Судебные решения, арбитраж
Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Е.В. Желтоухова, В.А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2013 года по делу N А19-21880/2012 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "НОРД-ВЕСТ" (ОГРН 1033801761322, ИНН 3812003473) к Службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715, ИНН 3808171877) о признании незаконным и отмене постановления N 3-37/12 от 07.11.2012 г.,
(суд первой инстанции Колосов В.И.),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Булыгин П.М. - представитель по доверенности от 21.05.2013 г.;
- от заинтересованного лица: не явился,
Общество с ограниченной ответственностью "НОРД-ВЕСТ" (далее ООО "НОРД-ВЕСТ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (далее Служба, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 3-37/12 от 07.11.2012 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2013 года требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу, в том числе, о нарушении административным органом норм процессуального права при привлечении Общества к ответственности, выразившееся в неизвещении ООО "НОРД-ВЕСТ" о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Служба обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая, в том числе, что определение о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении было получено представителем заявителя.
ООО "НОРД-ВЕСТ" отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
Представитель заявителя просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился. В соответствии с п. 2 ст. 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, выслушав доводы представителя заявителя, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "НОРД-ВЕСТ" зарегистрировано в качестве юридического лица 10 ноября 2008 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1033801761322.
ООО "НОРД-ВЕСТ" осуществляет деятельность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства объектов.
В период с 4 по 7 июля 2012 года должностными лицами Службы проведена внеплановая проверка деятельности ООО "НОРД-ВЕСТ" по соблюдению законодательства о долевом строительстве.
Для проведения проверки административным письмом от 07.06.2012 г. N 72-37-3299/12 были запрошены документы:
- - устав юридического лица со всеми вносимыми изменениями или иные учредительные документы;
- - приказ или иного документа о назначении на должность руководителя юридического лица;
- - свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- - свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе; - правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых ведется долевое строительство;
- - положительное заключение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, возводимых за счет денежных средств участников долевого строительства (далее - объекты);
- - сводные сметные расчеты стоимости строительства объектов;
- - разрешение на строительство объектов;
- - проектные декларации на объекты;
- - свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- - договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с первым участником долевого строительства (по каждому объекту) с приложением документов, подтверждающих факт оплаты по каждому договору;
- - реестр договоров долевого участия в строительстве по каждому объекту с указанием номера договора, даты его заключения, фамилии, имени, отчества участника долевого строительства, дат и сумм оплаты по договору;
- - регистр бухгалтерского учета по счетам 08, 76, 86 и по другим счетам бухгалтерского учета, позволяющие проследить поступление денежных средств и использование денежных средств участников долевого строительства за период с 01.01.2009 г. по 31.12.2011 г.;
- - разрешения на ввод в эксплуатацию объектов (при их наличии).
В установленный срок Общество представило административному органу не все запрошенные документы.
Данное обстоятельство явилось основанием для составления должностным лицом Службы в отношении заявителя протокола об административном правонарушении N 3976пр от 15.08.2012 г. о совершении ООО "НОРД-ВЕСТ" правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ.
Постановлением от 7 ноября 2012 года N 3-37/12 по делу об административном правонарушении в сфере долевого строительства объектов недвижимости ООО "НОРД-ВЕСТ" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.28 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции считает правильной позицию суда первой инстанции о незаконности названного постановления по мотиву нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Таким образом, при рассмотрении данной категории дел арбитражный суд, в числе прочего, проверяет соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
В пункте 2.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 года N 267-О указано, что право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закрепленное статьей 45 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности.
Применительно к производству по делам об административных правонарушениях действующее законодательство предусматривает для лиц, привлекаемых к административной ответственности, ряд гарантий реализации права на защиту.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Таким образом, действующее законодательство содержит императивное требование о том, что лицо может быть привлечено к административной ответственности только при условии соблюдения порядка производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении административный орган выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Суду при рассмотрении дела об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2011 года N 71) нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Кроме того, судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ (пункт 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10).
Из материалов дела следует, что обжалуемое постановление N 3-37/12 от 07.11.2012 г. вынесено в отсутствие законного или уполномоченного представителя ООО "НОРД-ВЕСТ".
При этом Общество в заявлении об оспаривании постановления о назначении административного наказания утверждает о неполучении им какого-либо извещения (уведомления, определения) о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
При этом, определение от 01.10.2012 г. о рассмотрении дела об административном правонарушении направлено по юридическому адресу ООО "НОРД-ВЕСТ" (т. 1 л.д. 70 - 71), однако, как правильно указал суд первой инстанции, установить лицо, получившее указанное определение - не возможно.
