Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
В суде первой инстанции слушала дело судья О.Б. Дорожкина.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Г.Н. Кочуковой,
судей Л.В. Кузьминовой, С.И. Дорожко,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хабаровского края, действующего в интересах С., к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконными действий должностных лиц - по управлению государственным жилищным фондом управления жилищного хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края В. и отдела по управлению государственным жилищным фондом управления жилищного хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края К.Л., выразившихся в написании за С. заявлений, и об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,
по кассационному представлению прокурора Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 19 декабря 2011 года,
заслушав доклад судьи С.И. Дорожко, пояснения старшего прокурора Олейниковой Е.А., представителя ответчика Н., третьих лиц В. и К.Л., судебная коллегия
установила:
Прокурор Хабаровского края первоначально обратился в суд в интересах С. с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконными действий должностных лиц - по управлению государственным жилищным фондом управления жилищного хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края В. и отдела по управлению государственным жилищным фондом управления жилищного хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ) Хабаровского края К.Л., выразившихся в написании за С. заявления о снятии ее с учета нуждающихся, об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указано, что проведенной прокуратурой края проверкой по обращению ФИО12 установлено, что должностными лицами Министерства ЖКХ края совершены действия, повлекшие нарушение конституционного права участника ВОВ С. на жилище. Установлено, что С. зарегистрирована и проживает в закрытом военном городке в двухкомнатной квартире в на основании договора найма служебного жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Министерства ЖКХ края от ДД.ММ.ГГГГ N С. как участнику ВОВ, нуждающейся в жилом помещении, предоставлена из краевой государственной собственности квартира общей площадью. на этаже жилого дома, ДД.ММ.ГГГГ между КГУ "Государственный жилищный фонд Хабаровского края" и доверенным лицом ФИО12 в интересах С. был заключен договор социального найма N-СН на данную квартиру. По информации Министерства ЖКХ края ДД.ММ.ГГГГ ветеран прибыла в Министерство с намерением расторгнуть договор социального найма, пояснив, что не хочет проживать в указанной квартире, желает остаться жить в и просила снять ее с учета нуждающихся в жилом помещении и в связи с тем, что ветеран не умеет писать, заявление о снятии ее с учета по ее поручению было написано заместителем начальника отдела К.Л., зачитано вслух и подписано С. и тремя сотрудниками отдела. На основании данного заявления Министерством ЖКХ края издано распоряжение N-р от ДД.ММ.ГГГГ о снятии С. с учета нуждающихся в жилом помещении, договор социального найма со С. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ Проверка показала, что действительной целью посещения ветераном Министерства явился обмен 12 этажа предоставленного жилого помещения на более низкий этаж 2-5. Вопреки положениям статей 2, 15, 18 Конституции РФ, ст. 15 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" и должностным регламентам государственных гражданских служащих министерства ЖКХ края, должностными лицами министерства совершены неправомерные действия, выразившиеся в написании заявления за С., повлекшие нарушение ее жилищных прав. С., оставаясь нуждающейся в улучшении жилищных условий, после издания распоряжения о снятии ее с учета вновь обратилась в министерство с заявлением о восстановлении ее на учете нуждающихся, несмотря на наличие у нее права на восстановление в очереди, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N министерства ЖКХ края она была поставлена на учет как вновь принятая, однако учитывая обращения ее представителя в средства массовой информации, в органы государственной власти и прокуратуры, ДД.ММ.ГГГГ министерство ЖКХ края распоряжением N-р восстановило ветерана на учете с датой принятия - ДД.ММ.ГГГГ, чем признало неправомерность своих действий.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Олейникова Е.А. уточнила исковые требования в части признания незаконными действий должностных лиц министерства ЖКХ края и просила признать незаконными действия должностных лиц - начальника отдела Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края В. и заместителя начальника отдела Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края К.Л., выразившихся в написании за С. заявлений о снятии ее с учета нуждающихся и о расторжении договора социального найма.
Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 11.08.2011 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены В. и К.Л.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 19.12.2011 г. исковые требования прокурора Хабаровского края удовлетворены частично: суд обязал Министерство ЖКХ Хабаровского края в течение 30 дней предоставить С. из государственного жилищного фонда жилое помещение по договору социального найма. В удовлетворении требований о признании незаконными действий должностных лиц Министерства ЖКХ Хабаровского края - В. и К.Л., выразившихся в написании за С. заявлений, - отказано.
