Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Устьянцева С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коваленко А.И.,
судей областного суда Фединой Е.В. и Селютиной И.Ф.,
с участием прокурора Кобзарь А.П.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 08 августа 2012 года по иску прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах Х., к администрации муниципального образования "город Орск" об обязании предоставить вне очереди жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Коваленко А.И., заключение прокурора Кобзарь А.П., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района г. Орска Оренбургской области обратился в суд с иском в интересах Х. к администрации муниципального образования "город Орск" об обязании предоставить вне очереди жилое помещение. В обоснование иска прокурор указал, что Х. относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением администрации Бугурусланского района от *** *** над Х. установлена опека, опекуном назначена ***10 Постановлением администрации г. Орска от *** *** Х. признана нуждающейся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, включена в список по внеочередному предоставлению жилья по указанной категории лиц. *** Х. окончила обучение в ГОУ НПО "***". Прокурор просил суд обязать администрацию МО "город Орск" предоставить вне очереди по договору социального найма Х., *** года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, выделенных на эти цели.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Орска Яшкина Г.В., истец Х. исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации МО "город Орск", извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве администрация МО "город Орск" просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители третьих лиц - Правительства Оренбургской области и отдела опеки и попечительства Управления образования администрации г. Орска в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 08 августа 2012 года исковые требования прокурора, действующего в интересах Х., удовлетворены. Постановлено обязать администрацию муниципального образования город Орск предоставить вне очереди по договору социального найма Х. благоустроенное жилое помещение в г. Орске Оренбургской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм на одного человека, за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
В апелляционной жалобе администрация г. Орска Оренбургской области просит полностью отменить решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ). Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов дела, что после заключения брака с ***12 ***, З., *** года рождения, присвоена фамилия Х..
Родителями истицы Х. являются - мать ***13, умерла ***, отец ***14, умер ***.
Распоряжением Главы администрации Бугурусланского района Оренбургской области от *** *** над несовершеннолетней З. установлена опека, опекуном назначена ***10 Согласно п. 5 указанного распоряжения за З. закреплены жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу: ***.
Распоряжением Главы администрации Бугурусланского района Оренбургской области от *** *** отменен п. 5 распоряжения от ***.
Согласно диплому от ***, З. *** окончила обучение в ГОУ "***" с присвоением квалификации "***" по профессии "***".
В соответствии с постановлением администрации г. Орска от *** *** Х. признана нуждающейся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, включена в список по внеочередному предоставлению жилья по указанной категории лиц.
Из имеющихся в деле документов усматривается, что Х. закрепленного за ней жилья в Бугурусланском районе и г. Орске Оренбургской области не имеет, домовладения в Оренбургской области за ней не числится.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что в силу положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и статьи 57 Жилищного кодекса РФ Х., как относящаяся к указанной выше категории граждан, имеет право на предоставление ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма по месту его жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии п. 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Данное положение распространяется, в том числе, и на случай предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно ст. 6 данного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.
Поскольку в настоящее время Х. квартира по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилья не предоставлялись, то решение суда о возложении на администрацию г. Орска Оренбургской области обязанности по предоставлению за счет средств субъекта РФ Оренбургской области вне очереди жилого помещение не ниже установленных социальных норм, является законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и закону, подлежащему применению к правоотношениям сторон.
Доводы апелляционной жалобы администрации г. Орска о недостаточности бюджетных средств, необходимых для обеспечения жильем указанной категории граждан, об отсутствии целевого финансирования из областного бюджета на 2012 год, об отсутствии указания в решении суда на разумные сроки предоставления жилого помещения, являются необоснованными, как основанные на неправильном толковании норм, устанавливающих основания и порядок предоставления жилья во внеочередном порядке.
