Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Бабина А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Алдошиной В.В., Селищева В.В.,
при секретаре С.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Ш.В.В., Ш.Е.В., Б.И.Д. на решение Зареченского районного суда г. Тулы от 30 июня 2010 года по делу по иску Ш.Е.В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации и по встречному иску Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области, Ш.Е.В., Ш.В.В., Б.И.Д. о признании недействительным (ничтожным) договора найма служебного жилого помещения, применении последствий недействительности ничтожной сделки,
Заслушав доклад судьи Селищева В.В., судебная коллегия
установила:
Ш.Е.В. обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Свои требования мотивировала тем, что ее супруг Ш.В.В. с 05.05.1994 г. проходит службу в органах МВД РФ и МЧС РФ. Общая продолжительность срока его службы составляет 15 лет. На основании решения заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Тульской области от 22.07.2004 г. Ш.В.В. поставлен на учет в жилищной комиссии как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
10.07.2008 г. принято решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Тульской области о выделении Ш.В.В. и членам его семьи служебной двухкомнатной квартиры по адресу: ...., ...., ...., ..... 30.10.2008 г. Главное управление МЧС России по Тульской области, действующее от имени собственника жилого помещения - Российской Федерации заключила с ним договор N найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: ...., ...., ...., .... Совместно с ним в указанную квартиру была вселена и она - Ш.Е.В. На момент распределения спорной квартиры и заключения договора найма служебного жилого помещения, статус жилого помещения, как служебного, зарегистрирован в установленном порядке не был. В связи с этим, по мнению истицы, правоотношения по объекту недвижимости иными, нежели правоотношениями договора социального найма быть не могут. В связи с чем полагает, что в настоящее время она с супругом занимают спорную квартиру на условиях социального найма. До настоящего времени она (Ш.Е.В.) и члены ее семьи не обеспечены жилым помещением в соответствии с требованиями ЖК РФ и Закона РФ "О приватизации".
17.12.2009 г. она обратилась в орган, осуществляющий управление государственным и жилищным фондом, а именно в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области с заявлением о передаче ей в собственность жилого помещения по адресу: ...., ...., ...., ...., на что 30.12.2009 г. получила ответ, в котором по вопросу приватизации ей рекомендовано обратиться в ГУ МЧС России по Тульской области. Считает данный ответ незаконным, поскольку ГУ МЧС России по Тульской области не наделено полномочиями по передаче в собственность граждан в порядке приватизации государственного и муниципального имущества.
На основании изложенного просила признать за ней право собственности на квартиру N в .... по ....
Впоследствии заявленные исковые требования Ш.Е.В. уточнила, предъявив их к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области. Просила признать за ней право собственности на квартиру N в .... по ....
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области в свою очередь обратилось с встречным иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области, Ш.Е.В., Ш.В.В., Б.И.Д. о признании недействительным (ничтожным) договора найма служебного жилого помещения, применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Свои требования мотивировало тем, что 30.10.2008 г. между Ш.В.В. и ГУ МЧС России по Тульской области был заключен договор найма служебного жилого помещения N, на основании которого нанимателю и членам его семьи для временного проживания было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: ...., ...., ...., ...., являющееся федеральной собственностью. Полагало, что договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен только собственником жилого помещения либо действующим от его имени уполномоченным органом государственной власти или уполномоченными им лицами. Правомочия собственника в отношении федерального имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и его территориальные органы. ТУ Росимущества в Тульской области, как орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Тульской области на момент заключения вышеуказанного договора найма служебного жилого помещения, соответствующими полномочиями ГУ МЧС России по Тульской области не наделяло и согласия на заключение данной сделки не давало. Правовой режим имущества, находящегося на праве оперативного управления у учреждений, включает в себя запрет на его отчуждение. ГУ МЧС России по Тульской области не вправе было распоряжаться по своему усмотрению вышеуказанной квартирой, ввиду чего договор найма служебного жилого помещения от 30.10.2008 г. N является ничтожным, заключенным с нарушением требований закона, в связи с чем не влечет юридических последствий и недействителен с момента совершения.
На основании изложенного просило применить последствия недействительной ничтожной сделки - договора найма служебного жилого помещения от 30.10.2008 г. N, возвратив стороны в первоначальное положение, обязав Ш.В.В. и членов его семьи сняться с регистрационного учета, возвратить ключи от занимаемого жилого помещения.
В судебном заседании истец по первоначальному иску (ответчик по встречному иску) Ш.Е.В. свои исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить. В удовлетворении встречных исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области просила отказать, считая их незаконными и необоснованными. Также пояснила, что данный встречный иск предъявлен к ней безосновательно, с нарушением норм процессуального права, а именно: она, как истец по первоначальному иску, не является стороной по оспариваемому договору. Жилой дом по адресу: ...., ...., .... закреплен на праве оперативного управления за ГУ МЧС России по Тульской области для целей обеспечения жилыми помещениями сотрудников МЧС, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. В связи с чем ее проживание в спорной квартире не ущемляет прав и законных интересов истца по встречному иску. Требование ТУ Росимущества об обязании сняться с регистрационного учета и возвратить ключи никак не связано с обстоятельствами, изложенными во встречном исковом заявлении. Полагает, что она с семьей были вселены в спорное жилое помещение на законных основаниях.
