Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.08.2013 ПО ДЕЛУ N 11-8419/13

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 августа 2013 г. по делу N 11-8419/13


судья Чернецова С.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Терехиной Н.В.,
судей: Уфимцевой Т.Д., Малоедовой Н.В.,
при секретаре Б.
13 августа 2013 года рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Челябинска на решение Ленинского районного суда города Челябинска от 07 июня 2013 года по иску Ч.Е.И. к администрации Ленинского района города Челябинска, администрации города Челябинска о возложении обязанности предоставить жилое помещение во внеочередном порядке.
Заслушав доклад судьи Терехиной Н.В. по обстоятельствам дела и доводам жалобы, пояснения истца Ч.Е.И., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

Ч.Е.И. обратилась в суд с иском к администрации Ленинского района города Челябинска, администрации города Челябинска, с учетом уточнений требований просила: предоставить во внеочередном порядке отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма состоящее из двух комнат общей площадью не менее чем 36 кв. м в черте города Челябинска.
В обоснование требований указала, что ее сын Е.А.А. является инвалидом детства, имеет заболевание, при котором невозможно проживать с другими гражданами в одной квартире, в силу п. 4 ч. 1 ст. 51, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ имеет право на внеочередное обеспечение жилой площадью.
Представитель ответчиков администрации города Челябинска, и администрации Ленинского района города Челябинска В. исковые требования не признала, поскольку жилые помещения из муниципального жилого фонда по договору социального найма предоставляются малоимущим и нуждающимся в жилых помещениях гражданам только в порядке очередности. Администрация города Челябинска не наделена полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц, указанных в п. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Суд постановил решение, которым исковые требования Ч.Е.И. удовлетворил частично. Обязал администрацию города Челябинска предоставить Е.А.А. вне очереди благоустроенное отдельное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям в черте города Челябинска, общей площадью не менее 18 кв. м по договору социального найма. В удовлетворении остальных исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе администрация города Челябинска просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права. Указывают на то, что в настоящее время органам местного самоуправления не предоставлено соответствующее финансовое обеспечение для надлежащего осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ставших на учет до 01 января 2005 года жилыми помещениями по договорам социального найма. В связи с этим, Е.А.А. должен обеспечиваться жилым помещением по договору социального найма за счет субвенций областного бюджета. Судом не принято во внимание, что в квартире проживает одна семья, в состав которой входит больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания. Оснований для предоставления жилья лицам, к которым относиться Е.А.А. не имеется.
Представители ответчика администрации города Челябинска, администрации Ленинского района города Челябинска о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены, не явились, причины неявки не сообщили, судебная коллегия на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции РФ, а также частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища или ограничен в праве пользования жилым помещением, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ и другими федеральными законами.
Судом установлено и следует из материалов дела следует, что Е.А.А. является ребенком-инвалидом и сыном Ч.Е.А., страдает хроническим психическим заболеванием с тяжелыми нарушениями, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 (л.д. 44, 89, 90).
Распоряжениями Главы администрации Ленинского района города Челябинска от 20 марта 2013 г. N 423, от 24 апреля 2013 года N 643 Ч.Е.А., сын Е.А.А., 02 января 2003 г.рождения, признаны малоимущими, нуждающимися в жилых помещениям муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма соответственно (л.д. 24, 37).
Ч.Е.И., Е.А.А. зарегистрированный в квартире N 57 дома N 43 по улице Южный Бульвар города Челябинска, принадлежащей на праве собственности Е.А.В. (л.д. 85).
Жилых помещений Ч.Е.А., Е.А.А. не имеют (л.д. 82, 83, 84). Брак между Ч.Е.А. и Е.А.В., отцом ребенка, не зарегистрирован.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире" относятся хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, под которые подпадает и заболевание Е.А.А., 2003 г. рождения.
В силу статьи 17 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне Постановления Правительства РФ, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и не имеющими иного жилого помещения.
Поскольку Е.А.А. является инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание в одной квартире невозможно, признан малоимущим и поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что он имеет право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, правомерно обязал администрацию города Челябинска предоставить ему во внеочередном порядке отдельное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям в черте города Челябинска, состоящее не менее чем из одной комнаты.
В силу Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Порядок обеспечения указанных категорий граждан жилыми помещениями установлен Законом Челябинской области от 24 ноября 2005 года N 430-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан".
Довод администрации о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний основан на неверном толковании норм права. На органы самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность по предоставлению жилья категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи.
Кроме того, отсутствие наделения муниципальных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, и защиты жилищных прав граждан.
Граждане, являющиеся инвалидами, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма во внеочередном порядке, а обязанность по реализации этого права лежит на органах местного самоуправления.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом местного самоуправления.
Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма составляет 18 кв. м общей площади на одного человека, на основании решения Челябинской городской Думы от 25 октября 2005 года N 7/9 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования город Челябинск". Суд правомерно указал, что площадь предоставляемого жилого помещения Е.А.А. должна быть не менее 18 кв. м.
Доводы жалобы о том, что право на получение жилого помещения во внеочередном порядке у Е.А.А. по основаниям п.п. 4 п. 1 ст. 51, п.п. 3 п. 2 ст. 57, ЖК РФ не возникло, так как он проживает в квартире занятой одной семьей, противоречат материалам дела, из которых следует, что брак между Ч.Е.И. и Е.А.В., которым усыновлен Е.А.А., не зарегистрирован, (л.д. 28, 42, 43).
В квартире истица с сыном проживает на основании договора найма от 01 апреля 2005 г., заключенного с Е.А.В. - собственником жилого помещения. Распоряжениями Главы администрации Ленинского района города Челябинска от 20 марта 2013 г. N 423, от 24 апреля 2013 года N 643 Ч.Е.А., сын Е.А.А., 02 января 2003 г. рождения, признаны малоимущими, нуждающимися в жилых помещениям муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма
Решение суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, судом не допущено. Основания к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда города Челябинска от 07 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Челябинска - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)