Судебные решения, арбитраж
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Шафоростова Л.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Емельяновой Е.В., Кудря Т.Л.,
при секретаре Г.
рассмотрела в судебном заседании 03.10.2012 года дело по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ К. на решение Октябрьского районного суда г. Омска от 31.07.2012, которым постановлено:
"Признать за У.Ю.В., У.И.В. право собственности в порядке приватизации по 1/2 доли за каждым на жилое помещение - квартиру N. в доме N. в г. Омске".
Заслушав доклад судьи областного суда Емельяновой Е.В., судебная коллегия
установила:
У.Ю.В., У.И.В. обратились в суд с иском к Министерству обороны РФ, департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование указали, что проживают в жилом помещении по адресу: г. Омск ул. на условиях договора социального найма, заключенного с ФГУ "Омская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ от 31.05.2010 года. В настоящее время ФГУ "Омская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ реорганизована. Они решили воспользоваться правом на приватизацию занимаемого им жилого помещения, но в досудебном порядке урегулирование этого вопроса невозможно, в связи с тем, что порядок передачи квартир в собственность военнослужащим Министерством обороны Российской Федерации не определен.
Просили признать право долевой собственности на жилое помещение - квартиру N в г. Омске в порядке приватизации по 1/2 доли за каждым.
В судебном заседании У.Ю.В., У.И.В. исковые требования поддержали в полном объеме.
Третье лицо У.О.Ю. исковые требования поддержала, при этом пояснила, что являясь дочерью истцов и имея право на спорное жилое помещение, от участия в приватизации отказывается.
Третье лицо У.К. в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом. Представил заявление об отказе в приватизации спорной квартиры.
Представители ответчиков Министерства обороны РФ, департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, третьих лиц ГП Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ К. просила решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указывает, что истцами была предоставлена справка об отсутствии у них прав на объекты недвижимости имущества только в одном субъекте РФ, что не исключает наличия у них жилых помещений, приобретенных в порядке приватизации, в других субъектах. Судом вопрос о наличии у истцов жилья, приобретенного в порядке приватизации, в других субъектах РФ не был выяснен. Кроме того, считает, что ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан, такими функциями наделены другие органы.
В возражениях У.Ю.В., У.И.В. выразили несогласие с жалобой, считают решение законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены о дате и месте рассмотрения дела, об отложении дела не просили, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.
Проверив материалы дела, выслушав истцов У.Ю.В. и У.И.В., третье лицо У.О.В., считавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 6 вышеуказанного закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Реализуя указанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма. Так в соответствии с данными нормами закона, право истцов на обеспечение жилым помещением на безвозмездной основе от Министерства обороны РФ предоставляется один раз. Военнослужащим при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
При этом специальный характер положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, подтверждается и ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Удовлетворяя заявленные У.Ю.В., У.И.В. исковые требования о признании в порядке приватизации права собственности на жилое помещение, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что у истцов возникло право на приватизацию спорной квартиры, реализовать которое без судебного решения они возможности не имеют.
Из материалов дела следует, что У.Ю.В. в связи с прохождением службы в Вооруженных Силах СССР и РФ уволенному в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе в звании полковника, решением жилищной комиссии Омского танкового инженерного института от 26.12.2009 года и списка распределения жилых помещений во вновь построенных домах, на состав семьи из 4 человек была выделена 4-х комнатная квартира общей площадью 95,7 кв. м, расположенная по адресу: г. Омск, ул. (с учетом права на дополнительную жилую площадь) (л.д. 13,14).
В дальнейшем, между Омской квартирно-эксплуатационной частью в лице начальника П., действующего от имени собственника жилого помещения РФ на основании Указа Президента РФ от 16.08.2004 г. N, Устава учреждения и истцом У.Ю.В. был заключен договор социального найма жилого помещения N от 31.05.2010 г., в соответствии с которым нанимателю и членам его семьи супруге У.И.В., сыну У.К., дочери У.О.Ю. было передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, по вышеуказанному адресу (л.д. 15-19).
Собственником квартиры в г. Омске является Российская Федерация, за ФГУ "Омская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ было закреплено право оперативного управления, что следует из выписки из реестра федерального имущества, выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, а также подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права на жилое помещение.
