Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Дюкина В.Ю., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
от истца - Федерова Е.С., служебное удостоверение, поручение от 13.05.2013,
- от общества с ограниченной ответственностью "Спортивный комплекс "Уктус" - Кривошеина Е.В., доверенность от 09.08.2010; Савченко А.Ю., доверенность от 23.07.2012;
- от иных лиц, участвующих в деле - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы истца заместителя прокурора Свердловской области и ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 марта 2013 года
по делу N А60-46664/2012,
вынесенное судьей Григорьевой С.Ю.,
по иску заместителя прокурора Свердловской области в интересах Свердловской области в лице Правительства Свердловской области
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, обществу с ограниченной ответственностью "Спортивный комплекс "Уктус" (ОГРН 1026605758145, ИНН 6674105466),
третьи лица Министерство природных ресурсов по Свердловской области, общество с ограниченной ответственностью "Центр стрелкового спорта" (ОГРН 1069658115108, ИНН 6658254647), общественно-государственное объединение "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" (ОГРН 1037739407826, ИНН 7714012406), муниципальное бюджетное учреждение "Екатеринбургское лесничество" (ОГРН 1106671005154, ИНН 6671314302), Департамент по управлению муниципальным имуществом,
о признании сделок недействительными, применении последствий недействительности сделок,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Спортивный комплекс "Уктус" (ОГРН 1026605758145, ИНН 6674105466)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области
о признании ничтожной сделкой дополнительного соглашения о расторжении договора аренды земельного участка,
установил:
заместитель прокурора Свердловской области в интересах Свердловской области в лице Правительства Свердловской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, обществу с ограниченной ответственностью "Спортивный комплекс "Уктус" (далее - ООО "СК "Уктус") о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка от 27.11.2009 N Т-229/1158, заключенного между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и ООО "СК "Уктус"; применении последствий недействительности сделки в виде обязания ООО "СК "Уктус" возвратить Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области земельный участок площадью 237809 кв. м с кадастровым номером 66:41:0000000:921, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский" (дело N А60-46664/2012).
Также заместитель прокурора Свердловской области в интересах Свердловской области в лице Правительства Свердловской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ООО "СК "Уктус" о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка от 27.11.2009 N Т-231/1158, заключенного между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и ООО "СК "Уктус"; применении последствий недействительности сделки в виде обязания ООО "СК "Уктус" возвратить Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области земельный участок площадью 440863 кв. м с кадастровым номером 66:41:0507002:5, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский" (дело N А60-46667/2012).
Также заместитель прокурора Свердловской области в интересах Свердловской области в лице Правительства Свердловской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ООО "СК "Уктус" о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка от 27.11.2009 N Т-228/1158, заключенного между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и ООО "СК "Уктус"; применении последствий недействительности сделки в виде обязания ООО "СК "Уктус" возвратить Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области земельный участок площадью 170417 кв. м с кадастровым номером 66:41:0507005:3, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский" (дело N А60-46878/2012).
Заместитель прокурора Свердловской области в интересах Свердловской области в лице Правительства Свердловской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ООО "СК "Уктус" о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка от 27.11.2009 N Т-230/1158, заключенного между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и ООО "СК "Уктус"; применении последствий недействительности сделки в виде обязания ООО "СК "Уктус" возвратить Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области земельный участок площадью 9675 кв. м с кадастровым номером 66:41:0507001:32, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский" (дело N А60-46665/2012).
Заместитель прокурора Свердловской области в интересах Свердловской области в лице Правительства Свердловской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ООО "СК "Уктус" о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка от 27.11.2009 N Т-221/1158, заключенного между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и ООО "СК "Уктус"; применении последствий недействительности сделки в виде обязания ООО "СК "Уктус" возвратить Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области земельный участок площадью 9562 кв. м с кадастровым номером 66:41:0507001:36, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский" (дело N А60-46666/2012).
Заместитель прокурора Свердловской области в интересах Свердловской области в лице Правительства Свердловской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ООО "СК "Уктус" о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка от 27.11.2009 N Т-227/1158, заключенного между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и ООО "СК "Уктус"; применении последствий недействительности сделки в виде обязания ООО "СК "Уктус" возвратить Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области земельный участок площадью 216547 кв. м с кадастровым номером 66:41:0000000:919, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский" (дело N А60-46905/2012).
Кроме того, ООО "СК "Уктус" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (с учетом уточнения требований, принятого судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным (ничтожным) соглашения от 27.11.2009 о расторжении договора аренды от 25.09.2003 N Т-532/1013, заключенного между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и ООО "СК "Уктус"; применении последствий недействительности сделки в виде обязания Министерства возвратить ООО СК "Уктус" земельные участки с кадастровыми номерами: 66:41:0000000:921, 66:41:0507005:3, 66:41:0507002:5, 66641:0507001:32, 66:41:0507001:36, 66:41:0000000:919, аннулировать запись о государственной регистрации прекращения аренды земельного участка от 25.09.2003 N Т-532/1013 (дело N А60-47949/2012).
Определением суда от 27.12.2012 дела N А60-46664/2012, N А60-46878/2012, N А60-46667/2012, N А60-46665/2012, N А60-46666/2012, N А60-46905/2012, N А60-47949/2012 объединены в одно производство для совместного рассмотрения в соответствии со ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, делу присвоен номер А60-46664/2012.
Определениями суда от 27.12.2013, 23.01.2013 и от 13.02.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов по Свердловской области, общество с ограниченной ответственностью "Центр стрелкового спорта, общественно-государственное объединение "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо", муниципальное бюджетное учреждение "Екатеринбургское лесничество", Департамент по управлению муниципальным имуществом.
Решением суда от 11.03.2013 признаны недействительными договоры аренды от 27.11.2009 N Т-229/1158, от 27.11.2009 N Т-228/1158, от 27.11.2009 N Т-231/1158, от 27.11.2009 N Т-230/1158, от 27.11.2009 N Т-221/1158, от 27.11.2009 N Т-227/1158. В применении последствий недействительности сделок отказано. Признано недействительным соглашение от 27.11.2009 о расторжении договора от 01.10.2003 N Т-532/1013. В применении последствий недействительности сделки отказано.