Учитывая, что Обществом факт уведомления о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении отрицается, при отсутствии каких либо доказательств, что лицо, получившее определение от 01.10.2012 г. о рассмотрении дела об административном правонарушении, является законным представителем заявителя, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что на момент вынесения постановления N 3-37/12 от 07.11.2012 г. о привлечении заявителя к административной ответственности ООО "НОРД-ВЕСТ" не было извещено надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Доказательств обратного административным органом в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции признает несостоятельным довод апелляционной жалобы, что определение о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении было получено представителем заявителя со ссылкой на письмо УФПС Иркутской области - Филиал ФГУП "Почта России" от 31.01.2013 г. о том, что всю корреспонденцию получают представители ООО "НОРД-ВЕСТ" Каретников П.А. и Синявский И.В., поскольку из указанного документа нельзя сделать вывод, кто именно 15.10.2012 г. и на основании какой доверенности получил спорное определение.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции вынужден признать, что Службой не доказан факт извещения ООО "НОРД-ВЕСТ" о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В результате, Общество было лишено прав, предусмотренных вышеуказанными нормами закона, в том числе Конституционного права на квалифицированную юридическую защиту.
В Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2004 года N 12133/03 и от 3 августа 2004 года N 5960/04 указано, что установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о нарушении административным органом норм процессуального права при привлечении Общества к административной ответственности, в связи с чем, законно и обоснованно признал незаконным и отменил Постановление Службы N 3-37/12 от 07.11.2012 г. о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ.
Иные доводы административного органа, приведенные в апелляционной жалобе, по существу не влияют на правильность принятого судом первой инстанции решения.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
На основании части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
С 1 ноября 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Частью 6 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей - 5 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
Учитывая, что решение суда первой инстанции и настоящее постановление вынесены после 1 ноября 2010 года, а наложенный на заявителя административный штраф не превышает 100 000 рублей, то в силу части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применяется порядок обжалования, установленный частью 5.1 статьи 211 этого Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ).
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2013 года по делу N А19-21880/2012, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2013 года по делу N А19-21880/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.07.2013 ПО ДЕЛУ N А19-21880/2012
Разделы:Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2013 г. по делу N А19-21880/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Е.В. Желтоухова, В.А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2013 года по делу N А19-21880/2012 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "НОРД-ВЕСТ" (ОГРН 1033801761322, ИНН 3812003473) к Службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715, ИНН 3808171877) о признании незаконным и отмене постановления N 3-37/12 от 07.11.2012 г.,
(суд первой инстанции Колосов В.И.),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Булыгин П.М. - представитель по доверенности от 21.05.2013 г.;
- от заинтересованного лица: не явился,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НОРД-ВЕСТ" (далее ООО "НОРД-ВЕСТ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (далее Служба, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 3-37/12 от 07.11.2012 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2013 года требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу, в том числе, о нарушении административным органом норм процессуального права при привлечении Общества к ответственности, выразившееся в неизвещении ООО "НОРД-ВЕСТ" о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Служба обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая, в том числе, что определение о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении было получено представителем заявителя.
ООО "НОРД-ВЕСТ" отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
Представитель заявителя просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился. В соответствии с п. 2 ст. 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, выслушав доводы представителя заявителя, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "НОРД-ВЕСТ" зарегистрировано в качестве юридического лица 10 ноября 2008 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1033801761322.
ООО "НОРД-ВЕСТ" осуществляет деятельность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства объектов.
В период с 4 по 7 июля 2012 года должностными лицами Службы проведена внеплановая проверка деятельности ООО "НОРД-ВЕСТ" по соблюдению законодательства о долевом строительстве.
Для проведения проверки административным письмом от 07.06.2012 г. N 72-37-3299/12 были запрошены документы:
- - устав юридического лица со всеми вносимыми изменениями или иные учредительные документы;
- - приказ или иного документа о назначении на должность руководителя юридического лица;
- - свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- - свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе; - правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых ведется долевое строительство;
- - положительное заключение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, возводимых за счет денежных средств участников долевого строительства (далее - объекты);
- - сводные сметные расчеты стоимости строительства объектов;
- - разрешение на строительство объектов;
- - проектные декларации на объекты;
- - свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- - договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с первым участником долевого строительства (по каждому объекту) с приложением документов, подтверждающих факт оплаты по каждому договору;
- - реестр договоров долевого участия в строительстве по каждому объекту с указанием номера договора, даты его заключения, фамилии, имени, отчества участника долевого строительства, дат и сумм оплаты по договору;
- - регистр бухгалтерского учета по счетам 08, 76, 86 и по другим счетам бухгалтерского учета, позволяющие проследить поступление денежных средств и использование денежных средств участников долевого строительства за период с 01.01.2009 г. по 31.12.2011 г.;
- - разрешения на ввод в эксплуатацию объектов (при их наличии).
