Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Илларионов А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.
судей Омского областного суда Иволгиной Н.В., Подвязниковой Н.А.
при секретаре С.
рассмотрела в судебном заседании 23 мая 2012 года дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Омской области Г. на решение Центрального районного суда города Омска от 05 марта 2012 года, которым постановлено:
"Обязать Омскую область в лице Правительства Омской области, Министерства образования Омской области предоставить С. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке".
Заслушав доклад судьи областного суда Подвязниковой Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
С. обратилась в суд с иском о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. В обоснование иска она указала, что, являясь ребенком-сиротой с 15.09.2003 г., состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 2008 г. До настоящего времени органы местного самоуправления не предоставили жилое помещение, ее номер в общем списке очередников 19858. Просила обязать Омскую область в лице Правительства Омской области, Министерства образования Омской области предоставить ей жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
В судебном заседании С. исковые требования поддержала.
Представитель Правительства Омской области Г. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что в силу действующего законодательства истица не может быть отнесена к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку на момент принятия на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, истица уже достигла 18-летнего возраста. Считает, что по данному делу Правительство Омской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку уполномоченным на осуществление соответствующих функций является Министерство образования Омской области, являющееся главным распорядителем бюджетных средств, выделение которых предусмотрено Законом Омской области от 22.11.2011 г. N 1403-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 г. и на плановый период 2013 - 2014 гг." для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Кроме того, порядок, указанный в абз. 1 п. 14 ст. 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, в части обеспечения жилой площадью по договорам социального найма вышеназванной категории лиц до настоящего времени не определен.
Представитель Министерства образования Омской области в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежаще. В отзыве на исковое заявление представитель Министерства образования Омской области указал на отсутствие документов, подтверждающих незаконный отказ органов местного самоуправления в постановке истца на учет до достижения 18-летнего возраста.
Представитель Администрации г. Омска, департамента жилищной политики Администрации г. Омска Г.Е. просила о рассмотрении дела в их отсутствии. В письменном отзыве указала, что С. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма состоит с 13.02.2008 г. по категории "дети-сироты". В настоящее время номер очереди С. в общем списке - 19190, во внеочередном - 352. С 01.01.2012 г. обеспечение жилыми помещениями детей-сирот производиться субъектом Российской Федерации - Омской областью самостоятельно в порядке, предусмотренном Правительством Омской области. Департамент жилищной политики Администрации г. Омска, Администрация г. Омска не являются надлежащими ответчиками.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Омской области Г. просит решение суда отменить, ссылаясь на допущенное нарушение судом норм материального права, отсутствие у истца прав на обеспечение жилым помещением за счет средств областного бюджета, а также на иные доводы, приводившиеся в ходе рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав истицу полагавшей жалобу не подлежащую удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела судом установлено и сторонами не оспаривается, что родители С. умерли в 2002 и 2003 годах. Приказом Управления образования Администрации города Омска N 5055од от 29.12.2003 несовершеннолетним С.Е., С.А., С.О., С. назначен опекун Ш., за несовершеннолетними закреплено право пользования одной комнатой (жилой площадью 16 кв. м) в двухкомнатной квартире по адресу: г. Омск, ул., где проживает в настоящее время.
С. проходила обучение в отделении ФГОУ СПО "Сибирский профессионально-педагогический колледж" в период с 01.09.2007 по 28.06.2011, в этот период находилась на полном государственном обеспечении.
В настоящее время С. является студенткой 1 курса факультета индустрии моды ГОУ ВПО "Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности", обучается на заочной форме обучения, стипендия не выплачивается, общежитие не предоставляется.
Постановлением Мэра города Омска от 13.02.2008 N 94-п истица принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; выдана карточка очередника.
Согласно сведениям государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" и Управления Росреестра по Омской области истица в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится.
Из представленных документов следует, что на момент принятия истицы на учет для предоставления жилья ее возраст составлял менее 23 лет. Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени С. жилое помещение по договору социального найма не предоставлено. Не оспаривалось ответчиками и право истицы состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Нормы данного Федерального закона следует применять с учетом положений жилищного законодательства, устанавливающего право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма такой категории граждан.
Согласно п. 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Аналогичная норма содержалась в статье 37 ЖК РСФСР, действовавшего на момент окончания пребывания истца в специализированном детском учреждении и на момент его постановки на учет как нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Именно как лицо из числа детей сирот С. была признан Администрацией г. Омска нуждающимся в жилом помещении и принята на учет для обеспечения жилым помещением во внеочередном порядке. Суд первой инстанции правильно применил вышеуказанные нормы с учетом их действия во времени, и обоснованно указал, что право на внеочередное получение жилого помещения истцом не утрачено.
