Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения; Предоставление земли
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кобелевой О.П.,
судей Гуреевой О.А., Пуртовой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Крыловой И.А.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.05.2013 по делу N А82-1872/2013, принятое судом в составе судьи Марусина В.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Яржилстрой" (ИНН: 7606059943, ОГРН: 1067606021670)
к Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля (ИНН: 7604092913, ОГРН: 1067604080345), муниципальному казенному учреждению "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля" (ИНН: 7604093410, ОГРН: 1067604080884),
о понуждении к заключению договора,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Яржилстрой" (далее - истец, ООО "Яржилстрой") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее - Управление), муниципальному казенному учреждению "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля" (далее - Агентство) о понуждении к заключению договора аренды на новый срок.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 27.05.2013 исковые требования удовлетворены.
Агентство, не согласившись с принятым решением, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, суд неправильно рассчитал предельный срок аренды земельного участка. Указывает, что в проекте договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, на условиях которого суд обязал ответчиков заключить договор, не содержится цены договора, что является существенным условием; кто обязан заказывать оценку рыночного размера арендной платы из решения суда также не следует. Ответчик полагает, что суд не проверил соответствие условий представленного проекта договора аренды требованиям нормативных правовых норм.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что суд принял законное и обоснованное решение на основании всех известных и исследованных в судебном заседании обстоятельствах дела.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Истец просил рассмотреть жалобу без его участия.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением мэра г. Ярославля от 03.11.2006 N 3850 о предоставлении земельного участка жилищно-строительному кооперативу "Терминал" (далее - ЖСК "Терминал") предоставлен земельный участок площадью 619 кв. м на праве аренды для строительства 10-этажной жилой секции, пристроенной к жилому дому N 18 по ул. Серго Орджоникидзе.
В указанное постановление внесены изменения постановлением мэра г. Ярославля от 31.08.2007 N 2919 в части названия строящегося объекта - в окончательной редакции участок предоставлен для строительства жилой секции с магазином.
Постановлением мэра г. Ярославля от 24.06.2009 N 1886 внесены изменения в постановление о предоставлении земельного участка в части изменения площади земельного участка, указано, что предоставляется земельный участок площадью 618 кв. м.
Между Управлением в лице Агентства и ЖСК "Терминал" заключен договор аренды земельного участка от 09.11.2006 N 19396-о, согласно которому в аренду предоставлен земельный участок площадью 619 кв. м для строительства 10-этажной жилой секции, пристроенной к жилому дому N 18 по ул. С. Орджоникидзе на срок до 01.11.2007.
Дополнительным соглашением от 20.11.2006 N 1 права и обязанности арендатора переданы ООО "Яржилстрой".
12.12.2007 между Управлением в лице Агентства и ООО "Яржилстрой" заключен договор аренды спорного земельного участка N 19396/1-о (сроком до 31.10.2008).
27.11.2008 сторонами заключен аналогичный договор аренды N 19396/2-о (сроком до 31.10.2010).
В соответствии с решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.04.2011 по делу N А82-9060/2010-19 на Управление и Агентство возложена обязанность заключения с ООО "Яржилстрой" договора аренды земельного участка площадью 618 кв. м с кадастровым номером 76:23:020813:38, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Серго Орджоникидзе, рядом с жилым домом N 18, на срок до 09.11.2011 с арендной платой по рыночной стоимости согласно результатам независимой оценки, прочие условия которого изложены в проекте договора аренды N 19396/3-о, составленном в марте 2011 года.
Дополнительным соглашением N 1 от 07.09.2011 стороны продлили срок действия договора аренды от 27.11.2008 N 19396/2-о до 31.10.2012.
Письмом от 03.09.2012 N 2614 в адрес Агентство сообщило ответчику об отсутствии намерения продлевать срок действия договора аренды от 27.11.2008.
03.09.2012 истец обратился к Агентству с заявлением о продлении срока действия договора аренды от 27.11.2008 на 12 месяцев. Письмом от 01.11.2012 N 3134 Агентство вновь отказало истцу в продлении договора аренды.
Письмами от 31.01.2013 истец направил в адрес обоих ответчиков в качестве оферты проект договора N 19396/3-о аренды находящегося в государственной собственности земельного участка со сроком действия с 01.02.2013 по 31.07.2014.