В кассационном представлении участвовавший в деле прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Олейникова Е.А. просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий должностных лиц министерства ЖКХ края - В. и К.Л., выразившихся в написании за С. заявлений, - отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении указанных требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также на то, что С. в судебном заседании подтвердила, что не высказывала просьбу писать за нее какие-либо заявления, в связи с чем, написанные заместителем начальника отдела министерства ЖКХ края К.Л., начальником отдела В. заявления от имени С. о снятии ее с учета нуждающихся и о расторжении договора социального найма жилого помещения не могли выражать волеизъявление С.
В возражениях на кассационное представление прокурора представитель ответчика Министерства ЖКХ Хабаровского края по доверенности ФИО8 просит решение суда оставить без изменения, а представление прокурора - без удовлетворения, ссылаясь на то, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем, правовых оснований для отмены решения по данному делу не имеется. Прокурором не доказана вина должностных лиц министерства, как и сам факт нарушения жилищных прав С., обязательное собственноручное написание (составление) документа непосредственно лицом, совершающим сделку, законодательством не предусмотрено. Доводы о введении С. в заблуждение сотрудниками министерства являются надуманными и необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения старшего прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Олейниковой Е.А., поддержавшей доводы кассационного представления, пояснения представителя ответчика по доверенности ФИО16 и третьих лиц В. и К.Л., возражающих против удовлетворения кассационного представления прокурора, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что распоряжением Министерства ЖКХ края от ДД.ММ.ГГГГ N С. как, нуждающейся в жилом помещении, предоставлена из краевой государственной собственности квартира общей площадью. на 12 этаже жилого дома, ДД.ММ.ГГГГ между КГУ "Государственный жилищный фонд Хабаровского края" и доверенным лицом ФИО12 в интересах С. был заключен договор социального найма N на данную квартиру. ДД.ММ.ГГГГ С. прибыла в Министерство ЖКХ края (по информации Министерства ЖКХ края - с намерением расторгнуть договор социального найма, снять ее с учета нуждающихся в связи с желанием остаться жить в; по информации С. и свидетелей с ее стороны - с намерением обменять предоставленную квартиру с 12 этажа на более низкий), где по ее просьбе в связи с неграмотностью К.Л. написала за С. заявление о снятии ее с учета нуждающихся, а В. написала заявление о расторжении договора социального найма на квартиру по данные заявления были зачитаны вслух в присутствии С. и сотрудников министерства, после чего подписаны С., в этот же день ДД.ММ.ГГГГ С. было подписано соглашение о расторжении договора социального найма квартиры и переданы ключи от указанной квартиры. Распоряжением министерства ЖКХ края от ДД.ММ.ГГГГ N на основании заявления С. об отказе от предоставленной ей квартиры и снятии ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, отменено распоряжение министерства ЖКХ края от ДД.ММ.ГГГГ N о предоставлении С. квартиры по. После обращений представителя С. - К.С. в прокуратуру и принятием прокуратурой мер соответствующего реагирования Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N-р министерства ЖКХ края С. была поставлена на учет как вновь принятая, а Распоряжением N от ДД.ММ.ГГГГ министерство ЖКХ края восстановило ветерана на учете с первоначальной даты принятия - ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 83 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.
В соответствии со ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. При этом, составление документа непосредственно лицом, совершающим сделку либо уполномоченным лицом, указанной нормой не предусмотрено.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ "О государственной гражданской службе" гражданский служащий обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение (что также предусмотрено ст. 15 Конституции РФ); исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Исходя из общих принципов служебного поведения гражданских служащих, утвержденных Указом Президента РФ от 12.08.2002 г. N 885, государственные служащие, осознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа.
Министерство ЖКХ Хабаровского края является специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края в пределах полномочий, определенных Положением о министерстве ЖКХ Хабаровского края, постановлением Губернатора края от 25.04.2006 г. N 96, и Административным регламентом министерства ЖКХ края по исполнению государственной функции обеспечения в Хабаровском крае жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета.
