Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.06.2013 ПО ДЕЛУ N А31-13094/2012

Разделы:
Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2013 г. по делу N А31-13094/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Немчаниновой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу управления территориального планирования городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы на решение Арбитражного суда Костромской области от 07.03.2013 по делу N А31-13094/2012, принятое судом в составе судьи Смирновой Т.Н.
по заявлению управления территориального планирования городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы (ОГРН 1034408610411, Костромская область, пл. Конституции, д. 2)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (ОГРН 1044408640561, Костромская область, г. Кострома, ул. Сенная, д. 17),
о признании ненормативного правового акта недействительным,

установил:

управление территориального планирования городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы (далее - заявитель, Управление территориального планирования) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (далее - ответчик, Управление Росреестра по Костромской области) о признании недействительным отказа в государственной регистрации от 11.09.2012 N 01/056/2012-77; возложении на Управление Росреестра по Костромской области обязанности поставить на учет нежилое помещение N 2 общей площадью 131,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Кострома, ул. Мелиоративная, д. 4, в качестве бесхозяйной вещи.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 07.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление территориального планирования с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дала, неправильное применение норм материального права. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что уведомление от конкурсного управляющего не поступало; право собственности ОАО "Весна-М" после завершения конкурсного производства прекратилось; спорное нежилое помещение является бесхозяйной вещью, поскольку не имеет собственника.
Ответчик в возражениях на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20.07.1999 Костромским областным регистрационным центром произведена государственная регистрация права собственности ОАО "Весна-М" на нежилое помещение (административное и складское), общей площадью 2058,4 кв. м, в т.ч. основная 1700,1 кв. м, вспомогательная 358,3 кв. м, инв. N 11712, лит. А, А1, расположенное по адресу: г. Кострома, ул. Мелиоративная, д. 4, помещения NN 1, 2, 5, о чем в ЕГРП внесена регистрационная запись N 44-01.27-46.1999-166 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.07.1999) (л.д. 48).
Данная запись погашена в связи с ликвидацией объекта недвижимости.
26.11.1999 Костромским областным регистрационным центром на основании договора купли-продажи нежилого помещения от 23.11.1999 произведена государственная регистрация права собственности Дабагяна Армена Степановича на часть нежилого строения (административное) - помещение N 1 общей площадью 450,0 кв. м, в том числе основная площадь 217,2 кв. м, вспомогательная площадь 232,8 кв. м, инв. N 11712, лит. А, А1, расположенное по адресу: г. Кострома, ул. Мелиоративная, д. 4, о чем в ЕГРП внесена регистрационная запись N 44-01.27-62.1999-201 (л.д. 68).
15.10.2004 в подраздел 1-3 ЕГРП на указанный объект недвижимости на основании заявления от 13.10.2004 N 71.2004-37 и справки ГП "Костромаоблтехинвентаризация" от 08.10.2008 N 7993/Г-25 в описание объекта внесены изменения по общей площади с 450 кв. м на 449,7 кв. м, в том числе основная площадь 210,7 кв. м, вспомогательная площадь 239 кв. м.
28.12.1999 Костромским областным регистрационным центром на основании договора купли-продажи нежилого помещения от 24.12.1999 N 475 произведена государственная регистрация права собственности ООО "Энергоресурс" на нежилое помещение (склад, кабинет) N 5 общей площадью 1351,2 кв. м, в том числе основная 1351,2 кв. м, инв. N 11712. лит. А, А1, объект N 11712, часть 0005, расположенное по адресу: г. Кострома, ул. Мелиоративная, д. 4, о чем в ЕГРП внесена регистрационная запись N 4401.27-48.1999-396 (л.д. 99).
19.11.2004 в подраздел 1-3 ЕГРП в отношении указанного объекта недвижимости на основании заявления о внесении изменений от 17.11.2004 N 36.2004-3758 и справки филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по Костромской области от 15.11.2004 N 973 в описание объекта также внесены изменения по общей площади с 1351,2 кв. м на 1349,8 кв. м в связи с перепланировкой.
За регистрацией права собственности как на самостоятельный объект недвижимости - нежилое помещение N 2, расположенное по адресу: г. Кострома, ул. Мелиоративная, д. 4, ОАО "Весна-М" либо иные лица в регистрирующий орган не обращались.
28.12.1999 Арбитражным суда Костромской области вынесено определение по делу N А31-565/1998 (л.д. 130), которым завершено конкурсное производство в отношении ОАО "Весна-М" (л.д. 130).
Из письма Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области от 07.12.2011 N 05-32/14151 следует, что информация об ОАО "Весна-М" в региональной базе данных Единого государственного реестра юридических лиц отсутствует; по сведениям Единого государственного реестра налогоплательщиков ОАО "Весна-М" ликвидировано и снято с налогового учета 16.06.2000 (л.д. 21).
16.04.2012 Управление Росреестра по Костромской области получило заявление администрации города Костромы (далее - Администрация) о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - нежилого помещения N 2, общей площадью 131,3 кв. м, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Мелиоративная, д. 4 (далее - спорное нежилое помещение). Вместе с заявлением представлены правоустанавливающие документы: кадастровый паспорт помещения от 22.02.2012 (л.д. 103-104), а также письма территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области от 23.03.2012 N 2208 (л.д. 105), Управления территориального планирования от 11.04.2012 N 586 (л.д. 106), департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области от 28.03.2012 N 5573 (л.д. 107), в которых сообщается, что объект не значится в реестрах федерального имущества, государственного имущества Костромской области, а также муниципального имущества города Костромы.
11.05.2012 ответчик получил заявление Администрации о приостановлении государственной регистрации постановки на учет спорного нежилого помещения, как бесхозяйного недвижимого имущества на три месяца для сбора недостающих документов (л.д. 111).