Посчитав уклонение ответчиков от подписания договора аренды незаконным, истец обратился в Арбитражный суд Ярославской области с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Согласно части 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду (подпункт 3 пункта 7 статьи 30 ЗК РФ).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В силу части 3 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства являются необходимыми и обязательными этапами предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (пункт 5 статьи 30 ЗК РФ).
В статье 1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 21-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства объектов капитального строительства (за исключением жилищного строительства) осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области. Органы местного самоуправления городского округа город Ярославль распоряжаются земельными участками в целях, не предусмотренных частью настоящей статьи, то есть, в частности, в целях жилищного строительства (части 1, 2).
Из приведенных норм права следует, что арендные отношения возникают из сложного юридического состава, который включает в себя принятие уполномоченным органом исполнительной власти решения о предоставлении земельного участка и заключение на его основании договора аренды.
Суд первой инстанции при принятии оспариваемого решения исходил из того, что в рассматриваемом случае принятое мэром г. Ярославля постановление от 03.11.2006 N 3850 о предоставлении в аренду спорного земельного участка под строительство 10-этажной жилой секции, пристроенной к жилому дому N 18 по ул. С. Орджоникидзе в соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 30 ЗК РФ является основанием для заключения договора аренды земельного участка.
На основании пункта 15 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Договор аренды земельного участка, предоставленного в соответствии с настоящим пунктом для жилищного строительства, может быть заключен на срок не более чем пять лет.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, данный участок предоставлялся в аренду для строительства 10-этажной жилой секции, пристроенной к жилому дому.
Письмами от 03.09.2012 и 01.11.2012 Агентство отказалось продлевать договор аренды земельного участка без указания причин.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу от 23.12.2008 N 8985/08, в соответствии с которой, исходя из положений статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается необоснованный отказ в предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства или в продлении договора аренды в случае, если строительство не завершено в течение первоначального срока аренды земельного участка.
По смыслу приведенных норм, обоснованность отказа в продлении договора аренды связана с оценкой действий арендатора по надлежащему использованию земельного участка, добросовестности его действий, направленных на достижение цели договора, а также возможности ее достижения в пределах срока действия договора аренды.
Из содержания подпункта 4 пункта 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что время, необходимое для освоения земельного участка не включается в максимальный период времени использования земельного участка в целях строительства.
При этом частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для получения разрешения на строительство необходимо представление, в том числе правоустанавливающих документов на земельный участок, градостроительного плана земельного участка, проекта организации строительства, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.04.2011 по делу N А82-9060/2010-19 установлено, что постановление о предварительном согласовании места размещения объекта ЖСК "Терминал" принято 11.06.2004. Также в решении суда содержится вывод о том, что до сентября 2009 года (до уточнения границ и конфигурации земельного участка) возможность использовать земельный участок для строительства 10-этажной жилой секции у истца отсутствовала по независящим от него обстоятельствам.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.07.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в настоящее время истцом получено разрешение на строительство 10-этажной жилой секции сроком действия до 07.09.2013, заключен договор N 15/12 от 20.09.2012 строительного подряда, 24.07.2012 с Аминовым Д.В. заключен договор N 001 участия в долевом строительстве жилого дома. Представленные в материалы дела фотографии свидетельствуют, что строительство жилого дома истцом ведется, но в настоящее время не окончено.
Согласно части 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
С учетом указанной выше правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о недопустимости необоснованного отказа в продлении договора аренды в случае, если строительство не завершено в течение первоначального срока аренды земельного участка, а также отсутствием обоснования доводов о невозможности продления договора аренды земельных участков заинтересованным лицом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования, обязав Агентство заключить договор аренды земельного участка на новый срок.
При наличии разногласий по условиям заключаемого договора аренды стороны не лишены права обратиться в арбитражный суд для разрешения данного спора.