Прокурор с решением суда от 11.03.2013 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований о применении последствий недействительности договоров аренды земельных участков от 27.11.2009 N Т-229/1158, от 27.11.2009 N Т-231/1158, от 27.11.2009 N Т-228/1158, от 27.11.2009 N Т-230/1158, от 27.11.2009 N Т-221/1158, от 27.11.2009 N Т-227/1158 отменить, исковые требования в указанной части удовлетворить. В апелляционной жалобе прокурор ссылается на то, что по смыслу п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации для возврата полученного по недействительной достаточно установить только факт передачи имущества во исполнение недействительной сделки.
Прокурор в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Министерство также обжаловало решение суда от 11.03.2013 в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просило решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Ответчик ссылается на неправильное применение судом положений ст. 7, 23, 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 34, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 14 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Заявитель жалобы считает, что спорные земельные участки как лесные участки не индивидуализированы, в связи с чем не могли являться объектом гражданского оборота как лесные участки. Поскольку на момент предоставления спорных участков в аренду соответствующий лесохозяйственный регламент разработан не был, в отношении городских лесов не проведено лесоустройство, то основания для признания спорных участков лесными отсутствовали. Заявитель жалобы также не согласен с выводом суда о допущенных при формировании данных участков нарушениях лесного законодательства, поскольку проект границ, результаты межевания, проведения кадастрового учета данных объектов как земельных участков, а также государственная регистрация права собственности Свердловской области на них в установленном порядке не оспорены и являются действующими. Таким образом, по мнению заявителя жалобы, распоряжаясь спорными земельными участками, сформированными для целей, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, и поставленными на кадастровый учет в соответствии с требованиями земельного законодательства, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области правомерно руководствовалось нормами земельного законодательства, не предусматривающими проведение аукциона в случаях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Кроме того, ответчик ссылается на Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Екатеринбург", согласно которым спорные земельные участки находятся в территориальных зонах Р-1 (зона рекреационно-ландшафтных территорий) и Ц-4 (зона центра обслуживания рекреационных территорий), на них распространено действие соответствующих градостроительных регламентов. По мнению заявителя апелляционной жалобы, на момент заключения соглашения от 27.11.2009 о расторжении договора аренды от 01.10.2003 N Т-532/1013 полномочиями по распоряжению спорными земельными участками обладало Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Заявитель апелляционной жалобы в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направил.
Истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы ответчика не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения. Истец считает, что спорные земельные участки являются лесными участками, распоряжение которыми должно проводиться в соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации. Истец указывает, что на дату заключения оспариваемых договоров лесохозяйственный регламент в отношении спорных земельных участков не принят, распоряжение этими земельными участками было произведено с нарушением ст. 14.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", оспариваемые договоры был заключены с нарушением требований ч. 3 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 71, ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения аукциона.
ООО "СК "Уктус" в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционных жалоб не согласились по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции представителей не направили, отзывы на апелляционные жалобы не представили.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции только в обжалованной части в соответствии с п. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между Министерством (арендодатель) и ООО "СК "Уктус" (арендатор, с учетом договора уступки права требования от 30.10.2003, зарегистрированного 19.11.2003) заключен договор аренды от 01.10.2003 N Т-532/1013 земельного участка, категория земель: земли поселений, площадью 449 га, с кадастровым номером 66641:0000000:0030, на срок с 01.10.2003 по 01.10.2052 (в редакции дополнительного соглашения от 26.10.2006, т. 1 л.д. 88-93, 104, 105, 111).
В дополнительном соглашении от 27.09.2005 стороны согласовали иную дату подписания договора N Т-532/1013-25.09.2003 (л.д. 113 т. 1).
В дальнейшем в соответствии приказами МУГИСО от 09.07.2008 N 1940 и от 17.09.2009 N 1804 с указанный земельный участок разделен на 26 земельных участков (л.д. 137-140 т. 1).
27.11.2009 на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 23.11.2009 N 2404 Министерством и ООО "СК "Уктус" заключили соглашение о расторжении договора аренды от 25.09.2003 N Т-532/1013 (л.д. 141, 142 т. 1).
Между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (арендодатель) и ООО "СК "Уктус" (арендатор) заключен договор аренды от 27.11.2009 N Т-229/1158 земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 237809 кв. м с кадастровым номером 66:41:0000000:921, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский", с разрешенным использованием - земли под лесопарками (п. 1.1. договора л.д. 8 т. 1).
Срок действия договора установлен с 23.11.2009 по 23.11.2058 (п. 2.1. договора).
Земельный участок передан арендодателем арендатору по акту (л.д. 18 т. 1).
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области 11.01.2010 (л.д. 26 т. 1).
Кроме того, между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (арендодатель) и ООО "СК "Уктус" (арендатор) заключен договор аренды от 27.11.2009 N Т-231/1158 земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 440863 кв. м с кадастровым номером 66:41:0507002:5, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский", с разрешенным использованием - для ведения рекреационной деятельности без права капитального строительства (п. 1.1. договора л.д. 9 т. 5).
Срок действия договора установлен с 23.11.2009 по 23.11.2058 (п. 2.1. договора).
Земельный участок передан арендодателем арендатору по акту (л.д. 20 т. 5).
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области 11.01.2010 (л.д. 29 т. 5).
Также между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (арендодатель) и ООО "СК "Уктус" (арендатор) заключен договор аренды от 27.11.2009 N Т-228/1158 земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 170417 кв. м с кадастровым номером 66:41:0507005:3, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский", с разрешенным использованием - для ведения рекреационной деятельности без права капитального строительства (п. 1.1. договора л.д. 9 т. 4).
Срок действия договора установлен с 23.11.2009 по 23.11.2058 (п. 2.1. договора).
Земельный участок передан арендодателем арендатору по акту (л.д. 20 т. 1).
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области 11.01.2010 (л.д. 21 т. 1).