Министерство обороны РФ в лице ФГУ "Омская квартирно-эксплуатационная часть района", которая владела спорной квартирой на праве оперативного управления, после проверки представленных истцом документов о том, что он не принимал участие в приватизации жилых помещений, разрешило У.Ю.В. приватизацию квартиры в г. Омске (л.д. 26).
Однако в досудебном порядке истцы реализовать право на приватизацию спорного жилого помещения не успели в виду расформирования ФГУ "Омская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ.
Исходя из фактических обстоятельств дела, на основании ст. ст. 2, 6, 7 и 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", суд, установив наличие у истцов права на приватизацию, обоснованно признал за У.Ю.В., У.И.В. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Омск, ул. в порядке приватизации в равных долях по 1/2 доли за каждым, поскольку третьи лица У.О.Ю., У.К. представили в материалы дела нотариально заверенные заявления об отказе от участия в приватизации спорного жилого помещения.
Также, судом правомерно были приняты во внимание фактические обстоятельства дела, а именно то, что У.Ю.В. жилье от Министерства обороны РФ, в том числе по жилищному сертификату не получал, жильем по линии Министерства обороны РФ не обеспечивался, У.Ю.В. его супруга У.И.В. и его дети У.К., У.О.Ю. вселились в квартиру в г. Омске в установленном законом порядке, приобрели право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, в приватизации жилых помещений на территории РФ участия не принимали, в собственности жилья не имеют.
Статья 11 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно имеющимся в деле копиям справок, выданными ФГУ "Омская квартирно-эксплуатационной частью района" Министерства обороны РФ, ГП "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства", истец и члены его семьи в приватизации с 1991 по 2011 годы не участвовали (л.д. 65,67,68).
Кроме того, из представленных в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда справок, которые были приняты судом апелляционной инстанции в качестве доказательств, следует, что в местах, где проходил военную службу У.Ю.В., что подтверждается копией послужного списка, У.Ю.В., У.И.В. не принимали участия в приватизации и жилых посещений в собственности не имеют (Волгоградская область, республика Карелия, Забайкальский край).
Также из справки выданной Департаментом жилищной политики Администрации г. Омска от 19.09.2012 года следует, что У.Ю.В., У.И.В. право приватизации на территории города Омска не использовали.
Таким образом, данные обстоятельства опровергают доводы жалобы об отсутствии доказательств о наличии у истцов жилых помещений, приобретенных в порядке приватизации.
Кроме этого судебная коллегия учитывает, что вопрос об отсутствии у истцов жилых помещений был предметом рассмотрения ФГУ "Омская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ как при постановке истцов на учет в качестве нуждающихся, так и при заключении договора социального найма. Согласно разделам II - IV Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра Минобороны России от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", полномочия по учету военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильем, учету, распределению и предоставлению жилья возлагались на жилищные комиссии воинских частей и КЭЧ (КЭУ). Поэтому ФГУ "Омская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ обязано было проверить данные обстоятельства при заключении договора социального найма от 31.05.2010 года. Апеллянтом не представлены в обоснование возражений доказательства, что истцы имеют какие-либо жилые помещения в собственности, либо ранее уже использовали право на приватизацию.
В соответствии с приказом Минобороны России от 30 сентября 2010 года N 1297 "О признании утратившими силу приказов Министра обороны Российской Федерации" приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" признан утратившим силу.
Все решения по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных силах Российской Федерации согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 года N 1455 принимает Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны России.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 1888 от 23.12.2010 года утверждено Положение о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, которым определены основные задачи и функции указанного Департамента.
Ссылка в жалобе о том, что ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан, что данные полномочия имеются у Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ правового значения для разрешения дела не имеет ввиду того, что указанный Департамент является ответчиком по данному делу, был надлежащим образом извещен о дне и месте рассмотрения дела, однако своих возражений относительно предъявленного иска ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представил.
Факт отсутствия у апеллянта полномочий на заключение с истцами договора о передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации не может быть принят во внимание, поскольку надлежащий ответчик к участию в деле привлечен.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку в приведенных выше нормативных актах предусмотрено право на приватизацию истцами жилого помещения, переданного им на законных основаниях по договору социального найма, то оно должно быть реализовано, в том числе и путем вынесения судебного решения.
Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Омска от 31.07.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ К. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-6063/2012
Разделы:Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 октября 2012 г. по делу N 33-6063/2012
Председательствующий: Шафоростова Л.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Емельяновой Е.В., Кудря Т.Л.,
при секретаре Г.
рассмотрела в судебном заседании 03.10.2012 года дело по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ К. на решение Октябрьского районного суда г. Омска от 31.07.2012, которым постановлено:
"Признать за У.Ю.В., У.И.В. право собственности в порядке приватизации по 1/2 доли за каждым на жилое помещение - квартиру N. в доме N. в г. Омске".
Заслушав доклад судьи областного суда Емельяновой Е.В., судебная коллегия
установила:
У.Ю.В., У.И.В. обратились в суд с иском к Министерству обороны РФ, департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование указали, что проживают в жилом помещении по адресу: г. Омск ул. на условиях договора социального найма, заключенного с ФГУ "Омская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ от 31.05.2010 года. В настоящее время ФГУ "Омская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ реорганизована. Они решили воспользоваться правом на приватизацию занимаемого им жилого помещения, но в досудебном порядке урегулирование этого вопроса невозможно, в связи с тем, что порядок передачи квартир в собственность военнослужащим Министерством обороны Российской Федерации не определен.
Просили признать право долевой собственности на жилое помещение - квартиру N в г. Омске в порядке приватизации по 1/2 доли за каждым.
В судебном заседании У.Ю.В., У.И.В. исковые требования поддержали в полном объеме.
Третье лицо У.О.Ю. исковые требования поддержала, при этом пояснила, что являясь дочерью истцов и имея право на спорное жилое помещение, от участия в приватизации отказывается.
Третье лицо У.К. в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом. Представил заявление об отказе в приватизации спорной квартиры.
Представители ответчиков Министерства обороны РФ, департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, третьих лиц ГП Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ К. просила решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указывает, что истцами была предоставлена справка об отсутствии у них прав на объекты недвижимости имущества только в одном субъекте РФ, что не исключает наличия у них жилых помещений, приобретенных в порядке приватизации, в других субъектах. Судом вопрос о наличии у истцов жилья, приобретенного в порядке приватизации, в других субъектах РФ не был выяснен. Кроме того, считает, что ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан, такими функциями наделены другие органы.
В возражениях У.Ю.В., У.И.В. выразили несогласие с жалобой, считают решение законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены о дате и месте рассмотрения дела, об отложении дела не просили, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.
Проверив материалы дела, выслушав истцов У.Ю.В. и У.И.В., третье лицо У.О.В., считавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 6 вышеуказанного закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Реализуя указанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма. Так в соответствии с данными нормами закона, право истцов на обеспечение жилым помещением на безвозмездной основе от Министерства обороны РФ предоставляется один раз. Военнослужащим при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
При этом специальный характер положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, подтверждается и ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Удовлетворяя заявленные У.Ю.В., У.И.В. исковые требования о признании в порядке приватизации права собственности на жилое помещение, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что у истцов возникло право на приватизацию спорной квартиры, реализовать которое без судебного решения они возможности не имеют.
Из материалов дела следует, что У.Ю.В. в связи с прохождением службы в Вооруженных Силах СССР и РФ уволенному в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе в звании полковника, решением жилищной комиссии Омского танкового инженерного института от 26.12.2009 года и списка распределения жилых помещений во вновь построенных домах, на состав семьи из 4 человек была выделена 4-х комнатная квартира общей площадью 95,7 кв. м, расположенная по адресу: г. Омск, ул. (с учетом права на дополнительную жилую площадь) (л.д. 13,14).
В дальнейшем, между Омской квартирно-эксплуатационной частью в лице начальника П., действующего от имени собственника жилого помещения РФ на основании Указа Президента РФ от 16.08.2004 г. N, Устава учреждения и истцом У.Ю.В. был заключен договор социального найма жилого помещения N от 31.05.2010 г., в соответствии с которым нанимателю и членам его семьи супруге У.И.В., сыну У.К., дочери У.О.Ю. было передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, по вышеуказанному адресу (л.д. 15-19).
Собственником квартиры в г. Омске является Российская Федерация, за ФГУ "Омская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ было закреплено право оперативного управления, что следует из выписки из реестра федерального имущества, выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, а также подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права на жилое помещение.