Представитель ответчика по первоначальному иску (истца по встречному иску) Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области по доверенности Д. в судебном заседании встречные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным во встречном исковом заявлении, просила их удовлетворить. Полагала, что исковые требования Ш.Е.В. являются незаконными, в связи с чем просила отказать в их удовлетворении, при этом пояснила, что договором найма служебного жилого помещения N от 30.10.2008 г. Ш.В.В. была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: ...., ...., ...., ...., из расчета площади по составу семьи. Совместно с нанимателем в указанную квартиру были вселены члены его семьи: супруга - Ш.Е.В., сын супруги - Б.И.Д.
Вместе с тем, решением Центрального районного суда г. Тулы от 30.07.2009 г. за супругой нанимателя было признано право пользования квартирой N в .... по ...., являющейся собственностью РФ. Кроме того, сын Ш.Е.В. - Б.И.Д. имеет на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: ...., ...., ...., ..... В связи с изложенным, полагала, что данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии нуждаемости Ш.В.В. и членов его семьи в предоставлении жилого помещения.
Представитель ответчика по первоначальному и встречному искам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области по доверенности С.С.М. в судебном заседании возражал против исковых требований Ш.Е.В., указав, что спорное жилое помещение по адресу ...., ...., ...., .... является служебным жилым фондом и закреплено на праве оперативного управления за ГУ МЧС России по Тульской области. Передача Ш.Е.В. квартиры в собственность возможна лишь при условии лишения данной квартиры статуса служебной, т.е. при признании недействительным зарегистрированного права оперативного управления. Однако право изъятия у ГУ МЧС России по Тульской области из оперативного управления спорного жилого помещения предоставлено исключительно собственнику имущества - Российской Федерации в лице ТУ Росимущества по Тульской области. Следовательно, требования истицы не подлежат удовлетворению ввиду того, что зарегистрированное право (оперативного управления) на недвижимое имущество не оспорено. На основании изложенного просил суд отказать Ш.Е.В. в удовлетворении ее исковых требований в полном объеме. Также указал, что Ш.В.В. после предоставления ему служебной квартиры не был исключен из списка на улучшение жилищных условий. Не отрицал, что договор найма служебного жилого помещения от 30.10.2008 г. N был заключен с Ш.В.В. ранее даты закрепления спорной квартиры на праве оперативного управления за ГУ МЧС России по Тульской области ввиду наличия большого количества нуждающихся в получении жилья. В связи с чем встречные исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области признал в полном объеме, считая их законными и обоснованными.
Третье лицо по первоначальному иску (ответчик по встречному иску) Ш.В.В. в судебном заседании исковые требования Ш.Е.В. поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что спорная квартира не является служебной, поскольку не зарегистрирована в органах государственной регистрации в качестве таковой.
Во встречном иске Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области просил отказать, пояснив, что данный иск предъявлен к нему безосновательно и с нарушением требований гражданско-процессуального законодательства.
Суд решил:
в удовлетворении исковых требований Ш.Е.В. отказать.
Встречные исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области удовлетворить.
Признать недействительным договор найма служебного жилого помещения N, заключенный 30.10.2008 года между Главным управлением Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Тульской области и Ш.В.В.
Обязать Ш.В.В., Ш.Е.В. сняться с регистрационного учета по адресу: ...., ...., .... и возвратить ключи от занимаемого жилого помещения Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области.
В кассационных жалобах Ш.В.В., Ш.Е.В. и Б.И.Д. просят отменить решение Зареченского районного суда г. Тулы от 30.06.2010 года как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав пояснения, Ш.В.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области по доверенности Спицы С.М., возражавшего против удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спорные правоотношения, и исходя из заявленных Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области к Ш.В.В. и Ш.Е.В., Б.И.Д. требованиям о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения и применении последствий недействительности ничтожной сделки, снятии Ш.В.В. и членов его семьи с регистрационного учета, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Б.И.Д. является ненадлежащим ответчиком по вышеуказанным требованиям, поскольку договор найма служебного жилого помещения заключен с Ш.В.В., который вместе с членами своей семьи (состав семьи два человека) был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий (протокол заседания жилищной комиссии главного управления по делам ГО и ЧС Тульской области от 22.07.2004 г.), в спорной квартире Б.И.Д. на регистрационном учете не состоит (что подтверждается выписками из домовой книги и лицевого счета, справкой с места жительства N 050135 от 12.01.2009 г., объяснениями истца Ш.Е.В.), на праве собственности имеет 1/2 долю квартиры N .... по .... (что подтверждается договором передачи N от дд.мм г. Кроме того, решением Центрального районного суда г. Тулы от 30.07.2009 г., вступившим в законную силу 11.08.2009 г., за Ш.Е.В. и Б.И.Д. признано право пользования жилым помещением по адресу: ...., ...., ...., ....).
Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 04.07.1991 г. N 1541-1, устанавливает порядок бесплатной передачи в собственность граждан помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В силу ст. 2 названного Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Статьей 4 вышеуказанного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу ст. 6 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 04.07.1991 г. N 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых, передан жилищный фонд.
Согласно ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственникам в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Судом установлено, что с 09.12.1988 г. по 10.08.1989 г. Ш.В.В. проходил службу в Вооруженных Силах РФ (в/ч N 35812); с 05.05.1994 г. по 12.04.1995 г. он являлся инспектором 1 Пожарной части УГПС УВД Тульской области; с 24.02.2000 г. по 01.01.2004 г. Ш.В.В. занимал должность дознавателя 1 Пожарной части УГПС УВД Тульской области; с 01.01.2004 г. по настоящее время он занимает должность старшего дознавателя ОГПН Центрального района г. Тулы.
20.04.2004 г. Ш.В.В. обратился с рапортом на имя начальника ГУ по делам ГО и ЧС Тульской области о рассмотрении вопроса о включении его и членов его семьи, в состав которой входит дочь Ш.В.В., <...> года рождения, в списки нуждающихся в получении жилой площади. Также указал, что все члены его семьи зарегистрированы в общежитии по адресу: ...., ...., .... и в настоящее время ни он (Ш.В.В.), ни члены его семьи жилья для постоянного проживания на территории РФ и за ее пределами не имеют л.д. 66).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Частью 1 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Судом установлено, что на заседании жилищной комиссии главного управления по делам ГО и ЧС Тульской области 22.07.2004 г. рассматривался вопрос о включении в списки очередников (принятии на учет) на улучшение жилищных условий инспектора ПЧ-1 майора внутренней службы Ш.В.В., при этом было принято решение поставить его и членов его семьи (состав семьи 2 человека) на учет в жилищной комиссии, как нуждающегося в улучшении жилищных условий л.д. 12).
На заседании жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Тульской области 10.07.2008 г. рассматривался вопрос о распределении квартир во вновь построенном жилом доме военнослужащим и сотрудникам ГПС нуждающимся в получении жилья, было решено выделить для проживания майору внутренней службы Ш.В.В. и членам его семьи служебную двухкомнатную квартиру N во вновь построенном жилом доме по адресу: ...., ...., ....
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В силу ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Постановлением Правительства РФ N 42 от 26.01.2006 г. утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовые договоры найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является, согласно ст. 99 ЖК РФ, решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте.
Судом также установлено, что 30.10.2008 г. ГУ МЧС России по Тульской области заключило с Ш.В.В. договор N найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: ...., ...., ...., ...., двухкомнатной квартиры общей площадью 55,4 кв. м. Согласно данного договора с нанимателем Ш.В.В. в жилое помещение вселены члены его семьи - супруга Ш.Е.В., сын супруги Б.И.Д.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд обоснованно признал несостоятельными доводы истца Ш.Е.В. о предоставления спорной квартиры Ш.В.В. на условиях социального найма.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", правомочия собственника в отношении федерального имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению имуществом и его территориальные органы.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тульской области N 38-р от 09.02.2009 г. жилой дом, в том числе квартиры N 1-72, расположенный по адресу: ...., ...., .... был закреплен на праве оперативного управления за Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области л.д. 57 - 58).
05.03.2009 г. в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права оперативного управления в отношении спорного жилого дома, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права л.д. 59).
В соответствии с письмом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 11.04.2006 г. федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление жилищным фондом, закрепленным на праве оперативного управления за организациями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, уполномочены принимать решения по отнесению жилого помещения к специализированному жилищному фонду и заключению договоров найма. Федеральным органам исполнительной власти поручается осуществлять передачу закрепленных за организациями соответствующих федеральных органов исполнительной власти на праве оперативного управления жилых помещений своим сотрудникам с заключением договоров социального найма.
Приказом Центрального регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 05.06.2009 г. за N 221 "Об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда" определено отнести к специализированному жилищному фонду квартиры, находящиеся в оперативном управлении Главных управлений МЧС России, в том числе по Тульской области.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что на момент заключения договора найма служебного жилого помещения от 30.10.2008 г. Главное управление МЧС России по Тульской области не имело полномочий на заключение и подписание данного договора от имени собственника жилого помещения Российской Федерации, поскольку Территориальное управление Росимущества в Тульской области, как орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Тульской области на момент заключения оспариваемого договора соответствующими полномочиями ГУ МЧС России по Тульской области не наделяло, согласия на заключение данной сделки не давало.
Кроме того, судом установлено, что договор найма служебного жилого помещения в соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по Тульской области с Ш.В.В. не перезаключался.
Доказательств того, что заключенный договор найма служебного жилого помещения от 30.10.2008 г. был в последующем одобрен компетентным органом - ТУ Росимущества по Тульской области, суду не представлено, в связи с чем суд правомерно признал данный договор недействительным.
Как следует из материалов дела и установлено судом 06.10.2007 г. Ш.В.В. вступил в зарегистрированный брак с Б.Е., которой после заключения брака присвоена фамилия "Шаховцева".
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 15.01.2008 г., вступившим в законную силу 26.01.2008 г. в удовлетворении исковых требований ГОУ "П" к Ш.В.В., Ш.В.В. о признании ордера недействительным, снятии с регистрационного учета и выселении из общежития отказано.
