Судебные решения, арбитраж
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья суда первой инстанции: С.Л. Мисюра
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарева,
судей Е.Н. Неретиной, И.П. Козлова,
при секретаре Ч.,
с участием сурдопереводчика У.,
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи А.Н. Пономарева
дело по апелляционной жалобе Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы
на решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 27 июня 2013 года по делу по иску В. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, ФГУ "***" о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
которым иск удовлетворен,
В. обратилась в суд с указанным выше иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, ФГУ "***", ссылаясь на то, что после передачи ФГУ "***" занимаемой ею квартиры в муниципальную собственность, квартира утратила статус служебной.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков.
Решением Солнцевского районного суда г. Москвы от 27 июня 2013 года постановлено: признать за В. право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: г. Москва, ул. ***; решение является основанием для регистрации права собственности В. на указанную квартиру, а также погашения регистрационной записи о праве оперативного управления ФГУ "***" на данную квартиру в Едином госреестре прав на недвижимое имущество.
В апелляционной жалобе Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы ставится вопрос об отмене решения. Заявитель жалобы ссылается на то, что действующим законодательством не предусмотрен способ и порядок изменения статуса жилого помещения в жилых домах при передаче собственности Российской Федерации в собственность г. Москвы.
В заседании судебной коллегии В. просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав В., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что квартира N 37, расположенная по адресу: г. Москва, ул. ***, на основании ордера N *** серии 70, выданного 15 июля 1970 года Исполкомом Видновского Совета народных депутатов по решению N 362 от 10 июля 1970 года была предоставлена матери истицы - В.Е. на семью из двух человек, включая саму истицу.
На ордере имеется чернильный оттиск штампа "Служебное". Из упомянутого решения Видновского Совета народных депутатов видно, что ордера выдавались гражданам, включая семью истицы, по спискам организаций.
Ранее дом N **, находился в собственности Российской Федерации и принадлежал ФГУ "***" на праве оперативного управления, что подтверждается выпиской из Единого реестра прав на недвижимое имущество. Право оперативного управления прошло государственную регистрацию 26 апреля 2007 года.
Распоряжением ТУ Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по г. Москве N 1090 от 9 июля 2007 года прекращено право оперативного управления ФГУ "***" на относящееся к федеральной собственности имущество согласно приложению, в т.ч. на жилой дом N 34. Кроме того, данный дом указанным Распоряжением передан в собственность г. Москвы.
Согласно акту приема - передачи от 16.04.2008 г., дом N ** передан ФГУ "***" в государственную собственность г. Москвы, в т.ч. спорная квартира N 37.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя иск, суд руководствовался тем, что после передачи квартиры, имевшей статус служебной, из ведения ФГУ "***" в муниципальную собственность, квартира утратила статус служебной в силу закона. С учетом изложенного истица занимает жилое помещение на условиях договора социального найма и имеет право на его приватизацию.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 4 июля 1991 г., с последующими изменениями и дополнениями, "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 4 того же Федерального закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
При переходе государственного предприятия в иную форму собственности в силу ст. 18 того же Федерального закона право на приватизацию жилого помещения сохраняется.
Так, в соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 г. N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Разъясняя данные законоположения исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21), указал следующее.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Изложенное опровергает доводы жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 27 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 28.08.2013 ПО ДЕЛУ N 11-27888
Разделы:Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 августа 2013 г. по делу N 11-27888
судья суда первой инстанции: С.Л. Мисюра
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарева,
судей Е.Н. Неретиной, И.П. Козлова,
при секретаре Ч.,
с участием сурдопереводчика У.,
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи А.Н. Пономарева
дело по апелляционной жалобе Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы
на решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 27 июня 2013 года по делу по иску В. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, ФГУ "***" о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
которым иск удовлетворен,
установила:
В. обратилась в суд с указанным выше иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, ФГУ "***", ссылаясь на то, что после передачи ФГУ "***" занимаемой ею квартиры в муниципальную собственность, квартира утратила статус служебной.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков.
Решением Солнцевского районного суда г. Москвы от 27 июня 2013 года постановлено: признать за В. право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: г. Москва, ул. ***; решение является основанием для регистрации права собственности В. на указанную квартиру, а также погашения регистрационной записи о праве оперативного управления ФГУ "***" на данную квартиру в Едином госреестре прав на недвижимое имущество.
В апелляционной жалобе Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы ставится вопрос об отмене решения. Заявитель жалобы ссылается на то, что действующим законодательством не предусмотрен способ и порядок изменения статуса жилого помещения в жилых домах при передаче собственности Российской Федерации в собственность г. Москвы.
В заседании судебной коллегии В. просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав В., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что квартира N 37, расположенная по адресу: г. Москва, ул. ***, на основании ордера N *** серии 70, выданного 15 июля 1970 года Исполкомом Видновского Совета народных депутатов по решению N 362 от 10 июля 1970 года была предоставлена матери истицы - В.Е. на семью из двух человек, включая саму истицу.
На ордере имеется чернильный оттиск штампа "Служебное". Из упомянутого решения Видновского Совета народных депутатов видно, что ордера выдавались гражданам, включая семью истицы, по спискам организаций.
Ранее дом N **, находился в собственности Российской Федерации и принадлежал ФГУ "***" на праве оперативного управления, что подтверждается выпиской из Единого реестра прав на недвижимое имущество. Право оперативного управления прошло государственную регистрацию 26 апреля 2007 года.
Распоряжением ТУ Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по г. Москве N 1090 от 9 июля 2007 года прекращено право оперативного управления ФГУ "***" на относящееся к федеральной собственности имущество согласно приложению, в т.ч. на жилой дом N 34. Кроме того, данный дом указанным Распоряжением передан в собственность г. Москвы.
Согласно акту приема - передачи от 16.04.2008 г., дом N ** передан ФГУ "***" в государственную собственность г. Москвы, в т.ч. спорная квартира N 37.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя иск, суд руководствовался тем, что после передачи квартиры, имевшей статус служебной, из ведения ФГУ "***" в муниципальную собственность, квартира утратила статус служебной в силу закона. С учетом изложенного истица занимает жилое помещение на условиях договора социального найма и имеет право на его приватизацию.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 4 июля 1991 г., с последующими изменениями и дополнениями, "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 4 того же Федерального закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
При переходе государственного предприятия в иную форму собственности в силу ст. 18 того же Федерального закона право на приватизацию жилого помещения сохраняется.
Так, в соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 г. N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Разъясняя данные законоположения исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21), указал следующее.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Изложенное опровергает доводы жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 27 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)