Предоставление указанной категории граждан во внеочередном порядке жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия свободных жилых помещений, отсутствия или наличия финансовых средств для этих целей.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 08 августа 2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "город Орск" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.10.2012 N 33-6308/2012
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 октября 2012 г. N 33-6308/2012
Судья Устьянцева С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коваленко А.И.,
судей областного суда Фединой Е.В. и Селютиной И.Ф.,
с участием прокурора Кобзарь А.П.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 08 августа 2012 года по иску прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах Х., к администрации муниципального образования "город Орск" об обязании предоставить вне очереди жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Коваленко А.И., заключение прокурора Кобзарь А.П., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района г. Орска Оренбургской области обратился в суд с иском в интересах Х. к администрации муниципального образования "город Орск" об обязании предоставить вне очереди жилое помещение. В обоснование иска прокурор указал, что Х. относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением администрации Бугурусланского района от *** *** над Х. установлена опека, опекуном назначена ***10 Постановлением администрации г. Орска от *** *** Х. признана нуждающейся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, включена в список по внеочередному предоставлению жилья по указанной категории лиц. *** Х. окончила обучение в ГОУ НПО "***". Прокурор просил суд обязать администрацию МО "город Орск" предоставить вне очереди по договору социального найма Х., *** года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, выделенных на эти цели.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Орска Яшкина Г.В., истец Х. исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации МО "город Орск", извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве администрация МО "город Орск" просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители третьих лиц - Правительства Оренбургской области и отдела опеки и попечительства Управления образования администрации г. Орска в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 08 августа 2012 года исковые требования прокурора, действующего в интересах Х., удовлетворены. Постановлено обязать администрацию муниципального образования город Орск предоставить вне очереди по договору социального найма Х. благоустроенное жилое помещение в г. Орске Оренбургской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм на одного человека, за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
В апелляционной жалобе администрация г. Орска Оренбургской области просит полностью отменить решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ). Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов дела, что после заключения брака с ***12 ***, З., *** года рождения, присвоена фамилия Х..
Родителями истицы Х. являются - мать ***13, умерла ***, отец ***14, умер ***.
Распоряжением Главы администрации Бугурусланского района Оренбургской области от *** *** над несовершеннолетней З. установлена опека, опекуном назначена ***10 Согласно п. 5 указанного распоряжения за З. закреплены жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу: ***.
Распоряжением Главы администрации Бугурусланского района Оренбургской области от *** *** отменен п. 5 распоряжения от ***.
Согласно диплому от ***, З. *** окончила обучение в ГОУ "***" с присвоением квалификации "***" по профессии "***".
В соответствии с постановлением администрации г. Орска от *** *** Х. признана нуждающейся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, включена в список по внеочередному предоставлению жилья по указанной категории лиц.
Из имеющихся в деле документов усматривается, что Х. закрепленного за ней жилья в Бугурусланском районе и г. Орске Оренбургской области не имеет, домовладения в Оренбургской области за ней не числится.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что в силу положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и статьи 57 Жилищного кодекса РФ Х., как относящаяся к указанной выше категории граждан, имеет право на предоставление ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма по месту его жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии п. 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Данное положение распространяется, в том числе, и на случай предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно ст. 6 данного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.
Поскольку в настоящее время Х. квартира по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилья не предоставлялись, то решение суда о возложении на администрацию г. Орска Оренбургской области обязанности по предоставлению за счет средств субъекта РФ Оренбургской области вне очереди жилого помещение не ниже установленных социальных норм, является законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и закону, подлежащему применению к правоотношениям сторон.
Доводы апелляционной жалобы администрации г. Орска о недостаточности бюджетных средств, необходимых для обеспечения жильем указанной категории граждан, об отсутствии целевого финансирования из областного бюджета на 2012 год, об отсутствии указания в решении суда на разумные сроки предоставления жилого помещения, являются необоснованными, как основанные на неправильном толковании норм, устанавливающих основания и порядок предоставления жилья во внеочередном порядке.
Предоставление указанной категории граждан во внеочередном порядке жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия свободных жилых помещений, отсутствия или наличия финансовых средств для этих целей.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 08 августа 2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "город Орск" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)