Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ильиной М.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильенко А.О.,
при участии:
- от истца - Надолинской Е.В. по доверенности N 40-13 от 10.01.2013;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2013 по делу N А53-32302/2012,
принятое в составе судьи Губенко М.И.,
по иску открытого акционерного общества "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" (ИНН 6154023009/ ОГРН 1026102573562)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
при участии третьих лиц: Правительства Ростовской области, администрации
г. Таганрога, Комитета по управлению имуществом г. Таганрога
об установлении кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
открытое акционерное общество "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" (далее - ОАО "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик", истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии") об установлении кадастровой стоимости:
- - земельного участка с кадастровым номером 61:58:03231:0020, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Котлостроительная, 2-1 в размере его рыночной стоимости 741984 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003520:79, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Котлостроительная, 2-2 в размере его рыночной стоимости 695348 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003477:170 в размере его рыночной стоимости 297024 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003477:167 в размере его рыночной стоимости 982620 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером, 61:58:0003477:171 в размере его рыночной стоимости 4294585 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером, 61:58:0003477:166 в размере его рыночной стоимости 4425352 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером, 61:58:0003477:169, в размере его рыночной стоимости 830180 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003477:168 в размере его рыночной стоимости 167664 рублей, расположенных по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Ленина, 220. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 4 л.д. 193-195)).
В обоснование иска общество указало, что является арендатором спорных земельных участков, государственная кадастровая стоимость которых определена в соответствии с постановлением администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212:
- - земельного участка с кадастровым номером 61:58:03231:0020 в размере 1974045,60 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003520:79 в размере 2217058,71 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003477:170 в размере 1664370,24 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003477:167 в размере 5089132,08 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером, 61:58:0003477:171 в размере 22242281,14 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером, 61:58:0003477:166 в размере 21306072,88 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером, 61:58:0003477:169, в размере 4299623,12 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003477:168 в размере 896199,36 руб.
Определением суда от 20.11.2012 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ростовской области, администрация г. Таганрога, Комитет по управлению имуществом г. Таганрога.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Правительство Ростовской области обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просило отменить решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2013, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней заявитель жалобы указал, что экспертное заключение выполнено с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности. При проведении оценки рыночной стоимости земельных участков применен сравнительный подход, при этом выбранные экспертом в качестве объектов сравнения земельные участки не могут быть признаны аналогами. Экспертом не проведена корректировка по площади земельных участков. В экспертном заключении не указан срок экспозиции объектов, что могло повлиять на результаты определения рыночной стоимости земельных участков. Заявитель полагает неправильным принимать во внимание земельные участки, которые были проданы в краткие сроки, что свидетельствует об их низкой цене. Экспертом не определено наличие или отсутствие на земельных участках подведенных коммуникаций, что является одним из наиболее важных факторов стоимости земельных участков. Эксперт безосновательно приходит к допущению, что взятые им в качестве аналогов объекты оснащены всеми коммуникациями. Решение по данному делу непосредственно затрагивает интересы муниципального образования "Город Таганрог", поскольку земельный налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка, и подлежит зачислению в местный бюджет. Уменьшение кадастровой стоимости земельных участков приведет к сокращению налоговых поступлений в бюджет муниципального образования "Город Таганрог". Суд не должен был руководствоваться Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ, так как правила этого закона об оспаривании кадастровой стоимости могут быть применены только к государственной кадастровой оценке земельных участков, договоры на проведение которой были заключены по истечении 60 дней после вступления в силу закона. Кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена равной их рыночной стоимости на момент принятия решения по данному спору, а не по состоянию на 01.01.2007.
В отзыве Комитет по управлению имуществом г. Таганрога апелляционную жалобу Правительства Ростовской области поддержал, просил решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2013 отменить.
В отзыве ОАО "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" апелляционную жалобу не признало, просило решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2013 оставить без изменения, указав, что экспертное заключение является достоверным и достаточным доказательством рыночной стоимости земельных участков, соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности. Доказательств недостоверности экспертного заключения в материалы дело не представлено.
