Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ОТ 17.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-228

Разделы:
Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 апреля 2013 г. по делу N 33-228


Председательствующий: Беспалова Т.Е.

Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Солоповой И.В.,
судей - Антуха Б.Е., Черткова С.Н.,
при секретаре - К.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе К.С. ФИО1 на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 22 января 2013 года, которым
отказано в удовлетворении исковых требований К.С. ФИО1 о признании незаконным решения Министерства регионального развития об отказе в предоставлении социальной выплаты на уплату части первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на строительство (приобретение) жилья эконом-класса на земельный участках комплексной застройки, признании права на получение указанной выплаты и возложении обязанности перечислить социальную выплату в размере <данные изъяты> рубля на расчетный счет ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай".
Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., апелляционная коллегия

установила:

К.С. обратилась в суд с иском к Министерству регионального развития Республики Алтай о признании решения Министерства регионального развития N от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, признании права на получение социальной выплаты, об обязании перечислить данную социальную выплату на расчетный счет.
Заявленные требования мотивированы тем, что Постановлением Правительства Республики Алтай N от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления поддержки гражданам в сфере ипотечного жилищного кредитования в Республике Алтай, действующий в рамках Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", согласно которого жителям Республики Алтай предоставляются социальные выплату на уплату части первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на строительство (приобретение) жилья эконом-класса на земельных участках комплексной застройки (согласно п. 2 Порядка). Данное право реализуется путем заключения с кредитными организациями договоров ипотечного кредитования на приобретение (строительство) жилья эконом-класса. С целью приобретения жилья посредством получения ипотечного жилищного кредита и государственной поддержки на уплату части первоначального взноса 08.08.2012 г. между истцом и ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" был заключен предварительный договор долевого участия в строительстве трехэтажного многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, по условиям данного договора стороны обязались в срок не позднее 31 августа 2012 г. заключить договор долевого участия <адрес>. 31.08.2012 г. между истцом и ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" был заключен договор N долевого участия в строительстве трехэтажного многоквартирного жилого дома. Объектом договора долевого строительства является <адрес>. Общая сумма долевого участия составила <данные изъяты>, для оплаты части которой получен ипотечный кредит на сумму <данные изъяты>. Истец указывает, что 22.10.2012 года она обратилась в Министерство регионального развития Республики Алтай с заявлением о получении социальной выплаты, предоставив необходимый пакет документов, предусмотренный п. 10 вышеуказанного Порядка. Согласно п. 9 Порядка, истец рассчитывала получить от ответчика социальную выплату в размере <данные изъяты>. на уплату части первоначального взноса. Решением N от ДД.ММ.ГГГГ Министерством регионального развития РА истцу отказано в предоставлении социальной выплаты, в связи с тем, что первоначальный взнос за квартиру на момент обращения оплачен застройщику полностью и получен ипотечный кредит от ДД.ММ.ГГГГ N, а социальная выплата предоставляется на уплату части первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита, а не на возмещение уже уплаченного первоначального взноса. Следовательно, социальная выплата будет использована не на уплату первоначального взноса, а на погашение основного долга. Ответчик отказал в предоставлении социальный выплаты незаконно, поскольку решение Министерства регионального развития противоречит "Порядку предоставления поддержки гражданам в сфере ипотечного жилищного кредитования в Республике Алтай", а также положениям предварительного договора долевого участия в строительстве трехэтажного многоквартирного дома от 08.08.2012 года и положениям договора долевого участия в строительстве трехэтажного многоквартирного <адрес> от 31 августа 2012 года. Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что право на поддержку в сфере ипотечного жилищного кредитования в Республике Алтай имеют граждане, постоянно проживающие в Республике Алтай и получившие ипотечный жилищный кредит: в период не ранее 1 января 2012 года на строительство (покупку) жилья эконом-класса (1 и 2 комнатные квартиры в многоквартирных домах) на земельных участках комплексной застройки, находящихся на территории Республики Алтай, за исключением жилого помещения, приобретенного по ипотечному жилищному кредиту. Пунктом 15 Порядка предусмотрены основания для отказа в предоставлении социальной выплаты, перечень которых является исчерпывающим: это не предоставление документов, указанных в п. п. 6, 10, 12 Порядка; несоответствие гражданина критериям, установленным п. п. 4, 16 Порядка. Истец указал, что поскольку все необходимые документы были предоставлены, у ответчика отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении социальной выплаты.