Из указанных положений следует, что понятие "лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" трансформировано из понятий "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей", так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы представителя ответчиков о том, что на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не распространяется право на предоставление жилых помещений вне очереди, если указанные лица не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения 18-летнего возраста, являются необоснованными.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии у истца права на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Поскольку до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке истице не предоставлено, суд первой инстанции полагал, что иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 7 Закона Омской области от 28 декабря 2005 г. N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере" в жилищном фонде социального использования Омской области предоставляются жилые помещения по договору социального найма, установленным областным законом категориям граждан, признанных по установленным федеральным или областным законодательством основаниям, нуждающимися в соответствующих жилых помещениях.
Заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти Омской области либо государственным унитарным предприятием Омской области или государственным учреждением Омской области на основании решения соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти Омской области или вступившего в законную силу решения суда.
Законом Омской области от 04 июля 2008 г. N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" (в редакции, действовавшей до 01 января 2012 года) Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления Омской области отдельные государственные полномочия в соответствии с пунктом 4 статьи 41, пунктом 9 статьи 42, пунктом 10 статьи 43, пунктом 2 статьи 45, пунктом 3 статьи 46 настоящего Кодекса, а именно: полномочия по предоставлению меры социальной поддержки многодетным семьям, в части бесплатного обеспечения обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Омской области комплектами учебников; по выплате вознаграждений опекуну и приемному родителю; по предоставлению приемным родителям, приемным семьям мер социальной поддержки; по предоставлению меры социальной поддержки опекунам (попечителям) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по предоставлению меры социальной поддержки в форме компенсации части родительской платы за содержание ребенка (детей) в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования и расположенных на территории Омской области.
Пункты 15, 15.1, 16 ст. 44 названного Закона Омской области, согласно которым Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, исключены Законом Омской области от 23.11.2011 N 1407-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" с 01.01.2012.
Таким образом, с 01.01.2012 полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот из ведения органов местного самоуправления субъектом Федерации - Омской областью исключены.
Законом Омской области от 23.11.2011 N 1407-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" абзац 1 пункта 14 ст. 44 Закона Омской области от 04.07.2008 N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" изложен в следующей редакции: состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области. При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв. м независимо от состава семьи.
С учетом изложенного выше с 01 января 2012 года органы местного самоуправления городского округа г. Омск и муниципальных районов Омской области не имеют полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящиеся под опекой (попечительством), жилой площадью по договорам социального найма; обеспечение жилой площадью по договорам социального найма состоящих на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, производится в порядке, установленном Правительством Омской области.
На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящиеся под опекой (попечительством), жилой площадью по договорам социального найма Правительством Омской области не определен, что не оспаривалось представителем Правительства Омской области в судебном заседании.
Согласно п. 4 ст. 7 Положения о Министерстве образования Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.03.2004 N 63, одной из задач Министерства является обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктами 23, 23.1 ст. 8 названного Положения предусмотрено, что Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: обеспечивает в соответствии с законодательством реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; осуществляет формирование и ведение списков (реестров) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Приказом Министерства образования Омской области от 22.12.2011 N 59 "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями" утвержден порядок формирования и ведения реестра детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Из изложенного следует, что Правительством Омской области в настоящее время не определен порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящиеся под опекой (попечительством), жилой площадью по договорам социального найма, в частности, орган исполнительной власти, уполномоченный на предоставление жилого помещения. В то же время Министерство образования Омской области в Законе Омской области от 22.11.2011 N 1403-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" определено главным распорядителем средств из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
При таком положении, принимая во внимание возложение в настоящее время обязанности по установлению порядка обеспечения жилой площадью по договорам социального найма вышеназванной категории лиц на Правительство Омской области, суд обоснованно пришел к выводу, что Правительство Омской области обязано принять решение о предоставлении С. жилого помещения вне очереди, поскольку иной орган исполнительной власти Омской области, уполномоченный на принятие такого решения, являющегося основанием для заключения договора социального найма, Правительством Омской области в порядке, предусмотренном пунктом 14 ст. 44 Закона Омской области от 04.07.2008 N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", не определен.
Суд первой инстанции, в связи с вышеизложенными обстоятельствами, обоснованно пришел в следующему выводу. Поскольку главным распорядителем средств областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, является Министерство образования Омской области, которое соответственно исходя из положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (ст. 4) уполномочено на размещение заказов на приобретение жилых помещений для их последующего предоставления указанной категории граждан, то обязанность по предоставлению истице жилого помещения по договору социального найма вне очереди следует возложить на Омскую область в лице Правительства Омской области, Министерство образования Омской области.
В связи с чем, доводы, изложенные в апелляционной жалобе представителем Правительства Омской области подлежат отклонению.
При рассмотрении дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, не нарушены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
Решение Центрального районного суда Омской области от 05 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.05.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2895/2012
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 мая 2012 г. по делу N 33-2895/2012
Председательствующий: Илларионов А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.
