Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Цивилев И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Колесовой Л.А.,
судей Деменевой Л.С.,
Рябчикова А.Н.
при ведении протокола секретарем Хохловым А.М., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства 20 февраля 2013 года гражданское дело по иску прокурора Артинского района Свердловской области Загайнова И.В., действующего в интересах А., к администрации Артинского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по апелляционной жалобе А. на решение Артинского районного суда Свердловской области от 11.12.2012
Заслушав доклад судьи Рябчикова А.Н., объяснение А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Г., указавшей на законность решения суда, судебная коллегия
установила:
Прокурор Артинского района Свердловской области Загайнов И.В., действующего в интересах А., обратился в суд с иском к администрации Артинского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Постановлением Артинского районного суда Свердловской области от 11.12.2012 исковые требования прокурора Артинского района Свердловской области Загайнова И.В., представляющего интересы А., к администрации Артинского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворены полностью. На администрацию Артинского городского округа Свердловской области возложена обязанность предоставить А. на условиях договору социального найма вне очереди жилое помещение площадью не менее 18 кв. м., отвечающее всем техническим и санитарным требованиям, в границах поселка Арти Свердловской области - в срок до 01.01.2013.
С решением Артинского районного суда Свердловской области от 11.12.2013 не согласилась А., которая 10.01.2013 представила апелляционную жалобу. В апелляционной жалобе А., указывает на неправильное применении судом норм ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, просит изменить решение суда первой инстанции в части указания размера площади предоставляемого жилого помещения, исключить из решения срок, предоставленный ответчику для исполнения решения.
На апелляционную жалобу старшим помощником прокурора Артинского района Свердловской области Изгагиной Н.В. были представлены возражения, согласно которых прокурор просил оставить решения суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы, обсудив доводы апелляционной жалоб, возражения на апелляционную жалобу, заслушав объяснения сторон, судебная коллегия находит постановление суда подлежащим изменению по следующим основаниям.
Прокуратурой Артинского района Свердловской области проведена проверка соблюдения законности при реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г. органами местного самоуправления. Проверкой было установлено, что А. с <...> проживала в квартире <...>. В жилое помещение А. была заселена на основании ордера. Собственного жилого помещения А. не имеет, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 30.08.2010 А. обратилась в Администрацию Артинского района с заявлением об обследовании жилого дома и постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья по договору социального найма. Межведомственной комиссией Артинского городского округа проведено обследование жилого дома, расположенного по адресу <...>. Комиссия пришла к выводу, что обследованный жилой дом непригоден для проживания и реконструкции не подлежит. По результатам обследования комиссией составлено заключением от 14.09.2010, на основании которого жилое помещений включено в перечень ветхого жилого фонда. На основании заявления 19.11.2010 А. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилье и улучшении жилищных условий в общий и внеочередной списки. Несмотря на то, что А. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, отдельного жилого помещения по договору социального найма до настоящего времени ей не предоставлено. Состояние дома с каждым годом ухудшается, проживание в нем становиться невозможным и все более опасным для жизни и здоровья. Согласно Перечню ветхого жилого фонда в Артинском городском округе по состоянию на 10.01.2012, утвержденному Постановлением администрацией Артинского городского округа от 10.01.2012 N 5, снос жилого дома, расположенного по адресу <...>, запланирован на 2016 год.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местной самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилого фонда признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В силу ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются на основании решения органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Решением Артинского районного суда Свердловской области от 11.12.2012 на администрацию Артинского городского округа возложена обязанность предоставить жилое помещение по договору социального найма А. площадью не менее установленных норм предоставления общей площади жилого помещения в Артинском городском округе - 18 кв. м. Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции в части площади предоставляемого помещения, считает его неправильным, поскольку общая площадь жилого помещения, предоставленного А. по ордеру <...> составляет 49 кв. м.
Системный анализ ст. ст. 57, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что при предоставлении жилого помещения по договору социального найма в случаях сноса дома, перевода жилого помещения в нежилое помещение или признания его непригодным для проживания, проведении капитального ремонта или реконструкции дома, предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта и данное осуществление происходит не в связи с улучшением жилищных условий.
Учитывая изложенное, следует признать указание суда первой инстанции на минимальную площадь жилого помещения - не менее 18 кв. м. противоречащим нормам материального права и интересам истца.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение Артинского районного суда Свердловской области от 11.12.2012 в части размера площади предоставляемого помещения, которое должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что установленный решением срок - до 01.09.2013 для исполнения обязанности по предоставлению истцу жилого помещения вне очереди судом не мотивирован, основан на неправильном применении ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующей спорные правоотношения.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Таким образом, с учетом изложенного решение Артинского районного суда Свердловской области от 11.12.2012 подлежит изменению путем исключения из резолютивной части указания на срок предоставления А. жилого помещения вне очереди.
Судебная коллегия находит, что допущенные нарушения являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем решение Артинского районного суда Свердловской области от 11.12.2012 подлежат изменению в части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Апелляционную жалобу А. - удовлетворить, решение Артинского районного суда Свердловской области от 11.12.2012 изменить в части.
Указать в резолютивной части решения Артинского районного суда Свердловской области от 11.12.2012: "Обязать администрацию Артинского городского округа предоставить А. на условиях договора социального найма вне очереди жилое помещение площадью не менее площади занимаемого ранее жилого помещения, благоустроенное, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям в границах поселка Арти Свердловской области".
Исключить из резолютивной части решения Артинского районного суда Свердловской области от 11.12.2012 "в срок до 01 сентября 2013".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.02.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1537/2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 февраля 2013 г. по делу N 33-1537/2013
Судья Цивилев И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Колесовой Л.А.,
судей Деменевой Л.С.,
Рябчикова А.Н.
