Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Шалятова Л.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего Паршиной Т.В.
судей Васильевых И.Д., Карпова Д.В.
при секретаре Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 9 апреля 2013 года дело
по апелляционной жалобе Администрации г. Саров Нижегородской области
на решение Саровского городского суда Нижегородской области от 05 декабря 2012 года
по делу по иску В. к администрации г. Сарова, Министерству социальной политики Нижегородской области о предоставлении жилого помещения,
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Карпова Д.В., объяснения представителя Министерства социальной политики Нижегородской области С., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
установила:
В. обратился в суд с иском к Администрации г. Саров о предоставлении вне очереди изолированного жилого помещения.
Заявленные требования мотивирует следующим.
В. с 03 октября 2003 года проживал на койко-место в общежитии по адресу: <...>. С 27 марта 2007 года он является инвалидом <...> группы, в связи с чем на основании выписки из протокола заседания КЭК от 24 марта 2008 года ему Администрацией г. Саров была выделена комната, площадью <...> кв. м, которая не является отдельным жилым помещением. Комната находится в блоке, состоящем из 4 комнат: двух двухместных и двух трехместных. В блоке проживают 9 человек. На всех проживающих в блоке приходится один санузел, один душ, два умывальника. Всего на этаже расположено 6 трехместных комнат и 6 двухместных комнат. На всех проживающих на данном этаже приходится одна сушилка и кухня, в котором расположена 4-комфорочная плита и 2 раковины. Из-за болезни проживание в данных условиях для него стало невозможным, в связи с чем, он вынужден уехать к родственникам в <...> область. С 01 марта 1999 года он стоит в общегородской очереди на получение жилого помещения, а с 25 марта 2008 года - в очереди по программе "<...>". Поскольку Администрация г. Саров и жилищное управление г. Сарова не предпринимает никаких мер к предоставлению ему отдельного жилья истец просит суд обязать Администрацию г. Сарова предоставить ему благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Определением Саровского городского суда Нижегородской области от 10 октября 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной политики Нижегородской области.
Решением Саровского городского суда Нижегородской области от 05 декабря 2012 года постановлено:
Исковые требования В. к администрации г. Сарова, Министерству социальной политики Нижегородской области о предоставлении вне очереди изолированного жилого помещения удовлетворить частично.
Обязать орган местного самоуправления - администрацию г. Сарова, предоставить В. на семью из одного человека отдельное жилое помещение на условиях социального найма по нормам предоставления, установленным для данной категории граждан, во внеочередном порядке.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней администрация г. Саров Нижегородской области ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции по доводам того, что при разрешении спора судом первой инстанции не было учтено, что предоставление жилья лицам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания в силу положений федерального жилищного законодательства осуществляет Министерство социальной политики Нижегородской области. Кроме того, истец фактически проживает в Кировской области, соответственно право на жилье у него должно возникнуть по месту фактического проживания. Доказательств вынужденного выезда из г. Саров истцом не представлено.
На апелляционную жалобу администрации г. Саров, представителем Министерства социальной политики Нижегородской области поданы возражения. Министерство указывает, что предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам в силу ст. ст. 49, 57 ЖК РФ по общему правилу является обязанностью органов местного самоуправления. Предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда области возможно при наличии специального нормативного акта федерального или регионального уровня, однако, в отношении категории граждан, к которой относится истец, такое регулирование в настоящее время отсутствует. Вместе с тем в соответствии с федеральным и региональным законодательством Министерство осуществляет социальную поддержку по обеспечению жильем названной категории граждан в форме внеочередного предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Предметом исковых требований является предоставление не социальной выплаты, а жилого помещения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений относительно нее, заслушав объяснения явившегося лица, судебная коллегия приходит к следующему.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что В. проживает в жилом помещении общежития, аналогичного квартире, занятой несколькими семьями, страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в соответствующий перечень, что дает ему право на внеочередное предоставление изолированного жилого помещения по договору социального найма.
Соглашаясь с данным выводом, судебная коллегия руководствуется следующим.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2).
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Положениями частей 1, 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (пункт 3 части 2 статьи 57).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время Перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства РФ N 378 от 16 июня 2006 года.
Граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ).
Таким образом, из положений вышеуказанной правовой нормы следует, что для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в силу положений п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ необходимо наличие следующих условий, а именно: заболевания, при котором совместное проживание с гражданином в одной квартире невозможно, указанные граждане не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, а также проживают в квартире, занятой несколькими семьями.
