Судебные решения, арбитраж
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Луханина О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.,
судей Блинова В.А., Белодеденко И.Г.,
при секретаре С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 05 марта 2013 года по делу
по иску Г.В.П., Г.Н. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, 2-му отделу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия
установила:
Г.В.П. и Г.Н. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, территориальному отделу *** ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование иска указали, что на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ, выданного Квартирно-эксплуатационной частью Алейского гарнизона, занимают ведомственное жилое помещение - двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение находится в военном городке в городе Алейске, который до издания Распоряжения Правительства РФ номер 1779-р от 11 октября 2011 г. считался закрытым. В приватизации жилых помещений ранее не участвовали. Согласно ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 г. "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. На основании указанной нормы истцы обратилась с заявлением в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений", ФГКУ "Центррегионжилье" о передаче им в собственность квартиры в многоквартирном доме, занимаемой на основании ордера. К заявлению были приложены все необходимые для приватизации документы. Из ФГКУ "Центррегионжилье" ответ не поступил. Согласно ответу ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" дать разрешение не передачу в собственность жилого помещения не представляется возможным, поскольку полномочия по передаче в собственность жилых помещений не делегированы. Истцы полагают, что их требования подлежат удовлетворению, в связи с чем просили признать за ними право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Дочь ФИО и внук ФИО, зарегистрированные в квартире, дали согласие на приватизацию квартиры в собственность истцов, от участия в приватизации отказались.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 05 марта 2013 года исковые требования Г.В.П., Г.Н. удовлетворены.
За Г.В.П. и Г.Н. признано право собственности в равных долях (по 1/2 доле за каждым) в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <данные изъяты>.
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просит решение отменить в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что спорное жилое помещение предоставлено Г.В.П. в качестве служебного из состава ведомственного жилого фонда как служащему Российской Армии на время исполнения трудовых обязанностей. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. Таким образом, обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации, не является обязанностью Министерства обороны Российской Федерации, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации. Собственником имущества, закрепленного за ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления, является Российская Федерация. Правоотношения, касающиеся реализации военнослужащими права на получение безвозмездного жилья в собственность, возникают между военнослужащими и федеральными органами исполнительной власти, в которых они проходят службу. Данных о том, что ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации уполномочено распоряжаться имуществом Российской Федерации, в том числе, передавать жилые помещения в собственность граждан, не представлено, в связи с чем данное учреждение является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Судом не исследован вопрос относительного того, обращался ли истец с соответствующими требованиями во 2-й отдел ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации (г. Новосибирск). При таком положении оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
В письменном возражении на апелляционную жалобу истец Г.В.П. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам жалобы.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно ст. 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона).
На основании ч. 1 ст. 4 настоящего Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как следует из ст. 11 данного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Из материалов дела усматривается, что Г.В.П., Г.Н. на основании ордера от ДД.ММ.ГГ ***, выданного КЭЧ <адрес>, занимают жилое помещение - 2-х комнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Согласно ордеру, квартира предоставлена Г.В.П. на семью: жену - Н., <данные изъяты> г.р., дочь - <данные изъяты>, <данные изъяты> г.р. (л.д. 8).
Из справки архивного отдела Администрации г. Алейска установлено, что на основании решения исполкома Алейского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ *** <адрес> была переименована в улицу А.И. Ширшова (л.д. 10).
В соответствии с выпиской из поквартирной карточки Г.В.П., в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают Г.В.П., жена - Г.Н., дочь - ФИО, внук - ФИО (л.д. 7).
Дочь истцов ФИО и внук ФИО отказались от участия в приватизации в пользу истцов, что подтверждено согласием на приватизацию (л.д. 18, 19).
Судом установлено, что Г.Н., Г.В.П. ранее не участвовали в приватизации по данному адресу, о чем свидетельствует информация Алейского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ номер <данные изъяты>, <данные изъяты> (л.д. 14, 15).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества, предоставленным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, запрашиваемая информация в отношении Г.Н., Г.В.П. отсутствует (л.д. 16, 17).
Из представленных доказательств следует, что деятельность Алейской КЭЧ прекращена путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1871 ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, в том числе Алейской квартирно-эксплуатационной части (л.д. 57 - 61).
01 апреля 2011 г. на основании передаточного акта Алейской КЭЧ ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации передано имущество, документы, а также права и обязанности Алейской КЭЧ. Из приложения к указанному акту видно, что Алейской КЭЧ передан, а ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации принят, в том числе, жилой дом по <адрес>, в <адрес> (л.д. 50-56).
