Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Степанова Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коваленко А.И.,
судей областного суда Кудряшова В.К. и Фединой Е.В.,
с участием прокурора Христич Т.В.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соль-Илецкого района в интересах А.З. к администрации МО Соль-Илецкий район Оренбургской области и Министерству социального развития Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, по апелляционной жалобе Правительства Оренбургской области на решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 12 марта 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Коваленко А.И., объяснения А.З. и заключение прокурора Христич Т.В., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,
установила:
Прокурор Соль-Илецкого района в интересах А.З. обратился в суд с иском к администрации МО Соль-Илецкий район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В иске указали, что в прокуратуру Соль-Илецкого района обратилась А.З. с заявлением о предъявлении в суд иска в ее интересах о защите жилищных прав. Решением Соль-Илецкого районного суда от (дата) мать заявительницы - А.Т. лишена родительских прав. С (дата) по (дата) А.З. находилась в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом Соль-Илецкого района". Распоряжением главы администрации Соль-Илецкого района от (дата) N А.З. поставлена на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с отсутствием собственного жилья. По сведениям ГУП "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" домовладения за А.З. в Соль-Илецком районе не значится. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 1 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" отдельными государственными полномочиями Оренбургской области наделяются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов. Органом местного самоуправления, наделенным государственными полномочиями по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан, по месту проживания А.З. является администрация МО Соль-Илецкий район. Следовательно, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на этот орган местного самоуправления. Таким образом, администрация МО Соль-Илецкий район должна предоставить А.З. жилое помещение в Соль-Илецком районе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Просили суд обязать администрацию муниципального образования Соль-Илецкий район Оренбургской области предоставить А.З. жилое помещение в Соль-Илецком районе по договору социального найма не ниже установленных социальных норм вне очереди за счет средств субъекта Российской Федерации.
Определением суда от 14.02.2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социального развития Оренбургской области.
В судебном заседании помощник прокурора Соль-Илецкого района Сайденова Э.А. и истец А.З. исковые требования поддержали и просили их удовлетворить. А.З. пояснила, что на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении была поставлена в (дата), а в (дата) году из-за отсутствия жилья была лишена родительских прав в отношении дочери.
Представители ответчиков - администрации МО Соль-Илецкий район Оренбургской области, Министерства социального развития Оренбургской области, представители третьих лиц - Министерства строительства жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Администрация МО Соль-Илецкий район, Правительство Оренбургской области в представленных письменных отзывах просили в удовлетворении иска отказать.
Министерство социального развития Оренбургской области в представленных суду возражениях просили исключить министерство из числа надлежащих ответчиков.
Решением Соль-Илецкого районного суда от 12.03.2013 года иск прокурора удовлетворен. Суд постановил: обязать администрацию муниципального образования Соль-Илецкий район Оренбургской области предоставить А.З., (дата) года рождения, жилое помещение в Соль-Илецком районе по договору социального найма не ниже установленных социальных норм вне очереди за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, выделенных на эти цели. В удовлетворении исковых требований прокурора Соль-Илецкого района в интересах А.З. к Министерству социального развития Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм отказано.
В апелляционной жалобе Правительство Оренбургской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Указывает, что до внесения изменений в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, то есть до 01 января 2013 года, А.З. не было реализовано право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма. С учетом внесенных в закон изменений дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. Предоставление указанным лицам жилья по договорам социального найма законом не предусмотрено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании справки о рождении N от (дата) А.З. родилась (дата) в (адрес). Ее родителями указаны: мать - А.Т., отец - А.С. Имеется примечание, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Решением Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 03.09.1992 года А.Т. лишена родительских прав в отношении дочери З.С., (дата) рождения. Ребенок передан на воспитание в детское учреждение.
Справкой Государственного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом Соль-Илецкого района" Оренбургской области N от (дата) подтверждается, что А.З. действительно находилась в детском доме с (дата) по (дата) на полном государственном обеспечении.
В соответствии с Аттестатом об основном общем образовании серии (адрес) от (дата), А.З. в (дата) году окончила государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом" г. Соль-Илецка Оренбургской области и получила основное общее образование.
На основании распоряжения администрации Соль-Илецкого района Оренбургской области N-N от (дата) З.С. поставлена на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемой по договорам социального найма, в связи с отсутствием собственного жилья.
По состоянию на (дата) А.З., (дата) года рождения, числится в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении.