Судом первой инстанции установлено, что В., <...> года рождения, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в городской администрации с 01.03.1999 г. С 2008 г. В. является инвалидом <...> группы по общему заболеванию бессрочно.
Согласно сообщению ФГУЗ <...>, В. имеет хроническое <...> заболевание <...> (л.д. 52). Указанное заболевание указано в п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378.
В список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, В. включен с 25.03.2008 г., что подтверждается справкой от 25.06.2012 г. жилищного управления Администрации г. Саров (л.д. 11).
Согласно договору найма жилого помещения в общежитии N <...> от 16.05.2008 г. В., на основании решения о предоставлении жилого помещения от 16.04.2008 г. N <...> была предоставлена комната, площадью <...> кв. м в общежитии по ул. <...>, д. <...>, корп. <...> (л.д. 7).
Из справки, выданной 02.10.2012 г. МУП "<...>" следует, что В. зарегистрирован в <...>, площадью <...> кв. м (л.д. 25).
В соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры, комната.
Согласно указанной норме, квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Учитывая то обстоятельство, что В. страдает заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, а также в настоящий момент занимает жилое помещение - комнату в общежитии на основании договора социального найма от 16.05.2008 г. по адресу: <...> площадью <...> кв. м, данное жилое помещение не является обособленным жилым помещением, обеспечивающим возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме, в указанном общежитии проживают иные граждане и семьи, которые также имеют право на использование помещений общего и вспомогательного назначения совместно с В., судебная коллегия приходит к выводу о признании истца в проживающим в жилом помещении, в котором также проживают иные лица, не являющиеся членами одной семьи, что указывает о выполнении всех установленных Законом условий реализации жилищных прав В.
Оценив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о том, что В. подлежит обеспечению жилой площадью на условиях договора социального найма во внеочередном порядке.
При этом истец, вставший на жилищный учет в 1999 году, сохраняет право на предоставление жилого помещения по критериям нуждаемости, установленным ЖК РСФСР. В то же время права, связанные с хроническим заболеванием тяжелой формы, в т.ч. право на внеочередное предоставление жилого помещения на условиях социального найма, у истца возникли в 2008 году и подлежат реализации в соответствии с Жилищным кодексом РФ.
Ответчиками по делу в настоящее время признается право истца на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ.
Спорным в апелляционной инстанции является вопрос о субъекте, обязанном обеспечить реализацию данного права истца путем предоставления из соответствующего (муниципального или государственного) жилищного фонда изолированного жилого помещения.
Разрешая данный вопрос, суд первой инстанции, руководствовался положениями части 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, предусматривающими предоставление нуждающимся в жилых помещениях гражданам по договорам социального найма, по общему правилу, жилых помещений муниципального жилищного фонда. Суд также проанализировал нормы муниципального права, возлагающие на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению жилищных прав граждан и предоставляющие муниципальным образованиям финансовые гарантии на уровне межбюджетных отношений.
Судебная коллегия, признавая верными данные выводы суда, отмечает, что федеральное законодательство, действующее на момент разрешения дела в судах первой и второй инстанции, устанавливает обязанность именно органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений рассматриваемой категории граждан.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Согласно пункту 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Таким образом, предоставление жилых помещений названной категории граждан в силу федерального закона относится к полномочиям органов местного самоуправления. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений, по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования.
Что касается жилых помещений государственного жилищного фонда Российской Федерации и субъектов Федерации, то они предоставляются лишь тем категориям граждан, которые указаны в специальном федеральном законе, указе Президента России или законе субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ). Такого специального правового регулирования в отношении граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, на федеральном уровне не предусмотрено.
На территории Нижегородской области действует закон Нижегородской области от 07.09.2007 "О жилищной политики в Нижегородской области". Подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 13 данного закона в первоначальной редакции было предусмотрено предоставление жилых помещений жилищного фонда Нижегородской области нуждающимися гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. Между тем законом Нижегородской области от 05.02.2013 N 6-З "О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области" данное законоположение признано утратившим силу.
В связи с изложенным расходное обязательство муниципального образования по предоставлению жилых помещений названной категории граждан основано на действующем федеральном законодательстве и подлежит исполнению за счет средств местного бюджета и муниципальной собственности города <...>.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований за счет уполномоченного органа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно возложил обязанность на администрацию г. Саров по предоставлению жилого помещения В., а требования к Министерству социальной политики Нижегородской области оставил без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу законодательства о социальной защите инвалидов (ст. 17, 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") обязанность по обеспечению жильем инвалидов возложена на органы государственной власти субъектов Федерации, не имеет значения для дела, поскольку истец обратился в суд с требованием о предоставлении жилого помещения по основаниям ст. 57 ЖК РФ, тогда как вышеуказанные нормы предусматривают обеспечением жильем в форме меры социальной поддержки в виде денежной выплаты и касаются всех инвалидов, а не только граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний согласно Перечню.