11.05.2012 на основании указанного заявления Администрации Управлением Росреестра по Костромской области принято решение о приостановлении государственной регистрации постановки на учет указанного объекта недвижимости, как бесхозяйного недвижимого имущества на три месяца; установлена дата окончания срока регистрации - 11.09.2012 (л.д. 113).
11.09.2012 ответчик, руководствуясь абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", принял решение об отказе в постановке на учет спорного нежилого помещения, как бесхозяйного недвижимого имущества (далее - решение от 11.09.2012). Данное решение формализовано в сообщении об отказе в государственной регистрации от 11.09.2012 (л.д. 114-116). Из указанного сообщения следует, что нежилое помещение N 2 общей площадью 131,3 кв. м входит в состав объекта обшей площадью 2058,4 кв. м (помещения NN 1, 2, 5) и является собственностью ОАО "Весна-М". На момент окончания срока приостановления государственной регистрации заявление ОАО "Весна-М" об отказе от права собственности на спорное нежилое помещение не представлено.
Не согласившись с указанным решением, Управление территориального планирования обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что обжалуемое решение не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пунктами 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3).
Согласно пунктам 5, 7, 8, 20 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (пункт 5). Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы (пункт 7). Документом, подтверждающим отказ собственника от права собственности на объект недвижимого имущества, является заявление собственника об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества. Заявление об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества представляется собственником (участниками общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта недвижимого имущества (пункт 8). Если в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных органом местного самоуправления дополнительных доказательств нельзя сделать вывод о том, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта, в принятии на учет объекта недвижимого имущества должно быть отказано (пункт 20).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон о банкротстве) все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу (пункт 1). Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество. В составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога (пункт 2).
Из пунктов 1, 2 статьи 148 Федерального закона о банкротстве следует, что при отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий направляет подписанный им акт о передаче указанного имущества должника в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти. Имущество, которое в силу закона не может принадлежать кредиторам или органам местного самоуправления, подлежит передаче в федеральную собственность (пункт 1). Не позднее чем через тридцать дней с даты получения соответствующего акта о передаче имущества должника органы местного самоуправления или в предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи случаях федеральный орган исполнительной власти принимают указанное в пункте 1 настоящей статьи имущество и несут все расходы на его содержание (пункт 2).
В соответствии со статьей 118 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", действовавшего на дату введения в отношении ОАО "Весна-М" процедуры конкурсного производства, об имуществе должника, которое предлагалось к продаже, но не было реализовано в ходе конкурсного производства, при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника - юридического лица о правах на указанное имущество конкурсный управляющий уведомляет уполномоченные органы соответствующего муниципального образования (пункт 1). Не позднее одного месяца с момента получения соответствующего уведомления уполномоченные органы соответствующего муниципального образования принимают указанное в пункте 1 настоящей статьи имущество на баланс и несут все расходы по содержанию этого имущества (пункт 2).
Таким образом, все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу и служит средством удовлетворения требований кредиторов. При отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий уведомляет об указанном имуществе органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника. При этом для передачи имущества в собственность муниципального образования законодательством не установлено каких-либо дополнительных условий, в том числе связных с наличием правоустанавливающих документов и технической документации.
Вместе с тем сам по себе факт ликвидации юридического лица в рамках процедуры конкурсного производства не является основанием для признания бесхозяйным имущества данного юридического лица.
Материалами дела подтверждено, что в июле 1999 года зарегистрировано право собственности ОАО "Весна-М" на нежилое помещение (административное и складское), общей площадью 2058,4 кв. м, в т.ч. основная 1700,1 кв. м, вспомогательная 358,3 кв. м, инв. N 11712, лит. А, А1, расположенное по адресу: г. Кострома, ул. Мелиоративная, д. 4, помещения N N 1, 2, 5. В ноябре - декабре 1999 года осуществлена государственная регистрация права собственности Добагяна А.С. и ООО "Энергоресурс" на нежилые помещения N 1 и N 5 соответственно, ранее входившие в состав указанного выше нежилого помещения. При этом государственная регистрация права собственности ОАО "Весна-М" на спорное нежилое помещение (N 2) не производилась. В 2000 году ОАО "Весна-М" ликвидировано и снято с налогового учета. Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства того, что собственник спорного нежилого помещения отказался от права собственности на данное помещение.
При таких обстоятельствах, ответчик имел основания для принятия обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что уведомление от конкурсного управляющего не поступало; право собственности ОАО "Весна-М" после завершения конкурсного производства прекратилось; спорное нежилое помещение является бесхозяйной вещью, поскольку не имеет собственника, не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно статье 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ОАО "Весна-М" отказалось от права собственности на спорное нежилое помещение. Факт ликвидация ОАО "Весна-М" не свидетельствуют об отказе от права собственности на спорное нежилое помещение, и не влечет признание данного имущества бесхозяйным.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют об ошибочности обжалуемого решения.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Костромской области от 07.03.2013 по делу N А31-13094/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления территориального планирования городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА

Судьи
П.И.КОНОНОВ
М.В.НЕМЧАНИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)