Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 15.01.2013 ПО ДЕЛУ N 33-64\13

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 января 2013 г. по делу N 33-64\\13


Судья Емельянов В.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Задорневой Н.П.,
судей: Медведевой Д.С., Шурловой Л.А.,
при секретаре Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца В.Н.
на решение Ессентукского городского суда от 17 октября 2012 года
по иску В.Н., В.Е., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних В.В., В.Д. к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказскому Территориальному Управлению имущественных отношений" Минобороны России, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ о признании в порядке бесплатной приватизации права общей долевой собственности на отдельную жилую квартиру,
заслушав доклад судьи Медведевой Д.С.,
установила:

В.Н., В.Е. действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних В.В., ... года рождения, В.Д., ... года рождения, обратились в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказскому Территориальному Управлению имущественных отношений" Минобороны России (далее ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО"), Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ о признании в порядке бесплатной приватизации права общей долевой собственности на отдельную жилую квартиру, расположенную по адресу: г. Ессентуки, ... по 1/4 доли за каждым.
В обоснование заявленных исковых требований указывается, что В.Н. как проходящий военную службу по контракту и подлежащий увольнению в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, и имеющему выслугу более 13 лет, на основании ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", получил от Минобороны РФ, в лице ФГУ "Пятигорская КЭЧ района" Минобороны России, по договору найма служебное жилое помещение, расположенное по адресу: г. Ессентуки, ... на состав семьи: он, жена - В.Е., сын - В.В.... года рождения, сын - В.Д... года рождения.
На его заявление о передаче предоставленного жилого помещения в общую долевую собственность ему и членам его семьи, получен отказ в связи с тем, что квартира предоставлена в качестве служебной.
Истец, ссылаясь на ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 04.07.1991 г. N 1541-1, ст. 35 Конституции РФ, ст. 217 ГК РФ указал, что он и его семья, граждане РФ, занимающие жилое помещение в государственном жилищном фонде, находящимся в оперативном управлении учреждения (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. Кроме того, истцы ранее в приватизации не участвовали, во время проживания в данной квартире добросовестно оплачивают коммунальные услуги, налоги, несут расходы по содержанию жилья, т.е. содержат квартиру как собственники, в связи с чем полагают, что за ними подлежит признанию право собственности на спорную квартиру.
Обжалуемым решением Ессентукского городского суда от 17 октября 2012 года в удовлетворении исковых требований В.Н., В.Е., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних В.В., В.Д. к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказскому Территориальному Управлению имущественных отношений" Минобороны России, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ о признании в порядке бесплатной приватизации права общей долевой собственности на отдельную жилую квартиру N..., расположенную в жилом доме N... г. Ессентуки по 1/4 доли за каждым - отказано.
В апелляционной жалобе истец В.Н. просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные исковые требования. Мотивирует тем, что решение суда является незаконным и необоснованным, судом допущено существенное нарушение норм закона. Собственником спорного жилого помещения является Российская Федерация. Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053 Министерство обороны РФ целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством, от имени РФ юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов государства. Однако, к участию в деле не привлечено Министерство обороны РФ. Кроме того, ответчики не предоставили суду доказательств наличия у них полномочий на распоряжение данной квартирой. На дату предоставления указанной квартиры в найм истцам и до настоящего времени в Едином государственном реестре прав не зарегистрировано ни права собственности Российской Федерации, ни оперативного управления за каким-либо государственным управлением. Заявитель жалобы указал также на то, что в судебном заседании не нашло своего подтверждение утверждение представителя ответчика о том, что квартира N..., расположенная в жилом доме N... г. Ессентуки, является служебным жильем, за исключением слова "служебного" в наименовании договора. Ссылаясь на положения ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", указывает, что получил указанное жилое помещение как проходящий военную службу по контракту и подлежащий увольнению в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (пп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), имеющему выслугу более 13 лет, и состоящему в списках нуждающихся в получении постоянного жилья. Таким образом, предоставление служебного жилого помещения увольняемому военнослужащему, имеющему право на получение жилого помещения в собственность по установленным нормам, является неправомерным.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав истца В.Н., поддержавшего доводы жалобы, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что В.Н. проходил военную службу по контракту. Общая продолжительность военной службы составила 13 лет и он был уволен на основании Приказа командира в/ч п. п.... N... от 06 мая 2010 года в запас (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий).
На основании решения жилищной комиссии войсковой части... от 14 июня 2006 года, В.Н. внесен в списки очередников на получение жилой площади (выписка из протокола N 5).
