Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 27.02.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2056

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 февраля 2013 г. по делу N 33-2056


Судья Оборин Л.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Толстиковой М.А., судей Стрельцова А.С. и Швецова К.И. при секретаре К. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 27 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 27 декабря 2012 года, которым постановлено, -
возложить на администрацию города Кунгура Пермского края обязанность по предоставлению Ч.А. и его малолетней дочери Ч., дата рождения, за счет средств бюджета Пермского края благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 42 кв. м.
Заслушав доклад судьи Швецова К.И., пояснения истца Ч.А., ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия,

установила:

Кунгурский городской прокурор, действуя в интересах Ч.А. и его малолетней дочери Ч., дата рождения, обратился в суд с иском к администрации города Кунгура Пермского края и Правительству Пермского края о предоставлении указанным гражданам предусмотренного действующим законодательством благоустроенного жилого помещения.
Как указано в исковом заявлении, Ч.А. родился дата, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 27.12.2006 года он состоит на учете как нуждающийся в жилом помещении, ранее содержался в МОУ <...>, 22.06.2012 года окончил ГБОУ СПО <...>. В настоящее время благоустроенного жилья, ни в собственности, ни по договору социального найма истец не имеет. дата родилась его дочь Ч. До настоящего времени остается не решенным вопрос о предоставлении Ч.А. на семью из двух человек благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 42 кв. м на основании ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма". В таком случае его жилищные права подлежат реализации в судебном порядке.
В ходе разбирательства дела судом первой инстанции прокурор, а также Ч.А. настаивали на удовлетворении исковых требований, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства. Представитель администрации города Кунгура Пермского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. Правительством Пермского края представлены возражения на исковое заявление, согласно которым за истцом признается право на благоустроенное жилое помещение из муниципального жилищного фонда по договору социального найма общей площадью не менее 10 кв. м (норма предоставления) в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями. В силу закона дети Ч.А. не являются льготополучателями.
Кунгурским городским судом Пермского края постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Пермского края, ссылаясь на неприменение судом норм материального права, подлежащих применению к сложившимся правоотношениям. Жилое помещение истице должно предоставляться из муниципального жилищного фонда по норме предоставления жилой площади в соответствии со ст. 50 ЖК РФ, которая устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В городе Кунгуре норма предоставления жилой площади определена в размере 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Иной показатель в размере 33 кв. м используется для распределения средств субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не является нормой предоставления жилой площади по договору социального найма указанной категории граждан. Исполнение решения районного (городского) суда приведет к нецелевому расходованию краевых и федеральных средств, увеличению численности необеспеченных жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, без учета членов их семей, которые не признаются льготополучателями.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом требований, предусмотренных статьей 327.1 ГПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Реализация истцом жилищных прав состоялась до 01 января 2013 года или до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ в статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также статью 57 Жилищного кодекса РФ, устанавливающих иной порядок обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. В связи с этим к возникшим правоотношениям сторон подлежат применению ранее действовавшие нормы федерального законодательства.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе лицам из их числа по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
В соответствии со статьями 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как указано в статье 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Пунктами 1 и 2 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года N 16-п, предусмотрено, -
- средства, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения и(или) для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Субсидии, передаваемые органам местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма;
- перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год.
С учетом пункта 3 статьи 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) на семью из двух человек, составляет - 42 кв. м.
Принимая во внимание основанные на доказательствах и установленные судом первой инстанции обстоятельства: социальный статус истца - из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ранее содержавшегося в МОУ <...>, окончившего 22.06.2012 года ГБОУ СПО <...>; необеспеченность указанного лица принадлежащим ему жилым помещением и постановка его 27.12.2006 года на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, а также с учетом системного анализа приведенных выше норм законодательства Российской Федерации судебная коллегия признает правильными выводы, изложенные в решении суда первой инстанции.
Обязанность обеспечения Ч.А. вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм возложена на органы исполнительной власти по месту жительства гражданина и является расходным обязательством субъекта Российской Федерации - Пермского края. Ее исполнение за счет средств бюджета Пермского края может быть поручено действующему в субъекте федерации органу местного самоуправления, в рассматриваемом случае администрации города Кунгура Пермского края, получающей субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в зависимости от семейного положения лица, пользующегося дополнительными социальными гарантиями реализации его жилищных прав. Ч.А. с учетом нахождения у него на иждивении малолетней дочери Ч. может быть вне очереди предоставлено благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 42 кв. м.
Положения статей 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N Т59-ФЗ не содержат прямого запрета на применение мер социальной поддержки в отношении нуждающихся в предоставлении жилой площади членов семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответствующие права которых производны от прав лиц, являющихся получателями названых льгот.
Приведенные выше обстоятельства исключают применение к возникшим правоотношениям сторон положений частей 1 и 2 статьи 50 ЖК РФ.
Таким образом, доводы жалобы Правительства Пермского края не содержат ссылки на обстоятельства, предусмотренные законом в качестве оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 27 декабря 2012 года оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)