Кроме того, между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (арендодатель) и ООО "СК "Уктус" (арендатор) заключен договор аренды от 27.11.2009 N Т-230/1158 земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 9675 кв. м с кадастровым номером 66:41:0507001:32, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский", с разрешенным использованием - для ведения рекреационной деятельности без права капитального строительства (п. 1.1. договора л.д. 9 т. 6).
Срок действия договора установлен с 23.11.2009 по 23.11.2058 (п. 2.1. договора).
Земельный участок передан арендодателем арендатору по акту (л.д. 20 т. 6).
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области 11.01.2010 (л.д. 21 т. 5).
Кроме того, между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (арендодатель) и ООО "СК "Уктус" (арендатор) заключен договор аренды от 27.11.2009 N Т-221/1158 земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 9562 кв. м с кадастровым номером 66:41:0507001:36, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский", с разрешенным использованием - земли под лесопарками (п. 1.1. договора л.д. 8 т. 7).
Срок действия договора установлен с 23.11.2009 по 23.11.2058 (п. 2.1. договора).
Земельный участок передан арендодателем арендатору по акту (л.д. 19 т. 7).
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области 11.01.2010 (л.д. 21 т. 7).
Кроме того, между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (арендодатель) и ООО "СК "Уктус" (арендатор) заключен договор аренды от 27.11.2009 N Т-227/1158 земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 216547 кв. м с кадастровым номером 66:41:0000000:919, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский", с разрешенным использованием - земли под лесопарками (п. 1.1. договора л.д. 9 т. 8).
Срок действия договора установлен с 23.11.2009 по 23.11.2058 (п. 2.1. договора).
Земельный участок передан арендодателем арендатору по акту (л.д. 20 т. 7).
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области 11.01.2010 (л.д. 21 т. 8).
Полагая, что указанные договоры аренды земельных участков от 27.11.2009 N Т-229/1158, 27.11.2009 N Т-231/1158, 27.11.2009 N Т-228/1158, от 27.11.2009 N Т-230/1158, от 27.11.2009 N Т-221/1158, от 27.11.2009 N Т-227/1158 являются недействительными, поскольку заключены с нарушением положений ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 14.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Обращаясь в суд с иском о признании недействительным соглашения от 27.11.2009 ООО о расторжении договора аренды от 25.09.2003 N Т-532/1013, общество "СК "Уктус" указало на совершение сделки Министерством с превышением полномочий в нарушение подп. 33 п. 9 Положения о Министерстве природных ресурсов Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26.10.2007 N 1046-ПП. Также в обоснование иска общество сослалось на совершение сделки под влиянием заблуждения относительно полномочий МУГИСО (ст. 178 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя исковые требования прокурора в части признания недействительными (ничтожными) договоры аренды земельных участков, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (п. 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 данного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (п. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1, 2 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В силу ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.11.2012, от 15.11.2012 (л.д. 26 т. 1, л.д. 9 т. 5, л.д. 21 т. 7, л.д. 21 т. 4, д. д. 21 т. 6, л.д. 21 т. 8) на спорные земельные участки зарегистрировано право собственности Свердловской области как на земельные участки из земель населенных пунктов с разрешенным использованием - земли под лесопарками.
Постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2001 N 41-ПП "Об установлении категорий, статуса и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий областного значения и утверждении перечней особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области" к категории особо охраняемых природных территорий областного значения отнесены лесные парки, в том числе, Уктусский лесной парк, находящийся в Уктусском лесопарковом участковом лесничестве, кварталы 102-107.
Из справок ГКУ Свердловской области "Верх-Исетское лесничество" от 01.11.2012 (л.д. 24 т. 1, л.д. 26 т. 5, л.д. 31 т. 4, л.д. 26 т. 6, л.д. 23 т. 7, л.д. 24 т. 8), Министерства природных ресурсов Свердловской области от 01.11.2012 (л.д. 21 т. 1, л.д. 22 т. 5, л.д. 25 т. 4, л.д. 24 т. 6, л.д. 27 т. 7, л.д. 33 т. 8), таксационного описания Уктусского лесного парка, схем с плана лесонасаждений Уктусского лесного парка (кв. 102, 105, 103) (л.д. 22, 25 т. 1, л.д. 24, 27 т. 5, л.д. 26, 32 т. 4, л.д. 25, 27 т. 6, л.д. 24, 25 т. 7, л.д. 25, 26 т. 8) следует, что по материалам лесоустройства 2007 года земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:921 расположен в квартале (105) (выделы N 12, 15, 16, 20) Уктусского лесного парка и покрыт лесными насаждениями, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0507002:5 расположен в квартале (103) (выделы N 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 35, 39) Уктусского лесного парка и покрыт лесными насаждениями, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0507005:3 расположен в квартале (105) (выделы N 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 21) Уктусского лесного парка и покрыт лесными насаждениями, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0507005:3 расположен в квартале (105) (выделы N 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 21) Уктусского лесного парка и покрыт лесными насаждениями, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0507001:32 расположен в квартале (102) (выделы N 1, 2) Уктусского лесного парка и покрыт лесными насаждениями, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0507001:36 расположен в квартале (102) (выделы N 14) Уктусского лесного парка и покрыт лесными насаждениями, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:919 расположен в кварталах (102, 103) (выделы N 4, 6, 7, 8, 10, N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 36) Уктусского лесного парка и покрыт лесными насаждениями.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные земельные участки, фактически являются лесными участками в составе земель населенных пунктов, формирование которых должно производиться в соответствии со ст. 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 данного Кодекса.
При этом в силу п. 1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
С учетом положений ст. 25, 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должен заключаться по результатам аукциона лишь в случаях и для целей, определенных нормами Лесного кодекса Российской Федерации (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 10520/09).
Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена п. 8 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
На момент заключения оспариваемых договоров к таким договорам аренды лесных участков применялись Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324.
Согласно п. 4 данных Правил договор о предоставлении лесного участка, в том числе, для осуществления рекреационной деятельности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение договора.
Кроме этого, в силу ст. 14.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" после 01.01.2009 запрещается предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.
