Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Судоплатов А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Кириной Л.А.,
судей Паршиной С.В., Перовой Т.А.,
при секретаре Ц.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.А.В. к Главному управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным решения заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по апелляционной жалобе К.А.В. на решение Кировского районного суда города Саратова от 25 марта 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Паршиной С.В., объяснения К.А.В., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия
К.А.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (далее - ГУ МВД) о признании незаконным решения заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД от <дата>, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование требований указал, что является сотрудником органов внутренних дел, работает в должности специалиста группы кадров отдела по работе с личным составом МУ МВД России "Энгельсское" Саратовской области, имеет стаж службы в органах внутренних дел более 10 лет в календарном исчислении. <дата> он обратился с заявлением с приложением необходимых документов о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. <дата> решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД ему отказано в постановке на учет в связи с несоответствием критериям, установленным ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ. С данным решением комиссии не согласен, поскольку он вместе с женой К.М.Ю. и дочерью К.В.А. с <дата> по настоящее время зарегистрированы по адресу: <адрес>. Также по указанному адресу он был зарегистрирован в периоды с <дата> по <дата> и с <дата> <дата>, но фактически в данном доме не проживает с <дата>. По указанному адресу также зарегистрирована его мать - К.Е.В. Собственником дома является его отец - К.В.Н., умерший <дата>. В период с <дата> по настоящее время он с семьей проживал в <адрес> в квартирах на основании договоров найма жилого помещения. Членом семьи собственника жилого помещения - <адрес> он не является.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 25 марта 2013 года в удовлетворении исковых требований К.А.В. отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней К.А.В. просит отменить решение суда и принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования. В доводах жалобы указывает о несогласии с выводом суда о том, что он является членом семьи собственника жилого помещения, так длительное время по указанному адресу не проживает. Считает, что он утратил право пользования данным жилым помещением в связи с прекращением семейных отношений. В жилой дом он и члены его семьи не вселялись, регистрация по указанному адресу была формальной для получения ребенком медицинской помощи и трудоустройства жены. Судом первой инстанции не приняты во внимание предоставленные им доказательства факта непроживания по указанному адресу.
В возражениях на апелляционную жалобу К.А.В. представитель ГУ МВД указывает, что решение суда законно, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представил, о причинах неявки не сообщил. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 44 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 47 вышеуказанного Закона финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются нормами Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 4 Закона N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
- 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
- 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
- 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
- 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
- 6) проживает в общежитии;
- 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
В соответствии со статьей 4 Закона N 247-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась.
В силу пункта 16 Правил отказ в принятии сотрудника органов внутренних дел на учет для получения единовременной выплаты допускается в единственном случае, когда представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец с женой и ребенком являются членами семьи собственника жилого помещения - К.В.Н. и не утратили право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, в котором зарегистрированы.
Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела и представленные в их подтверждение доказательства, полагает выводы суда об отказе в удовлетворении исковых требований необоснованными, противоречащими нормам материального права и представленным доказательствам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД от <дата> К.А.В. с семьей в составе 3-х человек отказано в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты, в связи с несоответствием критериям, установленным ст. 4 Закона N 247-ФЗ.
Вместе с тем, К.А.В. является сотрудником органов внутренних дел, работает в должности специалиста группы кадров отдела по работе с личным составом МУ МВД России "Энгельсское" Саратовской области, имеет стаж службы на <дата> более 10 лет (л.д. 6, 65).
К.А.В., его жена К.М.Ю. и дочь К.В.А. <дата> рождения, зарегистрированы в доме общей площадью 70,35 кв. м (жилой площадью 40 кв. м), расположенном по адресу: <адрес>. Собственником дома является отец истца - К.В.Н., умерший <дата>. По данному адресу также зарегистрирована и проживает К.Е.В. - мать истца (л.д. 32, 53 - 56).
