Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 09.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-8283/2013

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 октября 2013 г. по делу N 33-8283/2013


Судья: Осколкова Г.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Еремина В.А., Тарасовой О.Н.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 25 июня 2013 года по делу
по иску Б. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, территориальному отделу N 2 Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
Заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия

установила:

Б. обратилась в суд с иском к названным ответчикам о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование указала, что она проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, на условиях социального найма, что подтверждается ордером *** от ДД.ММ.ГГ, выпиской из поквартирной карточки и отсутствием сведений о включении квартиры в число служебных. Данное жилое помещение находится в военном городке Алейске, который до издания распоряжения Правительства РФ номер 1779-р от 11 октября 2011 года считался закрытым. В приватизации жилых помещений ранее не участвовала.
Желая приватизировать жилье, истец обратился с заявлением в ФКГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о передаче в собственность указанной квартиры, с приложением необходимых для приватизации документов.
В приватизации жилья отказано, ввиду того, что полномочия по передаче в собственность гражданам жилых помещений не делегированы.
Просила признать за ней право собственности в порядке приватизации на однокомнатную квартиру, расположенную в <адрес>.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 25 июня 2013 года исковые требования Б. удовлетворены.
За Б. признано право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, жилой площадью <данные изъяты> кв. м.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство обороны Российской Федерации просит решение отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что спорное жилое помещение предоставлено Б. на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ из состава ведомственного жилого фонда на период исполнения трудовых обязанностей. Указывает, что в материалы дела не представлен договор социального найма спорного жилого помещения или иной документ, подтверждающий право пользования данным помещением. Судом не установлены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, такие как законность предоставления жилого помещения и факт нуждаемости истца в обеспечении жилым помещением. Правоустанавливающие документы в уполномоченном органе - ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в лице его территориального представительства - 2-ом отделе ФГКУ "Центррегионжилье" (г. Новосибирск) не запрашивались. При таком положении оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся и надлежащим образом извещенных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно ст. 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона).
На основании ст. 4 настоящего Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как следует из ст. 11 данного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно положениям ст. 8 вышеуказанного Закона, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему на основании договора социального найма жилого помещения, он может признать право собственности в порядке приватизации в судебном порядке.
Судом первой инстанции по данному делу правильно применены указанные нормы материального права, верно определены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют имеющимся доказательствам.
Из материалов дела усматривается, что Б. зарегистрирована и проживает в квартире N ***, расположенной в военном городке <адрес>.
Кроме истца по указанному адресу никто не зарегистрирован и не проживает (л.д. 10).
Согласно ордеру *** от ДД.ММ.ГГ, выданному Алейской КЭЧ рядовой Советской Армии Б. и ее матери Ю., квартира предоставлена указанным лицам (л.д. 6). При этом первоначально им было предоставлено жилое помещение, расположенное по <адрес> Алтайского края.
Согласно свидетельству о смерти серия I-ТО ***, выданному ДД.ММ.ГГ отделом администрации г. Алейска Алтайского края, Ю. умерла ДД.ММ.ГГ, о чем ДД.ММ.ГГ составлена актовая запись ***.
Из архивной справки *** от ДД.ММ.ГГ следует, что на основании решения исполкома Алейского городского Совета народных депутатов от 22 июля 1981 года N 101 улица <адрес> переименована в улицу <адрес> (л.д. 14).
Судом установлено, что Б. ранее не участвовала в приватизации по данному адресу, о чем свидетельствует информация Алейского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ номер *** (л.д. 12).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества, предоставленным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, запрашиваемая информация в отношении Б. отсутствует (л.д. 21).
В настоящее время деятельность Алейской КЭЧ прекращена путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1871 ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, в том числе Алейской квартирно-эксплуатационной части.
01 апреля 2011 г. на основании передаточного акта Алейской КЭЧ ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации передано имущество, документы, а также права и обязанности Алейской КЭЧ. Из приложения к указанному акту видно, что Алейской КЭЧ передан, а ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации принят, в том числе, жилой дом по <адрес>.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 марта 2012 г. N 422-р Федеральное государственное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации переименовано в Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Из архивной справки от ДД.ММ.ГГ ***, выданной архивным отделом администрации г. Алейска Алтайского края, следует, что постановлением главы администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГ ***, <адрес>, включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства 63 КЭЧ от ДД.ММ.ГГ Постановлением администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГ *** постановление администрации города от ДД.ММ.ГГ *** отменено (л.д. 13).
