Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 16.01.2013 ПО ДЕЛУ N 33-234

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 января 2013 г. по делу N 33-234


Судья Мехрякова Л.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Толстиковой М.А., судей Сергеева В.А. и Ивановой Т.В. при секретаре К. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по апелляционной жалобе С. на решение Ленинского районного суда г. Перми от 9 октября 2012 года, которым С. отказано в иске о признании нуждающейся в жилом помещении; обязании предоставить субсидию.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.В., объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

С. обратилась в суд с иском к администрации г. Перми о признании за ней права на жилое помещение; обязании предоставить ей жилое помещение или субсидию на приобретение жилого помещения на том основании, что она является нуждающейся в жилом помещении, поскольку занимает жилое помещение - квартиру <...> в доме <...> по ул. <...> в г. Перми, которая принадлежит на праве собственности дочери. В квартире проживают три человека: она (истец), дочь истца и внучка истца. Истец является вдовой участника Великой Отечественной войны, ей установлена инвалидность. В соответствии со ст. 13-15, 18, 21, 23 ФЗ РФ "О ветеранах", Указа президента РФ N 714 она имеет право на предоставление жилого помещения про договору социального найма или на субсидии на приобретение жилого помещения. При обращении к ответчику в 2010 году с заявлением о постановке на учет, ей было необоснованно отказано в обеспечении жилым помещением.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе С., указывая на неправильное применение судом норм материального права. Суд не учел, что ее право на предоставление жилого помещения по договору социального найма закреплено в Указе Президента Российской Федерации N 714 от 7.05.2008, ст. 52 и 51 ЖК РФ, ФЗ РФ "О ветеранах". При этом субсидия на приобретение жилого помещения рассчитывается исходя из площади 33 кв. м на одного человека и 18 кв. м на каждого члена семьи. Суд не учел, что занимаемое жилое помещение находится в ипотеке и в однокомнатной квартире проживают три человека.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ)), нашла, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Из материалов дела следует, что С. признана инвалидом первой группы, ветераном труда и тыла. Истец зарегистрирована по месту жительства и проживает в квартире <...> дома <...> по ул. <...> в г. Перми, принадлежащей на праве собственности дочери истца - Е1. Общая площадь квартиры 46.3 кв. м. В квартире также проживает и зарегистрирована по месту жительства внучка истца - Е2. дата рождения. На праве собственности или по договору социального найма жилого помещения истец не имеет. Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 19.07.2010 N <...> истцу отказано в постановке на учет как лица, нуждающегося в жилом помещении на том основании, что в пользовании истца находится жилое помещение общая площадь которого, приходящаяся на каждого члена семьи составляет более учтенной нормы, установленной в г. Перми органом местного самоуправления.
Установив изложенные обстоятельства, суд обоснованно руководствовался положениями ст. 51, 52, 54 Жилищного кодекса РФ, ФЗ РФ "О ветеранах" и Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны", регулирующими спорные правоотношения, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
При этом суд правомерно исходил из того, что истец в установленном жилищным законодательством порядке на учет, как лицо, нуждающееся в жилом помещении по договору социального найма по месту жительства, не поставлена, обстоятельства того, что уполномоченные на решение вопроса постановки на жилищный учет органы необоснованно отказали истцу в признании его таковым, установлены не были.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ введенного в действие с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Учитывая вышеприведенные положения ЖК РФ, суд обоснованно посчитал, что истец в установленном порядке не признана нуждающейся в жилом помещении и не поставлена на учет в предусмотренном жилищным законодательством порядке. При этом основания для постановки на учет, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации отсутствуют, поскольку Жилищный кодекс РФ, а также ФЗ РФ "О ветеранах" связывают обеспечение лиц, предусмотренных ФЗ РФ "О ветеранах", жилым помещением в случае признания гражданина нуждающимся в жилом помещении. При этом критерием признания лица нуждающимся в жилом помещении является отсутствие у гражданина в пользовании жилого помещения по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в частности, обеспеченность общей площадью жилого помещения каждого члена семьи менее учетной нормы.
Таким образом, установив, что С. обеспечена жилым помещением общая площадь которого, приходящаяся на нее с учетом членов семьи (всего три человека), составляет 15, 4 кв. м исходя из того, что органом местного самоуправления по месту жительства заявителя - Пермской городской Думой решением от 30.05.2006 N 1-3 утверждена учетная норма площади жилого помещения 12 кв. м общей площади на одного члена семьи, пришел к правильному выводу об отсутствии у органа местного самоуправления обязанности поставить истца на учет, как лицо, нуждающееся в жилом помещении по договору социального найма, а также для целей реализации права на социальную выплату для приобретения жилого помещения.
Доводы жалобы о том, что судом необоснованно применены нормы жилищного законодательства об учетной норме жилого помещения, устанавливаемой органом местного самоуправления, основательными не являются, поскольку как было указано выше, вопросы обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями без учета, предусмотренного Жилищным кодексом Российской Федерации критерия для постановки на учет - малоимущие, разрешаются с учетом норм жилищного законодательства, определяющих нуждаемость в жилом помещении исходя из соответствия находящегося в пользовании жилого помещения установленной учетной норме. Положения ФЗ РФ "О ветеранах" и Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2008 N 714 не регулируют вопросы нуждаемости в жилом помещении и не содержат в себе иного правового регулирования предоставления жилых помещений по договорам социального найма, предусмотренным в указанных нормативных правовых актах категориям граждан.
Исходя из положений ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" данной нормой регулируются вопросы размера передаваемых органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств бюджета для выполнения переданных им Российской Федерацией полномочий по обеспечению жильем категорий граждан, в том числе участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, утверждения автора жалобы о праве истца на жилое помещение исходя из необходимости обеспечения жилой площадью не менее 36 кв. м основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, поэтому основаниями к отмене решения не являются.
Доводы апелляционной жалобы о том, что после вынесения решения в жилом помещении был зарегистрирован еще один член семьи, после чего обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи стала менее учетной нормы, отмену решения повлечь не могут, поскольку данные обстоятельства возникли после разрешения спора судом. При этом судом первой инстанции по правилам ГПК РФ правовой оценке были даны обстоятельства, имеющие место до постановления судом решения, поэтому данное обстоятельство отмену решения суда повлечь не может, что, однако, не исключает защиты нарушенных, по мнению истца прав, по иным основаниям в предусмотренном гражданским процессуальным законодательством порядке.
Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения суда, не установлены.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 9 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)