Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1918

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 апреля 2013 г. по делу N 33-1918


Судья: Невзорова Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кириной Л.А.,
судей Паршиной С.В., Кучминой А.А.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Красноармейского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах А.А., прокурора Федоровского района Саратовской области в интересах С., Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах И., прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах К., прокурора Заводского района г. Саратова в интересах Е. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма по апелляционной жалобе К. на решение Кировского районного суда г. Саратова от 21 января 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Паршиной С.В., объяснения К., поддержавшей доводы жалобы, представителя министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области по доверенности Б., возражавшего против доводов жалобы, прокурора, полагавшего решение незаконным и подлежащим отмене, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор Красноармейской межрайонной прокуратуры Саратовской области обратился в суд в интересах А.А., прокурор Федоровской районной прокуратуры Саратовской области - в интересах С., прокурор Аткарской межрайонной прокуратуры Саратовской области - в интересах И., прокурор Ленинской районной прокуратуры г. Саратова - в интересах К., прокурор Заводской районной прокуратуры г. Саратова - в интересах Е. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма. В обоснование требований указано, что А.А., С., И., К. и Е. относятся к категории детей-сирот и лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжениями министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области N 48-р от 09 февраля 2009 г., N 690-р от 31 декабря 2010 г., N 522-р от 25 ноября 2010 г., N 474-р от 22 ноября 2012 г., N 97-р от 02 апреля 2012 г. соответственно, они приняты на жилищный учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечены. С учетом приведенных обстоятельств, просят суд обязать ответчика предоставить А.А., С., И., К. и Е. вне очереди жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в <адрес> соответственно, общей площадью не менее 30 квадратных метров каждому.
Определением суда от 29 декабря 2013 г. указанные исковые заявления соединены в одно производство.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе К. просит решение отменить и принять новое решение, которым исковые требования прокурора Ленинского района г. Саратова удовлетворить. В обоснование доводов жалобы указывает на незаконность решения суда, поскольку законом на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность по предоставлению ей жилого помещения по договору социального найма.
В судебное заседание судебной коллегии истцы А.А., С., И., Е., 3-е лицо не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, А.А., С., И., К. и Е. относятся к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные обстоятельства подтверждаются:
- - у А.А., <...> года рождения, свидетельством о рождении, решением Красноармейского городского суда Саратовской области от 18 сентября 2008 г. о лишении его родителей родительских прав и постановлением администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области N 1264 от 02 октября 2008 г. о его направлении в детское государственное учреждение для дальнейшего воспитания и развития;
- - у С., <...> года рождения, постановлением главы объединенного муниципального образования Федоровского района Саратовской области N 11 от 01 февраля 2006 года об установлении ему опеки ввиду того, что его мать, имеющая статус одинокой матери, умерла 09 декабря 2005 г.;
- - у И., <...> года рождения, свидетельством о рождении, решением Аткарского городского суда Саратовской области от 17 июля 2006 г. о лишении ее родителей родительских прав и постановлением главы администрации Аткарского муниципального района Саратовской области N 813 от 21 августа 2006 г. об установлении над ней опеки;
- - у К., <...> года рождения, свидетельством о рождении, свидетельством о смерти от 12 февраля 1999 г. ее матери, свидетельством о смерти от 24 ноября 2000 г. ее отца и постановлением главы администрации объединенного муниципального образования Красноармейского района Саратовской области N 273 от 20 мая 1999 г. о направлении ее в детское государственное учреждение;
- - у Е., <...> года рождения, свидетельством о его рождении, решением Заводского районного суда г. Саратова от 03 сентября 2004 г. о лишении родительских прав его матери и решением Саратовского районного суда Саратовской области от 22 июня 2006 г. о лишении родительских прав его отца.
Судом первой инстанции также установлено и не оспаривалось сторонами, что указанные лица распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области приняты на жилищный учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, исходил из того, что Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилами помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ признан утратившим силу с 01 января 2013 г. Указанное изменение распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона N 15-ФЗ, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 01 января 2013 г.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на нормах действующего законодательства.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно указанному Закону детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Указанным Законом также предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за указанными лицами, и в том случае если они достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 г. N 123-ЗСО (в редакции от 25 декабря 2012 г.) "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" принятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области (далее - специализированный жилищный учет) осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений по достижении ими возраста 14 лет.
В соответствии с п. 10 ст. 5 указанного Закона уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений по итогам решений о принятии или об отказе в принятии на специализированный жилищный учет формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В указанный список включаются лица, достигшие возраста 14 лет.
В соответствии с п. 11 ст. 5 указанного Закона граждане, достигшие возраста 23 лет, которые до достижения данного возраста имели статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, но не реализовали в установленном порядке право на предоставление им жилого помещения по договору социального найма, сохраняющие право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом Саратовской области от 23 апреля 2012 г. N 64-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 г.), а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области и не реализовавшие в установленном порядке право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с Законом Саратовской области от 02 августа 2007 г. N 150-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 г.), включаются в список, указанный в ч. 10 ст. 5, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, месяц и год, указываются в списке в алфавитном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истцы являются лицами, имеющими статус оставшихся без попечения родителей, однако до принятия вышеуказанного Закона не успели реализовать свое право на обеспечение вне очереди жилыми помещениями, а потому полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что законных оснований для удовлетворения требований о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области не имеется.
Однако истцы не утратили право на получение благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в силу закона, доводы жалобы о не предоставлении жилого помещения по договору социального найма не являются основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Саратова от 21 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)