судей Омского областного суда Иволгиной Н.В., Подвязниковой Н.А.
при секретаре С.
рассмотрела в судебном заседании 23 мая 2012 года дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Омской области Г. на решение Центрального районного суда города Омска от 05 марта 2012 года, которым постановлено:
"Обязать Омскую область в лице Правительства Омской области, Министерства образования Омской области предоставить С. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке".
Заслушав доклад судьи областного суда Подвязниковой Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
С. обратилась в суд с иском о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. В обоснование иска она указала, что, являясь ребенком-сиротой с 15.09.2003 г., состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 2008 г. До настоящего времени органы местного самоуправления не предоставили жилое помещение, ее номер в общем списке очередников 19858. Просила обязать Омскую область в лице Правительства Омской области, Министерства образования Омской области предоставить ей жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
В судебном заседании С. исковые требования поддержала.
Представитель Правительства Омской области Г. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что в силу действующего законодательства истица не может быть отнесена к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку на момент принятия на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, истица уже достигла 18-летнего возраста. Считает, что по данному делу Правительство Омской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку уполномоченным на осуществление соответствующих функций является Министерство образования Омской области, являющееся главным распорядителем бюджетных средств, выделение которых предусмотрено Законом Омской области от 22.11.2011 г. N 1403-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 г. и на плановый период 2013 - 2014 гг." для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Кроме того, порядок, указанный в абз. 1 п. 14 ст. 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, в части обеспечения жилой площадью по договорам социального найма вышеназванной категории лиц до настоящего времени не определен.
Представитель Министерства образования Омской области в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежаще. В отзыве на исковое заявление представитель Министерства образования Омской области указал на отсутствие документов, подтверждающих незаконный отказ органов местного самоуправления в постановке истца на учет до достижения 18-летнего возраста.
Представитель Администрации г. Омска, департамента жилищной политики Администрации г. Омска Г.Е. просила о рассмотрении дела в их отсутствии. В письменном отзыве указала, что С. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма состоит с 13.02.2008 г. по категории "дети-сироты". В настоящее время номер очереди С. в общем списке - 19190, во внеочередном - 352. С 01.01.2012 г. обеспечение жилыми помещениями детей-сирот производиться субъектом Российской Федерации - Омской областью самостоятельно в порядке, предусмотренном Правительством Омской области. Департамент жилищной политики Администрации г. Омска, Администрация г. Омска не являются надлежащими ответчиками.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Омской области Г. просит решение суда отменить, ссылаясь на допущенное нарушение судом норм материального права, отсутствие у истца прав на обеспечение жилым помещением за счет средств областного бюджета, а также на иные доводы, приводившиеся в ходе рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав истицу полагавшей жалобу не подлежащую удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела судом установлено и сторонами не оспаривается, что родители С. умерли в 2002 и 2003 годах. Приказом Управления образования Администрации города Омска N 5055од от 29.12.2003 несовершеннолетним С.Е., С.А., С.О., С. назначен опекун Ш., за несовершеннолетними закреплено право пользования одной комнатой (жилой площадью 16 кв. м) в двухкомнатной квартире по адресу: г. Омск, ул., где проживает в настоящее время.
С. проходила обучение в отделении ФГОУ СПО "Сибирский профессионально-педагогический колледж" в период с 01.09.2007 по 28.06.2011, в этот период находилась на полном государственном обеспечении.
В настоящее время С. является студенткой 1 курса факультета индустрии моды ГОУ ВПО "Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности", обучается на заочной форме обучения, стипендия не выплачивается, общежитие не предоставляется.
Постановлением Мэра города Омска от 13.02.2008 N 94-п истица принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; выдана карточка очередника.
Согласно сведениям государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" и Управления Росреестра по Омской области истица в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится.
Из представленных документов следует, что на момент принятия истицы на учет для предоставления жилья ее возраст составлял менее 23 лет. Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени С. жилое помещение по договору социального найма не предоставлено. Не оспаривалось ответчиками и право истицы состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Нормы данного Федерального закона следует применять с учетом положений жилищного законодательства, устанавливающего право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма такой категории граждан.
Согласно п. 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Аналогичная норма содержалась в статье 37 ЖК РСФСР, действовавшего на момент окончания пребывания истца в специализированном детском учреждении и на момент его постановки на учет как нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Именно как лицо из числа детей сирот С. была признан Администрацией г. Омска нуждающимся в жилом помещении и принята на учет для обеспечения жилым помещением во внеочередном порядке. Суд первой инстанции правильно применил вышеуказанные нормы с учетом их действия во времени, и обоснованно указал, что право на внеочередное получение жилого помещения истцом не утрачено.