Из материалов дела следует, что Ш.В.В. с семьей вселился в спорную квартиру и с 15.12.2009 г. Ш.В.В. и Ш.Е.В. были поставлены по данному адресу на регистрационный учет.
Вместе с тем, судом установлено, что Ш.В.В. с 23.08.1989 г. по 21.03.1998 г. был зарегистрирован по адресу: ...., ...., ...., .... и использовал право бесплатной приватизации в муниципальном жилом фонде г. Тулы.
Проживание Ш.В.В. с членами семьи по адресу: ...., ...., ...., .... также отражено в его послужном списке.
С 21.03.1998 г. Ш.В.В. состоял на регистрационном учете в общежитии по адресу:...., ...., ...., ...., что усматривается из выписок из домовой книги и лицевого счета на жилое помещение, а также паспортных данных последнего.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 30.07.2009 г. за Ш.Е.В. и Б.И.Д. признано право пользования жилым помещением по адресу: ...., ...., ...., ...., нанимателем которого являлся Ш.В.В. - муж Ш.Е.В. Решение вступило в законную силу 11 августа 2009 г.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 15.09.2008 г. Б.И.Д., <...> года рождения признан членом семьи нанимателя квартиры N в доме N по .... Ш.В.В. Решение вступило в законную силу 26.09.2008 г.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о том, что истец Ш.Е.В., а также ее сын Б.И.Д. имеют право пользования другим жилым помещением, что подтверждено вступившим в законную силу судебным решением.
Кроме того, сын Ш.Е.В. Б.И.Д. является собственником ? доли квартиры N в .... по ...., что подтверждается договором передачи N от дд.мм.гг.
С учетом вышеизложенного, суд обоснованно пришел к выводу о том, что семья Ш.В.В. обеспечена жильем. Кроме того, согласно пояснениям представителя ответчика ГУ МЧС России по Тульской области по доверенности С.С.М., Ш.В.В. продолжает состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и сохраняет право состоять на данном учете до получения им жилого помещения по договору социального найма.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о том, что решение ГУ МЧС России по Тульской области от 10.07.2008 г. и заключение договора найма служебного жилого помещения имели место до принятия решения об отнесении спорной квартиры к специализированному жилищному фонду в установленном законом порядке; договор найма служебного жилого помещения заключен от имени наймодателя неуполномоченным лицом, в связи с чем спорная квартира N .... по .... была предоставлена Ш.В.В. в нарушение требований ст. ст. 92, 99 ЖК РФ, Постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", что является достаточными правовым основанием для признания данного договора найма служебного помещения недействительным.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, изложенными в Постановлении N 14 от 02.07.2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения подлежат разрешению исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным ст. 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также п. 1 ст. 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия признает доводы кассационной жалобы Ш.Е.В. о пропуске истцом срока исковой давности необоснованными.
В силу части 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
Статьей 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ предусмотрено, что прекращение права пользования жилым помещением является основанием для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства уполномоченным на то органом.
Разрешая спорные правоотношения и, учитывая, что признание недействительным договора найма служебного жилого помещения влечет последствия недействительности сделки, предусмотренные ст. 167 ГК РФ, в силу которых, по общему правилу каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Ш.В.В. и Ш.Е.В. обязаны передать спорную квартиру ее владельцу, предварительно снявшись с регистрационного учета по данному адресу, и возвратить ключи от занимаемого жилого помещения.
Удовлетворяя встречные исковые требования ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области в части признания договора найма служебного жилого помещения от 30.10.2008 года, заключенного между ГУ МЧС России по Тульской области и Ш.В.В., недействительным, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Ш.Е.В. о признании права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд постановил законное решение в пределах исковых требований и по заявленным истцом основаниям.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 362 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в кассационных жалобах, судом первой инстанции не допущено.
Доводы кассационных жалоб Ш.В.В. и Ш.Е.В. о нарушении судом требований ГПК РФ, так как дело о фактическом выселении из служебного жилого помещения было рассмотрено судом без участия прокурора, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку требования о выселении истцом не заявлялись и, соответственно, судом не рассматривались.
Довод кассационной жалобы Б.И.Д. о нарушении судом норм процессуального права в связи с тем, что настоящее гражданское дело было рассмотрено в его отсутствие, признается судебной коллегией, также несостоятельным, по тем основаниям, что суд первой инстанции исходя из требований, заявленных ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области, обоснованно признал Б.И.Д. ненадлежащим ответчиком.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия считает правильным.
Иные доводы кассационных жалоб Ш.В.В. и Ш.Е.В. не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене постановленного решения, поскольку не опровергают правильность выводов суда, изложенных в решении.