Судом первой инстанции установлено, что соответствующий лесохозяйственный регламент на момент заключения оспариваемых договоров утвержден не был. Впоследствии лесохозяйственный регламент лесопаркового участкового лесничества ГБУ Свердловской области "Верх-Исетское лесничество" утвержден приказом Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 30.12.2011 N 2006.
На основании установленных обстоятельств суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что договоры аренды от 27.11.2009 N Т-229/1158, от 27.11.2009 N Т-231/1158, от 27.11.2009 N Т-228/1158, от 27.11.2009 N Т-230/1158, от 27.11.2009 N Т-221/1158, от 27.11.2009 N Т-227/1158, предусматривающие передачу в аренду лесных участков в составе городских лесов, заключены с нарушением требований ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации являются недействительными (ничтожными) сделками.
Доводы Министерства о том, что спорные участки не являются лесными участками, судом апелляционной инстанции отклоняются как не соответствующие материалам дела.
Отказывая в удовлетворении требования о применении последствий недействительности договоров аренды, суд первой инстанции исходил из того, что Министерство не наделено полномочиями по распоряжению лесными участками, поэтому оснований для возврата земельных участков Министерству не имеется.
Данный вывод сделан судом без учета того, что в соответствии со п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
При наличии установленных судом законных оснований недействительности сделок, и поскольку в результате исполнения ничтожных сделок общество фактически пользовалось предоставленными ему по договорам аренды лесными участками, применение последствий недействительности сделок в виде возврата земельных участков органу государственной власти Свердловской области, указанному в качестве стороны сделки, направлено на восстановление права государственности собственности Свердловской области (ст. 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации). В связи с изложенным препятствий для применения заявленных последствий недействительности договоров аренды суд апелляционной инстанции не усматривает, считает возможным удовлетворить данное требование.
При применении последствий недействительности сделки суд апелляционной инстанции считает необходимым обязать ответчика ООО "СК "Уктус" возвратить Министерству земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:921 переданный по договору аренды от 27.11.2009 N Т-229/1158, с кадастровым номером 66:41:0507005:3 переданный по договору аренды от 27.11.2009 N Т-228/1158, с кадастровым номером 66:41:0507002:5 переданный по договору аренды от 27.11.2009 N Т-231/1158, с кадастровым номером 66:41:0507001:32 переданный по договору аренды от 27.11.2009 N Т-230/1158, с кадастровым номером 66:41:0507001:36 переданный по договору аренды от 27.11.2009 N Т-221/1158, с кадастровым номером 66:41:0000000:919 переданный по договору аренды от 27.11.2009 N Т-227/1158.
При наличии фактического пользования арендатором земельными участками оснований для возврата уплаченной арендной платы не имеется. Доказательств того, что указанная плата превысила размер стоимости фактического использования участком, суду не представлено.
Удовлетворяя исковые требования общества "СК "Уктус" в части признания недействительным соглашения от 27.11.2009 о расторжении договора аренды земельных участков от 25.09.2003 N Т-532/1013, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 82 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений относятся полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Положением о Министерстве природных ресурсов Свердловской области от 01.03.2008, утвержденном Постановлением Правительства Свердловской области от 26.10.2007 N 1046-ПП Министерство природных ресурсов Свердловской области уполномочено осуществлять права владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в собственности Свердловской области.
В нарушение указанных правовых норм Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской заключило соглашение от 27.11.2009 о расторжении договора аренды земельных участков от 25.09.2003 N Т-532/1013, которое является недействительной сделкой, как совершенное неуполномоченным лицом.
Учитывая изложенное, довод Министерства о том, что на момент заключения соглашения от 27.11.2009 Министерство обладало полномочиями по распоряжению спорными земельными участками, судом апелляционной инстанции отклонен, как основанный на неправильном применении норм материального права.
В части отклонения довода общества о совершении соглашения под влиянием заблуждения, а также в части отказа в удовлетворении требования о применении последствий недействительности соглашения решение суда не обжалуется, судом апелляционной инстанции не проверяется в силу п. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба прокурора является обоснованной, решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требования о применении последствий недействительности договоров аренды (п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Данное требование подлежит удовлетворению. В остальной части решение суда отмене (изменению) не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства не имеется.
Государственная пошлина по иску и по апелляционным жалобам отнесены на стороны на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заместитель прокурора Свердловской области и Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области освобождены от уплаты государственной пошлины по апелляционным жалобам.
На основании и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 марта 2013 года по делу N А60-46664/2012 отменить в части отказа в удовлетворении требований о применении последствий недействительности договоров аренды от 27 ноября 2009 года N Т-221/1158, N Т-227/1158, N Т-228/1158, N Т-229/1158, N Т-230/1158, N Т-231/1158.
Применить последствия недействительности указанных договоров, возложив на общество с ограниченной ответственностью "Спортивный комплекс "Уктус" (ОГРН 1026605758145, ИНН 6674105466) обязанность возвратить Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области следующие земельные участки: площадью 237809 кв. м с кадастровым номером 66:41:0000000:921 по договору аренды от 27 ноября 2009 года N Т-229/1158, площадью 170417 кв. м с кадастровым номером 66:41:0507005:3 по договору аренды от 27 ноября 2009 года N Т-228/1158, площадью 440863 кв. м с кадастровым номером 66:41:0507002:5 по договору аренды от 27 ноября 2009 года N Т-231/1158, площадью 9675 кв. м с кадастровым номером 66:41:0507001:32 по договору аренды от 27 ноября 2009 года N Т-230/1158, площадью 9562 кв. м с кадастровым номером 66:41:0507001:36 по договору аренды от 27 ноября 2009 года N Т-221/1158, площадью 216547 кв. м с кадастровым номером 66:41:0000000:919 по договору аренды от 27 ноября 2009 года N Т-227/1158.
