Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Кручининой Н.А., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Черный В.М., доверенность от 18.03.2013, Степаненко А.В., доверенность от 07.03.2013,
от заинтересованного лица: Денищич Л.Г., доверенность от 10.12.2012 N 02/4642,
от третьих лиц:
Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области
- не явился, извещен надлежащим образом,
Правительства Московской области - Рыжова О.Т., доверенность от 29.06.2012 N 2П-1669исх,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Отдых" на решение Арбитражного суда Московской области от 23.11.2012 по делу N А41-13643/11, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Отдых" (ИНН:7735045032, ОГРН:1037700051069) к Комитету лесного хозяйства по Московской области, при участии третьих лиц Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Правительства Московской области, о признании незаконным решение N 01/1136 от 18.03.2011,
общество с ограниченной ответственностью "Отдых" (далее - общество, заявитель, ООО "Отдых") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве (далее - управление, заинтересованное лицо) N 01/1136 от 18.03.11 об отказе в переоформлении договоров аренды участков лесного фонда от 20.04.1998 N 37а, от 17.05.1999 N 37а и об обязании управления в 10-дневный срок вынести решение о переоформлении названных договоров на договор аренды лесного участка на срок 49 лет и заключить его по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Приказом Минсельхоза России от 12.02.2010 N 48 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка".
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.06.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2011 решение оставлено без изменения.
Постановлением ФАСМО от 27 декабря 2011 г. решение Арбитражного суда Московской области от 24.06.2011 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2011 отменены. Дело направлено в Арбитражный суд Московской области на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В связи с распоряжением Правительства РФ от 04 мая 2012 г. N 721-р распоряжение Правительства РФ от 25 апреля 2007 г. N 520-р признано утратившим силу с 01 июля 2012 г. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 25 мая 2012 г. Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва ликвидировано.
В порядке ст. 47 АПК РФ суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Комитет лесного хозяйства по Московской области.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, в деле участвуют Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области, Правительство Московской области.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным.
Представитель Комитета лесного хозяйства по Московской области в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель Правительства Московской области поддержал позицию заинтересованного лица, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по договору от 20.04.1998 N 37а, заключенному с Администрацией Солнечногорского района, для организации отдыха в летний период передан в аренду на срок с 01.01.1998 до 01.01.1999 земельный участок площадью 0,6 га, расположенный в районе населенного пункта Новинки, а по договору от 17.05.1999 г. N 37а, заключенному с Солнечногорским опытным лесхозом, той же администрацией района, в аренду на срок до 01.01.2000 обществу передан земельный участок площадью 0,6 га в квартале N 29, расположенный в районе того же населенного пункта. Переданные в аренду земельные участки в совокупности образуют единый земельный участок, занятый используемыми обществом летними домиками (временные строения) базы отдыха "Залив", на которые оформлены паспорта БТИ.
Одновременно с землепользованием на 1,2 га происходило формирование под размещение базы отдыха земельного участка площадью 3,6 га, материалов по выбору которого согласованы Постановлением Главы Администрации Солнечногорского района от 08.02.2001 N 286. Этот земельный участок в 2003 году поставлен на кадастровый учет, ему присвоен номер 50-09-0050712-0036, категория земли - земли лесного фонда, разрешенное использование - под базу отдыха. Согласно кадастровому плану площадь под застройкой составляет 840 кв. м. К моменту завершения формирования землеустроительного дела общество утратило возможность требовать предоставления ему сформированного земельного участка площадью 3,6 га в аренду, поскольку с 01.01.2007 вступил в силу Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006, изменивший порядок и условия предоставления земельных участков в аренду.
Обществом 04.03.2011 с приложением требуемых документов в управление лесного хозяйства направлено заявление за N 18 о переоформлении названных договоров аренды земельных участков под размещение базы отдыха "Залив". Однако в удовлетворении заявления отказано, о чем в адрес общества управлением лесного хозяйства 18.03.2011 в адрес общества направлено письмо за N 01/1136. В обоснование отказа указано на отсутствие у него полномочий по переоформлению договоров аренды и рекомендовало обратиться в арбитражный суд.
В обоснование заявления общество ссылается на то, что земельный участок используется на основании договоров аренды, заключенных на срок менее одного года, государственная регистрация таких договоров в силу пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации не требовалась. По окончании срока действия договоры в установленном порядке не расторгнуты, недействительными не признаны, отказ от договоров не заявлен, поэтому договоры в силу статьи 610, пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации считаются возобновленными на неопределенный срок.
