Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Жиляевой Е.В., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Рябовым П.А.
при участии:
от истца: представителя Коршуковой С.А. (доверенность от 05.07.2012),
от ответчиков: 1) представителя Кабаль В.О. (доверенность от 10.01.2013),
2) представителя Кабаль В.О. (доверенность от 10.01.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4893/2013) Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2012 по делу N А56-44557/2012
(судья Балакир М.В.), принятое
по иску ООО "Красный треугольник"
к 1) Ленинградскому областному государственному казенному учреждению "Управление лесами Ленинградской области", 2) Комитету по природным ресурсам Ленинградской области
о приведении договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Красный треугольник" (далее - ООО "Красный треугольник", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Ленинградскому областному государственному казенному учреждению "Управление лесами Ленинградской области" (далее - ЛОГКУ "Управление лесами Ленинградской области"), Комитету по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет) с учетом заявления в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об обязании ответчиков привести договор аренды участка лесного фонда от 29.12.2006 N 122 в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2012 суд принял отказ от иска к Ленинградскому областному государственному казенному учреждению "Управление лесами Ленинградской области", в связи с чем производство по делу в этой части прекратил. Также суд обязал Комитет привести в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договор аренды участка лесного фонда от 29.12.2006 N 122.
Не согласившись с решением суда, Комитет подал апелляционную жалобу, в которой просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Как указал Комитет, в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009. Как полагает Комитет, договоры, заключенные после 01.01.2009, не могут квалифицироваться в качестве договоров, заключенных в порядке переоформления. Данная позиция, по мнению подателя жалобы, подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.02.2012 N 13269/11 по делу N А26-6247/2010.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Истец согласился с изложенными судом первой инстанции в решении выводами.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца возразил на доводы жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между ФГУ "Рощинский опытный лесхоз" (арендодателем) и ООО "Красный треугольник" (арендатором) заключен договор аренды от 29.12.2006 N 122 участка лесного фонда на территории Ленинградской области Выборгского района Рощинского опытного лесхоза, расположенного в квартале N 165 (выделы 6,9-1 Линдуловского лесничества, общей площадью 7,5 га) сроком до 04.04.2056 (49 лет). Договор зарегистрирован в установленном порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о наличии обременения участка N 47-78-01/006/2007-102. На основании распоряжения Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 604-р ФГУ "Рощинский опытный лесхоз" преобразован в Ленинградское областное казенное предприятие "Ленинградское областное лесное хозяйство". В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009. Общество 14.09.2010 обратилось в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области с заявлением о приведении договора аренды в соответствие с действующим законодательством. Письмом от 08.10.2010 за N 01-5002/10-0-1 Комитет, сославшись на подачу Обществом заявления после 01.01.2009, указал на пропуск им срока для переоформления данного договора. На момент обращения Общества с заявлением действовал (до 15.03.2012) Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, установленный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации". Согласно утвержденному порядку пользователь подает в компетентный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление о переоформлении, по результатам рассмотрения которого выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка. Данное решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324.
Судом первой инстанции установлено, что Общество, обратившись с соответствующим заявлением в адрес Комитета, получило письменный отказ в переоформлении договора аренды участка лесного фонда в соответствие с требованиями действующего законодательства. Вместе с тем, как указал суд первой инстанции, прекращение действия существующих договоров аренды участков лесных фондов, в случае, если они не были переоформлены, законом не предусмотрено. В этой связи суд пришел к выводу, что отказ Комитета в переоформлении договора, изложенный в письме от 08.10.2010 N 01-5002/10-0-1, являлся неправомерным, поскольку противоречил вышеуказанному законодательству. Данный вывод правомерен с учетом обстоятельств и тех положений, существовавших на момент обращения Общества с заявлением.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009.
Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации арендатор обращается с заявлением о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (часть 2 статьи 4 названного Закона).
Согласно части 6 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. По смыслу приведенных норм, ранее заключенные договоры аренды участков лесного фонда подлежали изменению, прекращение договора аренды участка лесного фонда при не поступлении от арендатора заявления о его переоформлении до 01.01.2009 законом в спорный период не было предусмотрено.