При рассмотрении дела N А82-9060/2010 было учтено, что постановлением мэра г. Ярославля от 18.10.2006 "О порядке оформления договоров аренды земельных участков" предусмотрено установление в договоре аренды размера арендной платы по рыночной стоимости, исчисляемой в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в РФ" за земельные участки, предоставленные для строительства без торгов, на Управление земельных ресурсов мэрии возложена обязанность по своевременному заключению договора на проведение оценки размера арендной платы.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции, соответствующим нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.05.2013 по делу N А82-1872/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
О.П.КОБЕЛЕВА
Судьи
О.А.ГУРЕЕВА
Т.Е.ПУРТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.09.2013 ПО ДЕЛУ N А82-1872/2013
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения; Предоставление земли
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2013 г. по делу N А82-1872/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кобелевой О.П.,
судей Гуреевой О.А., Пуртовой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Крыловой И.А.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.05.2013 по делу N А82-1872/2013, принятое судом в составе судьи Марусина В.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Яржилстрой" (ИНН: 7606059943, ОГРН: 1067606021670)
к Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля (ИНН: 7604092913, ОГРН: 1067604080345), муниципальному казенному учреждению "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля" (ИНН: 7604093410, ОГРН: 1067604080884),
о понуждении к заключению договора,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Яржилстрой" (далее - истец, ООО "Яржилстрой") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее - Управление), муниципальному казенному учреждению "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля" (далее - Агентство) о понуждении к заключению договора аренды на новый срок.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 27.05.2013 исковые требования удовлетворены.
Агентство, не согласившись с принятым решением, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, суд неправильно рассчитал предельный срок аренды земельного участка. Указывает, что в проекте договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, на условиях которого суд обязал ответчиков заключить договор, не содержится цены договора, что является существенным условием; кто обязан заказывать оценку рыночного размера арендной платы из решения суда также не следует. Ответчик полагает, что суд не проверил соответствие условий представленного проекта договора аренды требованиям нормативных правовых норм.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что суд принял законное и обоснованное решение на основании всех известных и исследованных в судебном заседании обстоятельствах дела.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Истец просил рассмотреть жалобу без его участия.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением мэра г. Ярославля от 03.11.2006 N 3850 о предоставлении земельного участка жилищно-строительному кооперативу "Терминал" (далее - ЖСК "Терминал") предоставлен земельный участок площадью 619 кв. м на праве аренды для строительства 10-этажной жилой секции, пристроенной к жилому дому N 18 по ул. Серго Орджоникидзе.
В указанное постановление внесены изменения постановлением мэра г. Ярославля от 31.08.2007 N 2919 в части названия строящегося объекта - в окончательной редакции участок предоставлен для строительства жилой секции с магазином.
Постановлением мэра г. Ярославля от 24.06.2009 N 1886 внесены изменения в постановление о предоставлении земельного участка в части изменения площади земельного участка, указано, что предоставляется земельный участок площадью 618 кв. м.
Между Управлением в лице Агентства и ЖСК "Терминал" заключен договор аренды земельного участка от 09.11.2006 N 19396-о, согласно которому в аренду предоставлен земельный участок площадью 619 кв. м для строительства 10-этажной жилой секции, пристроенной к жилому дому N 18 по ул. С. Орджоникидзе на срок до 01.11.2007.
Дополнительным соглашением от 20.11.2006 N 1 права и обязанности арендатора переданы ООО "Яржилстрой".
12.12.2007 между Управлением в лице Агентства и ООО "Яржилстрой" заключен договор аренды спорного земельного участка N 19396/1-о (сроком до 31.10.2008).
27.11.2008 сторонами заключен аналогичный договор аренды N 19396/2-о (сроком до 31.10.2010).
В соответствии с решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.04.2011 по делу N А82-9060/2010-19 на Управление и Агентство возложена обязанность заключения с ООО "Яржилстрой" договора аренды земельного участка площадью 618 кв. м с кадастровым номером 76:23:020813:38, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Серго Орджоникидзе, рядом с жилым домом N 18, на срок до 09.11.2011 с арендной платой по рыночной стоимости согласно результатам независимой оценки, прочие условия которого изложены в проекте договора аренды N 19396/3-о, составленном в марте 2011 года.
Дополнительным соглашением N 1 от 07.09.2011 стороны продлили срок действия договора аренды от 27.11.2008 N 19396/2-о до 31.10.2012.
Письмом от 03.09.2012 N 2614 в адрес Агентство сообщило ответчику об отсутствии намерения продлевать срок действия договора аренды от 27.11.2008.
03.09.2012 истец обратился к Агентству с заявлением о продлении срока действия договора аренды от 27.11.2008 на 12 месяцев. Письмом от 01.11.2012 N 3134 Агентство вновь отказало истцу в продлении договора аренды.
Письмами от 31.01.2013 истец направил в адрес обоих ответчиков в качестве оферты проект договора N 19396/3-о аренды находящегося в государственной собственности земельного участка со сроком действия с 01.02.2013 по 31.07.2014.