Согласно отметке в паспорте гражданина РФ серии N от (дата) А.З., (дата) года рождения, значится зарегистрированной по адресу: (адрес).
По справке ГУП "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" от (дата) по картотеке предприятия за А.З. домовладения (приватизированной квартиры) в (адрес) и в (адрес) не значится.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" А.З. в настоящее время относится к лицам из числа детей-сирот.
Таким образом, право А.З. на обеспечение ее жилым помещением как лица из числа детей-сирот сторонами не оспаривается.
Разрешая заявленный спор, суд пришел к правильным выводам об удовлетворении исковых требований прокурора. При этом суд обоснованно руководствовался положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакциях, действовавших на момент обращения прокурора в суд с иском, то есть в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан", в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, в соответствии с настоящим законом органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда отдельных категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
На основании пункта 4 Правил расходования и учета субвенций, предоставляемых на обеспечение жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан, утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от 19 октября 2011 года N 1015-п, в редакции, действовавшей на момент подачи иска, формирование жилого фонда для осуществления муниципальными образованиями переданных полномочий за счет субвенций производится путем строительства (долевого участия в строительстве) муниципального жилья; приобретения жилья в муниципальную собственность.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" были внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищный кодекс Российской Федерации, вступившие в силу с 01 января 2013 года, в соответствии с которыми детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Вместе с тем, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание, что прокурор обратился в суд с иском в интересах А.З. до вступления в силу вышеназванных изменений, а именно 18.12.2012 года, суд пришел к правильному выводу, что в данном случае подлежали применению положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и ЖК РФ в редакциях, действовавших на момент предъявления иска, поскольку принадлежащее А.З. право на обеспечение жилым помещением последняя реализовала путем обращения в суд с соответствующим иском до вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы Правительства Оренбургской области о том, что при разрешении настоящего спора подлежали применению положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ с учетом внесенных в него с 01 января 2013 года Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ изменений, являлись предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции и обоснованно не были приняты во внимание по вышеуказанным основаниям.
Иных доводов, влекущих отмену обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба не содержат.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 12 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Оренбургской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4220/2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2013 г. по делу N 33-4220/2013
Судья: Степанова Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коваленко А.И.,
судей областного суда Кудряшова В.К. и Фединой Е.В.,
с участием прокурора Христич Т.В.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соль-Илецкого района в интересах А.З. к администрации МО Соль-Илецкий район Оренбургской области и Министерству социального развития Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, по апелляционной жалобе Правительства Оренбургской области на решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 12 марта 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Коваленко А.И., объяснения А.З. и заключение прокурора Христич Т.В., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,
установила:
Прокурор Соль-Илецкого района в интересах А.З. обратился в суд с иском к администрации МО Соль-Илецкий район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В иске указали, что в прокуратуру Соль-Илецкого района обратилась А.З. с заявлением о предъявлении в суд иска в ее интересах о защите жилищных прав. Решением Соль-Илецкого районного суда от (дата) мать заявительницы - А.Т. лишена родительских прав. С (дата) по (дата) А.З. находилась в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом Соль-Илецкого района". Распоряжением главы администрации Соль-Илецкого района от (дата) N А.З. поставлена на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с отсутствием собственного жилья. По сведениям ГУП "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" домовладения за А.З. в Соль-Илецком районе не значится. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 1 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" отдельными государственными полномочиями Оренбургской области наделяются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов. Органом местного самоуправления, наделенным государственными полномочиями по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан, по месту проживания А.З. является администрация МО Соль-Илецкий район. Следовательно, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на этот орган местного самоуправления. Таким образом, администрация МО Соль-Илецкий район должна предоставить А.З. жилое помещение в Соль-Илецком районе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Просили суд обязать администрацию муниципального образования Соль-Илецкий район Оренбургской области предоставить А.З. жилое помещение в Соль-Илецком районе по договору социального найма не ниже установленных социальных норм вне очереди за счет средств субъекта Российской Федерации.
Определением суда от 14.02.2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социального развития Оренбургской области.
В судебном заседании помощник прокурора Соль-Илецкого района Сайденова Э.А. и истец А.З. исковые требования поддержали и просили их удовлетворить. А.З. пояснила, что на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении была поставлена в (дата), а в (дата) году из-за отсутствия жилья была лишена родительских прав в отношении дочери.