Должностным регламентом государственного гражданского служащего Хабаровского края заместителя начальника управления жилищного хозяйства - начальника отдела по управлению государственным жилищным фондом министерства ЖКХ Хабаровского края и главного специалиста отдела установлены должностные обязанности, права, ответственность В. и К.Л., соответственно.
Действующим гражданским законодательством, федеральными законами, законодательными актами Хабаровского края, должностными регламентами указанных государственных гражданских служащих не предусмотрено запрета и ограничений в техническом изготовлении (в рукописном или печатном варианте) заявлений по просьбе граждан для реализации их прав и изложения их волеизъявления, то есть обязательное собственноручное составление документа непосредственно лицом, совершающим сделку, законодательством не предусмотрено.
Самостоятельность принятия решения и добровольность волеизъявления С. на отказ от квартиры со снятием ее с учета нуждающихся в жилом помещении, с расторжением договора социального найма на указанную квартиру; написание по просьбе С. за нее должностными лицами соответствующих заявлений ДД.ММ.ГГГГ ввиду ее неграмотности; отсутствие какого-либо воздействия на С. со стороны должностных лиц министерства при принятии ей решения об отказе от предоставленной квартиры со снятием с учета нуждающихся и расторжением договора социального найма на квартиру, в том числе, каких-либо действий со стороны должностных лиц министерства по введению С. в заблуждение относительно последствий поданных заявлений, - не вызывают у судебной коллегии сомнений в своей достоверности, так как подтверждаются совокупностью исследованных доказательств:
- - собственноручными подписями С. в указанных заявлениях;
- - пояснениями С. в судебном заседании о том, что писать заявления ее никто не понуждал и о самостоятельности принятия ею решений, что подтвердили в своих пояснениях свидетели ФИО9, ФИО10;
- - пояснениями С. комиссии ДД.ММ.ГГГГ в присутствии прокурора отдела Хабаровской краевой прокуратуры Олейниковой Е.А. (акт л.д. 34 - 36) о том, что: на ее решение об отказе от квартиры никто не влиял, она приняла его самостоятельно; в министерство ЖКХ она прибыла с договором социального найма и комплектами ключей на такси самостоятельно; заявление о расторжении договора социального найма в связи с тем, что она неграмотная, и написать бы его не могла, она попросила написать сотрудников министерства ЖКХ, но расписалась в нем собственноручно, заявление ей было прочитано вслух; никакого давления сотрудниками министерства ЖКХ и КГУ "Государственный жилищный фонд края" на нее не оказывалось и претензий она к ним не имеет; деньги вместо жилого помещения ей не нужны, она сразу от них отказалась;
- - поведением С. после подписания заявлений, выразившемся в подписании ею ДД.ММ.ГГГГ соглашения о расторжении договора социального найма, в оставлении ею ключей от квартиры в министерстве ЖКХ края, в сообщении ею в тот же день иным лицам о поданных заявлениях, что подтвердили в своих пояснениях свидетели ФИО11, ФИО12, а также занятой С. позицией по необжалованию решения суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий должностных лиц;
- - обстоятельствами и условиями написания ДД.ММ.ГГГГ заявлений - в рабочее время в помещении Министерства ЖКХ края в присутствии других сотрудников;
- - материалами проверки N СУ СК России по Хабаровскому краю по обращению К.С. в интересах С. и постановлением старшего следователя по расследованию особо важных дел СУ СК России по Хабаровскому краю ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении В. и К.Л. за отсутствием в их действиях состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ. Из указанного постановления следует, что содержание составленных от имени С. и по ее поручению должностными лицами министерства ЖКХ края заявлений о расторжении договора социального найма и о снятии с учета лиц, нуждающихся в жилом помещении, соответствует ее фактическому волеизъявлению, что было установлено комиссией и подтверждено письменными объяснениями указанных в акте комиссии лиц на имя прокурора края. Кроме того, из указанного постановления следует, что в ходе проверки установлена заинтересованность индивидуального предпринимателя К.С. в получении С. квартиры по программе предоставления жилья ветеранам ВОВ, так как содержание ни одного документа, составленного ФИО12 от имени С., как послуживших основанием для проведения прокурорской проверки, так и процессуальной проверки, не соответствует фактическому волеизъявлению С. и в ходе процессуальной проверки К.С. в присутствии следователя давала С. указания об изменении данных ею следователю объяснений, что было зафиксировано при помощи средств видеозаписи, проводившейся ввиду неграмотности С.