Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Хисматуллин Р.М.
Учет N 22
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Галиевой А.С.,
судей Лукояновой Н.И., Сахиповой Г.А.,
при секретаре судебного заседания М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Галиевой А.С. гражданское дело по апелляционной жалобе Г.М.Г. на решение Приволжского районного суда г. Казани от 08 мая 2013 года, которым в удовлетворении искового заявления Г.М.Г. к МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани" об отмене отказа в постановление на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - Г.Л.Т., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
Г.М.Г. обратился в суд с иском к МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани" о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обоснование требований указано, что он является ветераном Великой Отечественной войны. Истец обратился в МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани" с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью общей площадью менее 12 кв. м на одного члена семьи. Однако ответчик отказал истцу в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более 12 кв. м. Просит признать недействительным отказ главы МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО
г. Казани" от 14 декабря 2012 года за N.... об отказе в принятии Г.М.Г. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани" поставить Г.М.Г. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебное заседание истец не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани" в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Третьи лица Г.Р.Г., Г.Д.М., М.Р. в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Третье лицо Г.Р.М. и его представитель считают исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истец просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права, поскольку норма предоставления жилья для ветеранов Великой Отечественной войны составляет 36 кв. м. Указывает, что имущественное положение ветеранов Великой Отечественной войны для решения вопроса о предоставлении им жилья значения не имеет.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Решением Казанской городской Думы от 01 ноября 2006 года N 10-13 "Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Из материалов дела следует, что согласно удостоверению серии ...., выданного 17 октября 2007 года, Г.М.Г. является ветераном Великой Отечественной войны, в связи с чем имеет права и льготы, установленные статьями 14, 17 ФЗ "О ветеранах".
11 февраля 2010 года Г.М.Г. обратился в МКУ "Администрация Приволжского района ИК МО г. Казани" для принятия его на учет для улучшения жилищных условий в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Согласно выписке из распоряжения Главы администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани N.... от 11 декабря 2012 года Г.М.Г. отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более 12 кв. м. Также указано, что Г.М.Г. проживает и зарегистрирован в квартире <адрес>, общей площадью 58,30 кв. м. Всего на указанной площади зарегистрировано 5 человек. По данному адресу с 27 января 2010 года зарегистрированы ФИО2 и ФИО3, которые ранее проживали в квартире <адрес>, общей площадью 41,4 кв. м, являющейся их собственностью. До их регистрации обеспеченность общей площадью помещения на 1 члена семьи, включая истца, составляла 14,25 кв. м.
Согласно договору дарения от 18 июля 2007 года Г.М.Г. подарил ФИО4 квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, на основании чего ФИО4 стал собственником данной квартиры, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20 августа 2007 года.
Согласно выписке из домовой книги по состоянию на 25 февраля 2013 года по адресу: <адрес>, зарегистрированы: Г.М.Г. (истец) - с 20 октября 1971 года, ФИО5 - с 20 октября 1971 года, ФИО4 - с 09 января 1982 года, ФИО2 - с 27 января 2010 года, ФИО6 - с 27 января 2010 года, ФИО7 - 15 ноября 2012 года, ФИО3 - с 27 января 2010 года.
На основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 26 июля 1997 года ФИО2 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, о чем выдано свидетельство, о государственной регистрации права.
Судом установлено, что по адресу: <адрес> с 27 января 2010 года зарегистрированы ФИО2 и ФИО3, которые ранее проживали в квартире <адрес>.
Таким образом, совокупный уровень обеспеченности общей площади на одного члена в семье с учетом квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, составил 16,6 кв. м, что более учетной нормы.
Отказывая в удовлетворении требований Г.М.Г., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии требованиями статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, которая в соответствии с взаимосвязанными положениями ФЗ "О ветеранах" и пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации должна учитываться при разрешении вопроса о постановке Г.М.Г. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Поскольку совокупный уровень обеспеченности общей площади на одного члена в семье истца превосходит минимальный размер площади жилого помещения - 12 кв. м, то оснований для постановки его на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не имелось.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения производится исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) членами его семьи по договору социального найма, либо принадлежащих им на праве собственности
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, не влияют на законность и обоснованность решения по настоящему делу, поскольку направлены на неверное толкование норм действующего законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
решение Приволжского районного суда г. Казани от 08 мая 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.М.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 15.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-8351/2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июля 2013 г. по делу N 33-8351/2013
Судья Хисматуллин Р.М.