На основании изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения Зареченского районного суда г. Тулы от 30 июня 2010 года по доводам кассационных жалоб Ш.В.В., Ш.Е.В., Б.И.Д.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Зареченского районного суда г. Тулы от 30 июня 2010 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Ш.В.В., Ш.Е.В., Б.И.Д. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ПО ДЕЛУ N 33-2491
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-2491
Судья: Бабина А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Алдошиной В.В., Селищева В.В.,
при секретаре С.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Ш.В.В., Ш.Е.В., Б.И.Д. на решение Зареченского районного суда г. Тулы от 30 июня 2010 года по делу по иску Ш.Е.В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации и по встречному иску Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области, Ш.Е.В., Ш.В.В., Б.И.Д. о признании недействительным (ничтожным) договора найма служебного жилого помещения, применении последствий недействительности ничтожной сделки,
Заслушав доклад судьи Селищева В.В., судебная коллегия
установила:
Ш.Е.В. обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Свои требования мотивировала тем, что ее супруг Ш.В.В. с 05.05.1994 г. проходит службу в органах МВД РФ и МЧС РФ. Общая продолжительность срока его службы составляет 15 лет. На основании решения заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Тульской области от 22.07.2004 г. Ш.В.В. поставлен на учет в жилищной комиссии как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
10.07.2008 г. принято решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Тульской области о выделении Ш.В.В. и членам его семьи служебной двухкомнатной квартиры по адресу: ...., ...., ...., ..... 30.10.2008 г. Главное управление МЧС России по Тульской области, действующее от имени собственника жилого помещения - Российской Федерации заключила с ним договор N найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: ...., ...., ...., .... Совместно с ним в указанную квартиру была вселена и она - Ш.Е.В. На момент распределения спорной квартиры и заключения договора найма служебного жилого помещения, статус жилого помещения, как служебного, зарегистрирован в установленном порядке не был. В связи с этим, по мнению истицы, правоотношения по объекту недвижимости иными, нежели правоотношениями договора социального найма быть не могут. В связи с чем полагает, что в настоящее время она с супругом занимают спорную квартиру на условиях социального найма. До настоящего времени она (Ш.Е.В.) и члены ее семьи не обеспечены жилым помещением в соответствии с требованиями ЖК РФ и Закона РФ "О приватизации".
17.12.2009 г. она обратилась в орган, осуществляющий управление государственным и жилищным фондом, а именно в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области с заявлением о передаче ей в собственность жилого помещения по адресу: ...., ...., ...., ...., на что 30.12.2009 г. получила ответ, в котором по вопросу приватизации ей рекомендовано обратиться в ГУ МЧС России по Тульской области. Считает данный ответ незаконным, поскольку ГУ МЧС России по Тульской области не наделено полномочиями по передаче в собственность граждан в порядке приватизации государственного и муниципального имущества.
На основании изложенного просила признать за ней право собственности на квартиру N в .... по ....
Впоследствии заявленные исковые требования Ш.Е.В. уточнила, предъявив их к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области. Просила признать за ней право собственности на квартиру N в .... по ....
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области в свою очередь обратилось с встречным иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области, Ш.Е.В., Ш.В.В., Б.И.Д. о признании недействительным (ничтожным) договора найма служебного жилого помещения, применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Свои требования мотивировало тем, что 30.10.2008 г. между Ш.В.В. и ГУ МЧС России по Тульской области был заключен договор найма служебного жилого помещения N, на основании которого нанимателю и членам его семьи для временного проживания было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: ...., ...., ...., ...., являющееся федеральной собственностью. Полагало, что договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен только собственником жилого помещения либо действующим от его имени уполномоченным органом государственной власти или уполномоченными им лицами. Правомочия собственника в отношении федерального имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и его территориальные органы. ТУ Росимущества в Тульской области, как орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Тульской области на момент заключения вышеуказанного договора найма служебного жилого помещения, соответствующими полномочиями ГУ МЧС России по Тульской области не наделяло и согласия на заключение данной сделки не давало. Правовой режим имущества, находящегося на праве оперативного управления у учреждений, включает в себя запрет на его отчуждение. ГУ МЧС России по Тульской области не вправе было распоряжаться по своему усмотрению вышеуказанной квартирой, ввиду чего договор найма служебного жилого помещения от 30.10.2008 г. N является ничтожным, заключенным с нарушением требований закона, в связи с чем не влечет юридических последствий и недействителен с момента совершения.
На основании изложенного просило применить последствия недействительной ничтожной сделки - договора найма служебного жилого помещения от 30.10.2008 г. N, возвратив стороны в первоначальное положение, обязав Ш.В.В. и членов его семьи сняться с регистрационного учета, возвратить ключи от занимаемого жилого помещения.
В судебном заседании истец по первоначальному иску (ответчик по встречному иску) Ш.Е.В. свои исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить. В удовлетворении встречных исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области просила отказать, считая их незаконными и необоснованными. Также пояснила, что данный встречный иск предъявлен к ней безосновательно, с нарушением норм процессуального права, а именно: она, как истец по первоначальному иску, не является стороной по оспариваемому договору. Жилой дом по адресу: ...., ...., .... закреплен на праве оперативного управления за ГУ МЧС России по Тульской области для целей обеспечения жилыми помещениями сотрудников МЧС, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. В связи с чем ее проживание в спорной квартире не ущемляет прав и законных интересов истца по встречному иску. Требование ТУ Росимущества об обязании сняться с регистрационного учета и возвратить ключи никак не связано с обстоятельствами, изложенными во встречном исковом заявлении. Полагает, что она с семьей были вселены в спорное жилое помещение на законных основаниях.