Как указал суд первой инстанции, ООО "Красный треугольник" является арендатором участка лесного фонда на основании договора от 29.12.2006 N 122. Данный договор заключен сторонами по результатам конкурса на право заключения договора аренды участков лесного фонда от 25.12.2006 N 136, победителем которого был признан истец. Результаты конкурса не оспорены в установленном законом порядке, арендованный участок лесного фонда передан Обществу согласно акту приема-передачи, подписанному сторонами договора, участок находится во владении Общества до настоящего времени. В силу изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что требование истца о приведении данного договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Оценив доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене.
Довод жалобы, мотивированный ссылкой на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.02.2012 N 13269/11 по делу N А26-6247/2010, не может повлиять на результаты рассмотрения спора по настоящему делу в силу отсутствия схожих фактических обстоятельств. Отличие заключается в обстоятельствах, имеющих принципиальное значение: договор аренды от 29.12.2006 N 122 участка лесного фонда на территории Ленинградской области Выборгского района Рощинского опытного лесхоза заключен сроком до 04.04.2056, а также по результатам конкурса на право заключения договора аренды участков лесного фонда от 25.12.2006 N 136.
Ввиду наличия иных обстоятельств Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 21.02.2012 N 13269/11 по делу N А26-6247/2010 указал на необходимость суду при новом рассмотрении дела решить спор по существу, в том числе с учетом применимых к данному спору положений Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды". Этим Постановлением даны разъяснения, относящиеся, в том числе к случаям, предусмотренным законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), когда в отношении государственного или муниципального имущества договор аренды может быть заключен только по результатам проведения торгов.
Таким образом, при разрешении спора судом первой инстанции соблюден, изложенный в части 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации принцип о том, что никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Защита нарушенных или оспариваемых прав согласно закрепленной законодателем позиции в той же норме права является целью гражданского судопроизводства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 октября 2012 года по делу N А56-44557/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.М.ГОРБИК
Судьи
Е.В.ЖИЛЯЕВА
О.Р.СТАРОВОЙТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.07.2013 ПО ДЕЛУ N А56-44557/2012
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2013 г. по делу N А56-44557/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Жиляевой Е.В., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Рябовым П.А.
при участии:
от истца: представителя Коршуковой С.А. (доверенность от 05.07.2012),
от ответчиков: 1) представителя Кабаль В.О. (доверенность от 10.01.2013),
2) представителя Кабаль В.О. (доверенность от 10.01.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4893/2013) Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2012 по делу N А56-44557/2012
(судья Балакир М.В.), принятое
по иску ООО "Красный треугольник"
к 1) Ленинградскому областному государственному казенному учреждению "Управление лесами Ленинградской области", 2) Комитету по природным ресурсам Ленинградской области
о приведении договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Красный треугольник" (далее - ООО "Красный треугольник", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Ленинградскому областному государственному казенному учреждению "Управление лесами Ленинградской области" (далее - ЛОГКУ "Управление лесами Ленинградской области"), Комитету по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет) с учетом заявления в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об обязании ответчиков привести договор аренды участка лесного фонда от 29.12.2006 N 122 в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2012 суд принял отказ от иска к Ленинградскому областному государственному казенному учреждению "Управление лесами Ленинградской области", в связи с чем производство по делу в этой части прекратил. Также суд обязал Комитет привести в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договор аренды участка лесного фонда от 29.12.2006 N 122.