Учет N 22
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Галиевой А.С.,
судей Лукояновой Н.И., Сахиповой Г.А.,
при секретаре судебного заседания М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Галиевой А.С. гражданское дело по апелляционной жалобе Г.М.Г. на решение Приволжского районного суда г. Казани от 08 мая 2013 года, которым в удовлетворении искового заявления Г.М.Г. к МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани" об отмене отказа в постановление на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - Г.Л.Т., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Г.М.Г. обратился в суд с иском к МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани" о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обоснование требований указано, что он является ветераном Великой Отечественной войны. Истец обратился в МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани" с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью общей площадью менее 12 кв. м на одного члена семьи. Однако ответчик отказал истцу в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более 12 кв. м. Просит признать недействительным отказ главы МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО
г. Казани" от 14 декабря 2012 года за N.... об отказе в принятии Г.М.Г. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани" поставить Г.М.Г. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебное заседание истец не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани" в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Третьи лица Г.Р.Г., Г.Д.М., М.Р. в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Третье лицо Г.Р.М. и его представитель считают исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истец просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права, поскольку норма предоставления жилья для ветеранов Великой Отечественной войны составляет 36 кв. м. Указывает, что имущественное положение ветеранов Великой Отечественной войны для решения вопроса о предоставлении им жилья значения не имеет.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Решением Казанской городской Думы от 01 ноября 2006 года N 10-13 "Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Из материалов дела следует, что согласно удостоверению серии ...., выданного 17 октября 2007 года, Г.М.Г. является ветераном Великой Отечественной войны, в связи с чем имеет права и льготы, установленные статьями 14, 17 ФЗ "О ветеранах".
11 февраля 2010 года Г.М.Г. обратился в МКУ "Администрация Приволжского района ИК МО г. Казани" для принятия его на учет для улучшения жилищных условий в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Согласно выписке из распоряжения Главы администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани N.... от 11 декабря 2012 года Г.М.Г. отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более 12 кв. м. Также указано, что Г.М.Г. проживает и зарегистрирован в квартире <адрес>, общей площадью 58,30 кв. м. Всего на указанной площади зарегистрировано 5 человек. По данному адресу с 27 января 2010 года зарегистрированы ФИО2 и ФИО3, которые ранее проживали в квартире <адрес>, общей площадью 41,4 кв. м, являющейся их собственностью. До их регистрации обеспеченность общей площадью помещения на 1 члена семьи, включая истца, составляла 14,25 кв. м.
Согласно договору дарения от 18 июля 2007 года Г.М.Г. подарил ФИО4 квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, на основании чего ФИО4 стал собственником данной квартиры, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20 августа 2007 года.
Согласно выписке из домовой книги по состоянию на 25 февраля 2013 года по адресу: <адрес>, зарегистрированы: Г.М.Г. (истец) - с 20 октября 1971 года, ФИО5 - с 20 октября 1971 года, ФИО4 - с 09 января 1982 года, ФИО2 - с 27 января 2010 года, ФИО6 - с 27 января 2010 года, ФИО7 - 15 ноября 2012 года, ФИО3 - с 27 января 2010 года.
На основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 26 июля 1997 года ФИО2 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, о чем выдано свидетельство, о государственной регистрации права.
Судом установлено, что по адресу: <адрес> с 27 января 2010 года зарегистрированы ФИО2 и ФИО3, которые ранее проживали в квартире <адрес>.
Таким образом, совокупный уровень обеспеченности общей площади на одного члена в семье с учетом квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, составил 16,6 кв. м, что более учетной нормы.
Отказывая в удовлетворении требований Г.М.Г., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии требованиями статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, которая в соответствии с взаимосвязанными положениями ФЗ "О ветеранах" и пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации должна учитываться при разрешении вопроса о постановке Г.М.Г. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Поскольку совокупный уровень обеспеченности общей площади на одного члена в семье истца превосходит минимальный размер площади жилого помещения - 12 кв. м, то оснований для постановки его на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не имелось.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения производится исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) членами его семьи по договору социального найма, либо принадлежащих им на праве собственности
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, не влияют на законность и обоснованность решения по настоящему делу, поскольку направлены на неверное толкование норм действующего законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приволжского районного суда г. Казани от 08 мая 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.М.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)