Представитель ответчика по первоначальному иску (истца по встречному иску) Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области по доверенности Д. в судебном заседании встречные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным во встречном исковом заявлении, просила их удовлетворить. Полагала, что исковые требования Ш.Е.В. являются незаконными, в связи с чем просила отказать в их удовлетворении, при этом пояснила, что договором найма служебного жилого помещения N от 30.10.2008 г. Ш.В.В. была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: ...., ...., ...., ...., из расчета площади по составу семьи. Совместно с нанимателем в указанную квартиру были вселены члены его семьи: супруга - Ш.Е.В., сын супруги - Б.И.Д.
Вместе с тем, решением Центрального районного суда г. Тулы от 30.07.2009 г. за супругой нанимателя было признано право пользования квартирой N в .... по ...., являющейся собственностью РФ. Кроме того, сын Ш.Е.В. - Б.И.Д. имеет на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: ...., ...., ...., ..... В связи с изложенным, полагала, что данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии нуждаемости Ш.В.В. и членов его семьи в предоставлении жилого помещения.
Представитель ответчика по первоначальному и встречному искам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области по доверенности С.С.М. в судебном заседании возражал против исковых требований Ш.Е.В., указав, что спорное жилое помещение по адресу ...., ...., ...., .... является служебным жилым фондом и закреплено на праве оперативного управления за ГУ МЧС России по Тульской области. Передача Ш.Е.В. квартиры в собственность возможна лишь при условии лишения данной квартиры статуса служебной, т.е. при признании недействительным зарегистрированного права оперативного управления. Однако право изъятия у ГУ МЧС России по Тульской области из оперативного управления спорного жилого помещения предоставлено исключительно собственнику имущества - Российской Федерации в лице ТУ Росимущества по Тульской области. Следовательно, требования истицы не подлежат удовлетворению ввиду того, что зарегистрированное право (оперативного управления) на недвижимое имущество не оспорено. На основании изложенного просил суд отказать Ш.Е.В. в удовлетворении ее исковых требований в полном объеме. Также указал, что Ш.В.В. после предоставления ему служебной квартиры не был исключен из списка на улучшение жилищных условий. Не отрицал, что договор найма служебного жилого помещения от 30.10.2008 г. N был заключен с Ш.В.В. ранее даты закрепления спорной квартиры на праве оперативного управления за ГУ МЧС России по Тульской области ввиду наличия большого количества нуждающихся в получении жилья. В связи с чем встречные исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области признал в полном объеме, считая их законными и обоснованными.
Третье лицо по первоначальному иску (ответчик по встречному иску) Ш.В.В. в судебном заседании исковые требования Ш.Е.В. поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что спорная квартира не является служебной, поскольку не зарегистрирована в органах государственной регистрации в качестве таковой.
Во встречном иске Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области просил отказать, пояснив, что данный иск предъявлен к нему безосновательно и с нарушением требований гражданско-процессуального законодательства.
Суд решил:
в удовлетворении исковых требований Ш.Е.В. отказать.
Встречные исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области удовлетворить.
Признать недействительным договор найма служебного жилого помещения N, заключенный 30.10.2008 года между Главным управлением Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Тульской области и Ш.В.В.
Обязать Ш.В.В., Ш.Е.В. сняться с регистрационного учета по адресу: ...., ...., .... и возвратить ключи от занимаемого жилого помещения Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области.
В кассационных жалобах Ш.В.В., Ш.Е.В. и Б.И.Д. просят отменить решение Зареченского районного суда г. Тулы от 30.06.2010 года как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав пояснения, Ш.В.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области по доверенности Спицы С.М., возражавшего против удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спорные правоотношения, и исходя из заявленных Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области к Ш.В.В. и Ш.Е.В., Б.И.Д. требованиям о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения и применении последствий недействительности ничтожной сделки, снятии Ш.В.В. и членов его семьи с регистрационного учета, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Б.И.Д. является ненадлежащим ответчиком по вышеуказанным требованиям, поскольку договор найма служебного жилого помещения заключен с Ш.В.В., который вместе с членами своей семьи (состав семьи два человека) был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий (протокол заседания жилищной комиссии главного управления по делам ГО и ЧС Тульской области от 22.07.2004 г.), в спорной квартире Б.И.Д. на регистрационном учете не состоит (что подтверждается выписками из домовой книги и лицевого счета, справкой с места жительства N 050135 от 12.01.2009 г., объяснениями истца Ш.Е.В.), на праве собственности имеет 1/2 долю квартиры N .... по .... (что подтверждается договором передачи N от дд.мм г. Кроме того, решением Центрального районного суда г. Тулы от 30.07.2009 г., вступившим в законную силу 11.08.2009 г., за Ш.Е.В. и Б.И.Д. признано право пользования жилым помещением по адресу: ...., ...., ...., ....).
Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 04.07.1991 г. N 1541-1, устанавливает порядок бесплатной передачи в собственность граждан помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В силу ст. 2 названного Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Статьей 4 вышеуказанного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу ст. 6 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 04.07.1991 г. N 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых, передан жилищный фонд.
Согласно ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственникам в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Судом установлено, что с 09.12.1988 г. по 10.08.1989 г. Ш.В.В. проходил службу в Вооруженных Силах РФ (в/ч N 35812); с 05.05.1994 г. по 12.04.1995 г. он являлся инспектором 1 Пожарной части УГПС УВД Тульской области; с 24.02.2000 г. по 01.01.2004 г. Ш.В.В. занимал должность дознавателя 1 Пожарной части УГПС УВД Тульской области; с 01.01.2004 г. по настоящее время он занимает должность старшего дознавателя ОГПН Центрального района г. Тулы.
20.04.2004 г. Ш.В.В. обратился с рапортом на имя начальника ГУ по делам ГО и ЧС Тульской области о рассмотрении вопроса о включении его и членов его семьи, в состав которой входит дочь Ш.В.В., <...> года рождения, в списки нуждающихся в получении жилой площади. Также указал, что все члены его семьи зарегистрированы в общежитии по адресу: ...., ...., .... и в настоящее время ни он (Ш.В.В.), ни члены его семьи жилья для постоянного проживания на территории РФ и за ее пределами не имеют л.д. 66).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Частью 1 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Судом установлено, что на заседании жилищной комиссии главного управления по делам ГО и ЧС Тульской области 22.07.2004 г. рассматривался вопрос о включении в списки очередников (принятии на учет) на улучшение жилищных условий инспектора ПЧ-1 майора внутренней службы Ш.В.В., при этом было принято решение поставить его и членов его семьи (состав семьи 2 человека) на учет в жилищной комиссии, как нуждающегося в улучшении жилищных условий л.д. 12).
На заседании жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Тульской области 10.07.2008 г. рассматривался вопрос о распределении квартир во вновь построенном жилом доме военнослужащим и сотрудникам ГПС нуждающимся в получении жилья, было решено выделить для проживания майору внутренней службы Ш.В.В. и членам его семьи служебную двухкомнатную квартиру N во вновь построенном жилом доме по адресу: ...., ...., ....
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В силу ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Постановлением Правительства РФ N 42 от 26.01.2006 г. утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовые договоры найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является, согласно ст. 99 ЖК РФ, решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте.
Судом также установлено, что 30.10.2008 г. ГУ МЧС России по Тульской области заключило с Ш.В.В. договор N найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: ...., ...., ...., ...., двухкомнатной квартиры общей площадью 55,4 кв. м. Согласно данного договора с нанимателем Ш.В.В. в жилое помещение вселены члены его семьи - супруга Ш.Е.В., сын супруги Б.И.Д.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд обоснованно признал несостоятельными доводы истца Ш.Е.В. о предоставления спорной квартиры Ш.В.В. на условиях социального найма.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", правомочия собственника в отношении федерального имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению имуществом и его территориальные органы.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тульской области N 38-р от 09.02.2009 г. жилой дом, в том числе квартиры N 1-72, расположенный по адресу: ...., ...., .... был закреплен на праве оперативного управления за Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области л.д. 57 - 58).
05.03.2009 г. в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права оперативного управления в отношении спорного жилого дома, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права л.д. 59).
В соответствии с письмом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 11.04.2006 г. федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление жилищным фондом, закрепленным на праве оперативного управления за организациями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, уполномочены принимать решения по отнесению жилого помещения к специализированному жилищному фонду и заключению договоров найма. Федеральным органам исполнительной власти поручается осуществлять передачу закрепленных за организациями соответствующих федеральных органов исполнительной власти на праве оперативного управления жилых помещений своим сотрудникам с заключением договоров социального найма.
Приказом Центрального регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 05.06.2009 г. за N 221 "Об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда" определено отнести к специализированному жилищному фонду квартиры, находящиеся в оперативном управлении Главных управлений МЧС России, в том числе по Тульской области.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что на момент заключения договора найма служебного жилого помещения от 30.10.2008 г. Главное управление МЧС России по Тульской области не имело полномочий на заключение и подписание данного договора от имени собственника жилого помещения Российской Федерации, поскольку Территориальное управление Росимущества в Тульской области, как орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Тульской области на момент заключения оспариваемого договора соответствующими полномочиями ГУ МЧС России по Тульской области не наделяло, согласия на заключение данной сделки не давало.
Кроме того, судом установлено, что договор найма служебного жилого помещения в соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по Тульской области с Ш.В.В. не перезаключался.
Доказательств того, что заключенный договор найма служебного жилого помещения от 30.10.2008 г. был в последующем одобрен компетентным органом - ТУ Росимущества по Тульской области, суду не представлено, в связи с чем суд правомерно признал данный договор недействительным.
Как следует из материалов дела и установлено судом 06.10.2007 г. Ш.В.В. вступил в зарегистрированный брак с Б.Е., которой после заключения брака присвоена фамилия "Шаховцева".
