Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
судей: Алексеевой Е.Б., Лящевского И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русаковой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.05.2013 г.,
по делу N А40-129482/12, принятое судьей Беловой А.Р.
по иску Администрации муниципального образования городского поселения
"Город Малоярославец"
(ОГРН 1024000693364, ИНН 4011006450, адрес: 249094, Калужская обл.,
Малоярославецкий р-н., г. Малоярославец,
ул. Калужская, д. 7, дата регистрации: 04.04.1994)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
(ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, адрес: 109097, г. Москва,
ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, дата регистрации: 19.01.2000),
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требовании относительно предмета спора, Министерство внутренних дел Российской Федерации
(МВД России, ОГРН 1037700029620, ИНН 7706074737,
адрес: 119049, г. Москва, ул. Житная, 16, дата регистрации: 16.01.2003)
о взыскании,
при участии представителей:
- от истца: Кузьмина Л.Н. по доверенности от 18.12.2012 г.;
- от ответчика: не явился, извещен;
- от третьего лица: не явился, извещен;
Администрация муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 21.858.000 руб. расходов, связанных с предоставлением жилья участковым уполномоченным милиции во исполнение статьи 30 Законы РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" и 10.000 руб. расходов по оплате услуг специалиста-оценщика.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.05.13 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 06.05.13 г., ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и в удовлетворении исковых требований отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 06.05.13 г. не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Малоярославецкого районного суда Калужской области на Администрацию муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" возложена обязанность предоставить:
- - Голицыну Дмитрию Петровичу жилую площадь в виде отдельной благоустроенной квартиры на семью из одного человека площадью не менее 12 кв. м по договору социального найма (решение от 10.11.2008 по делу N 2-1014/2008);
- - Калинкину Сергею Михайловичу жилую площадь в виде отдельной благоустроенной квартиры на семью из одного человека площадью не менее 12 кв. м по договору социального найма (решение от 16.03.2009 по делу N 2-347/2009);
- - Зайцеву Виктору Викторовичу жилое благоустроенное помещение в виде отдельной квартиры на семью в составе трех человек площадью не менее 36 кв. м (решение от 16.10.2006 по делу N 2-446/2006);
- - Лысцеву Александру Александровичу жилое благоустроенное помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры площадью не менее 36 кв. м (решение от 19.02.2007 по делу N 2-75/2007);
- - Фатееву Сергею Ильичу жилую площадь в виде отдельной благоустроенной квартиры на семью из трех человек площадью не менее 36 кв. м по договору социального найма (решение от 29.09.2008 по делу N 2-908/2008);
- - Хивричу Борису Николаевичу жилую площадь в виде отдельной благоустроенной квартиры на семью из одного человека площадью не менее 12 кв. м по договору социального найма (решение от 22.08.2005 по делу N 2-131-2005);
- - Шестеперову Константину Николаевичу жилое благоустроенное помещение в виде отдельной квартиры или дома общей площадью не менее 56 кв. м (решение от 26.02.2008 по делу N 2-130/2008);
- - Щербакову Денису Валентиновичу жилое благоустроенное помещение в виде отдельной однокомнатной квартиры площадью не менее 9 кв. м (решение от 23.04.2007 по делу N 2-216/2007);
- - Даудову Зауру Даудгаджиевичу жилое благоустроенное помещение в виде отдельной квартиры в гор. Малоярославец на семью в составе четырех человек площадью не менее 48 кв. м (решение от 08.02.2005 по делу N 2-44/2005);
- - Кузьмину Сергею Владимировичу жилую площадь в виде отдельной благоустроенной квартиры на семью из трех человек площадью не менее 36 кв. м по договору социального найма (решение от 07.10.2005 N 2-220-2005).