В судебном заседании представитель ОАО "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" апелляционную жалобу не признала по доводам, изложенным в отзыве, просила решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2013 оставить без изменения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительства Ростовской области, администрации г. Таганрога, Комитета по управлению имуществом г. Таганрога, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом согласно статьям 121 - 123 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец является арендатором земельного участка площадью 1 416 кв. м, кадастровый номер 61:58:03231:0020, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Котлостроительная, 2-1, что подтверждается договором аренды N 08-282 от 07.04.2008, заключенным между ОАО ТКЗ "Красный котельщик" и Комитетом по управлению имуществом г. Таганрога, выпиской из государственного земельного кадастра N 58-6/07-4144 от 28.11.2007. Указанный договор аренды заключен на срок до 17.07.2032, передача земельного участка по договору аренды N 08-282 от 07.04.2008 подтверждается актом приема-передачи земельного участка от 07.04.2008.
В соответствии с выпиской из государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка составляет 1 974 045,6 руб.
Истец является арендатором земельного участка площадью 1 327 кв. м, кадастровый номер 61:58:0003520:79, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Котлостроительная, 2-2, что подтверждается договором аренды N 1117 от 02.02.2011, заключенным между ОАО ТКЗ "Красный котельщик" и КУИ г. Таганрога, выпиской из государственного земельного кадастра N 61/100/10-307358 от 02.07.2010. Указанный договор аренды заключен на срок до 21.10.2035, передача земельного участка по договору аренды N 1117 от 02.02.2011 подтверждается актом приема-передачи земельного участка от 02.02.2011.
На основании постановления администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области", размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003520:79 составляет 2 217 058,71 руб., что отражено в кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 02.07.2010 N 61/001/10-307358 (т. 1 л.д. 44).
Истец является арендатором земельного участка площадью 624 кв. м, кадастровый номер 61:58:0003477:170, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Ленина, 220, что подтверждается договором аренды N 10783 от 23.12.2010, заключенным между ОАО ТКЗ "Красный котельщик" и КУИ г. Таганрога, выпиской из государственного земельного кадастра N 61/100/10-289711 от 22.06.2010. Передача земельного участка по договору аренды N 10783 от 23.12.2010 подтверждается актом приема-передачи земельного участка от 23.12.2010.
На основании постановления администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области", размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003477:170 составляет 1 664 370,24 руб., что отражено в кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 22.06.2010 N 61/001/10-289711 (т. 1 л.д. 50).
Истец является арендатором земельного участка площадью 1908 кв. м, кадастровый номер 61:58:0003477:167, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Ленина, 220, что подтверждается договором аренды N 10782 от 23.12.2010, заключенным между ОАО ТКЗ "Красный котельщик" и КУИ г. Таганрога, выпиской из государственного земельного кадастра N 61/100/10-289696 от 22.06.2010. Указанный договор аренды заключен на срок до 27.09.2035. Передача земельного участка по договору аренды N 10782 от 23.12.2010 подтверждается актом приема-передачи земельного участка от 23.12.2010.
На основании постановления администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области", размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003477:167 составляет 5 089 132,08 руб., что отражено в кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 22.06.2010 N 61/001/10-289696 (т. 1 л.д. 57).
Истец является арендатором земельного участка площадью 8339 кв. м, кадастровый номер 61:58:0003477:171, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Ленина, 220, что подтверждается договором аренды N 10784 от 23.12.2010, заключенным между ОАО ТКЗ "Красный котельщик" и КУИ г. Таганрога, выпиской из государственного земельного кадастра N 61/100/10-289716 от 22.06.2010. Указанный договор аренды заключен на срок до 27.09.2035. Передача земельного участка по договору аренды N 10784 от 23.12.2010 подтверждается актом приема-передачи земельного участка от 23.12.2010.
На основании постановления администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области", размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003477:171 составляет 22 242 281,14 руб., что отражено в кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 22.06.2010 N 61/001/10-289716 (т. 1 л.д. 64).
Истец является арендатором земельного участка площадью 7988 кв. м, кадастровый номер 61:58:0003477:166, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Ленина, 220, что подтверждается договором аренды N 10785 от 23.12.2010, заключенным между ОАО ТКЗ "Красный котельщик" и КУИ г. Таганрога, выпиской из государственного земельного кадастра N 61/100/10-289688 от 22.06.2010. Указанный договор аренды заключен на срок до 27.09.2035. Передача земельного участка по договору аренды N 10785 от 23.12.2010 подтверждается актом приема-передачи земельного участка от 23.12.2010.
На основании постановления администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области", размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003477:166 составляет 21 306 072,88 руб., что отражено в кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 22.06.2010 N 61/001/10-289688 (т. 1 л.д. 71).
