Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 18.04.2013 N 33-3922/2013

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 апреля 2013 г. N 33-3922/2013


Судья: Староуситовская Л.О.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Кудасовой Т.А.
судей Ильинской Л.В., Шиловской Н.Ю.
с участием прокурора Тимуш А.В.
при секретаре Д.
рассмотрела в судебном заседании дело N 2-3429/12 по апелляционной жалобе К.С. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга 26 ноября 2012 года по иску К.С. к администрации Калининского района города Санкт-Петербурга, ГКУ "Жилищное агентство Калининского района", Федеральному государственному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признании права пользования жилым помещением, встречному иску администрации Калининского района города Санкт-Петербурга к К.С., К.М., К.Е. о выселении,
заслушав доклад судьи Кудасовой Т.А.,
объяснения К.С., его представителя, а также представителя К.М., К.Е. - М.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя администрации Калининского района М.Н., возражавшей против доводов жалобы, заключение прокурора, полагавшей решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене,

установила:

Истец обратился с иском в Калининский районный суд, просив признать незаконным решение Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ N <...> от <дата> о снятии его с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признании за ним права пользования квартирой <адрес> с последующим заключением договора социального найма.
В процессе рассмотрения спора администрация Калининского района Санкт-Петербурга предъявила встречный иск о выселении К.С., К.Е. и К.М. из жилого помещения по адресу: <адрес>
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 26 ноября 2012 года в удовлетворении исковых требований К.С. отказано, К.С., К.Е. и К.М. выселены из жилого помещения по адресу: <адрес>
В апелляционной жалобе К.С. просит отменить решение суда, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата> N <...> с <дата> К.С. досрочно уволен с военной службы, жилым помещением по установленным нормам не обеспечен, оставлен в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.
<дата> между истцом и Загородной КЭЧ заключен договор найма жилого помещения в общежитии N <...>/к по адресу: <адрес> для временного проживания в нем на срок с <дата> по <дата>.
В жилом помещении по указанному адресу с <дата> зарегистрированы истец, его жена К.М. и его дочь К.Е.
Письмом администрации Калининского района города Санкт-Петербурга от <дата> К.С. отказано в предоставлении жилого помещения по адресу: <адрес> по договору социального найма в связи с отсутствием законных оснований для предоставления указанного жилого помещения.
Решением ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N <...> от <дата>, К.С., К.М. и К.Е. были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании ст. 15, ст. 15.1 Федерального закона от <дата> "О статусе военнослужащих" и п. п. 27, 30 приказа МО РФ N 80 (действовавшего до <дата>), поскольку установлено, что на момент постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях К.С. и члены его семьи являлись обеспеченными жилыми помещениями в соответствии с установленной нормой предоставления и учетной нормой.
Разрешая вопрос об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным решения о снятии К.С. с учета нуждающихся в жилом помещении суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих", а также с учетом установленных по делу обстоятельств, исходил из того, что на момент постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, К.С. не нуждался в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, основанного на правильном применении норм материального права.
Из материалов дела следует, что К.С. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий <дата> вместе с членами семьи - женой и дочерью.
Впоследствии было установлено, что с <дата> К.С. и члены его семьи являлись обеспеченными жилым помещением, а именно, с <дата> супруга истца К.М. и дочь истца К.Е. являлись собственниками трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 64,8 кв. м (по ? доле каждая).
<дата> К.М. и К.Е. совершили сделку по отчуждению принадлежащей им на праве частной собственности трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 27 Приказа Министра обороны РФ от 15.02.2000 г. N 80 (действовавшего до 09.11.2010 г.) для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие, удерживающие жилые помещения по предыдущему месту военной службы, представляют копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справки бюро технической инвентаризации о наличии жилья на праве личной собственности по прежнему месту жительства.
При рассмотрении вопроса об улучшении жилищных условий лиц, имеющих в данном гарнизоне жилое помещение, к рапорту прилагаются: копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справка о проверке жилищных условий и, при необходимости, справки (заключения) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации или КЭЧ района и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Основания для признания нуждающимся в жилых помещениях были установлены в п. 25 Приказа МО РФ N 80 (в редакции, действующей до 13.10.2009 г.), в соответствии с которым признаются нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) и подлежат учету военнослужащие, проходящие военную службу по контракту:
имеющие обеспеченность общей площадью жилого помещения (жилой площадью) на одного члена семьи ниже уровня, установленного органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 29 Жилищного кодекса РСФСР).