В установленный срок Общество представило административному органу не все запрошенные документы.
Данное обстоятельство явилось основанием для составления должностным лицом Службы в отношении заявителя протокола об административном правонарушении N 3976пр от 15.08.2012 г. о совершении ООО "НОРД-ВЕСТ" правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ.
Постановлением от 7 ноября 2012 года N 3-37/12 по делу об административном правонарушении в сфере долевого строительства объектов недвижимости ООО "НОРД-ВЕСТ" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.28 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции считает правильной позицию суда первой инстанции о незаконности названного постановления по мотиву нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Таким образом, при рассмотрении данной категории дел арбитражный суд, в числе прочего, проверяет соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
В пункте 2.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 года N 267-О указано, что право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закрепленное статьей 45 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности.
Применительно к производству по делам об административных правонарушениях действующее законодательство предусматривает для лиц, привлекаемых к административной ответственности, ряд гарантий реализации права на защиту.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Таким образом, действующее законодательство содержит императивное требование о том, что лицо может быть привлечено к административной ответственности только при условии соблюдения порядка производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении административный орган выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Суду при рассмотрении дела об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2011 года N 71) нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Кроме того, судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ (пункт 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10).
Из материалов дела следует, что обжалуемое постановление N 3-37/12 от 07.11.2012 г. вынесено в отсутствие законного или уполномоченного представителя ООО "НОРД-ВЕСТ".
При этом Общество в заявлении об оспаривании постановления о назначении административного наказания утверждает о неполучении им какого-либо извещения (уведомления, определения) о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
При этом, определение от 01.10.2012 г. о рассмотрении дела об административном правонарушении направлено по юридическому адресу ООО "НОРД-ВЕСТ" (т. 1 л.д. 70 - 71), однако, как правильно указал суд первой инстанции, установить лицо, получившее указанное определение - не возможно.
Учитывая, что Обществом факт уведомления о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении отрицается, при отсутствии каких либо доказательств, что лицо, получившее определение от 01.10.2012 г. о рассмотрении дела об административном правонарушении, является законным представителем заявителя, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что на момент вынесения постановления N 3-37/12 от 07.11.2012 г. о привлечении заявителя к административной ответственности ООО "НОРД-ВЕСТ" не было извещено надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Доказательств обратного административным органом в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции признает несостоятельным довод апелляционной жалобы, что определение о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении было получено представителем заявителя со ссылкой на письмо УФПС Иркутской области - Филиал ФГУП "Почта России" от 31.01.2013 г. о том, что всю корреспонденцию получают представители ООО "НОРД-ВЕСТ" Каретников П.А. и Синявский И.В., поскольку из указанного документа нельзя сделать вывод, кто именно 15.10.2012 г. и на основании какой доверенности получил спорное определение.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции вынужден признать, что Службой не доказан факт извещения ООО "НОРД-ВЕСТ" о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В результате, Общество было лишено прав, предусмотренных вышеуказанными нормами закона, в том числе Конституционного права на квалифицированную юридическую защиту.
В Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2004 года N 12133/03 и от 3 августа 2004 года N 5960/04 указано, что установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о нарушении административным органом норм процессуального права при привлечении Общества к административной ответственности, в связи с чем, законно и обоснованно признал незаконным и отменил Постановление Службы N 3-37/12 от 07.11.2012 г. о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ.
Иные доводы административного органа, приведенные в апелляционной жалобе, по существу не влияют на правильность принятого судом первой инстанции решения.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
На основании части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
С 1 ноября 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Частью 6 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей - 5 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
Учитывая, что решение суда первой инстанции и настоящее постановление вынесены после 1 ноября 2010 года, а наложенный на заявителя административный штраф не превышает 100 000 рублей, то в силу части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применяется порядок обжалования, установленный частью 5.1 статьи 211 этого Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ).
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2013 года по делу N А19-21880/2012, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2013 года по делу N А19-21880/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ
Д.Н.РЫЛОВ
Судьи
В.А.СИДОРЕНКО
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
В.А.СИДОРЕНКО
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)