Не согласившись с решением суда, Комитет подал апелляционную жалобу, в которой просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Как указал Комитет, в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009. Как полагает Комитет, договоры, заключенные после 01.01.2009, не могут квалифицироваться в качестве договоров, заключенных в порядке переоформления. Данная позиция, по мнению подателя жалобы, подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.02.2012 N 13269/11 по делу N А26-6247/2010.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Истец согласился с изложенными судом первой инстанции в решении выводами.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца возразил на доводы жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между ФГУ "Рощинский опытный лесхоз" (арендодателем) и ООО "Красный треугольник" (арендатором) заключен договор аренды от 29.12.2006 N 122 участка лесного фонда на территории Ленинградской области Выборгского района Рощинского опытного лесхоза, расположенного в квартале N 165 (выделы 6,9-1 Линдуловского лесничества, общей площадью 7,5 га) сроком до 04.04.2056 (49 лет). Договор зарегистрирован в установленном порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о наличии обременения участка N 47-78-01/006/2007-102. На основании распоряжения Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 604-р ФГУ "Рощинский опытный лесхоз" преобразован в Ленинградское областное казенное предприятие "Ленинградское областное лесное хозяйство". В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009. Общество 14.09.2010 обратилось в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области с заявлением о приведении договора аренды в соответствие с действующим законодательством. Письмом от 08.10.2010 за N 01-5002/10-0-1 Комитет, сославшись на подачу Обществом заявления после 01.01.2009, указал на пропуск им срока для переоформления данного договора. На момент обращения Общества с заявлением действовал (до 15.03.2012) Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, установленный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации". Согласно утвержденному порядку пользователь подает в компетентный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление о переоформлении, по результатам рассмотрения которого выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка. Данное решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324.
Судом первой инстанции установлено, что Общество, обратившись с соответствующим заявлением в адрес Комитета, получило письменный отказ в переоформлении договора аренды участка лесного фонда в соответствие с требованиями действующего законодательства. Вместе с тем, как указал суд первой инстанции, прекращение действия существующих договоров аренды участков лесных фондов, в случае, если они не были переоформлены, законом не предусмотрено. В этой связи суд пришел к выводу, что отказ Комитета в переоформлении договора, изложенный в письме от 08.10.2010 N 01-5002/10-0-1, являлся неправомерным, поскольку противоречил вышеуказанному законодательству. Данный вывод правомерен с учетом обстоятельств и тех положений, существовавших на момент обращения Общества с заявлением.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009.
Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации арендатор обращается с заявлением о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (часть 2 статьи 4 названного Закона).
Согласно части 6 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. По смыслу приведенных норм, ранее заключенные договоры аренды участков лесного фонда подлежали изменению, прекращение договора аренды участка лесного фонда при не поступлении от арендатора заявления о его переоформлении до 01.01.2009 законом в спорный период не было предусмотрено.
Как указал суд первой инстанции, ООО "Красный треугольник" является арендатором участка лесного фонда на основании договора от 29.12.2006 N 122. Данный договор заключен сторонами по результатам конкурса на право заключения договора аренды участков лесного фонда от 25.12.2006 N 136, победителем которого был признан истец. Результаты конкурса не оспорены в установленном законом порядке, арендованный участок лесного фонда передан Обществу согласно акту приема-передачи, подписанному сторонами договора, участок находится во владении Общества до настоящего времени. В силу изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что требование истца о приведении данного договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Оценив доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене.
Довод жалобы, мотивированный ссылкой на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.02.2012 N 13269/11 по делу N А26-6247/2010, не может повлиять на результаты рассмотрения спора по настоящему делу в силу отсутствия схожих фактических обстоятельств. Отличие заключается в обстоятельствах, имеющих принципиальное значение: договор аренды от 29.12.2006 N 122 участка лесного фонда на территории Ленинградской области Выборгского района Рощинского опытного лесхоза заключен сроком до 04.04.2056, а также по результатам конкурса на право заключения договора аренды участков лесного фонда от 25.12.2006 N 136.
Ввиду наличия иных обстоятельств Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 21.02.2012 N 13269/11 по делу N А26-6247/2010 указал на необходимость суду при новом рассмотрении дела решить спор по существу, в том числе с учетом применимых к данному спору положений Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды". Этим Постановлением даны разъяснения, относящиеся, в том числе к случаям, предусмотренным законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), когда в отношении государственного или муниципального имущества договор аренды может быть заключен только по результатам проведения торгов.
Таким образом, при разрешении спора судом первой инстанции соблюден, изложенный в части 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации принцип о том, что никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Защита нарушенных или оспариваемых прав согласно закрепленной законодателем позиции в той же норме права является целью гражданского судопроизводства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 октября 2012 года по делу N А56-44557/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.М.ГОРБИК
Судьи
Е.В.ЖИЛЯЕВА
О.Р.СТАРОВОЙТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)