Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 27.06.2011 ПО ДЕЛУ N 33-7947/2011

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июня 2011 г. по делу N 33-7947/2011


Судья А.Ф. Галявиева

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
Председательствующего - судьи Р.Р. Гилманова,
судей Р.Р. Юсупова, Ш.Ш. Гафиятуллина,
при секретаре З.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Юсупова гражданское дело по кассационной жалобе представителя Исполнительного комитета Агрызского муниципального района РТ - П. на решение Агрызского районного суда РТ от 13 мая 2011 года, которым заявление З.В. о признании незаконным отказа исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан в постановке на учет как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны удовлетворены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

З.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполнительный комитет) в постановке на учет как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны, указав, что она является вдовой умершего ДД.ММ.ГГГГ участника ВОВ ФИО4 и нуждается в улучшении жилищных условий. Отказ ответчика был мотивирован тем, что заявительница совершила сделку по отчуждению жилого помещения, в котором сама проживает, по адресу:. На момент совершения сделки (договора дарения) она являлась собственником данной квартиры, и на нее приходится 23,80 кв. метров общей площади, превышающей учетную норму, установленную в Агрызском муниципальном районе. Кроме того, занимаемое ею жилое помещение не признано непригодным для проживания.
Представитель Исполнительного комитета - П. с заявлением не согласился.
Суд заявление удовлетворил.
В кассационной жалобе представителем Исполнительного комитета Агрызского муниципального района РТ - П. ставится вопрос об отмене решения суда, ввиду его незаконности и необоснованности. В жалобе указывается, что заявительницей не были представлены документы, дающие право на предоставление жилого помещения вне очереди; заявительница совершила намеренные действия, в результате которых она может быть признана нуждающейся в жилом помещении.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
На основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников никой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), стоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены смей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В п. 12 положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. указано, что помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Отсутствие водопровода и канализированных уборных не допускается лишь в поселениях без централизованных инженерных сетей.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ З.В. оформила договор дарения квартиры по адресу: своей дочери ФИО7 и продолжает проживать в квартире с согласия дочери. ФИО7 постоянно проживает со своей семьей в.
Указанная квартира N не соответствует требованиям, установленным для жилого помещения (квартиры), в частности в ней отсутствует санузел, кухня. Кроме того, в жилом доме N, отсутствует горячее водоснабжение. Установка газовой колонки для обеспечения горячим водоснабжением невозможна ввиду того, что жилой дом не газифицирован.
Из предоставленного Агрызским бюро технической инвентаризации поэтажного плана дома и экспликации к нему следует, что в данном доме имеются квартиры, состоящие из жилых комнат; квартира N располагается на первом этаже, и на этом же этаже имеются две общих кухни соответственно площадью 15,80 кв. метров и 14,60 кв. метров и две туалетные комнаты соответственно площадью 32,70 кв. метров и 10,60 кв. метров.
Согласно техническому паспорту на указанную квартиру по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение состоит из одной жилой комнаты общей площадью 23,8 кв. метров, каких-либо вспомогательных помещений (кухни, прихожей, санузла) не имеется, горячего водоснабжения, ванны или душа также не имеется.
Отсутствие горячего водоснабжения в квартире подтверждается также квитанциями на оплату жилищно-коммунальных платежей, справкой ООО "".
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод, что З.В. является нуждающейся в улучшении жилищных условий, и как член семьи умершего участника ВОВ имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах".
Судебная коллегия соглашается также с выводом суда о том, что заявительница намерений по ухудшению своих жилищных условий не имела, поскольку при совершении сделки по отчуждению квартиры по не могла предвидеть изменений в законодательстве о ветеранах, в частности изменений в подпункт 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах", принятых Федеральным законом от 21.12.2009 г., в соответствии с которыми члены семьи умерших участников ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, приобрели право на обеспечение жильем за счет бюджетных средств вне зависимости от времени постановки на учет.
Довод жалобы о том, что заявительницей не были представлены документы, дающие право на предоставление жилого помещения вне очереди подлежит отклонению, как противоречащий материалам дела.
Довод жалобы о том, что заявительница совершила намеренные действия, в результате которых она может быть признана нуждающейся в жилом помещении, также подлежит отклонению, поскольку был предметом рассмотрения суда первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, следует признать, что решение суда требованиям закона не противоречит, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств.
Нормы материального права к сложившимся отношениям сторон применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены вынесенного решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Агрызского районного суда РТ от 13 мая 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Исполнительного комитета Агрызского муниципального района РТ - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)