Истец является арендатором земельного участка площадью 1612 кв. м, кадастровый номер 61:58:0003477:169, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Ленина, 220, что подтверждается договором аренды N 10786 от 23.12.2010, заключенным между ОАО ТКЗ "Красный котельщик" и КУИ г. Таганрога, выпиской из государственного земельного кадастра N 61/100/10-289707 от 22.06.2010. Указанный договор аренды заключен на срок до 27.09.2035. Передача земельного участка по договору аренды N 10786 от 23.12.2010 подтверждается актом приема-передачи земельного участка от 23.12.2010.
На основании постановления администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области", размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003477:169 составляет 4 299 623,12 руб., что отражено в кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 22.06.2010 N 61/001/10-289707 (т. 1 л.д. 78).
Истец является арендатором земельного участка площадью 336 кв. м, кадастровый номер 61:58:0003477:168, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Ленина, 220, что подтверждается договором аренды N 10787 от 23.12.2010, заключенным между ОАО ТКЗ "Красный котельщик" и КУИ г. Таганрога, выпиской из государственного земельного кадастра N 61/100/10-289700 от 22.06.2010. Передача земельного участка по договору аренды N 10787 от 23.12.2010 подтверждается актом приема-передачи земельного участка от 23.12.2010.
На основании постановления администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области", размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003477:168 составляет 896 199,36 руб., что отражено в кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 22.06.2010 N 61/001/10-289700 (т. 1 л.д. 85).
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, ОАО "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" обратилось в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального права Российской Федерации, статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект.
Факт нахождения земельного участка в аренде у истца подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается. В данном случае, наличие у истца права аренды на земельный участок, арендная плата за пользование которым определяется, исходя из кадастровой стоимости (по формуле, включающей величину кадастровой стоимости) является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки стоимости спорного земельного участка.
В материалы дела представлены расчеты арендной платы к каждому из договоров аренды спорных земельных участков, заключенных между Комитетом по управлению имуществом г. Таганрога и ОАО "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик".
Согласно указанным расчетам, размер годовой размер арендной платы за арендованные земельные участки составляет:
- - за земельный участок с кадастровым номером 61:58:03231:0020 в размере 34218,10 руб., из расчета кадастровой стоимости земельного участка равной 1974045,60 руб. (1974045,60 x 1,08 x 1,07 x 0,0015 = 34218,10 руб.);
- - за земельный участок с кадастровым номером 61:58:0003520:79 в размере 44023,97 руб., из расчета кадастровой стоимости земельного участка равной 2217058,71 руб. (2217058,71 x 0,015 x 1,1 x 1,13 x 1,065 = 44023,97 руб.);
- - за земельный участок с кадастровым номером 61:58:0003477:170 в размере 20688,12 руб., из расчета кадастровой стоимости земельного участка равной 1664370,24 руб. (1664370,24 x 0,01 x 1,13 x 1,1 = 20688,12 руб.);
- - за земельный участок с кадастровым номером 61:58:0003477:167 в размере 63257,91 руб., из расчета кадастровой стоимости земельного участка равной 5089132,08 руб. (5089132,08 x 0,01 x 1,13 x 1,1 = 63257,91 руб.);
- - за земельный участок с кадастровым номером, 61:58:0003477:171 в размере 276471,55 руб., из расчета кадастровой стоимости земельного участка равной 22242281,14 руб. (22242281,14 x 0,01 x 1,13 x 1,1 = 276471,55 руб.);
- - за земельный участок с кадастровым номером, 61:58:0003477:166 в размере 264834,49 руб., из расчета кадастровой стоимости земельного участка равной 21306072,88 руб. (21306072,88 x 0,01 x 1,13 x 1,1 = 264834,49 руб.);
- - за земельный участок с кадастровым номером, 61:58:0003477:169 в размере 53444,32 руб., из расчета кадастровой стоимости земельного участка равной 4299623,12 руб. (4299623,12 x 0,01 x 1,13 x 1,1 = 53444,32 руб.);
- - за земельный участок с кадастровым номером 61:58:0003477:168 в размере 11139,76 руб., из расчета кадастровой стоимости земельного участка равной 896199,36 руб. (896199,36 x 0,01 x 1,13 x 1,1 = 11139,76 руб.).
Учитывая, что кадастровая стоимость земельных участков применяется для целей определения размера платы за пользование землей, существенное расхождение данных о рыночной стоимости спорных земельных участков и их кадастровой стоимости нарушает права истца как арендатора, поскольку влечет за собой дополнительные расходы для истца.