По тем же причинам несостоятельна ссылка заявителя апелляционной жалобы на факт приостановления действия подпункта 2 пункта 1 статьи 2 Закона от 30.09.2008 N 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений", поскольку вышеуказанным подпунктом органам местного самоуправления делегированы полномочия не по предоставлению жилых помещений гражданам, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, а по обеспечению их жильем в виде единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (ст. 11.1 Закона Нижегородской области "О жилищной политике в Нижегородской области").
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний согласно Перечню, требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из ст. 31 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010) предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации. Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что истец фактически проживает в Кировской области, соответственно право на жилье у него должно возникнуть по месту фактического проживания, отклоняется судебной коллегией так как не влияет на законность оспариваемого решения. Кроме того, доказательств, соответствующих требованиям ст. 60 ГПК РФ того, что В. переехал на постоянное место жительства в Кировскую область суду первой инстанции истцом не представлено. В. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в администрации г. Саров.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и основания для его отмены отсутствуют.
Однако судебная коллегия полагает, что в целях обеспечения исполнимости решения суда первой инстанции следует дополнить его резолютивную часть указанием на характеристики предоставляемого жилого помещения
Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, определяемой согласно п. п. 1 - 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ.
В связи с этим резолютивная часть решения подлежит дополнению указанием, что В. следует предоставить жилое помещение в черте города <...>, общей площадью не менее <...> кв. метров (решение городской Думы г. Сарова от 17.11.2005 N 151/4-гд (ред. от 27.12.2007) "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма").
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Саровского городского суда Нижегородской области от 05 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения, указав после слов "во внеочередном порядке" слова "общей площадью не менее <...> кв. м в черте г. <...> <...> области".
Председательствующий
Т.В.ПАРШИНА
Судьи
И.Д.ВАСИЛЬЕВЫХ
Д.В.КАРПОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2536
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 апреля 2013 г. по делу N 33-2536
Судья: Шалятова Л.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего Паршиной Т.В.
судей Васильевых И.Д., Карпова Д.В.
при секретаре Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 9 апреля 2013 года дело
по апелляционной жалобе Администрации г. Саров Нижегородской области
на решение Саровского городского суда Нижегородской области от 05 декабря 2012 года
по делу по иску В. к администрации г. Сарова, Министерству социальной политики Нижегородской области о предоставлении жилого помещения,
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Карпова Д.В., объяснения представителя Министерства социальной политики Нижегородской области С., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
установила:
В. обратился в суд с иском к Администрации г. Саров о предоставлении вне очереди изолированного жилого помещения.
Заявленные требования мотивирует следующим.
В. с 03 октября 2003 года проживал на койко-место в общежитии по адресу: <...>. С 27 марта 2007 года он является инвалидом <...> группы, в связи с чем на основании выписки из протокола заседания КЭК от 24 марта 2008 года ему Администрацией г. Саров была выделена комната, площадью <...> кв. м, которая не является отдельным жилым помещением. Комната находится в блоке, состоящем из 4 комнат: двух двухместных и двух трехместных. В блоке проживают 9 человек. На всех проживающих в блоке приходится один санузел, один душ, два умывальника. Всего на этаже расположено 6 трехместных комнат и 6 двухместных комнат. На всех проживающих на данном этаже приходится одна сушилка и кухня, в котором расположена 4-комфорочная плита и 2 раковины. Из-за болезни проживание в данных условиях для него стало невозможным, в связи с чем, он вынужден уехать к родственникам в <...> область. С 01 марта 1999 года он стоит в общегородской очереди на получение жилого помещения, а с 25 марта 2008 года - в очереди по программе "<...>". Поскольку Администрация г. Саров и жилищное управление г. Сарова не предпринимает никаких мер к предоставлению ему отдельного жилья истец просит суд обязать Администрацию г. Сарова предоставить ему благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Определением Саровского городского суда Нижегородской области от 10 октября 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной политики Нижегородской области.
Решением Саровского городского суда Нижегородской области от 05 декабря 2012 года постановлено:
Исковые требования В. к администрации г. Сарова, Министерству социальной политики Нижегородской области о предоставлении вне очереди изолированного жилого помещения удовлетворить частично.