В силу статьи 4 Закона N 201 - ФЗ договоры аренды участков лесного фонда подлежали приведению в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года. В этот срок общество с заявлением о переоформлении договоров аренды не обращалось, поскольку на протяжении длительного времени оформляло и согласовывало предоставление ему в пользование земельного участка площадью 3,6 га. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие Лесному кодексу Российской Федерации утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258. Согласно названному Порядку уполномоченным органом на заключение договоров аренды лесного участка в Московской области являлось Управление лесного хозяйства.
База отдыха используется по назначению, заявление общества, направленное в адрес управления лесного хозяйства, соответствует предъявляемым к нему требованиям.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, считая, что его права нарушены отказом в переоформлении договоров аренды, ООО "Отдых" обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии ст. 34 Лесного кодекса РФ, вступившего в силу 04.02.1997 г., участки лесного фонда предоставлялись в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством в исключительных случаях указанных в части третьей статьи 34 Лесного кодекса РФ или по результатам лесных конкурсов.
Участки же лесного фонда в соответствии со статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент заключения названных договоров, предоставлялись в краткосрочное пользование на срок до одного года по результатам лесного аукциона или на основании решений федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, посредством выдачи лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов.
Статьей 44 Лесного Кодекса РФ (в редакции 1997 г.) был определен порядок проведения лесных аукционов, согласно которому участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование по результатам лесных аукционов, за исключением случаев, указанных в части второй статьи 43 ЛК РФ (для удовлетворения потребностей общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, для сельскохозяйственных организаций и населения, соответственно располагающихся и проживающих на данной территории).
Лесные ресурсы на лесной аукцион вправе выставлять орган государственной власти субъекта РФ по представлению территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.
Лицо, выигравшее лесной аукцион, и организатор лесного аукциона подписывают протокол о результатах лесного аукциона, который имеет силу договора.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года путем подачи заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Заявление о переоформлении таких договоров подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование.
В соответствии с пунктом 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Решение должно содержать сведения о заявителе, местоположении и площади лесного участка, виде использования лесов, сроке договора аренды лесного участка, сроке действия договора безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Вид использования лесов указывается в решении в целях приведения условий договора в соответствие со статьями 25, 29 - 47 Лесного кодекса Российской Федерации, а срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных частью 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.
Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Пунктом 10 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации" установлено, что при приведении договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Лесопользование допускается с предоставлением лесных участков при условии предварительного определения их границ в соответствии с лесным и земельным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных статьями 30, 33, 35, 37, 48, частью 8 статьи 29, статьей 75 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 8 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования леса названа рекреационная деятельность.
Статья 41 Лесного кодекса Российской Федерации раскрывает понятие рекреационной деятельности, согласно которой леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Таким образом, использование лесных участков ООО "Отдых" в порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации ранее заключенного договора должно осуществляться на основании договора аренды лесных участков с указанием объема использования лесов на арендуемом лесном участке в отношении заявленного вида лесопользования - для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
В соответствии со статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 названной статьи. Так, без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях, предусмотренных статьями 43 - 45 Кодекса (в редакции, действовавшей на момент обращения с заявлением о переоформлении договор аренды лесных участков).
Судом установлено и заявителем не оспаривается, что в данном случае аукцион не проводился.
В силу требований статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Во исполнение указаний суда кассационной инстанции, суд первой инстанции оценил законность договоров аренды участков лесного фонда N 37а от 20.04.1998 и N 37а от 17.05.1999 применительно к законодательству, действующему на дату их заключения, и пришел к обоснованному выводу о ничтожности данных сделок как совершенных в нарушение требований статей 25, 45, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с даты его опубликования - 04.02.1997 года.
В обоснование доводов о незаконности обжалуемого судебного акта при разбирательстве дела в суде апелляционной инстанции общество ссылается на ст. 28 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 г N 4613-1, согласно которой участки лесного фонда предоставлялись в пользование на основании прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов. Форма выбора лесопользователя определялась районными (городскими) Советами народных депутатов. Считает, что поскольку решение Собрания представителей Солнечногорского района от 26.01.1996 N 41/15 о передаче земельных участков в аренду обществу принято по результатам прямых переговоров до вступления в законную силу Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года), заключение договоров аренды участков лесного фонда по результатам лесных аукционов и конкурсов не требовалось.
