Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Александрова Д.Д., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области - извещено, представитель не явился,
от Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился,
от Кательниковой Галины Николаевны - извещена, представитель не явился,
от Комитета по управлению имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - Покатиловой Л.Г. (представителя по доверенности от 09.01.2013 N 04),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15.10.2012 по делу N А41-33057/12, принятое судьей Федуловой Л.В.,
установил:
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области (далее - администрация) и Комитет по управлению имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - комитет) обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 684 кв. м с кадастровым номером 50:20:004 17 41:0144, категория земель "земли поселений", вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Аксиньинский с.о., с. Иславское, уч. 84А/1 (далее - спорный земельный участок), обремененный арендой на основании договора аренды земельного участка от 01.11.2000 N 30, заключенного с Кательниковой Г.Н.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Кательникова Галина Николаевна.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.10.2012 требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела и неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Представитель комитета в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей управления, администрации, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Кательниковой Галины Николаевны.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя комитета, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
На основании постановления Администрации Аксиньинского сельского округа Одинцовского района Московской области от 01.11.2000 N 582 между Администрацией Аксиньинского сельского округа и Кательниковой Галиной Ивановной 01.11.2000 заключен договор аренды земельного участка N 30 площадью 938 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район. Аксиньинский со., село Иславское, уч. N 84АЛ.
В соответствии с этим договором Кательникова Галина Ивановна приняла в аренду земельный участок для использования под огород.
По условиям договора аренды срок аренды земельного участка был установлен на 5 лет: с 01.11.2000 по 31.10.2005.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке в Московской областной регистрационной палате 22.08.2004.
Постановлением Главы Администрации Аксиньинского сельского округа Одинцовского района Московской области от 15.07.2004 N 581 изменен вид разрешенного использования: с "под огород" на "для ведения личного подсобного хозяйства".
Спорный земельный участок 02.08.2004 поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:20:0041741:144 (кадастровый паспорт земельного участка от 01.03.2012 N МО-12/ЗВ-123810).
Дополнительным соглашением от 17.03.2005 к договору аренды земельного участка от 01.11.2000 N 30 были внесены изменения в договор аренды в части площади земельного участка (площадь земельного участка, находящегося в аренде, была уменьшена с 938 кв. м до 684 кв. м), а также в части размера и порядка оплаты арендной платы.
На основании постановления Территориального управления по сельскому поселению Успенское Одинцовского муниципального района (правопреемника администрации Аксиньинского сельского округа) от 29.12.2005 N 926 заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 01.11.2000 N 30 в соответствии с которым срок действия договора был продлен по 31.10.2010. После истечения данного срока Кательникова Г.Н. продолжала пользоваться земельным участком, вносила арендную плату. Арендодатель против продолжения действия договора не возражал.
При таких обстоятельствах в силу части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации с 01.11.2010 договор аренды земельного участка от 01.11.2000 N 30 считается действующим на неопределенный срок. Отказ от договора не заявлялся.
Между администрацией сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района и комитетом 28.04.2012 заключено соглашение, в соответствии с которым администрация сельского поселения Успенское передала комитету права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка от 01.11.2000 N 30.
Из поступившей в администрацию выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.07.2011 N 20/032/2011-018 ей стало известно, что правообладателем спорного земельного участка является Российская Федерация.
Считая, что право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией в нарушение действующего законодательства, администрация и комитет обратились в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Удовлетворяя требование администрации, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба управления не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон о разграничении государственной собственности) право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно части 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Таким образом, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у администрации отсутствует право распоряжения им, в том числе, право сдачи его в аренду, а также право получения арендных платежей.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права, однако перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии с частью 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации прав.
Согласно статье 17 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент внесения записи (19.03.2001), право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием таковых федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Законом о разграничении государственной собственности.
Из части 2 статьи 2 Закона о разграничении государственной собственности следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки, как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Таким образом, Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
Согласно статей 9, 13, 17 Закона о регистрации при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном Законом порядке.
Доказательств внесения земельного участка в реестр федеральной собственности управлением не представлено. Земельный участок к исключительной собственности Российской Федерации не относится.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Кроме того, государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Управление в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а также доказательств расположения на спорном земельном участке объектов, принадлежащих Российской Федерации.