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам кассационной жалобы, так как разрешая спор, суд первой инстанции с учетом правильного применения норм материального права и установления обстоятельств, имеющих значение по делу, дал правильную оценку установленным по делу обстоятельствам и исследованным доказательствам и пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий должностных лиц отдела Министерства ЖКХ Хабаровского края В. и К.Л. по написанию ДД.ММ.ГГГГ заявлений за С. и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований прокурора Хабаровского края в указанной части со ссылкой на то, что действующим законодательством и должностными регламентами сотрудников МЖКХ края В. и К.Л. не предусмотрен запрет на техническое исполнение заявлений по просьбе гражданина, что содержание подписанных С. заявлений о снятии с учета и расторжении договора социального найма было последней известно до их подписания и выражало ее волеизъявление на момент их написания, что С. является дееспособной и самостоятельно приняла решение об отказе от предоставленной по договору социального найма квартиры.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и учитывает, что в соответствии со ст. 12 ГК РФ и ст. 11 ЖК РФ в настоящее время С. восстановлена в своих жилищных правах, а именно, Министерством ЖКХ Хабаровского края ей как участнику Великой Отечественной войны предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
Доводы кассационного представления, не опровергая выводы суда, по существу сводятся лишь к несогласию с ними, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного постановления в кассационном порядке.
Решение суда мотивировано и постановлено с соблюдением требований процессуального и материального права, является законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, а кассационное представление - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 19 декабря 2011 года по иску прокурора Хабаровского края, действующего в интересах С., к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконными действий должностных лиц В. и К.Л., об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, - оставить без изменения, а кассационное представление прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Олейниковой Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Н.КОЧУКОВА
Судьи
Л.В.КУЗЬМИНОВА
С.И.ДОРОЖКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 14.03.2012 ПО ДЕЛУ N 33-1801/2012
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 марта 2012 г. по делу N 33-1801/2012
В суде первой инстанции слушала дело судья О.Б. Дорожкина.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Г.Н. Кочуковой,
судей Л.В. Кузьминовой, С.И. Дорожко,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хабаровского края, действующего в интересах С., к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконными действий должностных лиц - по управлению государственным жилищным фондом управления жилищного хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края В. и отдела по управлению государственным жилищным фондом управления жилищного хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края К.Л., выразившихся в написании за С. заявлений, и об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,
по кассационному представлению прокурора Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 19 декабря 2011 года,
заслушав доклад судьи С.И. Дорожко, пояснения старшего прокурора Олейниковой Е.А., представителя ответчика Н., третьих лиц В. и К.Л., судебная коллегия
установила:
Прокурор Хабаровского края первоначально обратился в суд в интересах С. с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконными действий должностных лиц - по управлению государственным жилищным фондом управления жилищного хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края В. и отдела по управлению государственным жилищным фондом управления жилищного хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ) Хабаровского края К.Л., выразившихся в написании за С. заявления о снятии ее с учета нуждающихся, об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указано, что проведенной прокуратурой края проверкой по обращению ФИО12 установлено, что должностными лицами Министерства ЖКХ края совершены действия, повлекшие нарушение конституционного права участника ВОВ С. на жилище. Установлено, что С. зарегистрирована и проживает в закрытом военном городке в двухкомнатной квартире в на основании договора найма служебного жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Министерства ЖКХ края от ДД.ММ.ГГГГ N С. как участнику ВОВ, нуждающейся в жилом помещении, предоставлена из краевой государственной собственности квартира общей площадью. на этаже жилого дома, ДД.ММ.ГГГГ между КГУ "Государственный жилищный фонд Хабаровского края" и доверенным лицом ФИО12 в интересах С. был заключен договор социального найма N-СН на данную квартиру. По информации Министерства ЖКХ края ДД.ММ.