Указанный довод общества отклоняется апелляционным судом, поскольку статьями 137, 138 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) установлено, что настоящий Кодекс вводится в действие со дня его официального опубликования (04.02.1997), Основы лесного законодательства Российской Федерации и Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Основ лесного законодательства Российской Федерации" признаны утратившими силу. Договоры аренды заключены в 1998 и 1999 годах, следовательно, при их заключении подлежали применению нормы Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года), вступившие к дате их заключения в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы общества не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Московской области от 23.11.2012 по делу N А41-13643/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.04.2013 ПО ДЕЛУ N А41-13643/11
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2013 г. по делу N А41-13643/11
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Кручининой Н.А., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Черный В.М., доверенность от 18.03.2013, Степаненко А.В., доверенность от 07.03.2013,
от заинтересованного лица: Денищич Л.Г., доверенность от 10.12.2012 N 02/4642,
от третьих лиц:
Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области
- не явился, извещен надлежащим образом,
Правительства Московской области - Рыжова О.Т., доверенность от 29.06.2012 N 2П-1669исх,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Отдых" на решение Арбитражного суда Московской области от 23.11.2012 по делу N А41-13643/11, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Отдых" (ИНН:7735045032, ОГРН:1037700051069) к Комитету лесного хозяйства по Московской области, при участии третьих лиц Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Правительства Московской области, о признании незаконным решение N 01/1136 от 18.03.2011,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Отдых" (далее - общество, заявитель, ООО "Отдых") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве (далее - управление, заинтересованное лицо) N 01/1136 от 18.03.11 об отказе в переоформлении договоров аренды участков лесного фонда от 20.04.1998 N 37а, от 17.05.1999 N 37а и об обязании управления в 10-дневный срок вынести решение о переоформлении названных договоров на договор аренды лесного участка на срок 49 лет и заключить его по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Приказом Минсельхоза России от 12.02.2010 N 48 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка".
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.06.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2011 решение оставлено без изменения.
Постановлением ФАСМО от 27 декабря 2011 г. решение Арбитражного суда Московской области от 24.06.2011 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2011 отменены. Дело направлено в Арбитражный суд Московской области на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В связи с распоряжением Правительства РФ от 04 мая 2012 г. N 721-р распоряжение Правительства РФ от 25 апреля 2007 г. N 520-р признано утратившим силу с 01 июля 2012 г. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 25 мая 2012 г. Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва ликвидировано.
В порядке ст. 47 АПК РФ суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Комитет лесного хозяйства по Московской области.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, в деле участвуют Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области, Правительство Московской области.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным.
Представитель Комитета лесного хозяйства по Московской области в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель Правительства Московской области поддержал позицию заинтересованного лица, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по договору от 20.04.1998 N 37а, заключенному с Администрацией Солнечногорского района, для организации отдыха в летний период передан в аренду на срок с 01.01.1998 до 01.01.1999 земельный участок площадью 0,6 га, расположенный в районе населенного пункта Новинки, а по договору от 17.05.1999 г. N 37а, заключенному с Солнечногорским опытным лесхозом, той же администрацией района, в аренду на срок до 01.01.2000 обществу передан земельный участок площадью 0,6 га в квартале N 29, расположенный в районе того же населенного пункта. Переданные в аренду земельные участки в совокупности образуют единый земельный участок, занятый используемыми обществом летними домиками (временные строения) базы отдыха "Залив", на которые оформлены паспорта БТИ.
Одновременно с землепользованием на 1,2 га происходило формирование под размещение базы отдыха земельного участка площадью 3,6 га, материалов по выбору которого согласованы Постановлением Главы Администрации Солнечногорского района от 08.02.2001 N 286. Этот земельный участок в 2003 году поставлен на кадастровый учет, ему присвоен номер 50-09-0050712-0036, категория земли - земли лесного фонда, разрешенное использование - под базу отдыха. Согласно кадастровому плану площадь под застройкой составляет 840 кв. м. К моменту завершения формирования землеустроительного дела общество утратило возможность требовать предоставления ему сформированного земельного участка площадью 3,6 га в аренду, поскольку с 01.01.2007 вступил в силу Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006, изменивший порядок и условия предоставления земельных участков в аренду.
Обществом 04.03.2011 с приложением требуемых документов в управление лесного хозяйства направлено заявление за N 18 о переоформлении названных договоров аренды земельных участков под размещение базы отдыха "Залив". Однако в удовлетворении заявления отказано, о чем в адрес общества управлением лесного хозяйства 18.03.2011 в адрес общества направлено письмо за N 01/1136. В обоснование отказа указано на отсутствие у него полномочий по переоформлению договоров аренды и рекомендовало обратиться в арбитражный суд.
В обоснование заявления общество ссылается на то, что земельный участок используется на основании договоров аренды, заключенных на срок менее одного года, государственная регистрация таких договоров в силу пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации не требовалась. По окончании срока действия договоры в установленном порядке не расторгнуты, недействительными не признаны, отказ от договоров не заявлен, поэтому договоры в силу статьи 610, пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации считаются возобновленными на неопределенный срок.