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 15.01.2008 г., вступившим в законную силу 26.01.2008 г. в удовлетворении исковых требований ГОУ "П" к Ш.В.В., Ш.В.В. о признании ордера недействительным, снятии с регистрационного учета и выселении из общежития отказано.
Из материалов дела следует, что Ш.В.В. с семьей вселился в спорную квартиру и с 15.12.2009 г. Ш.В.В. и Ш.Е.В. были поставлены по данному адресу на регистрационный учет.
Вместе с тем, судом установлено, что Ш.В.В. с 23.08.1989 г. по 21.03.1998 г. был зарегистрирован по адресу: ...., ...., ...., .... и использовал право бесплатной приватизации в муниципальном жилом фонде г. Тулы.
Проживание Ш.В.В. с членами семьи по адресу: ...., ...., ...., .... также отражено в его послужном списке.
С 21.03.1998 г. Ш.В.В. состоял на регистрационном учете в общежитии по адресу:...., ...., ...., ...., что усматривается из выписок из домовой книги и лицевого счета на жилое помещение, а также паспортных данных последнего.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 30.07.2009 г. за Ш.Е.В. и Б.И.Д. признано право пользования жилым помещением по адресу: ...., ...., ...., ...., нанимателем которого являлся Ш.В.В. - муж Ш.Е.В. Решение вступило в законную силу 11 августа 2009 г.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 15.09.2008 г. Б.И.Д., <...> года рождения признан членом семьи нанимателя квартиры N в доме N по .... Ш.В.В. Решение вступило в законную силу 26.09.2008 г.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о том, что истец Ш.Е.В., а также ее сын Б.И.Д. имеют право пользования другим жилым помещением, что подтверждено вступившим в законную силу судебным решением.
Кроме того, сын Ш.Е.В. Б.И.Д. является собственником ? доли квартиры N в .... по ...., что подтверждается договором передачи N от дд.мм.гг.
С учетом вышеизложенного, суд обоснованно пришел к выводу о том, что семья Ш.В.В. обеспечена жильем. Кроме того, согласно пояснениям представителя ответчика ГУ МЧС России по Тульской области по доверенности С.С.М., Ш.В.В. продолжает состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и сохраняет право состоять на данном учете до получения им жилого помещения по договору социального найма.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о том, что решение ГУ МЧС России по Тульской области от 10.07.2008 г. и заключение договора найма служебного жилого помещения имели место до принятия решения об отнесении спорной квартиры к специализированному жилищному фонду в установленном законом порядке; договор найма служебного жилого помещения заключен от имени наймодателя неуполномоченным лицом, в связи с чем спорная квартира N .... по .... была предоставлена Ш.В.В. в нарушение требований ст. ст. 92, 99 ЖК РФ, Постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", что является достаточными правовым основанием для признания данного договора найма служебного помещения недействительным.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, изложенными в Постановлении N 14 от 02.07.2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения подлежат разрешению исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным ст. 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также п. 1 ст. 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия признает доводы кассационной жалобы Ш.Е.В. о пропуске истцом срока исковой давности необоснованными.
В силу части 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
Статьей 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ предусмотрено, что прекращение права пользования жилым помещением является основанием для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства уполномоченным на то органом.
Разрешая спорные правоотношения и, учитывая, что признание недействительным договора найма служебного жилого помещения влечет последствия недействительности сделки, предусмотренные ст. 167 ГК РФ, в силу которых, по общему правилу каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Ш.В.В. и Ш.Е.В. обязаны передать спорную квартиру ее владельцу, предварительно снявшись с регистрационного учета по данному адресу, и возвратить ключи от занимаемого жилого помещения.
Удовлетворяя встречные исковые требования ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области в части признания договора найма служебного жилого помещения от 30.10.2008 года, заключенного между ГУ МЧС России по Тульской области и Ш.В.В., недействительным, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Ш.Е.В. о признании права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд постановил законное решение в пределах исковых требований и по заявленным истцом основаниям.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 362 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в кассационных жалобах, судом первой инстанции не допущено.
Доводы кассационных жалоб Ш.В.В. и Ш.Е.В. о нарушении судом требований ГПК РФ, так как дело о фактическом выселении из служебного жилого помещения было рассмотрено судом без участия прокурора, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку требования о выселении истцом не заявлялись и, соответственно, судом не рассматривались.
Довод кассационной жалобы Б.И.Д. о нарушении судом норм процессуального права в связи с тем, что настоящее гражданское дело было рассмотрено в его отсутствие, признается судебной коллегией, также несостоятельным, по тем основаниям, что суд первой инстанции исходя из требований, заявленных ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тульской области, обоснованно признал Б.И.Д. ненадлежащим ответчиком.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия считает правильным.
Иные доводы кассационных жалоб Ш.В.В. и Ш.Е.В. не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене постановленного решения, поскольку не опровергают правильность выводов суда, изложенных в решении.
На основании изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения Зареченского районного суда г. Тулы от 30 июня 2010 года по доводам кассационных жалоб Ш.В.В., Ш.Е.В., Б.И.Д.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Зареченского районного суда г. Тулы от 30 июня 2010 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Ш.В.В., Ш.Е.В., Б.И.Д. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)