ГГГГ ветеран прибыла в Министерство с намерением расторгнуть договор социального найма, пояснив, что не хочет проживать в указанной квартире, желает остаться жить в и просила снять ее с учета нуждающихся в жилом помещении и в связи с тем, что ветеран не умеет писать, заявление о снятии ее с учета по ее поручению было написано заместителем начальника отдела К.Л., зачитано вслух и подписано С. и тремя сотрудниками отдела. На основании данного заявления Министерством ЖКХ края издано распоряжение N-р от ДД.ММ.ГГГГ о снятии С. с учета нуждающихся в жилом помещении, договор социального найма со С. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ Проверка показала, что действительной целью посещения ветераном Министерства явился обмен 12 этажа предоставленного жилого помещения на более низкий этаж 2-5. Вопреки положениям статей 2, 15, 18 Конституции РФ, ст. 15 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" и должностным регламентам государственных гражданских служащих министерства ЖКХ края, должностными лицами министерства совершены неправомерные действия, выразившиеся в написании заявления за С., повлекшие нарушение ее жилищных прав. С., оставаясь нуждающейся в улучшении жилищных условий, после издания распоряжения о снятии ее с учета вновь обратилась в министерство с заявлением о восстановлении ее на учете нуждающихся, несмотря на наличие у нее права на восстановление в очереди, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N министерства ЖКХ края она была поставлена на учет как вновь принятая, однако учитывая обращения ее представителя в средства массовой информации, в органы государственной власти и прокуратуры, ДД.ММ.ГГГГ министерство ЖКХ края распоряжением N-р восстановило ветерана на учете с датой принятия - ДД.ММ.ГГГГ, чем признало неправомерность своих действий.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Олейникова Е.А. уточнила исковые требования в части признания незаконными действий должностных лиц министерства ЖКХ края и просила признать незаконными действия должностных лиц - начальника отдела Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края В. и заместителя начальника отдела Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края К.Л., выразившихся в написании за С. заявлений о снятии ее с учета нуждающихся и о расторжении договора социального найма.
Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 11.08.2011 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены В. и К.Л.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 19.12.2011 г. исковые требования прокурора Хабаровского края удовлетворены частично: суд обязал Министерство ЖКХ Хабаровского края в течение 30 дней предоставить С. из государственного жилищного фонда жилое помещение по договору социального найма. В удовлетворении требований о признании незаконными действий должностных лиц Министерства ЖКХ Хабаровского края - В. и К.Л., выразившихся в написании за С. заявлений, - отказано.
В кассационном представлении участвовавший в деле прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Олейникова Е.А. просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий должностных лиц министерства ЖКХ края - В. и К.Л., выразившихся в написании за С. заявлений, - отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении указанных требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также на то, что С. в судебном заседании подтвердила, что не высказывала просьбу писать за нее какие-либо заявления, в связи с чем, написанные заместителем начальника отдела министерства ЖКХ края К.Л., начальником отдела В. заявления от имени С. о снятии ее с учета нуждающихся и о расторжении договора социального найма жилого помещения не могли выражать волеизъявление С.
В возражениях на кассационное представление прокурора представитель ответчика Министерства ЖКХ Хабаровского края по доверенности ФИО8 просит решение суда оставить без изменения, а представление прокурора - без удовлетворения, ссылаясь на то, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем, правовых оснований для отмены решения по данному делу не имеется. Прокурором не доказана вина должностных лиц министерства, как и сам факт нарушения жилищных прав С., обязательное собственноручное написание (составление) документа непосредственно лицом, совершающим сделку, законодательством не предусмотрено. Доводы о введении С. в заблуждение сотрудниками министерства являются надуманными и необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения старшего прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Олейниковой Е.А., поддержавшей доводы кассационного представления, пояснения представителя ответчика по доверенности ФИО16 и третьих лиц В. и К.Л., возражающих против удовлетворения кассационного представления прокурора, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что распоряжением Министерства ЖКХ края от ДД.ММ.ГГГГ N С. как, нуждающейся в жилом помещении, предоставлена из краевой государственной собственности квартира общей площадью. на 12 этаже жилого дома, ДД.ММ.ГГГГ между КГУ "Государственный жилищный фонд Хабаровского края" и доверенным лицом ФИО12 в интересах С. был заключен договор социального найма N на данную квартиру. ДД.