Представители ответчиков - администрации МО Соль-Илецкий район Оренбургской области, Министерства социального развития Оренбургской области, представители третьих лиц - Министерства строительства жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Администрация МО Соль-Илецкий район, Правительство Оренбургской области в представленных письменных отзывах просили в удовлетворении иска отказать.
Министерство социального развития Оренбургской области в представленных суду возражениях просили исключить министерство из числа надлежащих ответчиков.
Решением Соль-Илецкого районного суда от 12.03.2013 года иск прокурора удовлетворен. Суд постановил: обязать администрацию муниципального образования Соль-Илецкий район Оренбургской области предоставить А.З., (дата) года рождения, жилое помещение в Соль-Илецком районе по договору социального найма не ниже установленных социальных норм вне очереди за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, выделенных на эти цели. В удовлетворении исковых требований прокурора Соль-Илецкого района в интересах А.З. к Министерству социального развития Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм отказано.
В апелляционной жалобе Правительство Оренбургской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Указывает, что до внесения изменений в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, то есть до 01 января 2013 года, А.З. не было реализовано право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма. С учетом внесенных в закон изменений дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. Предоставление указанным лицам жилья по договорам социального найма законом не предусмотрено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании справки о рождении N от (дата) А.З. родилась (дата) в (адрес). Ее родителями указаны: мать - А.Т., отец - А.С. Имеется примечание, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Решением Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 03.09.1992 года А.Т. лишена родительских прав в отношении дочери З.С., (дата) рождения. Ребенок передан на воспитание в детское учреждение.
Справкой Государственного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом Соль-Илецкого района" Оренбургской области N от (дата) подтверждается, что А.З. действительно находилась в детском доме с (дата) по (дата) на полном государственном обеспечении.
В соответствии с Аттестатом об основном общем образовании серии (адрес) от (дата), А.З. в (дата) году окончила государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом" г. Соль-Илецка Оренбургской области и получила основное общее образование.
На основании распоряжения администрации Соль-Илецкого района Оренбургской области N-N от (дата) З.С. поставлена на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемой по договорам социального найма, в связи с отсутствием собственного жилья.
По состоянию на (дата) А.З., (дата) года рождения, числится в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении.
Согласно отметке в паспорте гражданина РФ серии N от (дата) А.З., (дата) года рождения, значится зарегистрированной по адресу: (адрес).
По справке ГУП "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" от (дата) по картотеке предприятия за А.З. домовладения (приватизированной квартиры) в (адрес) и в (адрес) не значится.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" А.З. в настоящее время относится к лицам из числа детей-сирот.
Таким образом, право А.З. на обеспечение ее жилым помещением как лица из числа детей-сирот сторонами не оспаривается.
Разрешая заявленный спор, суд пришел к правильным выводам об удовлетворении исковых требований прокурора. При этом суд обоснованно руководствовался положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакциях, действовавших на момент обращения прокурора в суд с иском, то есть в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан", в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, в соответствии с настоящим законом органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда отдельных категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
На основании пункта 4 Правил расходования и учета субвенций, предоставляемых на обеспечение жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан, утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от 19 октября 2011 года N 1015-п, в редакции, действовавшей на момент подачи иска, формирование жилого фонда для осуществления муниципальными образованиями переданных полномочий за счет субвенций производится путем строительства (долевого участия в строительстве) муниципального жилья; приобретения жилья в муниципальную собственность.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" были внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищный кодекс Российской Федерации, вступившие в силу с 01 января 2013 года, в соответствии с которыми детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Вместе с тем, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание, что прокурор обратился в суд с иском в интересах А.З. до вступления в силу вышеназванных изменений, а именно 18.12.2012 года, суд пришел к правильному выводу, что в данном случае подлежали применению положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и ЖК РФ в редакциях, действовавших на момент предъявления иска, поскольку принадлежащее А.З. право на обеспечение жилым помещением последняя реализовала путем обращения в суд с соответствующим иском до вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы Правительства Оренбургской области о том, что при разрешении настоящего спора подлежали применению положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ с учетом внесенных в него с 01 января 2013 года Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ изменений, являлись предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции и обоснованно не были приняты во внимание по вышеуказанным основаниям.
Иных доводов, влекущих отмену обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба не содержат.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 12 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Оренбургской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)