Из указанных положений следует, что понятие "лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" трансформировано из понятий "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей", так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы представителя ответчиков о том, что на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не распространяется право на предоставление жилых помещений вне очереди, если указанные лица не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения 18-летнего возраста, являются необоснованными.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии у истца права на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Поскольку до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке истице не предоставлено, суд первой инстанции полагал, что иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 7 Закона Омской области от 28 декабря 2005 г. N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере" в жилищном фонде социального использования Омской области предоставляются жилые помещения по договору социального найма, установленным областным законом категориям граждан, признанных по установленным федеральным или областным законодательством основаниям, нуждающимися в соответствующих жилых помещениях.
Заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти Омской области либо государственным унитарным предприятием Омской области или государственным учреждением Омской области на основании решения соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти Омской области или вступившего в законную силу решения суда.
Законом Омской области от 04 июля 2008 г. N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" (в редакции, действовавшей до 01 января 2012 года) Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления Омской области отдельные государственные полномочия в соответствии с пунктом 4 статьи 41, пунктом 9 статьи 42, пунктом 10 статьи 43, пунктом 2 статьи 45, пунктом 3 статьи 46 настоящего Кодекса, а именно: полномочия по предоставлению меры социальной поддержки многодетным семьям, в части бесплатного обеспечения обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Омской области комплектами учебников; по выплате вознаграждений опекуну и приемному родителю; по предоставлению приемным родителям, приемным семьям мер социальной поддержки; по предоставлению меры социальной поддержки опекунам (попечителям) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по предоставлению меры социальной поддержки в форме компенсации части родительской платы за содержание ребенка (детей) в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования и расположенных на территории Омской области.
Пункты 15, 15.1, 16 ст. 44 названного Закона Омской области, согласно которым Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, исключены Законом Омской области от 23.11.2011 N 1407-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" с 01.01.2012.
Таким образом, с 01.01.2012 полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот из ведения органов местного самоуправления субъектом Федерации - Омской областью исключены.
Законом Омской области от 23.11.2011 N 1407-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" абзац 1 пункта 14 ст. 44 Закона Омской области от 04.07.2008 N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" изложен в следующей редакции: состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области. При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв. м независимо от состава семьи.
С учетом изложенного выше с 01 января 2012 года органы местного самоуправления городского округа г. Омск и муниципальных районов Омской области не имеют полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящиеся под опекой (попечительством), жилой площадью по договорам социального найма; обеспечение жилой площадью по договорам социального найма состоящих на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, производится в порядке, установленном Правительством Омской области.
На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящиеся под опекой (попечительством), жилой площадью по договорам социального найма Правительством Омской области не определен, что не оспаривалось представителем Правительства Омской области в судебном заседании.
Согласно п. 4 ст. 7 Положения о Министерстве образования Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.03.2004 N 63, одной из задач Министерства является обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктами 23, 23.1 ст. 8 названного Положения предусмотрено, что Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: обеспечивает в соответствии с законодательством реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; осуществляет формирование и ведение списков (реестров) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Приказом Министерства образования Омской области от 22.12.2011 N 59 "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями" утвержден порядок формирования и ведения реестра детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Из изложенного следует, что Правительством Омской области в настоящее время не определен порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящиеся под опекой (попечительством), жилой площадью по договорам социального найма, в частности, орган исполнительной власти, уполномоченный на предоставление жилого помещения. В то же время Министерство образования Омской области в Законе Омской области от 22.11.2011 N 1403-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" определено главным распорядителем средств из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
При таком положении, принимая во внимание возложение в настоящее время обязанности по установлению порядка обеспечения жилой площадью по договорам социального найма вышеназванной категории лиц на Правительство Омской области, суд обоснованно пришел к выводу, что Правительство Омской области обязано принять решение о предоставлении С. жилого помещения вне очереди, поскольку иной орган исполнительной власти Омской области, уполномоченный на принятие такого решения, являющегося основанием для заключения договора социального найма, Правительством Омской области в порядке, предусмотренном пунктом 14 ст. 44 Закона Омской области от 04.07.2008 N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", не определен.
Суд первой инстанции, в связи с вышеизложенными обстоятельствами, обоснованно пришел в следующему выводу. Поскольку главным распорядителем средств областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, является Министерство образования Омской области, которое соответственно исходя из положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (ст. 4) уполномочено на размещение заказов на приобретение жилых помещений для их последующего предоставления указанной категории граждан, то обязанность по предоставлению истице жилого помещения по договору социального найма вне очереди следует возложить на Омскую область в лице Правительства Омской области, Министерство образования Омской области.
В связи с чем, доводы, изложенные в апелляционной жалобе представителем Правительства Омской области подлежат отклонению.
При рассмотрении дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, не нарушены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
Решение Центрального районного суда Омской области от 05 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)