Нарушенные права истца могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п. п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения гл. III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно представленному в материалы дела отчету об оценке N 72-8-2012 от 19.10.2012, составленному обществом с ограниченной ответственностью "Бета консалтинг" по состоянию на 01.01.2007, рыночная стоимость земельных участков с кадастровым номером 61:58:03231:0020 составляет 788712 руб., с кадастровым номером 61:58:0003520:79 составляет 739139 руб. (т. 1, л.д. 89-91).
Согласно представленному в материалы дела отчету об оценке N 72-7-2012 от 19.10.2012, составленному обществом с ограниченной ответственностью "Бета консалтинг" по состоянию на 01.01.2007, рыночная стоимость земельных участков с кадастровым номером 61:58:0003477:170 составляет 310752 руб., с кадастровым номером 61:58:0003477:167 составляет 1066572 руб., с кадастровый номер 61:58:0003477:171 составляет 4661501 руб., с кадастровым номером 61:58:0003477:166 составляет 4736884 руб., с кадастровым номером 61:58:0003477:169 составляет 901108 руб., с кадастровым номером 61:58:0003477:168 составляет 176400 руб. (т. 1, л.д. 92-94).
Рыночная стоимость спорных земельных участков установлена на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость по результатам кадастровой оценки земель, результаты которой утверждены постановлением администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По ходатайству истца судом первой инстанции назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка в целях определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007, проведение экспертизы поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Система независимой оценки" Резниченко Игорю Алексеевичу.
Согласно экспертному заключению ООО "Система независимой оценки" N 8-Э от 15.01.2013, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2007:
с кадастровым номером 61:58:03231:0020 составляет 741 984 руб.,
с кадастровым номером 61:58:0003520:79 составляет 695 348 руб.,
с кадастровым номером 61:58:0003477:170 составляет 297 024 руб.,
с кадастровым номером 61:58:0003477:167 составляет 982 620 руб.,
с кадастровым номером 61:58:0003477:171 составляет 4 294 585 руб.,
с кадастровым номером 61:58:0003477:166 составляет 4 425 352 руб.,
с кадастровым номером 61:58:0003477:169 составляет 830 180 руб.,
с кадастровым номером 61:58:0003477:168 составляет 167 664 руб.
По смыслу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (Постановление Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011).
В силу статей 12 - 13 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" величина рыночной стоимости объекта недвижимости признается достоверной, если не доказано обратное.
Обязанность по доказыванию доводов и возражений в силу статьи 9 и части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на сторон.
Правительство Ростовской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, предъявление встречного иска, требование принудительного исполнения судебного акта (часть 2 статьи 51 АПК РФ).
С учетом статей 8, 9, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, риск непредставления доказательств, обосновывающих возражения Правительства Ростовской области на исковые требования, лежит на третьем лице, заявившего о таких возражениях.
Доказательства, свидетельствующие об иной величине рыночной стоимости земельного участка или недостоверности рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта заявителями жалоб не представлены.
В связи с этим, установив значительное превышение кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 61:58:03231:0020; 61:58:0003520:79; 61:58:0003477:170; 61:58:0003477:167; 61:58:0003477:171; 61:58:0003477:166; 61:58:0003477:169; 61:58:0003477:168 их рыночной стоимости, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования общества.
Из содержания решения Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2013 не усматривается, что суд принял решение о каких-либо правах и обязанностях Правительства Ростовской области.