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласилась К.С. ФИО1, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указала, что решение суда является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по причине несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела. 22.10.2012 года она обратилась в Министерство регионального развития Республики Алтай с заявлением о получении социальной выплаты, предоставив необходимый пакет документов, предусмотренный п. 10 вышеуказанного Порядка. 2 ноября комиссией по приему и рассмотрению документов Министерства регионального развития РА было принято решение о предоставлении социальной выплаты, о чем была выдана справка N. 12 ноября 2012 года указанной комиссией было повторно рассмотрено заявление о предоставлении субсидии и вынесено решение об отказе в предоставлении субсидии по причине того, что субсидия предоставляется на уплату части первоначального взноса, а не на возмещение уже уплаченного первоначального взноса. Выводы комиссии противоречат положениям предварительного договора долевого участия в строительстве, согласно которого первоначальный взнос при получении ипотечного жилищного кредита на строительство жилья эконом-класса составляют <данные изъяты>. и социальная выплата <данные изъяты>. При поступлении денежных средств в ОАО Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай из Министерства регионального развития РА, данные денежные средства будут зачислены на счет в качестве первоначального взноса, а излишне уплаченные денежные средства будут возвращены истцу агентством. Порядком предоставления субсидий не предусмотрена возможность пересмотра решений о предоставлении социальных выплат. Решение 12 ноября 2012 года принималось несмотря на то, что решение 02 ноября 2012 года не было отменено. Судом при принятии решения не была дана оценка обстоятельствам отказа в предоставлении субсидии. Вопрос, почему основания отказа в предоставлении социальной выплаты заложенные в решении Министерства регионального развития РА от 12.11.2012 года противоречат положениям порядка остался неразрешенным. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал, что на момент заключения предварительного договора долевого участия в строительстве дома от 08.08.2012 года и договора N долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома от 31.08.2012 года истцу на праве совместной собственности принадлежали жилой дом и земельный участок в <адрес>. Указанный вывод суда противоречит положениям, указанным в п. 10 Порядка, который предусматривает предоставление сведений о правах гражданина на момент обращения за получением социальной выплаты. При рассмотрении заявления о предоставлении социальной выплаты ответчиком данное обстоятельство основанием для отказа в предоставлении выплаты не являлось. Кроме того, на момент обращения с заявлением о получении социальной выплаты у истца не мелось зарегистрированных прав на недвижимое имущество.
Представитель ответчика Ч. в возражениях просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указал, что при рассмотрении заявления К.С. на первом заседании комиссии по приему и рассмотрению документов 01.11.2012 года заявителем были представлены документы удовлетворяющие требованиям п. 10 Порядка предоставления поддержки граждан в сфере ипотечного жилищного строительства, в связи с чем заявителю была выдана справка о возможности предоставления субсидии. На втором заседании комиссии рассматривался вопрос о перечислении социальной выплаты продавцу квартиры, для чего заявителем были предоставлены дополнительные документы согласно п. 10 указанного Порядка. На третьем заседании комиссии были получены сведения о наличии у К.С. на момент заключения договора долевого участия в строительстве и кредитного договора иного жилого помещения в собственности, а также было установлено, что первоначальный взнос по договору долевого участия в строительстве был оплачен заемщиком полностью при подписании договора. Проводимые заседания комиссии были необходимы для правильного принятия решения и выяснения обстоятельств, которые были неизвестны комиссии, конкретные полномочия и порядок работы комиссии не установлены, поэтому возвращаясь к данному вопросу комиссия действовала правомочно. В случае предоставления социальной выплаты К.С. бюджетные средства будут израсходованы не на цели, предусмотренные Порядком. Наличие у К.С. в собственности иного жилого помещения противоречит подпункту 2 пункта 4 Порядка.
Проверив материалы дела, заслушав К.С., ее представителя П., поддержавших апелляционную жалобу, представителя ответчика Ч., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 5 ЖК РФ в соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (ч. 6 ст. 5 ЖК РФ).
В соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай от 22 января 2009 года N 9 "О порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных республиканских целевых программ" Правительством Республики Алтай утверждена программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Согласно постановления Правительства Республики Алтай от 16.09.2010 года N 199 программа "Жилище" принимается в целях реализации мероприятий по жилищному строительству, обеспечению жильем молодых семей, переселению граждан из аварийного жилищного фонда, ипотечному жилищному кредитованию на территории Республики Алтай.