Министерство обороны РФ в лице ФГУ "Омская квартирно-эксплуатационная часть района", которая владела спорной квартирой на праве оперативного управления, после проверки представленных истцом документов о том, что он не принимал участие в приватизации жилых помещений, разрешило У.Ю.В. приватизацию квартиры в г. Омске (л.д. 26).
Однако в досудебном порядке истцы реализовать право на приватизацию спорного жилого помещения не успели в виду расформирования ФГУ "Омская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ.
Исходя из фактических обстоятельств дела, на основании ст. ст. 2, 6, 7 и 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", суд, установив наличие у истцов права на приватизацию, обоснованно признал за У.Ю.В., У.И.В. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Омск, ул. в порядке приватизации в равных долях по 1/2 доли за каждым, поскольку третьи лица У.О.Ю., У.К. представили в материалы дела нотариально заверенные заявления об отказе от участия в приватизации спорного жилого помещения.
Также, судом правомерно были приняты во внимание фактические обстоятельства дела, а именно то, что У.Ю.В. жилье от Министерства обороны РФ, в том числе по жилищному сертификату не получал, жильем по линии Министерства обороны РФ не обеспечивался, У.Ю.В. его супруга У.И.В. и его дети У.К., У.О.Ю. вселились в квартиру в г. Омске в установленном законом порядке, приобрели право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, в приватизации жилых помещений на территории РФ участия не принимали, в собственности жилья не имеют.
Статья 11 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно имеющимся в деле копиям справок, выданными ФГУ "Омская квартирно-эксплуатационной частью района" Министерства обороны РФ, ГП "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства", истец и члены его семьи в приватизации с 1991 по 2011 годы не участвовали (л.д. 65,67,68).
Кроме того, из представленных в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда справок, которые были приняты судом апелляционной инстанции в качестве доказательств, следует, что в местах, где проходил военную службу У.Ю.В., что подтверждается копией послужного списка, У.Ю.В., У.И.В. не принимали участия в приватизации и жилых посещений в собственности не имеют (Волгоградская область, республика Карелия, Забайкальский край).
Также из справки выданной Департаментом жилищной политики Администрации г. Омска от 19.09.2012 года следует, что У.Ю.В., У.И.В. право приватизации на территории города Омска не использовали.
Таким образом, данные обстоятельства опровергают доводы жалобы об отсутствии доказательств о наличии у истцов жилых помещений, приобретенных в порядке приватизации.
Кроме этого судебная коллегия учитывает, что вопрос об отсутствии у истцов жилых помещений был предметом рассмотрения ФГУ "Омская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ как при постановке истцов на учет в качестве нуждающихся, так и при заключении договора социального найма. Согласно разделам II - IV Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра Минобороны России от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", полномочия по учету военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильем, учету, распределению и предоставлению жилья возлагались на жилищные комиссии воинских частей и КЭЧ (КЭУ). Поэтому ФГУ "Омская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ обязано было проверить данные обстоятельства при заключении договора социального найма от 31.05.2010 года. Апеллянтом не представлены в обоснование возражений доказательства, что истцы имеют какие-либо жилые помещения в собственности, либо ранее уже использовали право на приватизацию.
В соответствии с приказом Минобороны России от 30 сентября 2010 года N 1297 "О признании утратившими силу приказов Министра обороны Российской Федерации" приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" признан утратившим силу.
Все решения по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных силах Российской Федерации согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 года N 1455 принимает Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны России.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 1888 от 23.12.2010 года утверждено Положение о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, которым определены основные задачи и функции указанного Департамента.
Ссылка в жалобе о том, что ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан, что данные полномочия имеются у Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ правового значения для разрешения дела не имеет ввиду того, что указанный Департамент является ответчиком по данному делу, был надлежащим образом извещен о дне и месте рассмотрения дела, однако своих возражений относительно предъявленного иска ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представил.
Факт отсутствия у апеллянта полномочий на заключение с истцами договора о передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации не может быть принят во внимание, поскольку надлежащий ответчик к участию в деле привлечен.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку в приведенных выше нормативных актах предусмотрено право на приватизацию истцами жилого помещения, переданного им на законных основаниях по договору социального найма, то оно должно быть реализовано, в том числе и путем вынесения судебного решения.
Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Омска от 31.07.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ К. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)