Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.06.2012 ПО ДЕЛУ N 33-5397/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июня 2012 г. по делу N 33-5397/2012


Судья: Наточеева М.А.

судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Калинниковой О.А.,
судей - Вачковой И.Г., Набок Л.А.
при секретаре - М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.А.С. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара и ОУФМС России по Самарской области в Железнодорожном районе г. Самара об обязании заключить договор социального найма на квартиру и предоставлении документов,
по апелляционной жалобе А.А.С. на решение Ленинского районного суда г. Самара от 18 апреля 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований А.А.С. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара и ОУФМС России по Самарской области в Железнодорожном районе г. Самары об обязании заключить договор социального найма на квартиру и предоставлении документов, отказать".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя истца А.А.С. - А.К. (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самара - Г.О. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

А.А.С. обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, ОУФМС России по Самарской <...> в Железнодорожном районе г. Самара об обязании заключить договор социального найма на квартиру и предоставлении документов.
В обоснование заявленных требований А.А.С. указал, что в ДД.ММ.ГГГГ году он вместе со своей женой Г.Ш. в результате землетрясения ДД.ММ.ГГГГ в республике СССР - Армении вынужден был ДД.ММ.ГГГГ выбыть на постоянное место жительства в г. Куйбышев, поскольку его жилище в <...> Армянской ССР полностью разрушено и не подлежало восстановлению. Решением исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов Куйбышевской области от ДД.ММ.ГГГГ N и Распоряжением Куйбышевского горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ N-р, на основании решения Президиума Куйбышевского райисполкома N-П, А.А.С. предоставлена квартира по адресу: <...>, в которой он проживает до настоящего времени с женой и двумя детьми, на условиях договора найма помещения маневренного фонда. Истец считает, что данный договор найма заключен неправомерно, поскольку указанное выше жилое помещение предоставлено в установленном законом порядке для постоянного пользования.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, А.А.С. просил обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара заключить с ним договор социального найма на квартиру по адресу: <...>, обязать Отдел адресно-справочной работы Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области предоставить все запрошенные истцом данные в запросе от ДД.ММ.ГГГГ (в частности, ордер на вселение, справка о выбытии на постоянное место жительства).
Определением судьи Ленинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ Отдел адресно-справочной работы Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области заменен на ОУФМС России по Самарской области в Железнодорожном районе г. Самара.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе А.А.С. просит решение отменить как постановленное с нарушением норм материального права и принять новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований, по тем основаниям, что суд оставил без внимания, что Решением Президиума исполнительного комитета Куйбышевского областного совета народных депутатов N 500-П от 12.12.1988 г. предусмотрено предоставления жилья в том числе на постоянной основе для граждан прибывших из зоны землетрясения в АССР. Суд неправомерно применил к спорным правоотношениям, возникшим в 1989 г. нормы ЖК РФ, что противоречит ч. 1 ст. 6 ЖК РФ. На момент предоставления спорного жилого помещения, согласно ст. 6 ЖК РСФСР, Государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). Согласно ст. 7 ЖК РСФСР, жилые дома и жилые помещения предназначаются исключительно для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. Спорная квартира истцу предоставлена в ДД.ММ.ГГГГ г. и только в ДД.ММ.ГГГГ. она включена в состав муниципального имущества, а в ДД.ММ.ГГГГ. в связи с созданием маневренного фонда - в состав маневренного фонда г.о. Самара, что противоречит п. 3 Правил отнесения помещения к специализированному жилому фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. N 42.
В заседание судебной коллегии представитель истца и третье лицо А.К. доводы апелляционной жалобы поддержал и просил решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе, пояснив, что изначально А.А.С. предоставляли ордер на спорную квартиру, который при сдаче документов в паспортную службу был утерян. Иных первичных документов, подтверждающих предоставления жилья на постоянной основе, не сохранилось.
Представитель ДУИ г.о.Самара - Г.О. в судебной заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика ОУФМС России по Самарской области в Железнодорожном районе г. Самара, третьи лица Г.Ш., А.С. в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили. Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, считает его законным и обоснованным.