ММ.ГГГГ С. прибыла в Министерство ЖКХ края (по информации Министерства ЖКХ края - с намерением расторгнуть договор социального найма, снять ее с учета нуждающихся в связи с желанием остаться жить в; по информации С. и свидетелей с ее стороны - с намерением обменять предоставленную квартиру с 12 этажа на более низкий), где по ее просьбе в связи с неграмотностью К.Л. написала за С. заявление о снятии ее с учета нуждающихся, а В. написала заявление о расторжении договора социального найма на квартиру по данные заявления были зачитаны вслух в присутствии С. и сотрудников министерства, после чего подписаны С., в этот же день ДД.ММ.ГГГГ С. было подписано соглашение о расторжении договора социального найма квартиры и переданы ключи от указанной квартиры. Распоряжением министерства ЖКХ края от ДД.ММ.ГГГГ N на основании заявления С. об отказе от предоставленной ей квартиры и снятии ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, отменено распоряжение министерства ЖКХ края от ДД.ММ.ГГГГ N о предоставлении С. квартиры по. После обращений представителя С. - К.С. в прокуратуру и принятием прокуратурой мер соответствующего реагирования Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N-р министерства ЖКХ края С. была поставлена на учет как вновь принятая, а Распоряжением N от ДД.ММ.ГГГГ министерство ЖКХ края восстановило ветерана на учете с первоначальной даты принятия - ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 83 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.
В соответствии со ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. При этом, составление документа непосредственно лицом, совершающим сделку либо уполномоченным лицом, указанной нормой не предусмотрено.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ "О государственной гражданской службе" гражданский служащий обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение (что также предусмотрено ст. 15 Конституции РФ); исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Исходя из общих принципов служебного поведения гражданских служащих, утвержденных Указом Президента РФ от 12.08.2002 г. N 885, государственные служащие, осознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа.
Министерство ЖКХ Хабаровского края является специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края в пределах полномочий, определенных Положением о министерстве ЖКХ Хабаровского края, постановлением Губернатора края от 25.04.2006 г. N 96, и Административным регламентом министерства ЖКХ края по исполнению государственной функции обеспечения в Хабаровском крае жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета.
Должностным регламентом государственного гражданского служащего Хабаровского края заместителя начальника управления жилищного хозяйства - начальника отдела по управлению государственным жилищным фондом министерства ЖКХ Хабаровского края и главного специалиста отдела установлены должностные обязанности, права, ответственность В. и К.Л., соответственно.
Действующим гражданским законодательством, федеральными законами, законодательными актами Хабаровского края, должностными регламентами указанных государственных гражданских служащих не предусмотрено запрета и ограничений в техническом изготовлении (в рукописном или печатном варианте) заявлений по просьбе граждан для реализации их прав и изложения их волеизъявления, то есть обязательное собственноручное составление документа непосредственно лицом, совершающим сделку, законодательством не предусмотрено.
Самостоятельность принятия решения и добровольность волеизъявления С. на отказ от квартиры со снятием ее с учета нуждающихся в жилом помещении, с расторжением договора социального найма на указанную квартиру; написание по просьбе С. за нее должностными лицами соответствующих заявлений ДД.ММ.ГГГГ ввиду ее неграмотности; отсутствие какого-либо воздействия на С. со стороны должностных лиц министерства при принятии ей решения об отказе от предоставленной квартиры со снятием с учета нуждающихся и расторжением договора социального найма на квартиру, в том числе, каких-либо действий со стороны должностных лиц министерства по введению С. в заблуждение относительно последствий поданных заявлений, - не вызывают у судебной коллегии сомнений в своей достоверности, так как подтверждаются совокупностью исследованных доказательств:
- - собственноручными подписями С. в указанных заявлениях;
- - пояснениями С. в судебном заседании о том, что писать заявления ее никто не понуждал и о самостоятельности принятия ею решений, что подтвердили в своих пояснениях свидетели ФИО9, ФИО10;