В результате удовлетворения исковых требований общества, органы местного управления и субъекта РФ не лишаются субъективных прав, на них не возлагаются какие-либо обязанности.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на то, что установление более низкой кадастровой стоимости земельных участков повлияет на полномочия органа местного самоуправления в части формирования местного бюджета и приведет к уменьшению налоговой базы земельного налога, подлежат отклонению, поскольку названные правоотношения носят публично-правовой характер, тогда как в силу п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной установлена нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и не ставится в зависимость от полномочий органов местного самоуправления по формированию местного бюджета.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителей апелляционных жалоб.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. В рамках настоящего дела Правительство Ростовской области выступает в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в связи с чем, льгота по освобождению его от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, установленная вышеуказанными нормами Налогового кодекса Российской Федерации, на него не распространяется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2013 по делу N А53-32302/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Правительства Ростовской области (ОГРН 1026103170334/ ИНН 6163021657) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.ИЛЬИНА
Судьи
Н.Н.МИСНИК
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.10.2013 N 15АП-4774/2013 ПО ДЕЛУ N А53-32302/2012
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2013 г. N 15АП-4774/2013
Дело N А53-32302/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ильиной М.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильенко А.О.,
при участии:
- от истца - Надолинской Е.В. по доверенности N 40-13 от 10.01.2013;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2013 по делу N А53-32302/2012,
принятое в составе судьи Губенко М.И.,
по иску открытого акционерного общества "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" (ИНН 6154023009/ ОГРН 1026102573562)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
при участии третьих лиц: Правительства Ростовской области, администрации
г. Таганрога, Комитета по управлению имуществом г. Таганрога
об установлении кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
открытое акционерное общество "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" (далее - ОАО "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик", истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии") об установлении кадастровой стоимости:
- - земельного участка с кадастровым номером 61:58:03231:0020, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Котлостроительная, 2-1 в размере его рыночной стоимости 741984 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003520:79, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Котлостроительная, 2-2 в размере его рыночной стоимости 695348 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003477:170 в размере его рыночной стоимости 297024 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003477:167 в размере его рыночной стоимости 982620 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером, 61:58:0003477:171 в размере его рыночной стоимости 4294585 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером, 61:58:0003477:166 в размере его рыночной стоимости 4425352 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером, 61:58:0003477:169, в размере его рыночной стоимости 830180 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003477:168 в размере его рыночной стоимости 167664 рублей, расположенных по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Ленина, 220. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 4 л.д. 193-195)).
В обоснование иска общество указало, что является арендатором спорных земельных участков, государственная кадастровая стоимость которых определена в соответствии с постановлением администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212:
- - земельного участка с кадастровым номером 61:58:03231:0020 в размере 1974045,60 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003520:79 в размере 2217058,71 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003477:170 в размере 1664370,24 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003477:167 в размере 5089132,08 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером, 61:58:0003477:171 в размере 22242281,14 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером, 61:58:0003477:166 в размере 21306072,88 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером, 61:58:0003477:169, в размере 4299623,12 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003477:168 в размере 896199,36 руб.
Определением суда от 20.11.2012 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ростовской области, администрация г. Таганрога, Комитет по управлению имуществом г. Таганрога.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Правительство Ростовской области обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просило отменить решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2013, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней заявитель жалобы указал, что экспертное заключение выполнено с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности. При проведении оценки рыночной стоимости земельных участков применен сравнительный подход, при этом выбранные экспертом в качестве объектов сравнения земельные участки не могут быть признаны аналогами. Экспертом не проведена корректировка по площади земельных участков. В экспертном заключении не указан срок экспозиции объектов, что могло повлиять на результаты определения рыночной стоимости земельных участков. Заявитель полагает неправильным принимать во внимание земельные участки, которые были проданы в краткие сроки, что свидетельствует об их низкой цене. Экспертом не определено наличие или отсутствие на земельных участках подведенных коммуникаций, что является одним из наиболее важных факторов стоимости земельных участков. Эксперт безосновательно приходит к допущению, что взятые им в качестве аналогов объекты оснащены всеми коммуникациями. Решение по данному делу непосредственно затрагивает интересы муниципального образования "Город Таганрог", поскольку земельный налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка, и подлежит зачислению в местный бюджет. Уменьшение кадастровой стоимости земельных участков приведет к сокращению налоговых поступлений в бюджет муниципального образования "Город Таганрог". Суд не должен был руководствоваться Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ, так как правила этого закона об оспаривании кадастровой стоимости могут быть применены только к государственной кадастровой оценке земельных участков, договоры на проведение которой были заключены по истечении 60 дней после вступления в силу закона. Кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена равной их рыночной стоимости на момент принятия решения по данному спору, а не по состоянию на 01.01.2007.
В отзыве Комитет по управлению имуществом г. Таганрога апелляционную жалобу Правительства Ростовской области поддержал, просил решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2013 отменить.
В отзыве ОАО "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" апелляционную жалобу не признало, просило решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2013 оставить без изменения, указав, что экспертное заключение является достоверным и достаточным доказательством рыночной стоимости земельных участков, соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности. Доказательств недостоверности экспертного заключения в материалы дело не представлено.