В остальной части решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 марта 2013 года по делу N А60-46664/2012 оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Спортивный комплекс "Уктус" (ОГРН 1026605758145, ИНН 6674105466) в федеральный бюджет 1 000 (одну тысячу) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе Прокуратуры Свердловской области
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Л.А.УСЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.06.2013 N 17АП-5113/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А60-46664/2012
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2013 г. N 17АП-5113/2013-ГК
Дело N А60-46664/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Дюкина В.Ю., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
от истца - Федерова Е.С., служебное удостоверение, поручение от 13.05.2013,
- от общества с ограниченной ответственностью "Спортивный комплекс "Уктус" - Кривошеина Е.В., доверенность от 09.08.2010; Савченко А.Ю., доверенность от 23.07.2012;
- от иных лиц, участвующих в деле - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы истца заместителя прокурора Свердловской области и ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 марта 2013 года
по делу N А60-46664/2012,
вынесенное судьей Григорьевой С.Ю.,
по иску заместителя прокурора Свердловской области в интересах Свердловской области в лице Правительства Свердловской области
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, обществу с ограниченной ответственностью "Спортивный комплекс "Уктус" (ОГРН 1026605758145, ИНН 6674105466),
третьи лица Министерство природных ресурсов по Свердловской области, общество с ограниченной ответственностью "Центр стрелкового спорта" (ОГРН 1069658115108, ИНН 6658254647), общественно-государственное объединение "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" (ОГРН 1037739407826, ИНН 7714012406), муниципальное бюджетное учреждение "Екатеринбургское лесничество" (ОГРН 1106671005154, ИНН 6671314302), Департамент по управлению муниципальным имуществом,
о признании сделок недействительными, применении последствий недействительности сделок,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Спортивный комплекс "Уктус" (ОГРН 1026605758145, ИНН 6674105466)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области
о признании ничтожной сделкой дополнительного соглашения о расторжении договора аренды земельного участка,
установил:
заместитель прокурора Свердловской области в интересах Свердловской области в лице Правительства Свердловской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, обществу с ограниченной ответственностью "Спортивный комплекс "Уктус" (далее - ООО "СК "Уктус") о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка от 27.11.2009 N Т-229/1158, заключенного между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и ООО "СК "Уктус"; применении последствий недействительности сделки в виде обязания ООО "СК "Уктус" возвратить Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области земельный участок площадью 237809 кв. м с кадастровым номером 66:41:0000000:921, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский" (дело N А60-46664/2012).
Также заместитель прокурора Свердловской области в интересах Свердловской области в лице Правительства Свердловской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ООО "СК "Уктус" о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка от 27.11.2009 N Т-231/1158, заключенного между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и ООО "СК "Уктус"; применении последствий недействительности сделки в виде обязания ООО "СК "Уктус" возвратить Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области земельный участок площадью 440863 кв. м с кадастровым номером 66:41:0507002:5, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский" (дело N А60-46667/2012).
Также заместитель прокурора Свердловской области в интересах Свердловской области в лице Правительства Свердловской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ООО "СК "Уктус" о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка от 27.11.2009 N Т-228/1158, заключенного между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и ООО "СК "Уктус"; применении последствий недействительности сделки в виде обязания ООО "СК "Уктус" возвратить Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области земельный участок площадью 170417 кв. м с кадастровым номером 66:41:0507005:3, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский" (дело N А60-46878/2012).
Заместитель прокурора Свердловской области в интересах Свердловской области в лице Правительства Свердловской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ООО "СК "Уктус" о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка от 27.11.2009 N Т-230/1158, заключенного между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и ООО "СК "Уктус"; применении последствий недействительности сделки в виде обязания ООО "СК "Уктус" возвратить Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области земельный участок площадью 9675 кв. м с кадастровым номером 66:41:0507001:32, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский" (дело N А60-46665/2012).
Заместитель прокурора Свердловской области в интересах Свердловской области в лице Правительства Свердловской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ООО "СК "Уктус" о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка от 27.11.2009 N Т-221/1158, заключенного между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и ООО "СК "Уктус"; применении последствий недействительности сделки в виде обязания ООО "СК "Уктус" возвратить Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области земельный участок площадью 9562 кв. м с кадастровым номером 66:41:0507001:36, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский" (дело N А60-46666/2012).
Заместитель прокурора Свердловской области в интересах Свердловской области в лице Правительства Свердловской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ООО "СК "Уктус" о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка от 27.11.2009 N Т-227/1158, заключенного между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и ООО "СК "Уктус"; применении последствий недействительности сделки в виде обязания ООО "СК "Уктус" возвратить Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области земельный участок площадью 216547 кв. м с кадастровым номером 66:41:0000000:919, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский" (дело N А60-46905/2012).
Кроме того, ООО "СК "Уктус" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (с учетом уточнения требований, принятого судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным (ничтожным) соглашения от 27.11.2009 о расторжении договора аренды от 25.09.2003 N Т-532/1013, заключенного между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и ООО "СК "Уктус"; применении последствий недействительности сделки в виде обязания Министерства возвратить ООО СК "Уктус" земельные участки с кадастровыми номерами: 66:41:0000000:921, 66:41:0507005:3, 66:41:0507002:5, 66641:0507001:32, 66:41:0507001:36, 66:41:0000000:919, аннулировать запись о государственной регистрации прекращения аренды земельного участка от 25.09.2003 N Т-532/1013 (дело N А60-47949/2012).
Определением суда от 27.12.2012 дела N А60-46664/2012, N А60-46878/2012, N А60-46667/2012, N А60-46665/2012, N А60-46666/2012, N А60-46905/2012, N А60-47949/2012 объединены в одно производство для совместного рассмотрения в соответствии со ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, делу присвоен номер А60-46664/2012.
Определениями суда от 27.12.2013, 23.01.2013 и от 13.02.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов по Свердловской области, общество с ограниченной ответственностью "Центр стрелкового спорта, общественно-государственное объединение "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо", муниципальное бюджетное учреждение "Екатеринбургское лесничество", Департамент по управлению муниципальным имуществом.
Решением суда от 11.03.2013 признаны недействительными договоры аренды от 27.11.2009 N Т-229/1158, от 27.11.2009 N Т-228/1158, от 27.11.2009 N Т-231/1158, от 27.11.2009 N Т-230/1158, от 27.11.2009 N Т-221/1158, от 27.11.2009 N Т-227/1158. В применении последствий недействительности сделок отказано. Признано недействительным соглашение от 27.11.2009 о расторжении договора от 01.10.2003 N Т-532/1013. В применении последствий недействительности сделки отказано.
