Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Шапиева М.Р.
судей - Османова Т.С. и Багаутдиновой Ш.М.,
при секретаре А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца А.М.М. А.А. на решение Сергокалинского районного суда Республики Дагестан от 05 июня 2013 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Османова Т.С., судебная коллегия
установила:
А.М.М. обратился в суд с иском к Администрации МР "Сергокалинский район" о защите жилищных прав мотивируя тем, что постановлением Администрации МР "Сергокалинский район" Республики Дагестан N 227 от 16 октября 2006 года в отношении него установлена опека. Установлению опеки послужило то обстоятельство, что он остался без попечения родителей. Его отец А.М.А. многие годы находится в розыске, а мать А.А. является инвалидом второй группы и признана нетрудоспособной. Несмотря на нормы закона, он, будучи в числе лиц, нуждающихся в жилье, по настоящее время жилой площадью не обеспечен. Неоднократные обращения в администрацию района, в орган опеки и попечительства Сергокалинской районной администрации, безуспешны. Данные обстоятельства вынудили его в целях защиты своих прав обратиться в суд с настоящим иском. В связи с изложенным А.М.М. просил суд обязать Администрацию муниципального района "Сергокалинский район" Республики Дагестан обеспечить его вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм.
Решением Сергокалинского районного суда Республики Дагестан от 05 июня 2013 года постановлено:
"Исковые требования А.М.М. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию МР "Сергокалинский район" предоставить А.М.М., <...> года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированных жилых помещений по месту жительства в порядке очередности по списку.
Взыскать с Администрации МР "Сергокалинский район" государственную пошлину в доход государства в сумме <.> рублей".
В апелляционной жалобе представитель истца А.М.М. - А.А. просит отменить решение Сергокалинского районного суда от 05 июня 2013 года. С данным решением не согласна, считает его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
Автор жалобы ссылается на Федеральный закон N 159 от 21 декабря 1996 года в редакции от 22 августа 2004 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы, а также статьи 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23 - летнего возраста.
Из анализа вышеприведенных норм Закона следует, что гарантируемая социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста. Социальная поддержка данным лицам будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях при подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении имеют право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
В своих возражениях представитель Администрации МР "Сергокалинский район" А.М.М. просит решение Сергокалинского районного суда от 05 июня 2013 года оставить без изменения, а жалобу представителя истца А.А. - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона, детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без<...>
Жилые помещения предоставляются данным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Судом первой инстанции установлено, что также подтверждено материалами дела, А.М.М., <...> года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его отец находится в розыске, а мать является инвалидом второй группы.
А.З., являющаяся опекуном А.М.М. в своем заявлении от 10 ноября 2011 года просила поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении сироту А.М.М., оставшегося без попечения родителей. (л.д. 8)
Из материалов данного дела усматривается, что согласно справки от 24 апреля 2013 года, выданной администрацией сельского поселения "село Мюрего", А.М.М. прописан и проживает в <адрес> Республики Дагестан и не имеет жилья для постоянного проживания.
Из справки N 186 от 03 июня 2013 года видно, что по данным отделения по Сергокалинскому району филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Дагестан за гражданином А.М.М. домовладение в <адрес> не значится.
Из справки N 86 от 29 апреля 2013 года, выданной органом опеки и попечительства Администрации МР "Сергокалинский район", видно, что А.М.М., <...> года рождения, состоит в списке лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем на территории Сергокалинского района.
Из изложенного следует, что А.М.М. как нуждающийся в жилом помещении в соответствии с названными выше нормами имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации N 15 от 29 февраля 2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с пунктом 8 статьи 8 указанного Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 92 Жилищного Кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ (с изм. и доп., вступившими в силу с 01 января 2013 года) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом при рассмотрении дела установлено, что ответчиком не оспаривается, право А.М.М. на обеспечение жильем, а также обязанность администрации МР "Сергокалинский район" реализовать указанное за ним право.
В этой связи довод апелляционной жалобы о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях при подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении имеют право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
Истцом не представлено суду доказательств того, что ему в соответствии с указанной нормой необходимо выделить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе в части обеспечения его жилым помещением вне очереди, необоснованными.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушений норм процессуального и материального права, в силу которых решение суда могло бы быть отменено или изменено, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сергокалинского районного суда Республики Дагестан от 05 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца А.М.М. А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
М.Р.ШАПИЕВ
Судьи
Т.С.ОСМАНОВ
Ш.М.БАГАУТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 24.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2854/2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июля 2013 г. по делу N 33-2854/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Шапиева М.Р.
