Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А.В.В. об оспаривании приказов Дальневосточного регионального центра МЧС России в части отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду по апелляционной жалобе А.В.В. на решение Первореченского районного суда г. Владивостока Приморского края от 19 апреля 2013 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи, выслушав объяснения заявителя А.В.В., представителя МЧС России К.С.А., судебная коллегия
А.В.В., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка, обратилась в суд с названным заявлением, ссылаясь на то, что Дальневосточным региональным центром МЧС России изданы приказы от 14 мая 2011 года N 263, от 14 мая 2012 года N 263 "Об отнесении жилых помещений к специализированному жилому фонду", а также приказ от 20 сентября 2012 года N 517 "О внесении изменений в приказ N 263 от 14 мая "Об отнесении жилых помещений к специализированному жилому фонду", согласно которым занимаемое ею жилое помещение, расположенное в <...>, отнесено к жилому помещению специализированного жилищного фонда, а именно к служебному жилому помещению. Приказы Дальневосточного регионального центра МЧС России от 14 мая 2011 года N 263 и от 20 сентября 2012 года N 517 она считает незаконными, поскольку жилое помещение является собственностью Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за Главным управлением МЧС России по Приморскому краю, соответственно, в силу Постановления Правительства РФ от 25 марта 2010 года N 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации" принимать решение о включении спорного жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением его к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда (служебное жилье) имеет право только федеральный орган исполнительной власти, в данном случае МЧС России. Полномочия на принятие решений по включению жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации в специализированный жилищный фонд МЧС России территориальному органу в лице Дальневосточного регионального центра МЧС России не передавались. Доверенностью от 4 мая 2011 года, выданной Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальник ДВРЦ МЧС России не уполномочен на принятие решений по включению жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда. При этом приказ от 20 сентября 2012 года N 517 подписан исполняющим обязанности ДВРЦ МЧС России, который не наделялся какими-либо полномочиями в соответствии с доверенностью. Кроме того, решение об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду, оформленное приказом от 14 мая 2011 года N 263, было принято до ввода 14 июля 2011 года объекта в эксплуатацию, регистрации 23 сентября 2011 года права оперативного управления за ГУ МЧС России по Приморскому краю и регистрации 20 июня 2012 года права собственности Российской Федерации. В соответствии с Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если имеются обременения прав на это имущество. Определением суда от 3 августа 2012 года, вынесенным при рассмотрении другого гражданского дела, Управлению Росреестра по Приморскому краю запрещено производить действия по государственной регистрации прав в отношении спорной квартиры <...>. Обременение прав зарегистрировано в ЕГРП 20 августа 2012 года. Следовательно, отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду в период действия обременения прав на это имущество является незаконным. По изложенным основаниям заявитель просила признать незаконными приказы Дальневосточного регионального центра МЧС России от 14 мая 2011 года N 263 "Об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду" и от 20 сентября 2012 года N 517 "О внесении изменений в приказ от 14 мая N 263" в части отнесения квартиры <...> к жилому помещению специализированного жилищного фонда - служебному жилому помещению.
В судебном заседании заявитель А.В.В. и ее представитель С.В.И. заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в заявлении и в дополнении к заявлению (л. д. 68 - 71).
Представители заинтересованного лица Дальневосточного регионального центра МЧС России К.С.А. и Р.А.Л. с заявленными требованиями не согласились, ссылаясь на то, что оспариваемые приказы начальником Дальневосточного регионального центра МЧС России были изданы на основании полномочий, переданных в соответствии с выданной ему доверенностью МЧС России, как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным жилищным фондом, находящимся в оперативном управлении подразделений МЧС России. Право оперативного управления на жилые помещения построенного дома <...> за ГУ МЧС России по Приморскому краю зарегистрировано 23 сентября 2011 года, право собственности Российской Федерации на жилые помещения зарегистрировано в ЕГРП 20 июня 2012 года.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового судебного акта просит в апелляционной жалобе А.В.В., ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Оспаривая приказы Дальневосточного регионального центра МЧС России от 14 мая 2011 года N 263 "Об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду" и от 20 сентября 2012 года N 517 "О внесении изменений в приказ от 14 мая N 263" в части отнесения квартиры <...> к жилому помещению специализированного жилищного фонда - служебному жилому помещению, заявитель А.В.В. в обоснование своих требований ссылается на несоблюдение собственником жилого дома, расположенного в <...>, порядка отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Как следует из пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42.
После введения действие с 1 марта 2005 года Жилищного кодекса Российской Федерации основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является согласно статье 99 ЖК РФ решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица (например, администрации государственного унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения) о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированного жилого помещения. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42.