В судебном заседании представитель ОАО "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" апелляционную жалобу не признала по доводам, изложенным в отзыве, просила решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2013 оставить без изменения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительства Ростовской области, администрации г. Таганрога, Комитета по управлению имуществом г. Таганрога, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом согласно статьям 121 - 123 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец является арендатором земельного участка площадью 1 416 кв. м, кадастровый номер 61:58:03231:0020, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Котлостроительная, 2-1, что подтверждается договором аренды N 08-282 от 07.04.2008, заключенным между ОАО ТКЗ "Красный котельщик" и Комитетом по управлению имуществом г. Таганрога, выпиской из государственного земельного кадастра N 58-6/07-4144 от 28.11.2007. Указанный договор аренды заключен на срок до 17.07.2032, передача земельного участка по договору аренды N 08-282 от 07.04.2008 подтверждается актом приема-передачи земельного участка от 07.04.2008.
В соответствии с выпиской из государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка составляет 1 974 045,6 руб.
Истец является арендатором земельного участка площадью 1 327 кв. м, кадастровый номер 61:58:0003520:79, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Котлостроительная, 2-2, что подтверждается договором аренды N 1117 от 02.02.2011, заключенным между ОАО ТКЗ "Красный котельщик" и КУИ г. Таганрога, выпиской из государственного земельного кадастра N 61/100/10-307358 от 02.07.2010. Указанный договор аренды заключен на срок до 21.10.2035, передача земельного участка по договору аренды N 1117 от 02.02.2011 подтверждается актом приема-передачи земельного участка от 02.02.2011.
На основании постановления администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области", размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003520:79 составляет 2 217 058,71 руб., что отражено в кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 02.07.2010 N 61/001/10-307358 (т. 1 л.д. 44).
Истец является арендатором земельного участка площадью 624 кв. м, кадастровый номер 61:58:0003477:170, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Ленина, 220, что подтверждается договором аренды N 10783 от 23.12.2010, заключенным между ОАО ТКЗ "Красный котельщик" и КУИ г. Таганрога, выпиской из государственного земельного кадастра N 61/100/10-289711 от 22.06.2010. Передача земельного участка по договору аренды N 10783 от 23.12.2010 подтверждается актом приема-передачи земельного участка от 23.12.2010.
На основании постановления администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области", размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003477:170 составляет 1 664 370,24 руб., что отражено в кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 22.06.2010 N 61/001/10-289711 (т. 1 л.д. 50).
Истец является арендатором земельного участка площадью 1908 кв. м, кадастровый номер 61:58:0003477:167, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Ленина, 220, что подтверждается договором аренды N 10782 от 23.12.2010, заключенным между ОАО ТКЗ "Красный котельщик" и КУИ г. Таганрога, выпиской из государственного земельного кадастра N 61/100/10-289696 от 22.06.2010. Указанный договор аренды заключен на срок до 27.09.2035. Передача земельного участка по договору аренды N 10782 от 23.12.2010 подтверждается актом приема-передачи земельного участка от 23.12.2010.
На основании постановления администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области", размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003477:167 составляет 5 089 132,08 руб., что отражено в кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 22.06.2010 N 61/001/10-289696 (т. 1 л.д. 57).
Истец является арендатором земельного участка площадью 8339 кв. м, кадастровый номер 61:58:0003477:171, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Ленина, 220, что подтверждается договором аренды N 10784 от 23.12.2010, заключенным между ОАО ТКЗ "Красный котельщик" и КУИ г. Таганрога, выпиской из государственного земельного кадастра N 61/100/10-289716 от 22.06.2010. Указанный договор аренды заключен на срок до 27.09.2035. Передача земельного участка по договору аренды N 10784 от 23.12.2010 подтверждается актом приема-передачи земельного участка от 23.12.2010.
На основании постановления администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области", размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003477:171 составляет 22 242 281,14 руб., что отражено в кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 22.06.2010 N 61/001/10-289716 (т. 1 л.д. 64).
Истец является арендатором земельного участка площадью 7988 кв. м, кадастровый номер 61:58:0003477:166, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Ленина, 220, что подтверждается договором аренды N 10785 от 23.12.2010, заключенным между ОАО ТКЗ "Красный котельщик" и КУИ г. Таганрога, выпиской из государственного земельного кадастра N 61/100/10-289688 от 22.06.2010. Указанный договор аренды заключен на срок до 27.09.2035. Передача земельного участка по договору аренды N 10785 от 23.12.2010 подтверждается актом приема-передачи земельного участка от 23.12.2010.
На основании постановления администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области", размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003477:166 составляет 21 306 072,88 руб., что отражено в кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 22.06.2010 N 61/001/10-289688 (т. 1 л.д. 71).