при ведении протокола секретарем Хохловым А.М., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства 20 февраля 2013 года гражданское дело по иску прокурора Артинского района Свердловской области Загайнова И.В., действующего в интересах А., к администрации Артинского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по апелляционной жалобе А. на решение Артинского районного суда Свердловской области от 11.12.2012
Заслушав доклад судьи Рябчикова А.Н., объяснение А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Г., указавшей на законность решения суда, судебная коллегия
установила:
Прокурор Артинского района Свердловской области Загайнов И.В., действующего в интересах А., обратился в суд с иском к администрации Артинского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Постановлением Артинского районного суда Свердловской области от 11.12.2012 исковые требования прокурора Артинского района Свердловской области Загайнова И.В., представляющего интересы А., к администрации Артинского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворены полностью. На администрацию Артинского городского округа Свердловской области возложена обязанность предоставить А. на условиях договору социального найма вне очереди жилое помещение площадью не менее 18 кв. м., отвечающее всем техническим и санитарным требованиям, в границах поселка Арти Свердловской области - в срок до 01.01.2013.
С решением Артинского районного суда Свердловской области от 11.12.2013 не согласилась А., которая 10.01.2013 представила апелляционную жалобу. В апелляционной жалобе А., указывает на неправильное применении судом норм ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, просит изменить решение суда первой инстанции в части указания размера площади предоставляемого жилого помещения, исключить из решения срок, предоставленный ответчику для исполнения решения.
На апелляционную жалобу старшим помощником прокурора Артинского района Свердловской области Изгагиной Н.В. были представлены возражения, согласно которых прокурор просил оставить решения суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы, обсудив доводы апелляционной жалоб, возражения на апелляционную жалобу, заслушав объяснения сторон, судебная коллегия находит постановление суда подлежащим изменению по следующим основаниям.
Прокуратурой Артинского района Свердловской области проведена проверка соблюдения законности при реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г. органами местного самоуправления. Проверкой было установлено, что А. с <...> проживала в квартире <...>. В жилое помещение А. была заселена на основании ордера. Собственного жилого помещения А. не имеет, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 30.08.2010 А. обратилась в Администрацию Артинского района с заявлением об обследовании жилого дома и постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья по договору социального найма. Межведомственной комиссией Артинского городского округа проведено обследование жилого дома, расположенного по адресу <...>. Комиссия пришла к выводу, что обследованный жилой дом непригоден для проживания и реконструкции не подлежит. По результатам обследования комиссией составлено заключением от 14.09.2010, на основании которого жилое помещений включено в перечень ветхого жилого фонда. На основании заявления 19.11.2010 А. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилье и улучшении жилищных условий в общий и внеочередной списки. Несмотря на то, что А. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, отдельного жилого помещения по договору социального найма до настоящего времени ей не предоставлено. Состояние дома с каждым годом ухудшается, проживание в нем становиться невозможным и все более опасным для жизни и здоровья. Согласно Перечню ветхого жилого фонда в Артинском городском округе по состоянию на 10.01.2012, утвержденному Постановлением администрацией Артинского городского округа от 10.01.2012 N 5, снос жилого дома, расположенного по адресу <...>, запланирован на 2016 год.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местной самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилого фонда признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В силу ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются на основании решения органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Решением Артинского районного суда Свердловской области от 11.12.2012 на администрацию Артинского городского округа возложена обязанность предоставить жилое помещение по договору социального найма А. площадью не менее установленных норм предоставления общей площади жилого помещения в Артинском городском округе - 18 кв. м. Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции в части площади предоставляемого помещения, считает его неправильным, поскольку общая площадь жилого помещения, предоставленного А. по ордеру <...> составляет 49 кв. м.
Системный анализ ст. ст. 57, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что при предоставлении жилого помещения по договору социального найма в случаях сноса дома, перевода жилого помещения в нежилое помещение или признания его непригодным для проживания, проведении капитального ремонта или реконструкции дома, предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта и данное осуществление происходит не в связи с улучшением жилищных условий.
Учитывая изложенное, следует признать указание суда первой инстанции на минимальную площадь жилого помещения - не менее 18 кв. м. противоречащим нормам материального права и интересам истца.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение Артинского районного суда Свердловской области от 11.12.2012 в части размера площади предоставляемого помещения, которое должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что установленный решением срок - до 01.09.2013 для исполнения обязанности по предоставлению истцу жилого помещения вне очереди судом не мотивирован, основан на неправильном применении ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующей спорные правоотношения.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Таким образом, с учетом изложенного решение Артинского районного суда Свердловской области от 11.12.2012 подлежит изменению путем исключения из резолютивной части указания на срок предоставления А. жилого помещения вне очереди.
Судебная коллегия находит, что допущенные нарушения являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем решение Артинского районного суда Свердловской области от 11.12.2012 подлежат изменению в части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Апелляционную жалобу А. - удовлетворить, решение Артинского районного суда Свердловской области от 11.12.2012 изменить в части.
Указать в резолютивной части решения Артинского районного суда Свердловской области от 11.12.2012: "Обязать администрацию Артинского городского округа предоставить А. на условиях договора социального найма вне очереди жилое помещение площадью не менее площади занимаемого ранее жилого помещения, благоустроенное, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям в границах поселка Арти Свердловской области".
Исключить из резолютивной части решения Артинского районного суда Свердловской области от 11.12.2012 "в срок до 01 сентября 2013".
Председательствующий
КОЛЕСОВА Л.А.
Судьи
ДЕМЕНЕВА Л.С.
РЯБЧИКОВ А.Н.
КОЛЕСОВА Л.А.
Судьи
ДЕМЕНЕВА Л.С.
РЯБЧИКОВ А.Н.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)