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 марта 2012 г. N 422-р Федеральное государственное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации переименовано в Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Из архивной справки от ДД.ММ.ГГ ***, выданной архивным отделом администрации <адрес> Алтайского края, следует, что постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ ***, <адрес>, включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства 63 КЭЧ от ДД.ММ.ГГ Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** постановление администрации города от ДД.ММ.ГГ *** отменено (л.д. 26).
По сообщению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** в реестре объектов муниципальной собственности <адрес> жилое помещение по адресу: <адрес>, отсутствует (л.д. 25).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 г. N 752-р г. Алейска Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 г. N 1779-р "Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности" был изменен Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации Алтайский край исключен.
На основании информации ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (2-й отдел г. Новосибирск) от <данные изъяты>. N <данные изъяты> сведения об отнесении к специализированному жилищному фонду помещения, расположенного по адресу <адрес>, отсутствуют (л.д. 28).
Согласно информации ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (<адрес>) от ДД.ММ.ГГ вопросы по передаче в собственность жилых помещений не входят в компетенцию ФГКУ "Центрегионжилье", полномочия собственника жилищного фонда в Сибирском округе осуществляет ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, согласно письму отсутствуют какие-либо нормативные акты, в том числе ведомственные, регламентирующие порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 44).
Истцами в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации направлялось заявление по вопросу о передаче им в собственность занимаемого жилого помещения на основании Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (л.д. 11).
Из ответа ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ следует, что полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений начальнику ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации не делегированы, в связи с чем заключить договор передачи в собственность, либо дать разрешение на приватизацию указанного жилого помещения не представляется возможным (л.д. 13).
Судом обоснованно принято во внимание, что в ордере номер <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ не указано, что Г.В.П. предоставляется служебное жилое помещение, кроме того, в ордере отсутствует "Красная полоса", присущая ордерам по служебным квартирам.
Давая оценку представленным доказательств в совокупности с установленными обстоятельствами по делу, суд сделал вывод, что указанная квартира к специализированному жилищному фонду не относится, имеет статус постоянного жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма, в связи с чем оснований для отказа в приватизации данного жилого помещения не имеется.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводом суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации, не является обязанностью Министерства обороны Российской Федерации, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации, отклоняется, поскольку ответчиками не представлено допустимых доказательств, подтверждающих статус спорного жилого помещения как служебного.
Согласно ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
На основании положений ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР выдача ордеров в закрытых военных городках производилась не органами местного самоуправления, а квартирно-эксплуатационной частью района (гарнизона).
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" разъяснялось, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).
Анализируя указанные правовые нормы жилищного законодательства, а также учитывая разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР, можно сделать вывод о том, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
В порядке ст. 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчики ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представили допустимых доказательств наличия у спорной квартиры статуса специализированного жилого помещения, а наоборот, в материалах дела присутствует информация ФГКУ "Центррегионжилье" 2 отдел г. Новосибирск о том, что спорное жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится.
Доказательств, свидетельствующих об изменении статуса спорного жилого помещения в порядке, установленном действующим в настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации, суду не предоставлено.
Ссылка в жалобе о том, что судом не исследован вопрос обращения истцов с соответствующими требованиями во 2-й отдел ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации (г. Новосибирск) не принимается во внимание как не имеющая правового значения для рассмотрения спора по существу. Как следует из материалов дела, судом принят во внимание ответ ФГКУ "Центррегионжилье" (л.д. 28) о том, что сведения об отнесении к специализированному жилищному фонду помещения, расположенного по адресу <адрес>, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, поскольку статус закрытого военного городка снят, следует признать, что после снятия статуса закрытого военного городка наниматель, занимает жилое помещение по договору социального найма.
