Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.05.2013 N 33-2724/2013

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 мая 2013 г. N 33-2724/2013


Судья: Андреева Л.Ф.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего Прокаевой Е.Д.,
судей Булгаковой М.В., Кудряшова В.К.,
с участием прокурора Кобзарь А.П.,
при секретаре М.,
рассмотрела 14 мая 2013 года в открытом судебном заседании в городе Оренбурге дело по апелляционной жалобе Правительства Оренбургской области на решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 15 февраля 2013 года по иску прокурора Новосергиевского района в интересах Ф. к администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.
Заслушав доклад судьи Прокаевой Е.Д., объяснения представителя третьего лица Правительства Оренбургской области Б., действующего на основании доверенности от (дата), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения Ф. и заключение прокурора Кобзарь А.П., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Прокурор Новосергиевского района обратился в суд с иском о предоставлении Ф. вне очереди жилого помещения.
В обоснование требований указал, что Ф. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. С (дата) он состоит на учете в органах опеки и попечительства администрации МО "Новосергиевский район" по списку детей-сирот. Ф. не имеет закрепленного жилья, в связи с чем имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Однако в нарушение требований законов администрация МО "Новосергиевский район" бездействует, в результате чего Ф. в установленном законом порядке не предоставлено жилое помещение.
Помощник прокурора Тютюнник М.Н. и истец Ф. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель администрации МО "Новосергиевский район" Д. исковые требования не признала.
Представитель третьего лица Правительства Оренбургской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явился.
Решением Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 15 февраля 2013 года исковое заявление прокурора удовлетворено. Суд обязал администрацию МО "Новосергиевский район" Оренбургской области предоставить Ф., (дата) года рождения, благоустроенное жилое помещение общей площадью не ниже установленной социальной нормы предоставления по договору социального найма, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
В апелляционной жалобе Правительство Оренбургской области просит отменить решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов дела, что решением Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 16 апреля 1999 года ***10 лишена родительских прав в отношении сына Ф., (дата) года рождения.
В соответствии с постановлением Главы администрации МО "Новосергиевский район" Оренбургской области от (дата) N Ф. поставлен на льготный учет для получения жилья.
(дата) Ф. окончил ГОУ НПОУ N (адрес) по специальности ***
В соответствии с постановлением администрации МО "Новосергиевский район" Оренбургской области от (дата) N, Ф. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договорам социального найма по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно материалам дела Ф. закрепленного за ним жилья не имеет.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что в силу положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и статьи 57 Жилищного кодекса РФ Ф., как относящийся к указанной выше категории граждан, имеет право на предоставление ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма по месту его жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии п. 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Данное положение распространяется, в том числе, и на случай предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно ст. 6 данного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.
Поскольку Ф. квартира по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилья не предоставлялись, то решение суда о возложении на администрацию МО "Новосергиевский район" Оренбургской области обязанности по предоставлению за счет средств субъекта РФ Оренбургской области вне очереди жилого помещение не ниже установленных социальных норм, является законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют обстоятельствам дела и закону, подлежавшему применению к правоотношениям сторон.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что предоставление жилых помещений лицам данной категории по договору социального найма в настоящее время законодательством не предусмотрено, так как они основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В суд с исковым заявлением прокурора в защиту интересов Ф. обратился 18 декабря 2012 года, в связи с чем судом верно применены нормы ЖК РФ и Закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшие до 01 января 2013 года.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, которые привели бы или могли привести к принятию неправильного решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 15 февраля 2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Оренбургской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)