Истец является арендатором земельного участка площадью 1612 кв. м, кадастровый номер 61:58:0003477:169, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Ленина, 220, что подтверждается договором аренды N 10786 от 23.12.2010, заключенным между ОАО ТКЗ "Красный котельщик" и КУИ г. Таганрога, выпиской из государственного земельного кадастра N 61/100/10-289707 от 22.06.2010. Указанный договор аренды заключен на срок до 27.09.2035. Передача земельного участка по договору аренды N 10786 от 23.12.2010 подтверждается актом приема-передачи земельного участка от 23.12.2010.
На основании постановления администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области", размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003477:169 составляет 4 299 623,12 руб., что отражено в кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 22.06.2010 N 61/001/10-289707 (т. 1 л.д. 78).
Истец является арендатором земельного участка площадью 336 кв. м, кадастровый номер 61:58:0003477:168, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Ленина, 220, что подтверждается договором аренды N 10787 от 23.12.2010, заключенным между ОАО ТКЗ "Красный котельщик" и КУИ г. Таганрога, выпиской из государственного земельного кадастра N 61/100/10-289700 от 22.06.2010. Передача земельного участка по договору аренды N 10787 от 23.12.2010 подтверждается актом приема-передачи земельного участка от 23.12.2010.
На основании постановления администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области", размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003477:168 составляет 896 199,36 руб., что отражено в кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 22.06.2010 N 61/001/10-289700 (т. 1 л.д. 85).
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, ОАО "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" обратилось в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального права Российской Федерации, статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект.
Факт нахождения земельного участка в аренде у истца подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается. В данном случае, наличие у истца права аренды на земельный участок, арендная плата за пользование которым определяется, исходя из кадастровой стоимости (по формуле, включающей величину кадастровой стоимости) является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки стоимости спорного земельного участка.
В материалы дела представлены расчеты арендной платы к каждому из договоров аренды спорных земельных участков, заключенных между Комитетом по управлению имуществом г. Таганрога и ОАО "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик".
Согласно указанным расчетам, размер годовой размер арендной платы за арендованные земельные участки составляет:
- - за земельный участок с кадастровым номером 61:58:03231:0020 в размере 34218,10 руб., из расчета кадастровой стоимости земельного участка равной 1974045,60 руб. (1974045,60 x 1,08 x 1,07 x 0,0015 = 34218,10 руб.);
- - за земельный участок с кадастровым номером 61:58:0003520:79 в размере 44023,97 руб., из расчета кадастровой стоимости земельного участка равной 2217058,71 руб. (2217058,71 x 0,015 x 1,1 x 1,13 x 1,065 = 44023,97 руб.);
- - за земельный участок с кадастровым номером 61:58:0003477:170 в размере 20688,12 руб., из расчета кадастровой стоимости земельного участка равной 1664370,24 руб. (1664370,24 x 0,01 x 1,13 x 1,1 = 20688,12 руб.);
- - за земельный участок с кадастровым номером 61:58:0003477:167 в размере 63257,91 руб., из расчета кадастровой стоимости земельного участка равной 5089132,08 руб. (5089132,08 x 0,01 x 1,13 x 1,1 = 63257,91 руб.);
- - за земельный участок с кадастровым номером, 61:58:0003477:171 в размере 276471,55 руб., из расчета кадастровой стоимости земельного участка равной 22242281,14 руб. (22242281,14 x 0,01 x 1,13 x 1,1 = 276471,55 руб.);
- - за земельный участок с кадастровым номером, 61:58:0003477:166 в размере 264834,49 руб., из расчета кадастровой стоимости земельного участка равной 21306072,88 руб. (21306072,88 x 0,01 x 1,13 x 1,1 = 264834,49 руб.);
- - за земельный участок с кадастровым номером, 61:58:0003477:169 в размере 53444,32 руб., из расчета кадастровой стоимости земельного участка равной 4299623,12 руб. (4299623,12 x 0,01 x 1,13 x 1,1 = 53444,32 руб.);
- - за земельный участок с кадастровым номером 61:58:0003477:168 в размере 11139,76 руб., из расчета кадастровой стоимости земельного участка равной 896199,36 руб. (896199,36 x 0,01 x 1,13 x 1,1 = 11139,76 руб.).
Учитывая, что кадастровая стоимость земельных участков применяется для целей определения размера платы за пользование землей, существенное расхождение данных о рыночной стоимости спорных земельных участков и их кадастровой стоимости нарушает права истца как арендатора, поскольку влечет за собой дополнительные расходы для истца.
