Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Калинина Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Бутковой Н.А.
судей Кордюковой Г.Л., Корсаковой Ю.М.
при секретаре Д.
рассмотрела в судебном заседании 22 мая 2013 года дело N 2-513/13 по апелляционной жалобе Военного комиссариата Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 февраля 2013 года по иску Е. к Военному комиссариату Санкт-Петербурга о взыскании задолженности по денежной компенсации за наем жилого помещения,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения представителя Военного комиссариата Санкт-Петербурга - М. (доверенность N <...> от <дата>); Е., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Е. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Санкт-Петербурга, просил взыскать с ответчика задолженность по денежной компенсации за наем жилого помещения за период с <дата> по <дата> в размере <...> руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере <...> руб.
В обоснование иска указал, что <дата> он уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. С <дата> состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФГУ <...>. Жилым помещением обеспечен не был, в связи с чем занимал жилое помещение на условиях договора найма, плата за которое составляет <...> руб. ежемесячно. Истец обращался к ответчику с заявлением о выплате компенсации за наем жилья, однако получил отказ, который считает незаконным.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 февраля 2013 года исковые требования Е. удовлетворены частично: с Военного комиссариата Санкт-Петербурга в пользу истца за счет средств федерального бюджета взыскана задолженность по ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения за период с <дата> по <дата> в размере <...>, расходы по уплате государственной пошлины - <...>, а всего <...>.
В апелляционной жалобе Военный комиссариат Санкт-Петербурга просит решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 февраля 2013 года отменить, считая его неправильным, вынесенным с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 февраля 2013 года, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Разрешая спор, суд правильно руководствовался положениями п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в силу которого государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 23 Закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
Абзацем 1 п. 14 ст. 15 данного Закона предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Согласно абз. 2 этого же пункта при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Е., приказом командующего войсками Ленинградского военного округа от <дата> N <...> уволен с военной службы в соответствии с подп. "а" п. 2 ст. 51 ФЗ от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с организационно-штатными мероприятиями) с зачислением в запас, и исключен из списков личного состава приказом начальника Октябрьского территориального управления военных сообщений от <дата> N <...>.
Общая продолжительность военной службы истца в календарном исчислении составила <...> лет.
Из уведомления Управления Росреестра по Санкт-Петербургу по состоянию на <дата> усматривается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Е. на недвижимое имущество.
Как усматривается из справки N <...> от <дата> истец состоял на учете нуждающихся в получении жилой площади.
Между истцом Е. и Ш. <дата> и <дата> заключены договоры найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Указанными договорами установлена плата за пользование жилым помещением в размере <...> руб. в месяц, оплата данной суммы истцом подтверждается представленными в материалы дела расписками собственника жилого помещения о получении ею от Е. денежной суммы в размере <...> руб. ежемесячно в счет оплаты найма жилого помещения.
Судом первой инстанции установлено, что <дата> между заместителем начальника ФГКУ <...> Министерства обороны РФ и Е. заключен договор социального найма N <...> жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. С <дата> истец зарегистрирован по вышеуказанному адресу.
Установив на основе представленных доказательств, что истец относился к категории лиц, указанных в п. 14 ст. 15 названного Закона, суд пришел к правильному выводу о том, что он имеет право на получение денежной компенсации, предусмотренной абз. 2 этого пункта, до <дата>.
Довод жалобы о том, что истец не имеет права на получение денежной компенсации, поскольку состоит на учете не в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, а по последнему месту службы, которое не относится к таким организациям, основан на неправильном толковании норм материального права и правового статуса истца.
Из приведенных выше норм и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 03.02.10 N 3-П, вытекает, что право военнослужащих на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью обеспечить их жилым помещением, и такая компенсация выплачивается до обеспечения указанного лица жилым помещением, в связи с чем отсутствуют основания для отказа истцу в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения до фактического обеспечения жилым помещением как лицу, признанному в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении и уволенному без предоставления такого жилого помещения с сохранением обязанности государства обеспечить его жилым помещением по последнему месту военной службы.
Таким образом, исходя из правового анализа приведенных положений в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что право истца на получение ежемесячной денежной компенсации не может быть связано с постановкой на учет по последнему месту службы или в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта. В противном случае будет иметь место неравное положение истца с иными лицами, относящимися к той же категории, что недопустимо в силу ч. 2 ст. 19 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
С учетом изложенного и согласно требованиям Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.04 N 909, суд обоснованно взыскал в пользу истца с ответчика компенсацию за наем жилого помещения до дня предоставления Е. квартиры по договору социального найма, за период с <дата> по <дата> из расчета <...> руб. в месяц.
В связи с удовлетворением заявленных истцом требований согласно положениям ст. 98 ГПК РФ суд правильно распределил судебные расходы, взыскав с ответчика в пользу истца понесенные им судебные расходы по уплате госпошлины пропорционально удовлетворенным требованиям.
Доводы жалобы ответчика повторяют его позицию в суде первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут являться основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и пришел к обоснованному выводу о наличии оснований к удовлетворению заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 22.05.2013 N 33-7115/2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 мая 2013 г. N 33-7115/2013
Судья: Калинина Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Бутковой Н.А.