Обязать орган местного самоуправления - администрацию г. Сарова, предоставить В. на семью из одного человека отдельное жилое помещение на условиях социального найма по нормам предоставления, установленным для данной категории граждан, во внеочередном порядке.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней администрация г. Саров Нижегородской области ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции по доводам того, что при разрешении спора судом первой инстанции не было учтено, что предоставление жилья лицам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания в силу положений федерального жилищного законодательства осуществляет Министерство социальной политики Нижегородской области. Кроме того, истец фактически проживает в Кировской области, соответственно право на жилье у него должно возникнуть по месту фактического проживания. Доказательств вынужденного выезда из г. Саров истцом не представлено.
На апелляционную жалобу администрации г. Саров, представителем Министерства социальной политики Нижегородской области поданы возражения. Министерство указывает, что предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам в силу ст. ст. 49, 57 ЖК РФ по общему правилу является обязанностью органов местного самоуправления. Предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда области возможно при наличии специального нормативного акта федерального или регионального уровня, однако, в отношении категории граждан, к которой относится истец, такое регулирование в настоящее время отсутствует. Вместе с тем в соответствии с федеральным и региональным законодательством Министерство осуществляет социальную поддержку по обеспечению жильем названной категории граждан в форме внеочередного предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Предметом исковых требований является предоставление не социальной выплаты, а жилого помещения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений относительно нее, заслушав объяснения явившегося лица, судебная коллегия приходит к следующему.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что В. проживает в жилом помещении общежития, аналогичного квартире, занятой несколькими семьями, страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в соответствующий перечень, что дает ему право на внеочередное предоставление изолированного жилого помещения по договору социального найма.
Соглашаясь с данным выводом, судебная коллегия руководствуется следующим.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2).
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Положениями частей 1, 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (пункт 3 части 2 статьи 57).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время Перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства РФ N 378 от 16 июня 2006 года.
Граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ).
Таким образом, из положений вышеуказанной правовой нормы следует, что для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в силу положений п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ необходимо наличие следующих условий, а именно: заболевания, при котором совместное проживание с гражданином в одной квартире невозможно, указанные граждане не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, а также проживают в квартире, занятой несколькими семьями.
Судом первой инстанции установлено, что В., <...> года рождения, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в городской администрации с 01.03.1999 г. С 2008 г. В. является инвалидом <...> группы по общему заболеванию бессрочно.
Согласно сообщению ФГУЗ <...>, В. имеет хроническое <...> заболевание <...> (л.д. 52). Указанное заболевание указано в п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378.
В список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, В. включен с 25.03.2008 г., что подтверждается справкой от 25.06.2012 г. жилищного управления Администрации г. Саров (л.д. 11).
Согласно договору найма жилого помещения в общежитии N <...> от 16.05.2008 г. В., на основании решения о предоставлении жилого помещения от 16.04.2008 г. N <...> была предоставлена комната, площадью <...> кв. м в общежитии по ул. <...>, д. <...>, корп. <...> (л.д. 7).
Из справки, выданной 02.10.2012 г. МУП "<...>" следует, что В. зарегистрирован в <...>, площадью <...> кв. м (л.д. 25).
В соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры, комната.
Согласно указанной норме, квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Учитывая то обстоятельство, что В. страдает заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, а также в настоящий момент занимает жилое помещение - комнату в общежитии на основании договора социального найма от 16.05.2008 г. по адресу: <...> площадью <...> кв. м, данное жилое помещение не является обособленным жилым помещением, обеспечивающим возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме, в указанном общежитии проживают иные граждане и семьи, которые также имеют право на использование помещений общего и вспомогательного назначения совместно с В., судебная коллегия приходит к выводу о признании истца в проживающим в жилом помещении, в котором также проживают иные лица, не являющиеся членами одной семьи, что указывает о выполнении всех установленных Законом условий реализации жилищных прав В.
Оценив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о том, что В. подлежит обеспечению жилой площадью на условиях договора социального найма во внеочередном порядке.
При этом истец, вставший на жилищный учет в 1999 году, сохраняет право на предоставление жилого помещения по критериям нуждаемости, установленным ЖК РСФСР. В то же время права, связанные с хроническим заболеванием тяжелой формы, в т.ч. право на внеочередное предоставление жилого помещения на условиях социального найма, у истца возникли в 2008 году и подлежат реализации в соответствии с Жилищным кодексом РФ.
Ответчиками по делу в настоящее время признается право истца на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ.