Ссылка в жалобе на то, что ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу, не свидетельствует о незаконности судебного акта, поскольку в качестве ответчиков по делу участвуют - Министерство обороны Российской Федерации, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, 2-ой отдел ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
При этом Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его региональные отделения осуществляют функции по предоставлению жилья гражданам, находящимся в трудовых либо служебных отношениях с Министерством обороны Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущества и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, в то время как судебная коллегия оснований для такой переоценки не находит.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, в связи с чем не могут служить основанием к отмене либо изменению постановленного судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 05 марта 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 17.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5704/2013
Разделы:Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июля 2013 г. по делу N 33-5704/2013
Судья: Луханина О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.,
судей Блинова В.А., Белодеденко И.Г.,
при секретаре С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 05 марта 2013 года по делу
по иску Г.В.П., Г.Н. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, 2-му отделу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия
установила:
Г.В.П. и Г.Н. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, территориальному отделу *** ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование иска указали, что на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ, выданного Квартирно-эксплуатационной частью Алейского гарнизона, занимают ведомственное жилое помещение - двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение находится в военном городке в городе Алейске, который до издания Распоряжения Правительства РФ номер 1779-р от 11 октября 2011 г. считался закрытым. В приватизации жилых помещений ранее не участвовали. Согласно ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 г. "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. На основании указанной нормы истцы обратилась с заявлением в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений", ФГКУ "Центррегионжилье" о передаче им в собственность квартиры в многоквартирном доме, занимаемой на основании ордера. К заявлению были приложены все необходимые для приватизации документы. Из ФГКУ "Центррегионжилье" ответ не поступил. Согласно ответу ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" дать разрешение не передачу в собственность жилого помещения не представляется возможным, поскольку полномочия по передаче в собственность жилых помещений не делегированы. Истцы полагают, что их требования подлежат удовлетворению, в связи с чем просили признать за ними право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Дочь ФИО и внук ФИО, зарегистрированные в квартире, дали согласие на приватизацию квартиры в собственность истцов, от участия в приватизации отказались.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 05 марта 2013 года исковые требования Г.В.П., Г.Н. удовлетворены.
За Г.В.П. и Г.Н. признано право собственности в равных долях (по 1/2 доле за каждым) в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <данные изъяты>.
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просит решение отменить в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что спорное жилое помещение предоставлено Г.В.П. в качестве служебного из состава ведомственного жилого фонда как служащему Российской Армии на время исполнения трудовых обязанностей. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. Таким образом, обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации, не является обязанностью Министерства обороны Российской Федерации, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации. Собственником имущества, закрепленного за ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления, является Российская Федерация. Правоотношения, касающиеся реализации военнослужащими права на получение безвозмездного жилья в собственность, возникают между военнослужащими и федеральными органами исполнительной власти, в которых они проходят службу. Данных о том, что ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации уполномочено распоряжаться имуществом Российской Федерации, в том числе, передавать жилые помещения в собственность граждан, не представлено, в связи с чем данное учреждение является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Судом не исследован вопрос относительного того, обращался ли истец с соответствующими требованиями во 2-й отдел ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации (г. Новосибирск). При таком положении оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
В письменном возражении на апелляционную жалобу истец Г.В.П. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам жалобы.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно ст. 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона).
На основании ч. 1 ст. 4 настоящего Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как следует из ст. 11 данного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Из материалов дела усматривается, что Г.В.П., Г.Н. на основании ордера от ДД.ММ.ГГ ***, выданного КЭЧ <адрес>, занимают жилое помещение - 2-х комнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Согласно ордеру, квартира предоставлена Г.В.П. на семью: жену - Н., <данные изъяты> г.р., дочь - <данные изъяты>, <данные изъяты> г.р. (л.д. 8).
Из справки архивного отдела Администрации г. Алейска установлено, что на основании решения исполкома Алейского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ *** <адрес> была переименована в улицу А.И. Ширшова (л.д. 10).
В соответствии с выпиской из поквартирной карточки Г.В.П., в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают Г.В.П., жена - Г.Н., дочь - ФИО, внук - ФИО (л.д. 7).
Дочь истцов ФИО и внук ФИО отказались от участия в приватизации в пользу истцов, что подтверждено согласием на приватизацию (л.д. 18, 19).
Судом установлено, что Г.Н., Г.В.П. ранее не участвовали в приватизации по данному адресу, о чем свидетельствует информация Алейского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ номер <данные изъяты>, <данные изъяты> (л.д. 14, 15).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества, предоставленным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, запрашиваемая информация в отношении Г.Н., Г.В.П. отсутствует (л.д. 16, 17).
Из представленных доказательств следует, что деятельность Алейской КЭЧ прекращена путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1871 ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, в том числе Алейской квартирно-эксплуатационной части (л.д. 57 - 61).
01 апреля 2011 г. на основании передаточного акта Алейской КЭЧ ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации передано имущество, документы, а также права и обязанности Алейской КЭЧ. Из приложения к указанному акту видно, что Алейской КЭЧ передан, а ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации принят, в том числе, жилой дом по <адрес>, в <адрес> (л.д. 50-56).
