, подлежащие применению.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 02 августа 2012 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований *** к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании незаконным решения Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Центральном административном округе от 05 октября 2011 года о предоставлении жилого помещения, об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 72 кв. м - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)