Напротив, администрация представила акт осмотра спорного земельного участка от 17.01.2013 с фотоматериалами, из которого следует, что объектов недвижимого имущества Российской Федерации, муниципальной и иной собственности на этом участке не имеется. Управление извещалось о проведении осмотра администрацией, но явку представителей на осмотр не направила.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы управления не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.10.2012 по делу N А41-33057/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.02.2013 ПО ДЕЛУ N А41-33057/12
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2013 г. по делу N А41-33057/12
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Александрова Д.Д., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области - извещено, представитель не явился,
от Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился,
от Кательниковой Галины Николаевны - извещена, представитель не явился,
от Комитета по управлению имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - Покатиловой Л.Г. (представителя по доверенности от 09.01.2013 N 04),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15.10.2012 по делу N А41-33057/12, принятое судьей Федуловой Л.В.,
установил:
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области (далее - администрация) и Комитет по управлению имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - комитет) обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 684 кв. м с кадастровым номером 50:20:004 17 41:0144, категория земель "земли поселений", вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Аксиньинский с.о., с. Иславское, уч. 84А/1 (далее - спорный земельный участок), обремененный арендой на основании договора аренды земельного участка от 01.11.2000 N 30, заключенного с Кательниковой Г.Н.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Кательникова Галина Николаевна.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.10.2012 требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела и неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Представитель комитета в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей управления, администрации, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Кательниковой Галины Николаевны.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя комитета, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
На основании постановления Администрации Аксиньинского сельского округа Одинцовского района Московской области от 01.11.2000 N 582 между Администрацией Аксиньинского сельского округа и Кательниковой Галиной Ивановной 01.11.2000 заключен договор аренды земельного участка N 30 площадью 938 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район. Аксиньинский со., село Иславское, уч. N 84АЛ.
В соответствии с этим договором Кательникова Галина Ивановна приняла в аренду земельный участок для использования под огород.
По условиям договора аренды срок аренды земельного участка был установлен на 5 лет: с 01.11.2000 по 31.10.2005.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке в Московской областной регистрационной палате 22.08.2004.
Постановлением Главы Администрации Аксиньинского сельского округа Одинцовского района Московской области от 15.07.2004 N 581 изменен вид разрешенного использования: с "под огород" на "для ведения личного подсобного хозяйства".
Спорный земельный участок 02.08.2004 поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:20:0041741:144 (кадастровый паспорт земельного участка от 01.03.2012 N МО-12/ЗВ-123810).
Дополнительным соглашением от 17.03.2005 к договору аренды земельного участка от 01.11.2000 N 30 были внесены изменения в договор аренды в части площади земельного участка (площадь земельного участка, находящегося в аренде, была уменьшена с 938 кв. м до 684 кв. м), а также в части размера и порядка оплаты арендной платы.
На основании постановления Территориального управления по сельскому поселению Успенское Одинцовского муниципального района (правопреемника администрации Аксиньинского сельского округа) от 29.12.2005 N 926 заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 01.11.2000 N 30 в соответствии с которым срок действия договора был продлен по 31.10.2010. После истечения данного срока Кательникова Г.Н. продолжала пользоваться земельным участком, вносила арендную плату. Арендодатель против продолжения действия договора не возражал.
При таких обстоятельствах в силу части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации с 01.11.2010 договор аренды земельного участка от 01.11.2000 N 30 считается действующим на неопределенный срок. Отказ от договора не заявлялся.
Между администрацией сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района и комитетом 28.04.2012 заключено соглашение, в соответствии с которым администрация сельского поселения Успенское передала комитету права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка от 01.11.2000 N 30.
Из поступившей в администрацию выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.07.2011 N 20/032/2011-018 ей стало известно, что правообладателем спорного земельного участка является Российская Федерация.
Считая, что право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией в нарушение действующего законодательства, администрация и комитет обратились в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Удовлетворяя требование администрации, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба управления не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон о разграничении государственной собственности) право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно части 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Таким образом, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у администрации отсутствует право распоряжения им, в том числе, право сдачи его в аренду, а также право получения арендных платежей.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права, однако перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии с частью 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации прав.
Согласно статье 17 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент внесения записи (19.03.2001), право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием таковых федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Законом о разграничении государственной собственности.
Из части 2 статьи 2 Закона о разграничении государственной собственности следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки, как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Таким образом, Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
Согласно статей 9, 13, 17 Закона о регистрации при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном Законом порядке.
Доказательств внесения земельного участка в реестр федеральной собственности управлением не представлено. Земельный участок к исключительной собственности Российской Федерации не относится.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Кроме того, государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Управление в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а также доказательств расположения на спорном земельном участке объектов, принадлежащих Российской Федерации.
Напротив, администрация представила акт осмотра спорного земельного участка от 17.01.2013 с фотоматериалами, из которого следует, что объектов недвижимого имущества Российской Федерации, муниципальной и иной собственности на этом участке не имеется. Управление извещалось о проведении осмотра администрацией, но явку представителей на осмотр не направила.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы управления не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.10.2012 по делу N А41-33057/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)