Суд первой инстанции установил, что во исполнение решений Малоярославецкого районного суда Калужской области о предоставлении благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма Администрацией муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" было издано постановление от 25.03.2011 N 187 "О заключении договора социального найма с участковыми уполномоченными" и постановлению от 26.07.2011 N 541, в соответствии с которыми вышеуказанным гражданам были предоставлены благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Переданные в социальный наем квартиры являлись собственностью Администрации муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 03.03.2011 N 40-40-13/003/2011-430, от 03.03.2011 N 40-40-13/003/2011-431, от 03.03.2011 N 40-40-13/003/2011-432, от 03.03.2011 N 40-40-13/003/2011-433, от 03.03.2011 N 40-40-13/003/2011-434, от 03.03.2011 N 40-40-13/003/2011-436, от 03.03.2011 N 40-40-13/003/2011-437, от 03.03.2011 N 40-40-13/003/2011-438, от 03.03.2011 N 40-40-13/003/2011-439, от 11.07.2011 N 40-40-13/015/2011-170). В результате исполнения вышеназванных решений Малоярославецкого районного суда Калужской области выбыли из владения истца, в связи с чем, бюджету города Малоярославец причинены убытки в размере 21.858.000 руб., что подтверждается отчетом от 27.06.2011 N 92/2011-ОЦ "Об определении рыночной стоимости трехкомнатной жилой квартиры, общей площадью 48,9 кв. м, расположенное по адресу: Калужская обл., г. Малоярославец, ул. Энтузиастов, д. 1, кв. 6" и отчетом об оценке от 06.06.2011 N 57//2011-ОЦ рыночной стоимости 11 квартир, расположенных по адресу: Калужская обл., г. Малоярославец, ул. Маяковского, д. 2Г.
Согласно пункту 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
На основании статьи 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (действующего до 01.03.2011; далее - Закон о милиции) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Законом о милиции, иными нормативными актами не установлен порядок предоставления жилых помещений участковым уполномоченным милиции, в связи с чем таким гражданам возможно предоставление помещений по договорам социального найма.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации). Только при таких условиях не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 58-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", часть 1 статьи 30 Закона о милиции, обязывающая органы местного самоуправления обеспечивать работников милиции жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и, следовательно, как противоречащая Конституции Российской Федерации, поскольку предполагает компенсацию соответствующих расходов.
Положения статьи 30 Закона о милиции в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить участковым уполномоченным милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Возмещение расходов администрации на обеспечение жильем участкового уполномоченного милиции не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. Юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения участковому уполномоченному милиции, относящемуся к иной (дополнительной) категории граждан, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования.
Переданные в социальный наем квартиры, рыночная стоимость которых составляет 21.858.000 руб., являлись собственностью Администрации муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец", но в результате исполнения названных решений суда общей юрисдикции квартиры выбыли из его владения, в связи с чем бюджету городского поселения причинены расходы.
Предоставив жилое помещение Голицыну Д.П., Калинкину С.М., Зайцеву В.В., Лысцеву А.А., Фатееву С.И., Хивричу Б.Н., Шестеперову К.Н., Щербакову Д.В., Даудову З.Д., Кузьмину С.В., администрация в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этими квартирами, поскольку она обременена жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения участковым уполномоченным милиции, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы администрации на исполнение названных полномочий не компенсировал.
Кроме того, принятый по делу судебный акт соответствуют позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10.
При принятии судебного акта суд первой инстанции правильно указывает, что причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, в резолютивной части суд первой инстанции не указал о том, что требования подлежат удовлетворению за счет казны Российской федерации, следовательно, в указанной части судебный акт подлежит изменению в порядке ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе основаны на неверном толковании закона.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 06.05.2013 г.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.05.2013 года по делу N А40-129482/12 изменить и изложить в следующей редакции:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, адрес: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, дата регистрации: 19.01.2000) за счет казны Российской Федерации в пользу Администрации муниципального образования городского поселения "Город Малоярославец" (ОГРН 1024000693364, ИНН 4011006450, адрес: 249094, Калужская обл., Малоярославецкий р-н., г. Малоярославец, ул. Калужская, д. 7, дата регистрации: 04.04.1994) 21.868.000 (двадцать один миллион восемьсот шестьдесят восемь тысяч) руб., из них: расходы, связанных с предоставлением жилья участковым уполномоченным милиции во исполнение статьи 30 Законы РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" в размере 21.858.000 (двадцать один миллион восемьсот пятьдесят восемь) руб., расходы по оплате услуг специалиста-оценщика в размере 10.000 (десять тысяч) руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
О.Н.СЕМИКИНА
Судьи
Е.Б.АЛЕКСЕЕВА
И.С.ЛЯЩЕВСКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.07.2013 N 09АП-21223/2013 ПО ДЕЛУ N А40-129482/12
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2013 г. N 09АП-21223/2013
Дело N А40-129482/12
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
судей: Алексеевой Е.Б., Лящевского И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русаковой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.05.2013 г.,
по делу N А40-129482/12, принятое судьей Беловой А.Р.