судей Кордюковой Г.Л., Корсаковой Ю.М.
при секретаре Д.
рассмотрела в судебном заседании 22 мая 2013 года дело N 2-513/13 по апелляционной жалобе Военного комиссариата Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 февраля 2013 года по иску Е. к Военному комиссариату Санкт-Петербурга о взыскании задолженности по денежной компенсации за наем жилого помещения,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения представителя Военного комиссариата Санкт-Петербурга - М. (доверенность N <...> от <дата>); Е., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Е. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Санкт-Петербурга, просил взыскать с ответчика задолженность по денежной компенсации за наем жилого помещения за период с <дата> по <дата> в размере <...> руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере <...> руб.
В обоснование иска указал, что <дата> он уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. С <дата> состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФГУ <...>. Жилым помещением обеспечен не был, в связи с чем занимал жилое помещение на условиях договора найма, плата за которое составляет <...> руб. ежемесячно. Истец обращался к ответчику с заявлением о выплате компенсации за наем жилья, однако получил отказ, который считает незаконным.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 февраля 2013 года исковые требования Е. удовлетворены частично: с Военного комиссариата Санкт-Петербурга в пользу истца за счет средств федерального бюджета взыскана задолженность по ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения за период с <дата> по <дата> в размере <...>, расходы по уплате государственной пошлины - <...>, а всего <...>.
В апелляционной жалобе Военный комиссариат Санкт-Петербурга просит решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 февраля 2013 года отменить, считая его неправильным, вынесенным с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 февраля 2013 года, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Разрешая спор, суд правильно руководствовался положениями п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в силу которого государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 23 Закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
Абзацем 1 п. 14 ст. 15 данного Закона предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Согласно абз. 2 этого же пункта при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Е., приказом командующего войсками Ленинградского военного округа от <дата> N <...> уволен с военной службы в соответствии с подп. "а" п. 2 ст. 51 ФЗ от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с организационно-штатными мероприятиями) с зачислением в запас, и исключен из списков личного состава приказом начальника Октябрьского территориального управления военных сообщений от <дата> N <...>.
Общая продолжительность военной службы истца в календарном исчислении составила <...> лет.
Из уведомления Управления Росреестра по Санкт-Петербургу по состоянию на <дата> усматривается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Е. на недвижимое имущество.
Как усматривается из справки N <...> от <дата> истец состоял на учете нуждающихся в получении жилой площади.
Между истцом Е. и Ш. <дата> и <дата> заключены договоры найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Указанными договорами установлена плата за пользование жилым помещением в размере <...> руб. в месяц, оплата данной суммы истцом подтверждается представленными в материалы дела расписками собственника жилого помещения о получении ею от Е. денежной суммы в размере <...> руб. ежемесячно в счет оплаты найма жилого помещения.
Судом первой инстанции установлено, что <дата> между заместителем начальника ФГКУ <...> Министерства обороны РФ и Е. заключен договор социального найма N <...> жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. С <дата> истец зарегистрирован по вышеуказанному адресу.
Установив на основе представленных доказательств, что истец относился к категории лиц, указанных в п. 14 ст. 15 названного Закона, суд пришел к правильному выводу о том, что он имеет право на получение денежной компенсации, предусмотренной абз. 2 этого пункта, до <дата>.
Довод жалобы о том, что истец не имеет права на получение денежной компенсации, поскольку состоит на учете не в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, а по последнему месту службы, которое не относится к таким организациям, основан на неправильном толковании норм материального права и правового статуса истца.
Из приведенных выше норм и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 03.02.10 N 3-П, вытекает, что право военнослужащих на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью обеспечить их жилым помещением, и такая компенсация выплачивается до обеспечения указанного лица жилым помещением, в связи с чем отсутствуют основания для отказа истцу в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения до фактического обеспечения жилым помещением как лицу, признанному в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении и уволенному без предоставления такого жилого помещения с сохранением обязанности государства обеспечить его жилым помещением по последнему месту военной службы.
Таким образом, исходя из правового анализа приведенных положений в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что право истца на получение ежемесячной денежной компенсации не может быть связано с постановкой на учет по последнему месту службы или в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта. В противном случае будет иметь место неравное положение истца с иными лицами, относящимися к той же категории, что недопустимо в силу ч. 2 ст. 19 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
С учетом изложенного и согласно требованиям Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.04 N 909, суд обоснованно взыскал в пользу истца с ответчика компенсацию за наем жилого помещения до дня предоставления Е. квартиры по договору социального найма, за период с <дата> по <дата> из расчета <...> руб. в месяц.
В связи с удовлетворением заявленных истцом требований согласно положениям ст. 98 ГПК РФ суд правильно распределил судебные расходы, взыскав с ответчика в пользу истца понесенные им судебные расходы по уплате госпошлины пропорционально удовлетворенным требованиям.
Доводы жалобы ответчика повторяют его позицию в суде первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут являться основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и пришел к обоснованному выводу о наличии оснований к удовлетворению заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)