Прокурор с решением суда от 11.03.2013 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований о применении последствий недействительности договоров аренды земельных участков от 27.11.2009 N Т-229/1158, от 27.11.2009 N Т-231/1158, от 27.11.2009 N Т-228/1158, от 27.11.2009 N Т-230/1158, от 27.11.2009 N Т-221/1158, от 27.11.2009 N Т-227/1158 отменить, исковые требования в указанной части удовлетворить. В апелляционной жалобе прокурор ссылается на то, что по смыслу п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации для возврата полученного по недействительной достаточно установить только факт передачи имущества во исполнение недействительной сделки.
Прокурор в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Министерство также обжаловало решение суда от 11.03.2013 в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просило решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Ответчик ссылается на неправильное применение судом положений ст. 7, 23, 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 34, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 14 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Заявитель жалобы считает, что спорные земельные участки как лесные участки не индивидуализированы, в связи с чем не могли являться объектом гражданского оборота как лесные участки. Поскольку на момент предоставления спорных участков в аренду соответствующий лесохозяйственный регламент разработан не был, в отношении городских лесов не проведено лесоустройство, то основания для признания спорных участков лесными отсутствовали. Заявитель жалобы также не согласен с выводом суда о допущенных при формировании данных участков нарушениях лесного законодательства, поскольку проект границ, результаты межевания, проведения кадастрового учета данных объектов как земельных участков, а также государственная регистрация права собственности Свердловской области на них в установленном порядке не оспорены и являются действующими. Таким образом, по мнению заявителя жалобы, распоряжаясь спорными земельными участками, сформированными для целей, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, и поставленными на кадастровый учет в соответствии с требованиями земельного законодательства, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области правомерно руководствовалось нормами земельного законодательства, не предусматривающими проведение аукциона в случаях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Кроме того, ответчик ссылается на Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Екатеринбург", согласно которым спорные земельные участки находятся в территориальных зонах Р-1 (зона рекреационно-ландшафтных территорий) и Ц-4 (зона центра обслуживания рекреационных территорий), на них распространено действие соответствующих градостроительных регламентов. По мнению заявителя апелляционной жалобы, на момент заключения соглашения от 27.11.2009 о расторжении договора аренды от 01.10.2003 N Т-532/1013 полномочиями по распоряжению спорными земельными участками обладало Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Заявитель апелляционной жалобы в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направил.
Истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы ответчика не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения. Истец считает, что спорные земельные участки являются лесными участками, распоряжение которыми должно проводиться в соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации. Истец указывает, что на дату заключения оспариваемых договоров лесохозяйственный регламент в отношении спорных земельных участков не принят, распоряжение этими земельными участками было произведено с нарушением ст. 14.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", оспариваемые договоры был заключены с нарушением требований ч. 3 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 71, ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения аукциона.
ООО "СК "Уктус" в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционных жалоб не согласились по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции представителей не направили, отзывы на апелляционные жалобы не представили.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции только в обжалованной части в соответствии с п. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между Министерством (арендодатель) и ООО "СК "Уктус" (арендатор, с учетом договора уступки права требования от 30.10.2003, зарегистрированного 19.11.2003) заключен договор аренды от 01.10.2003 N Т-532/1013 земельного участка, категория земель: земли поселений, площадью 449 га, с кадастровым номером 66641:0000000:0030, на срок с 01.10.2003 по 01.10.2052 (в редакции дополнительного соглашения от 26.10.2006, т. 1 л.д. 88-93, 104, 105, 111).
В дополнительном соглашении от 27.09.2005 стороны согласовали иную дату подписания договора N Т-532/1013-25.09.2003 (л.д. 113 т. 1).
В дальнейшем в соответствии приказами МУГИСО от 09.07.2008 N 1940 и от 17.09.2009 N 1804 с указанный земельный участок разделен на 26 земельных участков (л.д. 137-140 т. 1).
27.11.2009 на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 23.11.2009 N 2404 Министерством и ООО "СК "Уктус" заключили соглашение о расторжении договора аренды от 25.09.2003 N Т-532/1013 (л.д. 141, 142 т. 1).
Между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (арендодатель) и ООО "СК "Уктус" (арендатор) заключен договор аренды от 27.11.2009 N Т-229/1158 земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 237809 кв. м с кадастровым номером 66:41:0000000:921, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский", с разрешенным использованием - земли под лесопарками (п. 1.1. договора л.д. 8 т. 1).
Срок действия договора установлен с 23.11.2009 по 23.11.2058 (п. 2.1. договора).
Земельный участок передан арендодателем арендатору по акту (л.д. 18 т. 1).
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области 11.01.2010 (л.д. 26 т. 1).
Кроме того, между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (арендодатель) и ООО "СК "Уктус" (арендатор) заключен договор аренды от 27.11.2009 N Т-231/1158 земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 440863 кв. м с кадастровым номером 66:41:0507002:5, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский", с разрешенным использованием - для ведения рекреационной деятельности без права капитального строительства (п. 1.1. договора л.д. 9 т. 5).
Срок действия договора установлен с 23.11.2009 по 23.11.2058 (п. 2.1. договора).
Земельный участок передан арендодателем арендатору по акту (л.д. 20 т. 5).
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области 11.01.2010 (л.д. 29 т. 5).
Также между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (арендодатель) и ООО "СК "Уктус" (арендатор) заключен договор аренды от 27.11.2009 N Т-228/1158 земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 170417 кв. м с кадастровым номером 66:41:0507005:3, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский", с разрешенным использованием - для ведения рекреационной деятельности без права капитального строительства (п. 1.1. договора л.д. 9 т. 4).
Срок действия договора установлен с 23.11.2009 по 23.11.2058 (п. 2.1. договора).
Земельный участок передан арендодателем арендатору по акту (л.д. 20 т. 1).
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области 11.01.2010 (л.д. 21 т. 1).
