Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 14.03.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5682/2013

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 марта 2013 г. по делу N 33-5682/2013


Судья: Бадалова А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.,
судей Леганова А.В., Рыбиной А.В.,
по докладу судьи Леганова А.В.,
при секретаре Л.,
с участием прокурора Руденко М.В.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Кавказский район <Ф.И.О.>6 на решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 21 января 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Прокурор Кавказского района в интересах <Ф.И.О.>5 обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования (далее - МО) Кавказский район, министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Заявленные требования мотивированы тем, что <Ф.И.О.>5 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации МО Кавказский район от <дата обезличена> "О принятии <Ф.И.О.>5 на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в отдельный список по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма <Ф.И.О.>5 не предоставлено.
Решением Кропоткинского городского суда от 21 января 2013 года на администрацию МО Кавказский район и министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края возложена обязанность предоставить <Ф.И.О.>5 жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае" в рамках Краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2009 - 2013 годы", в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по мере поступления денежных средств.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования Кавказский район <Ф.И.О.>6 просит решение суда первой инстанции изменить, заменив указание "предоставление жилого помещения по договору социального найма" на "предоставление жилого помещения по договору социального найма жилого помещения".
В отзыве на апелляционную жалобу представитель министерства финансов Краснодарского края по доверенности <Ф.И.О.>7 поддерживает доводы, изложенные в жалобе, просит решение суда изменить, дополнив резолютивную часть решения возложением обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма жилого помещения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя министерства финансов Краснодарского края по доверенности <Ф.И.О.>8, заключение прокурора Руденко М.В., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Из материалов дела следует, что <Ф.И.О.>5, <дата обезличена> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации МО Кавказский район от <дата обезличена> "О принятии <Ф.И.О.>5 на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в отдельный список по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом, исходя из содержания п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", во взаимосвязи следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых, в силу подпункта "ж" п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
Согласно положений абз. 8 п. 1 ст. 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в социальной сфере", органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями по решению вопросов предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" путем приобретения (строительства) жилья.
Таким образом, судом правомерно установлено, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам, из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей лежит на муниципальном образовании Кавказский район. Вместе с тем, реальное осуществление делегированных муниципальному образованию Кавказский район полномочий возможно только при наличии необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, предоставляемых из краевого бюджета.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели Законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
При таких обстоятельствах, прокурором обоснованно предъявлены требования, как к администрации муниципального образования Кавказский район, так и к министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края, которое должно нести солидарную ответственность перед лицами, в интересах которых предъявлен иск по реализации их жилищных прав, предусмотренных законом.
Вместе с тем, учитывая, что предоставление во внеочередном порядке жилого помещения <Ф.И.О.>5 нарушает права других детей-сирот, которые так же имеют право на получение жилого помещения, но право которых возникло раньше, судебная коллегия в интересах законности считает необходимым решение суда первой инстанции изменить, изложив резолютивную часть решения суда первой инстанции в следующей редакции: "Обязать администрацию муниципального образования Кавказский район и министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края предоставить <Ф.И.О.>5 жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, повторяют доводы, изложенные в заявлении, получили правильную правовую оценку, поэтому не принимаются судебной коллегией, так как направлены на переоценку доказательств.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 21 января 2013 года изменить, изложив резолютивную часть решения суда первой инстанции в следующей редакции: "Обязать администрацию муниципального образования Кавказский район и министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края предоставить <Ф.И.О.>5 жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае".
В остальной части решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 21 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)