Согласно ч. 2 ст. 19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу ст. 92 ЖК РФ к специализированному фонду относятся, в том числе, жилые помещения маневренного фонда.
Согласно ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания также граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств.
В соответствии со ст. 3 ФКЗ от 30.05.2001 г. "О чрезвычайном положении" к чрезвычайным обстоятельствам относятся чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ А.А.С. со своей семьей прибыл на постоянное место жительства в г. Куйбышев из зоны землетрясения, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в Армянской ССР, где жилище А.А.С. в селе <...> полностью разрушено и не подлежало восстановлению, что подтверждается архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ.
В целях оказания помощи гражданам, прибывшим из Армянской ССР в связи со стихийным бедствием и во исполнение постановления СМ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N президиумом исполкома Куйбышевского областного Совета народных депутатов издано решение N 500-П от 12.12.1988 г. "О мерах по оказанию помощи гражданам, прибывшим из Армянской ССР", из которого следует, что для расселения, прибывших из Армянской ССР, пострадавших от землетрясения, решено использовать подготовленные для сдачи в эксплуатацию жилые дома, как местных Советов, так и ведомственные, маневренный жилищный фонд, общежития, санатории, дома и базы отдыха, пансионаты, пионерские лагеря и другие помещения, пригодные для проживания. Лицам, прибывшим из Армянской ССР, на постоянное место жительства в Куйбышевскую область предоставить жилую площадь вне очереди по нормам и в порядке, установленном постановлением облисполкома и президиума областного Совета профсоюзов от ДД.ММ.ГГГГ N.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, из решения N 500-П от 12.12.1988 г. следует, что гражданам Армении жилые помещения должны были предоставляться как на постоянной (п. 1.3 решения), так и на временной основе (п. 1.1 решения).
Решением исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов Куйбышевской области N 47 от 03.01.1989 г. постановлено обязать городскую плановую комиссию дополнительно выделить производственному объединению жилищно-коммунального хозяйства в переселенческий фонд необходимую жилую площадь для временного заселения граждан, прибывших в г. Куйбышев из зоны землетрясения Армянской ССР. Производственному объединению жилищно-коммунального хозяйства обеспечить заселение указанных граждан на выделенную жилую площадь переселенческого фонда. Установить контроль за использованием этой жилой площади по прямому назначению. Руководителям предприятий и организаций, имеющим на балансе жилой фонд предусмотреть переселенческий жилой фонд для временного заселения семей и отдельных граждан, прибывших из зоны землетрясения в Армянской ССР. Райисполкомам и управлению внутренних дел горисполкома разрешить, в порядке исключения, временную прописку граждан поселенных в жилых помещениях переселенческого жилищного фонда.
В соответствии с распоряжением исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов N-р от ДД.ММ.ГГГГ "О распределении жилой площади по предприятиям и организациям, принимающим долевое участие в жилищном строительстве и местным Советам" производственному объединению жилищно-коммунального хозяйства спорная <...> выделена в переселенческий фонд согласно решению горисполкома N 47 от 03.01.1989 г.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда о том, что решение горисполкома N 47 от 03.01.1989 г. и распоряжение исполкома N 537-р от 18.10.1989 г. не противоречат решению Президиума исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов N 500-П от 12.12.1988 г., поскольку направлены на его реализацию в части предоставления временного жилья в специализированном фонде, являются обоснованными.
Из материалов дела видно, что истец и его семья вселились в спорную квартиру ДД.ММ.ГГГГ, после того, как спорная квартира уже была передана в переселенческий фонд.
В порядке исключение райисполкомам было разрешено производить временную прописку граждан заселенных в жилые помещения переселенческого жилищного фонда.
Согласно материалам дела истец и члены его семьи с ДД.ММ.ГГГГ имели временную регистрацию в спорной квартире.
Поскольку жилищное законодательство, как действующее во время расселения граждан Армянской ССР, прибывших после землетрясения (1988-1989 годы), так и действующее в настоящее время, не содержит понятия "переселенческий фонд", из используемых в решении N 47 и распоряжении N 537-р формулировок, как правильно указал суд, следует, что переселенческий фонд является аналогом маневренного фонда и предназначен для временного поселения граждан, пострадавших в результате землетрясения в Армении, а значит относится к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В силу ст. 47 Устава городского округа Самара полномочиями по распоряжению жилищным фондом г.о. Самара наделен Департамент управления имуществом г.о. Самара.