Спорным в апелляционной инстанции является вопрос о субъекте, обязанном обеспечить реализацию данного права истца путем предоставления из соответствующего (муниципального или государственного) жилищного фонда изолированного жилого помещения.
Разрешая данный вопрос, суд первой инстанции, руководствовался положениями части 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, предусматривающими предоставление нуждающимся в жилых помещениях гражданам по договорам социального найма, по общему правилу, жилых помещений муниципального жилищного фонда. Суд также проанализировал нормы муниципального права, возлагающие на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению жилищных прав граждан и предоставляющие муниципальным образованиям финансовые гарантии на уровне межбюджетных отношений.
Судебная коллегия, признавая верными данные выводы суда, отмечает, что федеральное законодательство, действующее на момент разрешения дела в судах первой и второй инстанции, устанавливает обязанность именно органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений рассматриваемой категории граждан.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Согласно пункту 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Таким образом, предоставление жилых помещений названной категории граждан в силу федерального закона относится к полномочиям органов местного самоуправления. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений, по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования.
Что касается жилых помещений государственного жилищного фонда Российской Федерации и субъектов Федерации, то они предоставляются лишь тем категориям граждан, которые указаны в специальном федеральном законе, указе Президента России или законе субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ). Такого специального правового регулирования в отношении граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, на федеральном уровне не предусмотрено.
На территории Нижегородской области действует закон Нижегородской области от 07.09.2007 "О жилищной политики в Нижегородской области". Подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 13 данного закона в первоначальной редакции было предусмотрено предоставление жилых помещений жилищного фонда Нижегородской области нуждающимися гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. Между тем законом Нижегородской области от 05.02.2013 N 6-З "О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области" данное законоположение признано утратившим силу.
В связи с изложенным расходное обязательство муниципального образования по предоставлению жилых помещений названной категории граждан основано на действующем федеральном законодательстве и подлежит исполнению за счет средств местного бюджета и муниципальной собственности города <...>.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований за счет уполномоченного органа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно возложил обязанность на администрацию г. Саров по предоставлению жилого помещения В., а требования к Министерству социальной политики Нижегородской области оставил без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу законодательства о социальной защите инвалидов (ст. 17, 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") обязанность по обеспечению жильем инвалидов возложена на органы государственной власти субъектов Федерации, не имеет значения для дела, поскольку истец обратился в суд с требованием о предоставлении жилого помещения по основаниям ст. 57 ЖК РФ, тогда как вышеуказанные нормы предусматривают обеспечением жильем в форме меры социальной поддержки в виде денежной выплаты и касаются всех инвалидов, а не только граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний согласно Перечню.
По тем же причинам несостоятельна ссылка заявителя апелляционной жалобы на факт приостановления действия подпункта 2 пункта 1 статьи 2 Закона от 30.09.2008 N 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений", поскольку вышеуказанным подпунктом органам местного самоуправления делегированы полномочия не по предоставлению жилых помещений гражданам, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, а по обеспечению их жильем в виде единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (ст. 11.1 Закона Нижегородской области "О жилищной политике в Нижегородской области").
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний согласно Перечню, требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из ст. 31 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010) предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации. Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что истец фактически проживает в Кировской области, соответственно право на жилье у него должно возникнуть по месту фактического проживания, отклоняется судебной коллегией так как не влияет на законность оспариваемого решения. Кроме того, доказательств, соответствующих требованиям ст. 60 ГПК РФ того, что В. переехал на постоянное место жительства в Кировскую область суду первой инстанции истцом не представлено. В. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в администрации г. Саров.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и основания для его отмены отсутствуют.
Однако судебная коллегия полагает, что в целях обеспечения исполнимости решения суда первой инстанции следует дополнить его резолютивную часть указанием на характеристики предоставляемого жилого помещения
Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, определяемой согласно п. п. 1 - 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ.
В связи с этим резолютивная часть решения подлежит дополнению указанием, что В. следует предоставить жилое помещение в черте города <...>, общей площадью не менее <...> кв. метров (решение городской Думы г. Сарова от 17.11.2005 N 151/4-гд (ред. от 27.12.2007) "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма").
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Саровского городского суда Нижегородской области от 05 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения, указав после слов "во внеочередном порядке" слова "общей площадью не менее <...> кв. м в черте г. <...> <...> области".
Председательствующий
Т.В.ПАРШИНА
Судьи
И.Д.ВАСИЛЬЕВЫХ
Д.В.КАРПОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)