На основании распоряжения N... от 24 апреля 2007 года начальника Службы расквартирования и обустройства, принято решение об отнесении жилого помещения в виде квартиры по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ... к жилому помещению, для последующего использования в качестве служебного жилого помещения для проживания военнослужащим и членам его семьи. Распоряжение было издано в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".
Согласно выписке из протокола N 8 заседания жилищной комиссии войсковой части... от 02 июля 2007 года, В.Н. выделена служебная 3-комнатная квартира N... в г. Ессентуки, ..., общей площадью... кв. м, жилой площадью... кв. м как военнослужащему войсковой части... на состав семьи 4 человека (он, жена - В.Е., сын - В.Д.... года рождения, сын - В.В., ... года рождения).
Согласно договора N... найма служебного жилого помещения от 21 декабря 2007 года, заключенного между Пятигорской Квартирно-эксплуатационной частью района Минобороны России и В.Н., последнему на состав семьи из четырех человек предоставлена квартира N... в г. Ессентуки, как служебное жилое помещение, сроком до 2010 года.
Таким образом, истцы проживают в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ... и были вселены в указанное жилое помещение в качестве военнослужащего и членов семьи военнослужащего.
04 марта 2010 года сторонами заключено дополнительное соглашение к договору найма служебного жилого помещения N... от 21 декабря 2007 года, в соответствии с которым, наймодатель обязуется предоставить нанимателю в срок до 15 мая 2011 года указанное служебное жилое помещение, относящееся к государственной собственности и закрепленное за Министерством обороны Российской Федерации.
Заявляя требования о признании права собственности на указанное жилое помещение в порядке бесплатной приватизации, истцы сослались на то, что использование жилого помещения в качестве специализированного (служебного) жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. В установленном законом порядке спорное жилое помещение к специализированному жилищному фонду отнесено не было. Договор найма служебного жилого помещения N 149 от 21.12.2007 года не имеет юридической силы в части предоставления жилья как служебного. Считают, что установленный ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" запрет на приватизацию служебного жилого помещения не распространяется на данную квартиру.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение является служебным, и Министерство обороны РФ решения об исключении его из числа служебных не принимало.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2008, действовавшей на момент предъявления иска) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Из приведенной нормы следует, что подлежат приватизации жилые помещения, занимаемые на условиях социального найма.
В силу ч. 1 ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 года N 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
Как усматривается из материалов дела, на дату заключения с В.Н. договора N... найма служебного жилого помещения - 21.12.2007 года, спорное жилое помещение в установленном порядке к служебному жилищному фонду отнесено не было. Заявление Пятигорской КЭЧ района о включении спорной квартиры в специализированный жилищный фонд Министерства обороны РФ подано 24.04.2008 года, т.е. после заключения договора найма служебного помещения.
Однако нарушение требований Жилищного кодекса РФ и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений п. 2 ч. 3 ст. 11 и ч. 2 ст. 99 ЖК РФ могут служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма специализированного жилого помещения недействительными.
Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3 и ч. 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации и законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ) (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20 марта 2012 года N 18-В11-120).
Между тем решение о предоставлении жилого помещения семье В-ч по договору социального найма не принималось и доказательств, опровергающих данное обстоятельство, суду не представлено.
В соответствии с протоколом N 8 от 02 июля 2007 года заседания жилищной комиссии войсковой части..., принято решение о предоставлении военнослужащему войсковой части... В.Н. на состав семьи квартиры именно служебного жилья. На основании этого решения заключен договор найма служебного жилого помещения, который в установленном порядке не был признан недействительным.
Доводы о том, что к участию в деле не привлечено Министерство обороны РФ, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции: осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда; предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях, а в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - денежные средства на приобретение жилых помещений.
Указанные функции на основании Приказа Министра обороны РФ от 18.11.2010 N 1550 (ред. от 05.04.2011) "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями" и "Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями" возложены на Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ.
Доводы жалобы о то, что является неправомерным предоставление служебного жилья военнослужащему, увольняемому в запас, судебная коллегия считает не заслуживающим внимания, поскольку договор найма служебного жилого помещения никем не оспорен и недействительным не признан.
Исходя из изложенного, доводы жалобы судебная коллегия находит несостоятельными и не усматривает оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Ессентукского городского суда от 17 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца В.Н. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)