судей - Османова Т.С. и Багаутдиновой Ш.М.,
при секретаре А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца А.М.М. А.А. на решение Сергокалинского районного суда Республики Дагестан от 05 июня 2013 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Османова Т.С., судебная коллегия
установила:
А.М.М. обратился в суд с иском к Администрации МР "Сергокалинский район" о защите жилищных прав мотивируя тем, что постановлением Администрации МР "Сергокалинский район" Республики Дагестан N 227 от 16 октября 2006 года в отношении него установлена опека. Установлению опеки послужило то обстоятельство, что он остался без попечения родителей. Его отец А.М.А. многие годы находится в розыске, а мать А.А. является инвалидом второй группы и признана нетрудоспособной. Несмотря на нормы закона, он, будучи в числе лиц, нуждающихся в жилье, по настоящее время жилой площадью не обеспечен. Неоднократные обращения в администрацию района, в орган опеки и попечительства Сергокалинской районной администрации, безуспешны. Данные обстоятельства вынудили его в целях защиты своих прав обратиться в суд с настоящим иском. В связи с изложенным А.М.М. просил суд обязать Администрацию муниципального района "Сергокалинский район" Республики Дагестан обеспечить его вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм.
Решением Сергокалинского районного суда Республики Дагестан от 05 июня 2013 года постановлено:
"Исковые требования А.М.М. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию МР "Сергокалинский район" предоставить А.М.М., <...> года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированных жилых помещений по месту жительства в порядке очередности по списку.
Взыскать с Администрации МР "Сергокалинский район" государственную пошлину в доход государства в сумме <.> рублей".
В апелляционной жалобе представитель истца А.М.М. - А.А. просит отменить решение Сергокалинского районного суда от 05 июня 2013 года. С данным решением не согласна, считает его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
Автор жалобы ссылается на Федеральный закон N 159 от 21 декабря 1996 года в редакции от 22 августа 2004 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы, а также статьи 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23 - летнего возраста.
Из анализа вышеприведенных норм Закона следует, что гарантируемая социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста. Социальная поддержка данным лицам будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях при подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении имеют право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
В своих возражениях представитель Администрации МР "Сергокалинский район" А.М.М. просит решение Сергокалинского районного суда от 05 июня 2013 года оставить без изменения, а жалобу представителя истца А.А. - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона, детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без<...>
Жилые помещения предоставляются данным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Судом первой инстанции установлено, что также подтверждено материалами дела, А.М.М., <...> года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его отец находится в розыске, а мать является инвалидом второй группы.
А.З., являющаяся опекуном А.М.М. в своем заявлении от 10 ноября 2011 года просила поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении сироту А.М.М., оставшегося без попечения родителей. (л.д. 8)
Из материалов данного дела усматривается, что согласно справки от 24 апреля 2013 года, выданной администрацией сельского поселения "село Мюрего", А.М.М. прописан и проживает в <адрес> Республики Дагестан и не имеет жилья для постоянного проживания.
Из справки N 186 от 03 июня 2013 года видно, что по данным отделения по Сергокалинскому району филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Дагестан за гражданином А.М.М. домовладение в <адрес> не значится.
Из справки N 86 от 29 апреля 2013 года, выданной органом опеки и попечительства Администрации МР "Сергокалинский район", видно, что А.М.М., <...> года рождения, состоит в списке лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем на территории Сергокалинского района.
Из изложенного следует, что А.М.М. как нуждающийся в жилом помещении в соответствии с названными выше нормами имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации N 15 от 29 февраля 2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с пунктом 8 статьи 8 указанного Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 92 Жилищного Кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ (с изм. и доп., вступившими в силу с 01 января 2013 года) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом при рассмотрении дела установлено, что ответчиком не оспаривается, право А.М.М. на обеспечение жильем, а также обязанность администрации МР "Сергокалинский район" реализовать указанное за ним право.
В этой связи довод апелляционной жалобы о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях при подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении имеют право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
Истцом не представлено суду доказательств того, что ему в соответствии с указанной нормой необходимо выделить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе в части обеспечения его жилым помещением вне очереди, необоснованными.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушений норм процессуального и материального права, в силу которых решение суда могло бы быть отменено или изменено, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сергокалинского районного суда Республики Дагестан от 05 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца А.М.М. А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
М.Р.ШАПИЕВ
Судьи
Т.С.ОСМАНОВ
Ш.М.БАГАУТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)