Указанная программа содержит конкретные мероприятия, направленные на достижение заявленных целей, предусмотренные следующими подпрограммами: 1) "Обеспечение жильем молодых семей" (приложение N 1); 2) "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Республики Алтай, в том числе в сельской местности" (приложение N 2); 3) "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Алтай" (приложение N 3); 4) "Кадровое обеспечение задач строительства в Республике Алтай" (приложение N 7). В данных подпрограммах урегулированы основные положения, касающиеся поддержки определенных категорий граждан, цели, и порядок такой поддержки.
В подпрограмме "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Республики Алтай, в том числе в сельской местности", имеется приложение N 5, представляющий собой Порядок предоставления поддержки граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования в Республике Алтай (далее по тексту Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка, поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования в Республике Алтай осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай в форме социальной выплаты на возмещение части процентной ставки по привлеченным ипотечным жилищным кредитам (социальная выплата С1), либо на уплату части первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на строительство (приобретение) жилья эконом-класса (1 и 2 комнатные квартиры в многоквартирных домах) на земельных участках комплексной застройки (социальная выплата С2), либо на уплату части первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилого помещения (квартиры) эконом-класса в строящемся многоквартирном доме на территории Республики Алтай и (или) введенном в эксплуатацию с 2010 года с привлечением средств материнского (семейного) капитала (социальная выплата С3).
Предоставление социальных выплат (С1), (С2) и (С3) осуществляет Министерство регионального развития Республики Алтай (далее - Министерство) (п. 3 Порядка).
Согласно положений подпункта 2 пункта 4 Порядка право на поддержку в сфере ипотечного жилищного кредитования в Республике Алтай имеют граждане, постоянно проживающие в Республике Алтай и получившие ипотечный жилищный кредит в период не ранее 1 января 2012 года на строительство (покупку) жилого помещения эконом-класса (1 и 2 комнатные квартиры в многоквартирных домах) на земельных участках комплексной застройки, находящихся на территории Республики Алтай, при отсутствии в собственности у гражданина и его супруга иного жилого помещения, кроме приобретенного по ипотечному договору.
Как следует из материалов дела, 22 октября 2012 года в рамках подпрограммы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Республики Алтай, в том числе в сельской местности" К.С. обратилась в Министерство регионального развития с заявлением о предоставлении социальной выплаты на уплату части первоначального взноса (социальная выплата С2) при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилья эконом-класса на земельных участках комплексной застройки.
Из протокола заседания комиссии по приему и рассмотрению документов, поступающих в Министерство регионального развития Республики Алтай для получения социальной выплаты от 12 ноября 2012 года следует, что комиссия отказала К.С. в предоставлении социальной выплаты, указывая, что первоначальный взнос К.С. оплачен в полном объеме застройщику ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай", ипотечный кредит получен. Оснований для перечисления денежных средств на уплату части первоначального взноса застройщику не имеется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что К.С. не имеет право на социальную выплату, поскольку на момент заключения предварительного договора долевого участия в строительстве дома от 08 августа 2012 года и договора N долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома от 31.08.2012 года, ей на праве совместной собственности с супругом ФИО2 принадлежали жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.
Апелляционная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела, и представленные в их подтверждение доказательства, соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворения исковых требований, поскольку данный вывод не противоречат нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Социальным, или пользующимся государственными дотациями, жилищным строительством считается строительство жилищ, по размерам, оснащению и цене или квартирной плате предназначенных и доступных для широких слоев населения. Характерными признаками для строительства социальных жилищ являются ориентация на получателей доходов определенного размера, учет потребностей в жилой площади особых категорий населения, обязательное соблюдение предписаний по максимальной площади и оснащению жилищ. Участие государства в финансировании строительства социальных жилищ имеет целью увеличение предложения относительно дешевых квартир для массы нуждающихся в них, относящихся к категории получателей доходов ниже среднего уровня, поэтому приобретение права на получение, предусмотренной законом социальной выплаты обусловлено, в том числе, уровнем обеспеченности заявителя жилым помещением.