по иску Администрации муниципального образования городского поселения
"Город Малоярославец"
(ОГРН 1024000693364, ИНН 4011006450, адрес: 249094, Калужская обл.,
Малоярославецкий р-н., г. Малоярославец,
ул. Калужская, д. 7, дата регистрации: 04.04.1994)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
(ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, адрес: 109097, г. Москва,
ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, дата регистрации: 19.01.2000),
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требовании относительно предмета спора, Министерство внутренних дел Российской Федерации
(МВД России, ОГРН 1037700029620, ИНН 7706074737,
адрес: 119049, г. Москва, ул. Житная, 16, дата регистрации: 16.01.2003)
о взыскании,
при участии представителей:
- от истца: Кузьмина Л.Н. по доверенности от 18.12.2012 г.;
- от ответчика: не явился, извещен;
- от третьего лица: не явился, извещен;
-
установил:
установил:
Администрация муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 21.858.000 руб. расходов, связанных с предоставлением жилья участковым уполномоченным милиции во исполнение статьи 30 Законы РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" и 10.000 руб. расходов по оплате услуг специалиста-оценщика.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.05.13 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 06.05.13 г., ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и в удовлетворении исковых требований отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 06.05.13 г. не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Малоярославецкого районного суда Калужской области на Администрацию муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" возложена обязанность предоставить:
- - Голицыну Дмитрию Петровичу жилую площадь в виде отдельной благоустроенной квартиры на семью из одного человека площадью не менее 12 кв. м по договору социального найма (решение от 10.11.2008 по делу N 2-1014/2008);
- - Калинкину Сергею Михайловичу жилую площадь в виде отдельной благоустроенной квартиры на семью из одного человека площадью не менее 12 кв. м по договору социального найма (решение от 16.03.2009 по делу N 2-347/2009);
- - Зайцеву Виктору Викторовичу жилое благоустроенное помещение в виде отдельной квартиры на семью в составе трех человек площадью не менее 36 кв. м (решение от 16.10.2006 по делу N 2-446/2006);
- - Лысцеву Александру Александровичу жилое благоустроенное помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры площадью не менее 36 кв. м (решение от 19.02.2007 по делу N 2-75/2007);
- - Фатееву Сергею Ильичу жилую площадь в виде отдельной благоустроенной квартиры на семью из трех человек площадью не менее 36 кв. м по договору социального найма (решение от 29.09.2008 по делу N 2-908/2008);
- - Хивричу Борису Николаевичу жилую площадь в виде отдельной благоустроенной квартиры на семью из одного человека площадью не менее 12 кв. м по договору социального найма (решение от 22.08.2005 по делу N 2-131-2005);
- - Шестеперову Константину Николаевичу жилое благоустроенное помещение в виде отдельной квартиры или дома общей площадью не менее 56 кв. м (решение от 26.02.2008 по делу N 2-130/2008);
- - Щербакову Денису Валентиновичу жилое благоустроенное помещение в виде отдельной однокомнатной квартиры площадью не менее 9 кв. м (решение от 23.04.2007 по делу N 2-216/2007);
- - Даудову Зауру Даудгаджиевичу жилое благоустроенное помещение в виде отдельной квартиры в гор. Малоярославец на семью в составе четырех человек площадью не менее 48 кв. м (решение от 08.02.2005 по делу N 2-44/2005);
- - Кузьмину Сергею Владимировичу жилую площадь в виде отдельной благоустроенной квартиры на семью из трех человек площадью не менее 36 кв. м по договору социального найма (решение от 07.10.2005 N 2-220-2005).