Из материалов дела усматривается, что жилое помещение - квартира <...> является собственностью Российской Федерации, расположена в доме, строительство которого осуществлено за счет средств федерального бюджета.
Согласно протоколу жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Приморскому краю от 21 января 2011 года N 1 А.В.В. и членам ее семьи предоставлено служебное жилое помещение - квартира <...>.
3 октября 2011 года между Главным управлением МЧС России по Приморскому краю и А.В.В. заключен договор найма служебного жилого помещения - квартиры <...>, согласно которому указанное жилое помещение предоставлено А.В.В. и членам ее семьи для временного проживания в связи с прохождением службы. Указанный договор соответствует типовому договору найма служебного жилого помещения и недействительным в установленном законом порядке не признан.
Поводом для обращения А.В.В. с заявлением об оспаривании приказов Дальневосточного регионального центра МЧС России от 14 мая 2011 года N 263 "Об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду" и от 20 сентября 2012 года N 517 "О внесении изменений в приказ от 14 мая N 263" послужило рассмотрение другого гражданского дела по ее иску о признании незаконным отказа в приватизации занимаемой квартиры.
Однако необходимо учитывать, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 и части 2 статьи 99 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.
При этом каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Между тем решение о предоставлении жилого помещения А.В.В. и членам ее семьи по договору социального найма не принималось.
Таким образом, оспариваемые приказы Дальневосточного регионального центра МЧС России от 14 мая 2011 года N 263 "Об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду" и от 20 сентября 2012 года N 517 "О внесении изменений в приказ от 14 мая N 263" в части отнесения квартиры <...> к служебному жилому помещению не могут рассматриваться как нарушающие жилищные права заявителя А.В.В., поскольку ее права по владению и пользованию для временного проживания квартирой <...> возникли на основании решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по Приморскому краю, оформленного протоколом от 21 января 2011 года N 1, и заключенного в соответствии с данным решением договора найма служебного жилого помещения от 3 октября 2011 года N 80, что в силу части 4 статьи 258 ГПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции вынес правильное по существу решение, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на нарушение норм процессуального права не является основанием для отмены решения суда, которым в удовлетворении заявленных А.В.В. требований отказано полностью, и, соответственно, допущенное судом нарушение норм процессуального права не повлияло на правильность постановленного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Первореченского районного суда г. Владивостока Приморского края от 19 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А.В.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 05.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-6952
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 сентября 2013 г. по делу N 33-6952
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А.В.В. об оспаривании приказов Дальневосточного регионального центра МЧС России в части отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду по апелляционной жалобе А.В.В. на решение Первореченского районного суда г. Владивостока Приморского края от 19 апреля 2013 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи, выслушав объяснения заявителя А.В.В., представителя МЧС России К.С.А., судебная коллегия
установила:
А.В.В., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка, обратилась в суд с названным заявлением, ссылаясь на то, что Дальневосточным региональным центром МЧС России изданы приказы от 14 мая 2011 года N 263, от 14 мая 2012 года N 263 "Об отнесении жилых помещений к специализированному жилому фонду", а также приказ от 20 сентября 2012 года N 517 "О внесении изменений в приказ N 263 от 14 мая "Об отнесении жилых помещений к специализированному жилому фонду", согласно которым занимаемое ею жилое помещение, расположенное в <...>, отнесено к жилому помещению специализированного жилищного фонда, а именно к служебному жилому помещению. Приказы Дальневосточного регионального центра МЧС России от 14 мая 2011 года N 263 и от 20 сентября 2012 года N 517 она считает незаконными, поскольку жилое помещение является собственностью Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за Главным управлением МЧС России по Приморскому краю, соответственно, в силу Постановления Правительства РФ от 25 марта 2010 года N 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации" принимать решение о включении спорного жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением его к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда (служебное жилье) имеет право только федеральный орган исполнительной власти, в данном случае МЧС России. Полномочия на принятие решений по включению жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации в специализированный жилищный фонд МЧС России территориальному органу в лице Дальневосточного регионального центра МЧС России не передавались. Доверенностью от 4 мая 2011 года, выданной Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальник ДВРЦ МЧС России не уполномочен на принятие решений по включению жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда. При этом приказ от 20 сентября 2012 года N 517 подписан исполняющим обязанности ДВРЦ МЧС России, который не наделялся какими-либо полномочиями в соответствии с доверенностью. Кроме того, решение об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду, оформленное приказом от 14 мая 2011 года N 263, было принято до ввода 14 июля 2011 года объекта в эксплуатацию, регистрации 23 сентября 2011 года права оперативного управления за ГУ МЧС России по Приморскому краю и регистрации 20 июня 2012 года права собственности Российской Федерации. В соответствии с Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если имеются обременения прав на это имущество. Определением суда от 3 августа 2012 года, вынесенным при рассмотрении другого гражданского дела, Управлению Росреестра по Приморскому краю запрещено производить действия по государственной регистрации прав в отношении спорной квартиры <...>. Обременение прав зарегистрировано в ЕГРП 20 августа 2012 года. Следовательно, отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду в период действия обременения прав на это имущество является незаконным. По изложенным основаниям заявитель просила признать незаконными приказы Дальневосточного регионального центра МЧС России от 14 мая 2011 года N 263 "Об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду" и от 20 сентября 2012 года N 517 "О внесении изменений в приказ от 14 мая N 263" в части отнесения квартиры <...> к жилому помещению специализированного жилищного фонда - служебному жилому помещению.