В настоящее время основания признания военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающимися в жилых помещениях установлены в пункте 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054.
Согласно подпункту "б" пункта 7 указанных Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае выявления в предоставленных гражданами документах в орган осуществляющий прием на учет сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Аналогичное положение о снятии с учета нуждающихся содержалось в п. 31 Приказа МО РФ N 80, а также в п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N <...>.
В соответствии с установленной нормой предоставления и учетной нормой в <адрес> (норма предоставления составляет 16 кв. м, учетная норма составляет не менее 10 кв. м), К.С. и члены его семьи являются обеспеченными жилым помещением и у них отсутствует право на получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Поскольку установлено, что на момент постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях К.С. не сообщил, что в собственности его жены и дочери имеется квартира общей площадью 64,8 кв. м, с учетом наличия указанного жилого помещения К.С. не являлся нуждающимся в жилом помещении, то решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях является законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что К.С. никогда не вселялся в квартиру, принадлежащую на праве собственности его жене и дочери, не приобрел никаких прав в отношении указанной квартиры, значения не имеет, поскольку при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся учитываются все жилые помещения, находящиеся в собственности членов семьи, независимо от наличия права пользования данными помещениями у лица, подающего заявление о принятии на учет нуждающихся.
К тому же судебная коллегия учитывает, что К.С. был поставлен на учет нуждающихся совместно с членами семьи - женой и дочерью.
Учитывая изложенное, решение суда об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным решения Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ N <...> от <дата> о снятии его с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является законным и обоснованным.
В соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" жилые помещения военнослужащим, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляются уполномоченным Министерством обороны Российской Федерации органом либо структурным подразделением уполномоченного Министерством обороны Российской Федерации органа.
При этом, судом было установлено, что <адрес>, который находился в федеральной собственности и был закреплен на праве оперативного управления за Загородной КЭЧ, был передан в собственность Санкт-Петербурга.
Таким образом, в соответствии со ст. 299 ГК РФ, право собственности Российской Федерации, и право оперативного управления Загородной КЭЧ указанным домом, прекращено, указанный дом является государственной собственностью Санкт-Петербурга.
Приказом Санкт-Петербургского государственного учреждения "Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга" от <дата> N <...>, в том числе, <адрес> приняты Санкт-Петербургским государственным учреждением "Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга" от ФГУ "Загородная КЭЧ района" для организации технической эксплуатации и ремонта с <дата>.
При таком положении, согласно ст. 214 ГК РФ <адрес>, в котором расположена спорная квартира, является государственной собственностью и составляет имущество казны Санкт-Петербурга.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Учитывая, что спорная квартира была предоставлена К.С. и членам его семьи, как военнослужащему на период его службы, а именно до <дата> по договору найма, который прекратил свое действие <дата>, то суд пришел к правильному выводу о том, что в настоящее время К.С. с семьей занимает спорную квартиру без законных на то оснований, а потому подлежит выселению.
В силу действующего законодательства на администрацию района не может быть возложена обязанность по обеспечению военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями, нуждающихся в жилом помещении, поскольку как ранее уже указывалось, обеспечение военнослужащих жилыми помещениями осуществляется уполномоченным Министерством обороны Российской Федерации органом либо структурным подразделением уполномоченного Министерством обороны Российской Федерации органа.
То обстоятельство, что К.С. и члены его семьи длительное время проживают без законных оснований в спорной квартире, которая в свою очередь была предоставлена им временно на период прохождения К.С. службы, не может свидетельствовать о возникновении права пользования данной квартирой.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрацией Калининского района пропущен срок исковой давности для предъявления требований о выселении, был предметом исследования суда первой инстанции.
Судом было установлено, что решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и <адрес> от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, Загородная КЭЧ обязана передать СПб ГУ "Жилищное агентство <адрес>", в т.ч. <адрес>
Встречное исковое заявление о выселении было подано администрацией Калининского района <дата>, т.е. в пределах трехлетнего срока.
А к тому же, руководствуясь положениями ст. ст. 208, 304 ГК РФ, учитывая, что администрацией заявлен иск в порядке ст. 304 ГК РФ об устранении нарушений права, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что срок исковой давности на указанные требования не распространяется.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к оспариванию оценки доказательств, приведенных судом в обоснование своих выводов, с которой судебная коллегия считает возможным согласиться.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 26 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)