Посчитав уклонение ответчиков от подписания договора аренды незаконным, истец обратился в Арбитражный суд Ярославской области с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Согласно части 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду (подпункт 3 пункта 7 статьи 30 ЗК РФ).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В силу части 3 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства являются необходимыми и обязательными этапами предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (пункт 5 статьи 30 ЗК РФ).
В статье 1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 21-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства объектов капитального строительства (за исключением жилищного строительства) осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области. Органы местного самоуправления городского округа город Ярославль распоряжаются земельными участками в целях, не предусмотренных частью настоящей статьи, то есть, в частности, в целях жилищного строительства (части 1, 2).
Из приведенных норм права следует, что арендные отношения возникают из сложного юридического состава, который включает в себя принятие уполномоченным органом исполнительной власти решения о предоставлении земельного участка и заключение на его основании договора аренды.
Суд первой инстанции при принятии оспариваемого решения исходил из того, что в рассматриваемом случае принятое мэром г. Ярославля постановление от 03.11.2006 N 3850 о предоставлении в аренду спорного земельного участка под строительство 10-этажной жилой секции, пристроенной к жилому дому N 18 по ул. С. Орджоникидзе в соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 30 ЗК РФ является основанием для заключения договора аренды земельного участка.
На основании пункта 15 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Договор аренды земельного участка, предоставленного в соответствии с настоящим пунктом для жилищного строительства, может быть заключен на срок не более чем пять лет.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, данный участок предоставлялся в аренду для строительства 10-этажной жилой секции, пристроенной к жилому дому.
Письмами от 03.09.2012 и 01.11.2012 Агентство отказалось продлевать договор аренды земельного участка без указания причин.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу от 23.12.2008 N 8985/08, в соответствии с которой, исходя из положений статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается необоснованный отказ в предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства или в продлении договора аренды в случае, если строительство не завершено в течение первоначального срока аренды земельного участка.
По смыслу приведенных норм, обоснованность отказа в продлении договора аренды связана с оценкой действий арендатора по надлежащему использованию земельного участка, добросовестности его действий, направленных на достижение цели договора, а также возможности ее достижения в пределах срока действия договора аренды.
Из содержания подпункта 4 пункта 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что время, необходимое для освоения земельного участка не включается в максимальный период времени использования земельного участка в целях строительства.
При этом частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для получения разрешения на строительство необходимо представление, в том числе правоустанавливающих документов на земельный участок, градостроительного плана земельного участка, проекта организации строительства, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.04.2011 по делу N А82-9060/2010-19 установлено, что постановление о предварительном согласовании места размещения объекта ЖСК "Терминал" принято 11.06.2004. Также в решении суда содержится вывод о том, что до сентября 2009 года (до уточнения границ и конфигурации земельного участка) возможность использовать земельный участок для строительства 10-этажной жилой секции у истца отсутствовала по независящим от него обстоятельствам.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.07.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в настоящее время истцом получено разрешение на строительство 10-этажной жилой секции сроком действия до 07.09.2013, заключен договор N 15/12 от 20.09.2012 строительного подряда, 24.07.2012 с Аминовым Д.В. заключен договор N 001 участия в долевом строительстве жилого дома. Представленные в материалы дела фотографии свидетельствуют, что строительство жилого дома истцом ведется, но в настоящее время не окончено.
Согласно части 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
С учетом указанной выше правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о недопустимости необоснованного отказа в продлении договора аренды в случае, если строительство не завершено в течение первоначального срока аренды земельного участка, а также отсутствием обоснования доводов о невозможности продления договора аренды земельных участков заинтересованным лицом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования, обязав Агентство заключить договор аренды земельного участка на новый срок.
При наличии разногласий по условиям заключаемого договора аренды стороны не лишены права обратиться в арбитражный суд для разрешения данного спора.
При рассмотрении дела N А82-9060/2010 было учтено, что постановлением мэра г. Ярославля от 18.10.2006 "О порядке оформления договоров аренды земельных участков" предусмотрено установление в договоре аренды размера арендной платы по рыночной стоимости, исчисляемой в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в РФ" за земельные участки, предоставленные для строительства без торгов, на Управление земельных ресурсов мэрии возложена обязанность по своевременному заключению договора на проведение оценки размера арендной платы.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции, соответствующим нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.05.2013 по делу N А82-1872/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
О.П.КОБЕЛЕВА
Судьи
О.А.ГУРЕЕВА
Т.Е.ПУРТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)