Согласно п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. N 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилому фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом управления имуществом г.о.Самара и А.А.С. заключен договор N найма жилого помещения маневренного фонда по адресу: 139, согласно которому данное жилое помещение предоставляется А.А.С. и членам его семьи для временного проживания в нем до получения жилого помещения для постоянного проживания. В силу п. п. 2, 3 указанного договора жилое помещение предоставляется в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; жилое помещение отнесено к маневренному фонду на основании решения исполнительного комитета Куйбышевского городского совета народных депутатов Куйбышевской области N 47 от 03.01.1989 г. и распоряжения исполнительного комитета Куйбышевского городского совета народных депутатов Куйбышевской области N 537-р от 18.10.1989 г.
Согласно выписке из реестра объект недвижимости - <...>, является муниципальной собственностью, включен в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ за номером N на основании Решения Малого Совета Самарского горсовета народных депутатов N от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с ч. 3 ст. 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом. Согласно п. 4.1.4. Решения Думы г.о.Самара от 28.05.2009 г. N 754 "Об утверждении положения "О порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом г.о.Самара" жилые помещения специализированного жилищного фонда не подлежат отчуждению, в том числе приватизации, передаче в аренду, внаем.
В ходе судебного разбирательства установлено, что спорное жилое помещение по вышеуказанному адресу отнесено к специализированному жилищному фонду, имеет статус маневренного (переселенческого) фонда.
Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. До настоящего времени спорное жилое помещение не исключено из состава специализированного жилищного фонда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд отказывая в удовлетворении исковых требований А.А.С. об обязании ответчика заключить договор социального найма на спорное жилое помещение, пришел к правильному выводу, что на момент заселения в квартиру истца и его семьи, спорная квартира уже находилась в составе специализированного жилья (переселенческого фонда) и была предназначена для временного заселения, нарушений при передаче квартиры в специализированный жилищный фонд не установлено. Суд также пришел к правильному выводу о применении к отношениям по пользованию А.А.С. вышеуказанным жилым помещением норм о договоре найма специализированного жилого помещения маневренного (переселенческого) фонда, в силу чего решение суда об отказе в удовлетворении заявленных А.А.С. требований является правильным, а основания для его отмены отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы в той части, что нет документов, подтверждающих отнесение спорной квартиры к специализированному жилищному фонду до предоставления его истцу, не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку истцом не оспаривается то обстоятельство, что квартира ему предоставлялась вне очереди, для временного проживания, в связи с его статусом вынужденного переселенца, а не в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РСФСР.
В ДД.ММ.ГГГГ году квартира была отнесена к маневренному (переселенческому) фонду и с истцом заключен договор найма специализированного жилого помещения.
Доказательств, подтверждающих, что после передачи ПОЖКХ в переселенческий фонд необходимой жилплощади для временного заселения граждан, прибывших в г. Куйбышев из зоны землетрясения Армянской ССР, в состав которого входила спорная квартира, в установленном законом порядке принималось решение о его исключении из специализированного жилого фонда, суду не представлено, в том числе и в заседании судебной коллегии.
Кроме того, осведомленность истца и его семьи о временном характере проживания в спорной квартире подтверждается наличием временных регистраций по месту жительства, отметка о которых ежегодно проставлялась в паспорте.
Возможность встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по г.о.Самара семья А.А.С. имеет.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправомерно применил к спорным правоотношениям, возникшим в 1989 году нормы ЖК РФ, а также не учел, что в силу ст. 7 ЖК РСФСР жилье предоставлялось исключительно для постоянного проживания граждан, а также для использования в качестве служебных жилых помещений и общежитий, не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. Так ст. 7 ЖК РСФСР предусмотрено, что жилье предоставляется в установленном порядке в качестве не только служебных жилых помещений, но и жилых помещений из фондов жилья для временного поселения. В силу ст. 37 ЖК РСФСР гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным жилое помещение для проживания предоставлялось вне очереди.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Самара от 18 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу А.А.С. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)