- - пояснениями С. комиссии ДД.ММ.ГГГГ в присутствии прокурора отдела Хабаровской краевой прокуратуры Олейниковой Е.А. (акт л.д. 34 - 36) о том, что: на ее решение об отказе от квартиры никто не влиял, она приняла его самостоятельно; в министерство ЖКХ она прибыла с договором социального найма и комплектами ключей на такси самостоятельно; заявление о расторжении договора социального найма в связи с тем, что она неграмотная, и написать бы его не могла, она попросила написать сотрудников министерства ЖКХ, но расписалась в нем собственноручно, заявление ей было прочитано вслух; никакого давления сотрудниками министерства ЖКХ и КГУ "Государственный жилищный фонд края" на нее не оказывалось и претензий она к ним не имеет; деньги вместо жилого помещения ей не нужны, она сразу от них отказалась;
- - поведением С. после подписания заявлений, выразившемся в подписании ею ДД.ММ.ГГГГ соглашения о расторжении договора социального найма, в оставлении ею ключей от квартиры в министерстве ЖКХ края, в сообщении ею в тот же день иным лицам о поданных заявлениях, что подтвердили в своих пояснениях свидетели ФИО11, ФИО12, а также занятой С. позицией по необжалованию решения суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий должностных лиц;
- - обстоятельствами и условиями написания ДД.ММ.ГГГГ заявлений - в рабочее время в помещении Министерства ЖКХ края в присутствии других сотрудников;
- - материалами проверки N СУ СК России по Хабаровскому краю по обращению К.С. в интересах С. и постановлением старшего следователя по расследованию особо важных дел СУ СК России по Хабаровскому краю ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении В. и К.Л. за отсутствием в их действиях состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ. Из указанного постановления следует, что содержание составленных от имени С. и по ее поручению должностными лицами министерства ЖКХ края заявлений о расторжении договора социального найма и о снятии с учета лиц, нуждающихся в жилом помещении, соответствует ее фактическому волеизъявлению, что было установлено комиссией и подтверждено письменными объяснениями указанных в акте комиссии лиц на имя прокурора края. Кроме того, из указанного постановления следует, что в ходе проверки установлена заинтересованность индивидуального предпринимателя К.С. в получении С. квартиры по программе предоставления жилья ветеранам ВОВ, так как содержание ни одного документа, составленного ФИО12 от имени С., как послуживших основанием для проведения прокурорской проверки, так и процессуальной проверки, не соответствует фактическому волеизъявлению С. и в ходе процессуальной проверки К.С. в присутствии следователя давала С. указания об изменении данных ею следователю объяснений, что было зафиксировано при помощи средств видеозаписи, проводившейся ввиду неграмотности С.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам кассационной жалобы, так как разрешая спор, суд первой инстанции с учетом правильного применения норм материального права и установления обстоятельств, имеющих значение по делу, дал правильную оценку установленным по делу обстоятельствам и исследованным доказательствам и пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий должностных лиц отдела Министерства ЖКХ Хабаровского края В. и К.Л. по написанию ДД.ММ.ГГГГ заявлений за С. и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований прокурора Хабаровского края в указанной части со ссылкой на то, что действующим законодательством и должностными регламентами сотрудников МЖКХ края В. и К.Л. не предусмотрен запрет на техническое исполнение заявлений по просьбе гражданина, что содержание подписанных С. заявлений о снятии с учета и расторжении договора социального найма было последней известно до их подписания и выражало ее волеизъявление на момент их написания, что С. является дееспособной и самостоятельно приняла решение об отказе от предоставленной по договору социального найма квартиры.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и учитывает, что в соответствии со ст. 12 ГК РФ и ст. 11 ЖК РФ в настоящее время С. восстановлена в своих жилищных правах, а именно, Министерством ЖКХ Хабаровского края ей как участнику Великой Отечественной войны предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
Доводы кассационного представления, не опровергая выводы суда, по существу сводятся лишь к несогласию с ними, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного постановления в кассационном порядке.
Решение суда мотивировано и постановлено с соблюдением требований процессуального и материального права, является законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, а кассационное представление - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 19 декабря 2011 года по иску прокурора Хабаровского края, действующего в интересах С., к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконными действий должностных лиц В. и К.Л., об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, - оставить без изменения, а кассационное представление прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Олейниковой Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Н.КОЧУКОВА
Судьи
Л.В.КУЗЬМИНОВА
С.И.ДОРОЖКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)