Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.11.2013 N 33-5086/2013

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 ноября 2013 г. N 33-5086/2013


Судья: Куприянова Е.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Чистяковой Н.М.,
судей Федосеевой О.А., Вершининой О.Ю.,
при секретаре К.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 28 августа 2013 года, которым на Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области возложена обязанность предоставить К.О. в порядке очередности из специализированного жилищного фонда в городе Вологде благоустроенное жилое помещение не менее нормы предоставления.
В остальной части иска К.О. отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Федосеевой О.А., объяснения К.О., судебная коллегия

установила:

К.О. (до регистрации брака Л.О.В.) обратилась в суд с иском к Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области (далее - Департамент) о возложении обязанности предоставить ей вне очереди жилое помещение, мотивируя тем, что в соответствии с постановлением мэрии <адрес> от <ДАТА> N... она поставлена в очередь на выделение жилья воспитанников детдома, а постановлением от <ДАТА> N... - на учет нуждающихся в жилых помещениях по категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
В период с <ДАТА> она являлась воспитанницей муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) "...", с <ДАТА> находилась в <адрес> школе-интернат, с <ДАТА> обучалась в государственном образовательном учреждении "Профессиональное училище N...", все это время находилась на полном государственном обеспечении.
В настоящее время проживает в <адрес>, является матерью двоих малолетних детей, брак с отцом детей расторгнут.
Ссылаясь на отсутствие жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма и принадлежащих на праве собственности, просила суд обязать ответчика предоставить ей вне очереди жилое помещение не ниже установленных норм составом семьи три человека по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истец К.О. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором указал, что оснований для предоставления жилого помещения на семью истца не имеется, несовершеннолетние дети не относятся к категории лиц, которые имеют право на жилые помещения. Просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку в силу прямого указания закона с <ДАТА> детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, не реализовавшим право на обеспечение жилыми помещениями, такие помещения предоставляются в порядке очередности из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Также просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом принято приведенное выше решение.
С указанным решением суда не согласился Департамента, который в своей апелляционной жалобе просит об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований. Считает, что суд вышел за пределы исковых требований, поскольку истец К.О. просила предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения без указания на жилищный фонд в <адрес>, как на то указал суд в своем решении. Кроме того, К.О. включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда в мэрии <адрес>.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение вынесено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29.02.2012) (далее - Закон N 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу пункта 9 указанной статьи Закона N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения содержатся в статье 15.1 Закона Вологодской области от 17 июля 2006 года N 1471-ОЗ "О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области", согласно которой жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда области по договору найма специализированного жилого помещения предоставляются:
1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, - в случаях, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях по основаниям, установленным федеральным законодательством или соответствующим законом области, признается невозможным;
2) лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, - в случае, если их право на обеспечение жилыми помещениями не было реализовано.
Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда области предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления площади жилого помещения жилищного фонда области по договору социального найма, установленной абзацем первым части 1 статьи 7 настоящего закона области.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда области для указанной категории лиц предоставляются в порядке очередности гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый уполномоченным органом исполнительной государственной власти области в порядке, установленном законом области.
Абзац 4 статьи 1 Закона N 159-ФЗ определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Как следует из материалов дела, К.О. относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать К.Т.В. и отец Л.В.И. были лишены родительских прав решением <адрес> суда от <ДАТА>. Мать К.Т.В. умерла <ДАТА>, отец Л.В.И. - <ДАТА>.
В период с <ДАТА> она являлась воспитанницей муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) "...", с <ДАТА> находилась в <адрес> школе-интернат, с <ДАТА> обучалась в государственном образовательном учреждении "Профессиональное училище N...", все это время находилась на полном государственном обеспечении.
Жилое помещение за К.О. не закреплялось. На основании постановления мэрии <адрес> от <ДАТА> N... она включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда под N....
На момент рассмотрения дела жилое помещение К.О. Департаментом не предоставлено.
Разрешая требования К.О., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что К.О. имеет право на получение благоустроенного жилого помещения не менее нормы предоставления в порядке очередности из специализированного жилищного фонда в городе Вологде, обоснованно удовлетворив ее требования в данной части.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что суд вышел за пределы исковых требований, обязав Департамент предоставить К.О. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из жилищного фонда в городе Вологде, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В судебном заседании апелляционной инстанции К.О. пояснила, что после окончания государственного образовательного учреждения "Профессиональное училище N..." в <ДАТА>, она переехала в <адрес>, где и проживает по настоящее время с двумя малолетними детьми по договорам поднайма жилого помещения, имеет временную регистрацию.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно статье 8 Закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, законодатель возлагает обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и оставшихся без попечения родителей на орган исполнительной власти по месту жительства таких лиц, так как предоставление жилья в ином месте гражданину не позволит им пользоваться по прямому назначению (для проживания).
Поскольку местом жительства гражданина является жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает, судом верно установлено, что К.О. фактически проживая в <адрес>, имея временную регистрацию по месту пребывания в <адрес>, вправе получить благоустроенное жилое помещение не менее нормы предоставления в порядке очередности из специализированного жилищного фонда в <адрес>.
С учетом вышеуказанных обстоятельств апелляционная инстанция считает, что выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 28 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.М.ЧИСТЯКОВА

Судьи
О.А.ФЕДОСЕЕВА
О.Ю.ВЕРШИНИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)