Кроме того, между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (арендодатель) и ООО "СК "Уктус" (арендатор) заключен договор аренды от 27.11.2009 N Т-230/1158 земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 9675 кв. м с кадастровым номером 66:41:0507001:32, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский", с разрешенным использованием - для ведения рекреационной деятельности без права капитального строительства (п. 1.1. договора л.д. 9 т. 6).
Срок действия договора установлен с 23.11.2009 по 23.11.2058 (п. 2.1. договора).
Земельный участок передан арендодателем арендатору по акту (л.д. 20 т. 6).
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области 11.01.2010 (л.д. 21 т. 5).
Кроме того, между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (арендодатель) и ООО "СК "Уктус" (арендатор) заключен договор аренды от 27.11.2009 N Т-221/1158 земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 9562 кв. м с кадастровым номером 66:41:0507001:36, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский", с разрешенным использованием - земли под лесопарками (п. 1.1. договора л.д. 8 т. 7).
Срок действия договора установлен с 23.11.2009 по 23.11.2058 (п. 2.1. договора).
Земельный участок передан арендодателем арендатору по акту (л.д. 19 т. 7).
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области 11.01.2010 (л.д. 21 т. 7).
Кроме того, между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (арендодатель) и ООО "СК "Уктус" (арендатор) заключен договор аренды от 27.11.2009 N Т-227/1158 земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 216547 кв. м с кадастровым номером 66:41:0000000:919, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский", с разрешенным использованием - земли под лесопарками (п. 1.1. договора л.д. 9 т. 8).
Срок действия договора установлен с 23.11.2009 по 23.11.2058 (п. 2.1. договора).
Земельный участок передан арендодателем арендатору по акту (л.д. 20 т. 7).
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области 11.01.2010 (л.д. 21 т. 8).
Полагая, что указанные договоры аренды земельных участков от 27.11.2009 N Т-229/1158, 27.11.2009 N Т-231/1158, 27.11.2009 N Т-228/1158, от 27.11.2009 N Т-230/1158, от 27.11.2009 N Т-221/1158, от 27.11.2009 N Т-227/1158 являются недействительными, поскольку заключены с нарушением положений ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 14.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Обращаясь в суд с иском о признании недействительным соглашения от 27.11.2009 ООО о расторжении договора аренды от 25.09.2003 N Т-532/1013, общество "СК "Уктус" указало на совершение сделки Министерством с превышением полномочий в нарушение подп. 33 п. 9 Положения о Министерстве природных ресурсов Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26.10.2007 N 1046-ПП. Также в обоснование иска общество сослалось на совершение сделки под влиянием заблуждения относительно полномочий МУГИСО (ст. 178 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя исковые требования прокурора в части признания недействительными (ничтожными) договоры аренды земельных участков, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (п. 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 данного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (п. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1, 2 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В силу ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.11.2012, от 15.11.2012 (л.д. 26 т. 1, л.д. 9 т. 5, л.д. 21 т. 7, л.д. 21 т. 4, д. д. 21 т. 6, л.д. 21 т. 8) на спорные земельные участки зарегистрировано право собственности Свердловской области как на земельные участки из земель населенных пунктов с разрешенным использованием - земли под лесопарками.
Постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2001 N 41-ПП "Об установлении категорий, статуса и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий областного значения и утверждении перечней особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области" к категории особо охраняемых природных территорий областного значения отнесены лесные парки, в том числе, Уктусский лесной парк, находящийся в Уктусском лесопарковом участковом лесничестве, кварталы 102-107.
Из справок ГКУ Свердловской области "Верх-Исетское лесничество" от 01.11.2012 (л.д. 24 т. 1, л.д. 26 т. 5, л.д. 31 т. 4, л.д. 26 т. 6, л.д. 23 т. 7, л.д. 24 т. 8), Министерства природных ресурсов Свердловской области от 01.11.2012 (л.д. 21 т. 1, л.д. 22 т. 5, л.д. 25 т. 4, л.д. 24 т. 6, л.д. 27 т. 7, л.д. 33 т. 8), таксационного описания Уктусского лесного парка, схем с плана лесонасаждений Уктусского лесного парка (кв. 102, 105, 103) (л.д. 22, 25 т. 1, л.д. 24, 27 т. 5, л.д. 26, 32 т. 4, л.д. 25, 27 т. 6, л.д. 24, 25 т. 7, л.д. 25, 26 т. 8) следует, что по материалам лесоустройства 2007 года земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:921 расположен в квартале (105) (выделы N 12, 15, 16, 20) Уктусского лесного парка и покрыт лесными насаждениями, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0507002:5 расположен в квартале (103) (выделы N 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 35, 39) Уктусского лесного парка и покрыт лесными насаждениями, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0507005:3 расположен в квартале (105) (выделы N 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 21) Уктусского лесного парка и покрыт лесными насаждениями, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0507005:3 расположен в квартале (105) (выделы N 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 21) Уктусского лесного парка и покрыт лесными насаждениями, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0507001:32 расположен в квартале (102) (выделы N 1, 2) Уктусского лесного парка и покрыт лесными насаждениями, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0507001:36 расположен в квартале (102) (выделы N 14) Уктусского лесного парка и покрыт лесными насаждениями, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:919 расположен в кварталах (102, 103) (выделы N 4, 6, 7, 8, 10, N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 36) Уктусского лесного парка и покрыт лесными насаждениями.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные земельные участки, фактически являются лесными участками в составе земель населенных пунктов, формирование которых должно производиться в соответствии со ст. 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 данного Кодекса.
При этом в силу п. 1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
С учетом положений ст. 25, 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должен заключаться по результатам аукциона лишь в случаях и для целей, определенных нормами Лесного кодекса Российской Федерации (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 10520/09).
Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена п. 8 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
На момент заключения оспариваемых договоров к таким договорам аренды лесных участков применялись Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324.
Согласно п. 4 данных Правил договор о предоставлении лесного участка, в том числе, для осуществления рекреационной деятельности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение договора.
Кроме этого, в силу ст. 14.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" после 01.01.2009 запрещается предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.