Нарушенные права истца могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п. п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения гл. III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно представленному в материалы дела отчету об оценке N 72-8-2012 от 19.10.2012, составленному обществом с ограниченной ответственностью "Бета консалтинг" по состоянию на 01.01.2007, рыночная стоимость земельных участков с кадастровым номером 61:58:03231:0020 составляет 788712 руб., с кадастровым номером 61:58:0003520:79 составляет 739139 руб. (т. 1, л.д. 89-91).
Согласно представленному в материалы дела отчету об оценке N 72-7-2012 от 19.10.2012, составленному обществом с ограниченной ответственностью "Бета консалтинг" по состоянию на 01.01.2007, рыночная стоимость земельных участков с кадастровым номером 61:58:0003477:170 составляет 310752 руб., с кадастровым номером 61:58:0003477:167 составляет 1066572 руб., с кадастровый номер 61:58:0003477:171 составляет 4661501 руб., с кадастровым номером 61:58:0003477:166 составляет 4736884 руб., с кадастровым номером 61:58:0003477:169 составляет 901108 руб., с кадастровым номером 61:58:0003477:168 составляет 176400 руб. (т. 1, л.д. 92-94).
Рыночная стоимость спорных земельных участков установлена на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость по результатам кадастровой оценки земель, результаты которой утверждены постановлением администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По ходатайству истца судом первой инстанции назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка в целях определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007, проведение экспертизы поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Система независимой оценки" Резниченко Игорю Алексеевичу.
Согласно экспертному заключению ООО "Система независимой оценки" N 8-Э от 15.01.2013, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2007:
с кадастровым номером 61:58:03231:0020 составляет 741 984 руб.,
с кадастровым номером 61:58:0003520:79 составляет 695 348 руб.,
с кадастровым номером 61:58:0003477:170 составляет 297 024 руб.,
с кадастровым номером 61:58:0003477:167 составляет 982 620 руб.,
с кадастровым номером 61:58:0003477:171 составляет 4 294 585 руб.,
с кадастровым номером 61:58:0003477:166 составляет 4 425 352 руб.,
с кадастровым номером 61:58:0003477:169 составляет 830 180 руб.,
с кадастровым номером 61:58:0003477:168 составляет 167 664 руб.
По смыслу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (Постановление Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011).
В силу статей 12 - 13 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" величина рыночной стоимости объекта недвижимости признается достоверной, если не доказано обратное.
Обязанность по доказыванию доводов и возражений в силу статьи 9 и части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на сторон.
Правительство Ростовской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, предъявление встречного иска, требование принудительного исполнения судебного акта (часть 2 статьи 51 АПК РФ).
С учетом статей 8, 9, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, риск непредставления доказательств, обосновывающих возражения Правительства Ростовской области на исковые требования, лежит на третьем лице, заявившего о таких возражениях.
Доказательства, свидетельствующие об иной величине рыночной стоимости земельного участка или недостоверности рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта заявителями жалоб не представлены.
В связи с этим, установив значительное превышение кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 61:58:03231:0020; 61:58:0003520:79; 61:58:0003477:170; 61:58:0003477:167; 61:58:0003477:171; 61:58:0003477:166; 61:58:0003477:169; 61:58:0003477:168 их рыночной стоимости, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования общества.
Из содержания решения Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2013 не усматривается, что суд принял решение о каких-либо правах и обязанностях Правительства Ростовской области.
В результате удовлетворения исковых требований общества, органы местного управления и субъекта РФ не лишаются субъективных прав, на них не возлагаются какие-либо обязанности.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на то, что установление более низкой кадастровой стоимости земельных участков повлияет на полномочия органа местного самоуправления в части формирования местного бюджета и приведет к уменьшению налоговой базы земельного налога, подлежат отклонению, поскольку названные правоотношения носят публично-правовой характер, тогда как в силу п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной установлена нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и не ставится в зависимость от полномочий органов местного самоуправления по формированию местного бюджета.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителей апелляционных жалоб.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. В рамках настоящего дела Правительство Ростовской области выступает в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в связи с чем, льгота по освобождению его от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, установленная вышеуказанными нормами Налогового кодекса Российской Федерации, на него не распространяется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2013 по делу N А53-32302/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Правительства Ростовской области (ОГРН 1026103170334/ ИНН 6163021657) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.ИЛЬИНА
Судьи
Н.Н.МИСНИК
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)