Суд первой инстанции установил, что во исполнение решений Малоярославецкого районного суда Калужской области о предоставлении благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма Администрацией муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" было издано постановление от 25.03.2011 N 187 "О заключении договора социального найма с участковыми уполномоченными" и постановлению от 26.07.2011 N 541, в соответствии с которыми вышеуказанным гражданам были предоставлены благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Переданные в социальный наем квартиры являлись собственностью Администрации муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 03.03.2011 N 40-40-13/003/2011-430, от 03.03.2011 N 40-40-13/003/2011-431, от 03.03.2011 N 40-40-13/003/2011-432, от 03.03.2011 N 40-40-13/003/2011-433, от 03.03.2011 N 40-40-13/003/2011-434, от 03.03.2011 N 40-40-13/003/2011-436, от 03.03.2011 N 40-40-13/003/2011-437, от 03.03.2011 N 40-40-13/003/2011-438, от 03.03.2011 N 40-40-13/003/2011-439, от 11.07.2011 N 40-40-13/015/2011-170). В результате исполнения вышеназванных решений Малоярославецкого районного суда Калужской области выбыли из владения истца, в связи с чем, бюджету города Малоярославец причинены убытки в размере 21.858.000 руб., что подтверждается отчетом от 27.06.2011 N 92/2011-ОЦ "Об определении рыночной стоимости трехкомнатной жилой квартиры, общей площадью 48,9 кв. м, расположенное по адресу: Калужская обл., г. Малоярославец, ул. Энтузиастов, д. 1, кв. 6" и отчетом об оценке от 06.06.2011 N 57//2011-ОЦ рыночной стоимости 11 квартир, расположенных по адресу: Калужская обл., г. Малоярославец, ул. Маяковского, д. 2Г.
Согласно пункту 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
На основании статьи 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (действующего до 01.03.2011; далее - Закон о милиции) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Законом о милиции, иными нормативными актами не установлен порядок предоставления жилых помещений участковым уполномоченным милиции, в связи с чем таким гражданам возможно предоставление помещений по договорам социального найма.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации). Только при таких условиях не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 58-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", часть 1 статьи 30 Закона о милиции, обязывающая органы местного самоуправления обеспечивать работников милиции жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и, следовательно, как противоречащая Конституции Российской Федерации, поскольку предполагает компенсацию соответствующих расходов.
Положения статьи 30 Закона о милиции в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить участковым уполномоченным милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Возмещение расходов администрации на обеспечение жильем участкового уполномоченного милиции не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. Юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения участковому уполномоченному милиции, относящемуся к иной (дополнительной) категории граждан, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования.
Переданные в социальный наем квартиры, рыночная стоимость которых составляет 21.858.000 руб., являлись собственностью Администрации муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец", но в результате исполнения названных решений суда общей юрисдикции квартиры выбыли из его владения, в связи с чем бюджету городского поселения причинены расходы.
Предоставив жилое помещение Голицыну Д.П., Калинкину С.М., Зайцеву В.В., Лысцеву А.А., Фатееву С.И., Хивричу Б.Н., Шестеперову К.Н., Щербакову Д.В., Даудову З.Д., Кузьмину С.В., администрация в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этими квартирами, поскольку она обременена жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения участковым уполномоченным милиции, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы администрации на исполнение названных полномочий не компенсировал.
Кроме того, принятый по делу судебный акт соответствуют позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10.
При принятии судебного акта суд первой инстанции правильно указывает, что причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, в резолютивной части суд первой инстанции не указал о том, что требования подлежат удовлетворению за счет казны Российской федерации, следовательно, в указанной части судебный акт подлежит изменению в порядке ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе основаны на неверном толковании закона.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 06.05.2013 г.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.05.2013 года по делу N А40-129482/12 изменить и изложить в следующей редакции:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, адрес: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, дата регистрации: 19.01.2000) за счет казны Российской Федерации в пользу Администрации муниципального образования городского поселения "Город Малоярославец" (ОГРН 1024000693364, ИНН 4011006450, адрес: 249094, Калужская обл., Малоярославецкий р-н., г. Малоярославец, ул. Калужская, д. 7, дата регистрации: 04.04.1994) 21.868.000 (двадцать один миллион восемьсот шестьдесят восемь тысяч) руб., из них: расходы, связанных с предоставлением жилья участковым уполномоченным милиции во исполнение статьи 30 Законы РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" в размере 21.858.000 (двадцать один миллион восемьсот пятьдесят восемь) руб., расходы по оплате услуг специалиста-оценщика в размере 10.000 (десять тысяч) руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
О.Н.СЕМИКИНА
Судьи
Е.Б.АЛЕКСЕЕВА
И.С.ЛЯЩЕВСКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)