Судом первой инстанции установлено, что соответствующий лесохозяйственный регламент на момент заключения оспариваемых договоров утвержден не был. Впоследствии лесохозяйственный регламент лесопаркового участкового лесничества ГБУ Свердловской области "Верх-Исетское лесничество" утвержден приказом Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 30.12.2011 N 2006.
На основании установленных обстоятельств суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что договоры аренды от 27.11.2009 N Т-229/1158, от 27.11.2009 N Т-231/1158, от 27.11.2009 N Т-228/1158, от 27.11.2009 N Т-230/1158, от 27.11.2009 N Т-221/1158, от 27.11.2009 N Т-227/1158, предусматривающие передачу в аренду лесных участков в составе городских лесов, заключены с нарушением требований ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации являются недействительными (ничтожными) сделками.
Доводы Министерства о том, что спорные участки не являются лесными участками, судом апелляционной инстанции отклоняются как не соответствующие материалам дела.
Отказывая в удовлетворении требования о применении последствий недействительности договоров аренды, суд первой инстанции исходил из того, что Министерство не наделено полномочиями по распоряжению лесными участками, поэтому оснований для возврата земельных участков Министерству не имеется.
Данный вывод сделан судом без учета того, что в соответствии со п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
При наличии установленных судом законных оснований недействительности сделок, и поскольку в результате исполнения ничтожных сделок общество фактически пользовалось предоставленными ему по договорам аренды лесными участками, применение последствий недействительности сделок в виде возврата земельных участков органу государственной власти Свердловской области, указанному в качестве стороны сделки, направлено на восстановление права государственности собственности Свердловской области (ст. 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации). В связи с изложенным препятствий для применения заявленных последствий недействительности договоров аренды суд апелляционной инстанции не усматривает, считает возможным удовлетворить данное требование.
При применении последствий недействительности сделки суд апелляционной инстанции считает необходимым обязать ответчика ООО "СК "Уктус" возвратить Министерству земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:921 переданный по договору аренды от 27.11.2009 N Т-229/1158, с кадастровым номером 66:41:0507005:3 переданный по договору аренды от 27.11.2009 N Т-228/1158, с кадастровым номером 66:41:0507002:5 переданный по договору аренды от 27.11.2009 N Т-231/1158, с кадастровым номером 66:41:0507001:32 переданный по договору аренды от 27.11.2009 N Т-230/1158, с кадастровым номером 66:41:0507001:36 переданный по договору аренды от 27.11.2009 N Т-221/1158, с кадастровым номером 66:41:0000000:919 переданный по договору аренды от 27.11.2009 N Т-227/1158.
При наличии фактического пользования арендатором земельными участками оснований для возврата уплаченной арендной платы не имеется. Доказательств того, что указанная плата превысила размер стоимости фактического использования участком, суду не представлено.
Удовлетворяя исковые требования общества "СК "Уктус" в части признания недействительным соглашения от 27.11.2009 о расторжении договора аренды земельных участков от 25.09.2003 N Т-532/1013, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 82 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений относятся полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Положением о Министерстве природных ресурсов Свердловской области от 01.03.2008, утвержденном Постановлением Правительства Свердловской области от 26.10.2007 N 1046-ПП Министерство природных ресурсов Свердловской области уполномочено осуществлять права владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в собственности Свердловской области.
В нарушение указанных правовых норм Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской заключило соглашение от 27.11.2009 о расторжении договора аренды земельных участков от 25.09.2003 N Т-532/1013, которое является недействительной сделкой, как совершенное неуполномоченным лицом.
Учитывая изложенное, довод Министерства о том, что на момент заключения соглашения от 27.11.2009 Министерство обладало полномочиями по распоряжению спорными земельными участками, судом апелляционной инстанции отклонен, как основанный на неправильном применении норм материального права.
В части отклонения довода общества о совершении соглашения под влиянием заблуждения, а также в части отказа в удовлетворении требования о применении последствий недействительности соглашения решение суда не обжалуется, судом апелляционной инстанции не проверяется в силу п. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба прокурора является обоснованной, решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требования о применении последствий недействительности договоров аренды (п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Данное требование подлежит удовлетворению. В остальной части решение суда отмене (изменению) не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства не имеется.
Государственная пошлина по иску и по апелляционным жалобам отнесены на стороны на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заместитель прокурора Свердловской области и Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области освобождены от уплаты государственной пошлины по апелляционным жалобам.
На основании и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 марта 2013 года по делу N А60-46664/2012 отменить в части отказа в удовлетворении требований о применении последствий недействительности договоров аренды от 27 ноября 2009 года N Т-221/1158, N Т-227/1158, N Т-228/1158, N Т-229/1158, N Т-230/1158, N Т-231/1158.
Применить последствия недействительности указанных договоров, возложив на общество с ограниченной ответственностью "Спортивный комплекс "Уктус" (ОГРН 1026605758145, ИНН 6674105466) обязанность возвратить Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области следующие земельные участки: площадью 237809 кв. м с кадастровым номером 66:41:0000000:921 по договору аренды от 27 ноября 2009 года N Т-229/1158, площадью 170417 кв. м с кадастровым номером 66:41:0507005:3 по договору аренды от 27 ноября 2009 года N Т-228/1158, площадью 440863 кв. м с кадастровым номером 66:41:0507002:5 по договору аренды от 27 ноября 2009 года N Т-231/1158, площадью 9675 кв. м с кадастровым номером 66:41:0507001:32 по договору аренды от 27 ноября 2009 года N Т-230/1158, площадью 9562 кв. м с кадастровым номером 66:41:0507001:36 по договору аренды от 27 ноября 2009 года N Т-221/1158, площадью 216547 кв. м с кадастровым номером 66:41:0000000:919 по договору аренды от 27 ноября 2009 года N Т-227/1158.
В остальной части решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 марта 2013 года по делу N А60-46664/2012 оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Спортивный комплекс "Уктус" (ОГРН 1026605758145, ИНН 6674105466) в федеральный бюджет 1 000 (одну тысячу) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе Прокуратуры Свердловской области
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Л.А.УСЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)