В силу статьи 4 Закона N 201 - ФЗ договоры аренды участков лесного фонда подлежали приведению в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года. В этот срок общество с заявлением о переоформлении договоров аренды не обращалось, поскольку на протяжении длительного времени оформляло и согласовывало предоставление ему в пользование земельного участка площадью 3,6 га. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие Лесному кодексу Российской Федерации утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258. Согласно названному Порядку уполномоченным органом на заключение договоров аренды лесного участка в Московской области являлось Управление лесного хозяйства.
База отдыха используется по назначению, заявление общества, направленное в адрес управления лесного хозяйства, соответствует предъявляемым к нему требованиям.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, считая, что его права нарушены отказом в переоформлении договоров аренды, ООО "Отдых" обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии ст. 34 Лесного кодекса РФ, вступившего в силу 04.02.1997 г., участки лесного фонда предоставлялись в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством в исключительных случаях указанных в части третьей статьи 34 Лесного кодекса РФ или по результатам лесных конкурсов.
Участки же лесного фонда в соответствии со статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент заключения названных договоров, предоставлялись в краткосрочное пользование на срок до одного года по результатам лесного аукциона или на основании решений федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, посредством выдачи лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов.
Статьей 44 Лесного Кодекса РФ (в редакции 1997 г.) был определен порядок проведения лесных аукционов, согласно которому участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование по результатам лесных аукционов, за исключением случаев, указанных в части второй статьи 43 ЛК РФ (для удовлетворения потребностей общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, для сельскохозяйственных организаций и населения, соответственно располагающихся и проживающих на данной территории).
Лесные ресурсы на лесной аукцион вправе выставлять орган государственной власти субъекта РФ по представлению территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.
Лицо, выигравшее лесной аукцион, и организатор лесного аукциона подписывают протокол о результатах лесного аукциона, который имеет силу договора.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года путем подачи заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Заявление о переоформлении таких договоров подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование.
В соответствии с пунктом 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Решение должно содержать сведения о заявителе, местоположении и площади лесного участка, виде использования лесов, сроке договора аренды лесного участка, сроке действия договора безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Вид использования лесов указывается в решении в целях приведения условий договора в соответствие со статьями 25, 29 - 47 Лесного кодекса Российской Федерации, а срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных частью 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.
Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Пунктом 10 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации" установлено, что при приведении договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Лесопользование допускается с предоставлением лесных участков при условии предварительного определения их границ в соответствии с лесным и земельным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных статьями 30, 33, 35, 37, 48, частью 8 статьи 29, статьей 75 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 8 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования леса названа рекреационная деятельность.
Статья 41 Лесного кодекса Российской Федерации раскрывает понятие рекреационной деятельности, согласно которой леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Таким образом, использование лесных участков ООО "Отдых" в порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации ранее заключенного договора должно осуществляться на основании договора аренды лесных участков с указанием объема использования лесов на арендуемом лесном участке в отношении заявленного вида лесопользования - для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
В соответствии со статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 названной статьи. Так, без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях, предусмотренных статьями 43 - 45 Кодекса (в редакции, действовавшей на момент обращения с заявлением о переоформлении договор аренды лесных участков).
Судом установлено и заявителем не оспаривается, что в данном случае аукцион не проводился.
В силу требований статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Во исполнение указаний суда кассационной инстанции, суд первой инстанции оценил законность договоров аренды участков лесного фонда N 37а от 20.04.1998 и N 37а от 17.05.1999 применительно к законодательству, действующему на дату их заключения, и пришел к обоснованному выводу о ничтожности данных сделок как совершенных в нарушение требований статей 25, 45, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с даты его опубликования - 04.02.1997 года.
В обоснование доводов о незаконности обжалуемого судебного акта при разбирательстве дела в суде апелляционной инстанции общество ссылается на ст. 28 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 г N 4613-1, согласно которой участки лесного фонда предоставлялись в пользование на основании прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов. Форма выбора лесопользователя определялась районными (городскими) Советами народных депутатов. Считает, что поскольку решение Собрания представителей Солнечногорского района от 26.01.1996 N 41/15 о передаче земельных участков в аренду обществу принято по результатам прямых переговоров до вступления в законную силу Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года), заключение договоров аренды участков лесного фонда по результатам лесных аукционов и конкурсов не требовалось.
Указанный довод общества отклоняется апелляционным судом, поскольку статьями 137, 138 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) установлено, что настоящий Кодекс вводится в действие со дня его официального опубликования (04.02.1997), Основы лесного законодательства Российской Федерации и Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Основ лесного законодательства Российской Федерации" признаны утратившими силу. Договоры аренды заключены в 1998 и 1999 годах, следовательно, при их заключении подлежали применению нормы Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года), вступившие к дате их заключения в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы общества не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.11.2012 по делу N А41-13643/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
Н.А.КРУЧИНИНА
Е.А.МИЩЕНКО
Н.А.КРУЧИНИНА
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)