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 марта 2012 г. N 422-р Федеральное государственное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации переименовано в Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Из архивной справки от ДД.ММ.ГГ ***, выданной архивным отделом администрации <адрес> Алтайского края, следует, что постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ ***, <адрес>, включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства 63 КЭЧ от ДД.ММ.ГГ Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** постановление администрации города от ДД.ММ.ГГ *** отменено (л.д. 26).
По сообщению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** в реестре объектов муниципальной собственности <адрес> жилое помещение по адресу: <адрес>, отсутствует (л.д. 25).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 г. N 752-р г. Алейска Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 г. N 1779-р "Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности" был изменен Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации Алтайский край исключен.
На основании информации ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (2-й отдел г. Новосибирск) от <данные изъяты>. N <данные изъяты> сведения об отнесении к специализированному жилищному фонду помещения, расположенного по адресу <адрес>, отсутствуют (л.д. 28).
Согласно информации ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (<адрес>) от ДД.ММ.ГГ вопросы по передаче в собственность жилых помещений не входят в компетенцию ФГКУ "Центрегионжилье", полномочия собственника жилищного фонда в Сибирском округе осуществляет ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, согласно письму отсутствуют какие-либо нормативные акты, в том числе ведомственные, регламентирующие порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 44).
Истцами в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации направлялось заявление по вопросу о передаче им в собственность занимаемого жилого помещения на основании Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (л.д. 11).
Из ответа ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ следует, что полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений начальнику ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации не делегированы, в связи с чем заключить договор передачи в собственность, либо дать разрешение на приватизацию указанного жилого помещения не представляется возможным (л.д. 13).
Судом обоснованно принято во внимание, что в ордере номер <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ не указано, что Г.В.П. предоставляется служебное жилое помещение, кроме того, в ордере отсутствует "Красная полоса", присущая ордерам по служебным квартирам.
Давая оценку представленным доказательств в совокупности с установленными обстоятельствами по делу, суд сделал вывод, что указанная квартира к специализированному жилищному фонду не относится, имеет статус постоянного жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма, в связи с чем оснований для отказа в приватизации данного жилого помещения не имеется.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводом суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации, не является обязанностью Министерства обороны Российской Федерации, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации, отклоняется, поскольку ответчиками не представлено допустимых доказательств, подтверждающих статус спорного жилого помещения как служебного.
Согласно ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
На основании положений ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР выдача ордеров в закрытых военных городках производилась не органами местного самоуправления, а квартирно-эксплуатационной частью района (гарнизона).
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" разъяснялось, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).
Анализируя указанные правовые нормы жилищного законодательства, а также учитывая разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР, можно сделать вывод о том, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
В порядке ст. 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчики ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представили допустимых доказательств наличия у спорной квартиры статуса специализированного жилого помещения, а наоборот, в материалах дела присутствует информация ФГКУ "Центррегионжилье" 2 отдел г. Новосибирск о том, что спорное жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится.
Доказательств, свидетельствующих об изменении статуса спорного жилого помещения в порядке, установленном действующим в настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации, суду не предоставлено.
Ссылка в жалобе о том, что судом не исследован вопрос обращения истцов с соответствующими требованиями во 2-й отдел ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации (г. Новосибирск) не принимается во внимание как не имеющая правового значения для рассмотрения спора по существу. Как следует из материалов дела, судом принят во внимание ответ ФГКУ "Центррегионжилье" (л.д. 28) о том, что сведения об отнесении к специализированному жилищному фонду помещения, расположенного по адресу <адрес>, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, поскольку статус закрытого военного городка снят, следует признать, что после снятия статуса закрытого военного городка наниматель, занимает жилое помещение по договору социального найма.
Ссылка в жалобе на то, что ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу, не свидетельствует о незаконности судебного акта, поскольку в качестве ответчиков по делу участвуют - Министерство обороны Российской Федерации, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, 2-ой отдел ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
При этом Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его региональные отделения осуществляют функции по предоставлению жилья гражданам, находящимся в трудовых либо служебных отношениях с Министерством обороны Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущества и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, в то время как судебная коллегия оснований для такой переоценки не находит.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, в связи с чем не могут служить основанием к отмене либо изменению постановленного судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 05 марта 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)