Доводы о противоречии выводов суда первой инстанции положениям п. 10 Порядка апелляционная коллегия находит ошибочными, основанными на неверном толковании действующего законодательства.
Так, в пункте 4 Порядка указаны критерии, которым должны отвечать граждане, претендующие на поручение социальной выплаты, среди которых, в частности, названо получение гражданином ипотечного кредита после 1 января 2012 года при отсутствии у него в собственности жилого помещения на территории Республики Алтай, за исключением приобретенного по ипотечному кредиту.
В пункте 10 Порядка указан перечень документов, необходимых для принятия соответствующим органом решения о возможности предоставления социальной выплаты, среди которых сведения о наличии (отсутствии) в собственности гражданина жилых помещений на момент обращения за получением социальной выплаты.
Из системного толкования указанных норм в их логической взаимосвязи следует, что момент обращения с заявлением о получении социальной выплаты на уплату части первоначального взноса (С2) предшествует моменту приобретения жилого помещения по ипотечному кредиту. Предоставление сведений о правах заявителя на объекты недвижимого имущества на момент обращения за социальной выплатой не устанавливает новых и не изменяет существующих критериев отнесения заинтересованного гражданина к категории лиц, претендующие на поручение социальной выплаты.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в решении суда первой инстанции выводов по обстоятельствам отказа в предоставлении социальной выплаты, указанным в решении комиссии по приему и рассмотрению документов, поступающих в Министерство регионального развития Республики Алтай также не могут повлечь отмену принятого решения.
Как следует из материалов дела, 08 августа 2012 года между ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай" и К.С. заключен предварительный договор долевого участия в строительстве трехэтажного жилого дома, по условия которого застройщик обязуется в будущем заключить с участником долевого строительства договор долевого участия в строительстве трехэтажного многоквартирного дома по адресу: <адрес>. По условиям предварительного договора сторонами была предусмотрена цена жилого помещения и порядок расчетов, согласно которого первоначальный взнос в сумме <данные изъяты> рублей подлежал оплате заемщиком самостоятельно, 147375 рублей подлежали оплате в безналичном порядке как социальная выплата, денежная сумма <данные изъяты> рублей подлежали оплате за счет кредитных средств АКИБ "Образование (ЗАО).
31 августа 2012 года между вышеуказанными лицами заключен договор долевого участия в строительстве трехэтажного многоквартирного жилого дома, по условиям которого застройщик осуществляет инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений в строительство трехэтажного многоквартирного дома, на земельном участке по адресу: <адрес>.
Объектом долевого строительства является двухкомнатная <адрес>, расположенная в подъезде N на третьем этаже, общей площадью по проекту 47,16 кв. м, в том числе жилой площадью 47,16 кв. м (п. 1.4 договора).
В соответствии с п. 2.1 договора, общая сумма долевого участия, подлежащая внесению участником долевого строительства, составляет <данные изъяты>.
Первоначальный взнос в размере <данные изъяты>. оплачивается участником долевого строительства за счет собственных средств в течение пяти рабочих дней с момента регистрации основного договора в Управлении Росреестра по Республике Алтай (п. 2.2.1), денежная сумма в размере <данные изъяты> предоставляется участнику долевого строительства по кредитному договору N от 31.08.2012 г., заключенному между Участником долевого строительства и АКИБ "Образование" в безналичной форме в течение 10 дней с момента регистрации договора (п. 2.2.2).
Как следует из материалов дела, с заявлением о получении социальной выплаты К.С. обратилась 22 октября 2012 года, из пояснений истца в ходе судебного разбирательства следует, что первоначальный взнос к тому времени ею был оплачен.
Таким образом, изменив условия оплаты первоначального взноса и оплатив его, заявитель фактически отказался от получения социальной выплаты (С2). Получение социальной выплаты в счет возмещения уже оплаченного первоначального взноса противоречит существу социальной выплаты данного вида.
Довод апелляционной жалобы о том, что порядком предоставления социальных выплат не предусмотрена возможность пересмотра решения о предоставлении социальной выплаты апелляционная коллегия не принимает, как основанные на неверном толковании действующего законодательства, поскольку из положений п. 10 Порядка следует, что при обращении заявителя комиссией разрешается вопрос о возможности предоставления социальной выплаты, а непосредственно выплата производится после предоставления дополнительных документов - копии кредитного договора и копии договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве. Как указано выше, договор долевого участия в строительстве сведений об оплате первоначального взноса в т.ч. за счет социальной выплаты не содержал.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия

определила:

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 22 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.С. ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий
И.В.СОЛОПОВА

Судьи
Б.Е.АНТУХ
С.Н.ЧЕРТКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)