На основании договоров найма жилого помещения К.А.В. с семьей в период с <дата> проживал по адресам: <адрес>; <адрес>; в настоящее время проживает по адресу: <адрес> (л.д. 8 - 13, 28 - 30).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 852 от 27 декабря 2004 года "О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", на основании приказов начальника структурного подразделения милиции (полиции), в период с 2009 по 2013 год К.А.В. производилась ежемесячная выплата денежной компенсации за наем жилого помещения (л.д. 36 - 47).
Актами обследования жилищных условий К.А.В., составленными членами жилищно-бытовой комиссии МУ МВД России "Энгельсское" Саратовской области, установлено, что К.А.В. с женой - К.М.Ю. и дочерью - К.В.А. проживают по адресу: <адрес>, на основании договора найма жилого помещения. Общая площадь квартиры 43 кв. м, жилая площадь 20 кв. м. По адресу <адрес>, К.А.В. не проживает с <дата>. К.М.Ю. и К.В.А. по указанному адресу зарегистрированы, но не проживали и не проживают (л.д. 52 - 53). Аналогичные сведения содержатся в справке Красноярской сельской администрации (л.д. 56).
Иных жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих им на праве собственности, К.А.В., его жена и дочь не имеют (л.д. 58 - 64).
Допрошенные в судебном заседании свидетели Ш., К.Е.В. и С. показали, что К.А.В. не проживает в <адрес> с <дата>, его жена и дочь не проживают и никогда не проживали в указанном доме и являются лишь зарегистрированными по указанному адресу (л.д. 70 - 72).
Согласно материалам наследственного дела, открытого после смерти К.В.Н., с заявлением о принятии наследства обратилась только супруга К.В.Н. - К.Е.В. Иные наследники К.В.Н., в том числе истец, в шестимесячный срок со дня открытия наследства с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращались.
Частью 1 ст. 1152 ГК РФ установлено, что для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. При этом наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ч. 1 ст. 1153, ч. 1 ст. 1154 ГК РФ).
Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы (п. 36 Постановления Пленума ВС РФ N 9 от 29 мая 2012 года "О судебной практике по делам о наследовании").
Сама по себе регистрация истца по месту жительства наследодателя не свидетельствует о фактическом принятии наследства, поскольку на момент смерти отца истец проживал в квартире, арендуемой по договору найма, никаких расходов по содержанию наследственного имущества, в том числе расходов по погребению, не нес, иных действий по фактическому принятию наследства не совершал.
В статье 4 Закона N 247-ФЗ закреплен перечень требований и условий, при которых сотрудник органов внутренних дел имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения. К.А.В. соответствует указанным требованиям и условиям, в связи с чем, обладает правом получения единовременной социальной выплаты, поскольку не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 31 ЖК РФ, определяющей понятия членов семьи собственника жилого помещения, с учетом положений пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которому для признания проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, детей и родителей членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Материалами дела установлено, что К.А.В. с <дата> с собственником дома по указанному адресу не проживал, К.М.Ю. и К.В.А. собственником в качестве членов своей семьи не вселялись.
Также, согласно п. 11 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 852 от 27 декабря 2004 года "О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, государственной противопожарной службы министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов российской федерации, лицам начальствующего состава государственной фельдъегерской службы Российской Федерации" сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации не имеющим жилых помещений для постоянного проживания ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений.
Таким образом, выплатой К.А.В. ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения (л.д. 36 - 47) в период с <дата> по <дата> год со стороны ГУ МВД подтвержден факт отсутствия у него жилого помещения для постоянного проживания.
При таких обстоятельствах К.А.В. должен быть принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи три человека (он, супруга - К.М.Ю., дочь - К.А.В.).
В связи с этим, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, а также без всесторонней оценки представленных доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, что привело к принятию необоснованного решения.
Учитывая приведенные обстоятельства, апелляционная инстанция отменяет решение суда, а жалобу - удовлетворяет.
В силу п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение.
Судебная коллегия полагает необходимым удовлетворить заявленные требования, поскольку К.А.В. имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Кировского районного суда города Саратова от 25 марта 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования К.А.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области.
Признать незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области от <дата> в части отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты К.А.В. с учетом членов семьи в составе трех человек.
Обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области принять К.А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3653
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июля 2013 г. по делу N 33-3653
Судья Судоплатов А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Кириной Л.А.,
судей Паршиной С.В., Перовой Т.А.,
при секретаре Ц.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.А.В. к Главному управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным решения заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по апелляционной жалобе К.А.В. на решение Кировского районного суда города Саратова от 25 марта 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Паршиной С.В., объяснения К.А.В., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия
установила:
К.А.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (далее - ГУ МВД) о признании незаконным решения заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД от <дата>, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование требований указал, что является сотрудником органов внутренних дел, работает в должности специалиста группы кадров отдела по работе с личным составом МУ МВД России "Энгельсское" Саратовской области, имеет стаж службы в органах внутренних дел более 10 лет в календарном исчислении. <дата> он обратился с заявлением с приложением необходимых документов о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. <дата> решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД ему отказано в постановке на учет в связи с несоответствием критериям, установленным ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ. С данным решением комиссии не согласен, поскольку он вместе с женой К.М.Ю. и дочерью К.В.А. с <дата> по настоящее время зарегистрированы по адресу: <адрес>. Также по указанному адресу он был зарегистрирован в периоды с <дата> по <дата> и с <дата> <дата>, но фактически в данном доме не проживает с <дата>. По указанному адресу также зарегистрирована его мать - К.Е.В. Собственником дома является его отец - К.В.Н., умерший <дата>. В период с <дата> по настоящее время он с семьей проживал в <адрес> в квартирах на основании договоров найма жилого помещения. Членом семьи собственника жилого помещения - <адрес> он не является.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 25 марта 2013 года в удовлетворении исковых требований К.А.В. отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней К.А.В. просит отменить решение суда и принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования. В доводах жалобы указывает о несогласии с выводом суда о том, что он является членом семьи собственника жилого помещения, так длительное время по указанному адресу не проживает. Считает, что он утратил право пользования данным жилым помещением в связи с прекращением семейных отношений. В жилой дом он и члены его семьи не вселялись, регистрация по указанному адресу была формальной для получения ребенком медицинской помощи и трудоустройства жены. Судом первой инстанции не приняты во внимание предоставленные им доказательства факта непроживания по указанному адресу.
В возражениях на апелляционную жалобу К.А.В. представитель ГУ МВД указывает, что решение суда законно, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представил, о причинах неявки не сообщил. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 44 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 47 вышеуказанного Закона финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются нормами Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 4 Закона N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
- 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
- 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
- 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
- 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
- 6) проживает в общежитии;
- 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
В соответствии со статьей 4 Закона N 247-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась.
В силу пункта 16 Правил отказ в принятии сотрудника органов внутренних дел на учет для получения единовременной выплаты допускается в единственном случае, когда представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец с женой и ребенком являются членами семьи собственника жилого помещения - К.В.Н. и не утратили право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, в котором зарегистрированы.
Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела и представленные в их подтверждение доказательства, полагает выводы суда об отказе в удовлетворении исковых требований необоснованными, противоречащими нормам материального права и представленным доказательствам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД от <дата> К.А.В. с семьей в составе 3-х человек отказано в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты, в связи с несоответствием критериям, установленным ст. 4 Закона N 247-ФЗ.
Вместе с тем, К.А.В. является сотрудником органов внутренних дел, работает в должности специалиста группы кадров отдела по работе с личным составом МУ МВД России "Энгельсское" Саратовской области, имеет стаж службы на <дата> более 10 лет (л.д. 6, 65).
К.А.В., его жена К.М.Ю. и дочь К.В.А. <дата> рождения, зарегистрированы в доме общей площадью 70,35 кв. м (жилой площадью 40 кв. м), расположенном по адресу: <адрес>. Собственником дома является отец истца - К.В.Н., умерший <дата>. По данному адресу также зарегистрирована и проживает К.Е.В. - мать истца (л.д. 32, 53 - 56).