По сообщению администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГ *** в реестре объектов муниципальной собственности города Алейска жилое помещение по адресу: <адрес>, отсутствует (л.д. 19).
Согласно выписке из лицевого счета *** от ДД.ММ.ГГ и выписке из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГ, нанимателем <адрес>, является истец Б., лицевой счет открыт на нее.
Установив, что Б. ранее в приватизации жилья не участвовала, спорное жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду, не имеет статуса служебного, в аварийном состоянии не находится, не является комнатой в общежитии и в доме, расположенном в закрытом военном городке, суд признал за истцом право собственности на спорное жилое помещение.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 г. N 752-р г. Алейска Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 г. N 1779-р Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности" был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации Алтайский край исключен.
На основании информации ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (2-й отдел г. Новосибирск) от ДД.ММ.ГГ *** сведения об отнесении к специализированному жилищному фонду помещения, расположенного по адресу <адрес>, отсутствуют (л.д. 33).
Согласно сообщению ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (г. Екатеринбург) от ДД.ММ.ГГ ***-юр-12/4915 вопросы по передаче в собственность жилых помещений не входят в компетенцию ФГКУ "Центррегионжилье", полномочия собственника жилищного фонда в Сибирском округе осуществляет ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, согласно письму отсутствуют какие-либо нормативные акты, в том числе ведомственные, регламентирующие порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 16).
Истцом в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации было направлено заявление по вопросу о передаче ей в собственность занимаемого жилого помещения на основании Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Из ответа ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ следует, что полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений начальнику ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации не делегированы, в связи с чем заключить договор передачи в собственность, либо дать разрешение на приватизацию указанного жилого помещения не представляется возможным (л.д. 15).
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводом суда о наличии оснований для удовлетворения требований истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не проверен статус в отношении спорного жилого помещения и законность его предоставления Б., противоречат материалам дела.
Как было указано выше, квартира предоставлена Б. и ее матери Ю. на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ, в котором не указано, что Б., Ю. предоставляется служебное жилое помещение, кроме того, в ордере отсутствует "Красная полоса", присущая ордерам по служебным квартирам.
Согласно ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
На основании положений ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР выдача ордеров в закрытых военных городках производилась не органами местного самоуправления, а квартирно-эксплуатационной частью района (гарнизона).
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" разъяснялось, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).
Анализируя указанные правовые нормы жилищного законодательства, а также учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР, можно сделать вывод о том, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
В порядке ст. ст. 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчики ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представили допустимых доказательств наличия у спорной квартиры статуса специализированного жилого помещения, наоборот, в материалах дела присутствует информация ФГКУ "Центррегионжилье" 2 отдел г. Новосибирск о том, что спорное жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится.
Доказательств, свидетельствующих об изменении статуса спорного жилого помещения в порядке, установленном действующим в настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации, суду не предоставлено.
С учетом изложенного, ссылка в жалобе на то, что судом не запрашивались правоустанавливающие документы в отношении спорного жилья во 2-м отделе ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации (г. Новосибирск) не принимается во внимание. Отсутствие письменного договора социального найма не может препятствовать осуществлению гражданами прав на приватизацию, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления названных документов.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства установил правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допустил.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, в то время как судебная коллегия оснований для такой переоценки не находит.
Таким образом, апелляционная жалоба ответчика Министерства обороны Российской Федерации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу ответчика Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 25 июня 2013 года оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)