В судебном заседании заявитель А.В.В. и ее представитель С.В.И. заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в заявлении и в дополнении к заявлению (л. д. 68 - 71).
Представители заинтересованного лица Дальневосточного регионального центра МЧС России К.С.А. и Р.А.Л. с заявленными требованиями не согласились, ссылаясь на то, что оспариваемые приказы начальником Дальневосточного регионального центра МЧС России были изданы на основании полномочий, переданных в соответствии с выданной ему доверенностью МЧС России, как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным жилищным фондом, находящимся в оперативном управлении подразделений МЧС России. Право оперативного управления на жилые помещения построенного дома <...> за ГУ МЧС России по Приморскому краю зарегистрировано 23 сентября 2011 года, право собственности Российской Федерации на жилые помещения зарегистрировано в ЕГРП 20 июня 2012 года.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового судебного акта просит в апелляционной жалобе А.В.В., ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Оспаривая приказы Дальневосточного регионального центра МЧС России от 14 мая 2011 года N 263 "Об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду" и от 20 сентября 2012 года N 517 "О внесении изменений в приказ от 14 мая N 263" в части отнесения квартиры <...> к жилому помещению специализированного жилищного фонда - служебному жилому помещению, заявитель А.В.В. в обоснование своих требований ссылается на несоблюдение собственником жилого дома, расположенного в <...>, порядка отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Как следует из пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42.
После введения действие с 1 марта 2005 года Жилищного кодекса Российской Федерации основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является согласно статье 99 ЖК РФ решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица (например, администрации государственного унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения) о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированного жилого помещения. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42.
Из материалов дела усматривается, что жилое помещение - квартира <...> является собственностью Российской Федерации, расположена в доме, строительство которого осуществлено за счет средств федерального бюджета.
Согласно протоколу жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Приморскому краю от 21 января 2011 года N 1 А.В.В. и членам ее семьи предоставлено служебное жилое помещение - квартира <...>.
3 октября 2011 года между Главным управлением МЧС России по Приморскому краю и А.В.В. заключен договор найма служебного жилого помещения - квартиры <...>, согласно которому указанное жилое помещение предоставлено А.В.В. и членам ее семьи для временного проживания в связи с прохождением службы. Указанный договор соответствует типовому договору найма служебного жилого помещения и недействительным в установленном законом порядке не признан.
Поводом для обращения А.В.В. с заявлением об оспаривании приказов Дальневосточного регионального центра МЧС России от 14 мая 2011 года N 263 "Об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду" и от 20 сентября 2012 года N 517 "О внесении изменений в приказ от 14 мая N 263" послужило рассмотрение другого гражданского дела по ее иску о признании незаконным отказа в приватизации занимаемой квартиры.
Однако необходимо учитывать, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 и части 2 статьи 99 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.
При этом каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Между тем решение о предоставлении жилого помещения А.В.В. и членам ее семьи по договору социального найма не принималось.
Таким образом, оспариваемые приказы Дальневосточного регионального центра МЧС России от 14 мая 2011 года N 263 "Об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду" и от 20 сентября 2012 года N 517 "О внесении изменений в приказ от 14 мая N 263" в части отнесения квартиры <...> к служебному жилому помещению не могут рассматриваться как нарушающие жилищные права заявителя А.В.В., поскольку ее права по владению и пользованию для временного проживания квартирой <...> возникли на основании решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по Приморскому краю, оформленного протоколом от 21 января 2011 года N 1, и заключенного в соответствии с данным решением договора найма служебного жилого помещения от 3 октября 2011 года N 80, что в силу части 4 статьи 258 ГПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции вынес правильное по существу решение, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на нарушение норм процессуального права не является основанием для отмены решения суда, которым в удовлетворении заявленных А.В.В. требований отказано полностью, и, соответственно, допущенное судом нарушение норм процессуального права не повлияло на правильность постановленного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первореченского районного суда г. Владивостока Приморского края от 19 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А.В.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)