На основании договоров найма жилого помещения К.А.В. с семьей в период с <дата> проживал по адресам: <адрес>; <адрес>; в настоящее время проживает по адресу: <адрес> (л.д. 8 - 13, 28 - 30).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 852 от 27 декабря 2004 года "О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", на основании приказов начальника структурного подразделения милиции (полиции), в период с 2009 по 2013 год К.А.В. производилась ежемесячная выплата денежной компенсации за наем жилого помещения (л.д. 36 - 47).
Актами обследования жилищных условий К.А.В., составленными членами жилищно-бытовой комиссии МУ МВД России "Энгельсское" Саратовской области, установлено, что К.А.В. с женой - К.М.Ю. и дочерью - К.В.А. проживают по адресу: <адрес>, на основании договора найма жилого помещения. Общая площадь квартиры 43 кв. м, жилая площадь 20 кв. м. По адресу <адрес>, К.А.В. не проживает с <дата>. К.М.Ю. и К.В.А. по указанному адресу зарегистрированы, но не проживали и не проживают (л.д. 52 - 53). Аналогичные сведения содержатся в справке Красноярской сельской администрации (л.д. 56).
Иных жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих им на праве собственности, К.А.В., его жена и дочь не имеют (л.д. 58 - 64).
Допрошенные в судебном заседании свидетели Ш., К.Е.В. и С. показали, что К.А.В. не проживает в <адрес> с <дата>, его жена и дочь не проживают и никогда не проживали в указанном доме и являются лишь зарегистрированными по указанному адресу (л.д. 70 - 72).
Согласно материалам наследственного дела, открытого после смерти К.В.Н., с заявлением о принятии наследства обратилась только супруга К.В.Н. - К.Е.В. Иные наследники К.В.Н., в том числе истец, в шестимесячный срок со дня открытия наследства с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращались.
Частью 1 ст. 1152 ГК РФ установлено, что для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. При этом наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ч. 1 ст. 1153, ч. 1 ст. 1154 ГК РФ).
Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы (п. 36 Постановления Пленума ВС РФ N 9 от 29 мая 2012 года "О судебной практике по делам о наследовании").
Сама по себе регистрация истца по месту жительства наследодателя не свидетельствует о фактическом принятии наследства, поскольку на момент смерти отца истец проживал в квартире, арендуемой по договору найма, никаких расходов по содержанию наследственного имущества, в том числе расходов по погребению, не нес, иных действий по фактическому принятию наследства не совершал.
В статье 4 Закона N 247-ФЗ закреплен перечень требований и условий, при которых сотрудник органов внутренних дел имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения. К.А.В. соответствует указанным требованиям и условиям, в связи с чем, обладает правом получения единовременной социальной выплаты, поскольку не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 31 ЖК РФ, определяющей понятия членов семьи собственника жилого помещения, с учетом положений пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которому для признания проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, детей и родителей членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Материалами дела установлено, что К.А.В. с <дата> с собственником дома по указанному адресу не проживал, К.М.Ю. и К.В.А. собственником в качестве членов своей семьи не вселялись.
Также, согласно п. 11 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 852 от 27 декабря 2004 года "О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, государственной противопожарной службы министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов российской федерации, лицам начальствующего состава государственной фельдъегерской службы Российской Федерации" сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации не имеющим жилых помещений для постоянного проживания ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений.
Таким образом, выплатой К.А.В. ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения (л.д. 36 - 47) в период с <дата> по <дата> год со стороны ГУ МВД подтвержден факт отсутствия у него жилого помещения для постоянного проживания.
При таких обстоятельствах К.А.В. должен быть принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи три человека (он, супруга - К.М.Ю., дочь - К.А.В.).
В связи с этим, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, а также без всесторонней оценки представленных доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, что привело к принятию необоснованного решения.
Учитывая приведенные обстоятельства, апелляционная инстанция отменяет решение суда, а жалобу - удовлетворяет.
В силу п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение.
Судебная коллегия полагает необходимым удовлетворить заявленные требования, поскольку К.А.В. имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Саратова от 25 марта 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования К.А.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области.
Признать незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области от <дата> в части отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты К.А.В. с учетом членов семьи в составе трех человек.
Обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области принять К.А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)