Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Реутская О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Цыганковой В.А.
судей Осининой Н.А., Володкиной А.И.
при секретаре У.Ю.
рассмотрела в судебном заседании 04 апреля 2013 года дело N 2-1405/12 по апелляционной жалобе <...> на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 07 декабря 2012 года по иску Х.А., Х.Н. к <...> о признании права на получение государственного жилищного сертификата, признании незаконным решения, возложении обязанности обеспечить государственным жилищным сертификатом для приобретения жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Цыганковой В.А., объяснения представителя истцов - И.А., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Х.А., А.Н., действующие в интересах своих несовершеннолетних детей Л., 2004 г. рождения, Г., 2006 г. рождения, обратились в суд с заявлением, в котором указали, что Х.А. с ноября 2000 года проходил службу в ВС РФ. С <дата> их семья, состоящая из четырех человек (он сам, его жена, двое детей), постоянно проживает в закрытом военном городке по адресу: <адрес>, <адрес>. <дата> Х.А. был уволен с военной службы в связи с истечением срока контракта о прохождении военной службы (пп. "б" п. 1 ст. 51 ФЗ) с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ. <дата> Х.А. обратился к ответчику с заявлением о включении его и членов его семьи в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, приложив необходимые документы, уведомлением от <дата> им отказано в признании их участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Просит признать за ним и членами его семьи права на получение государственного жилищного сертификата, признать отказ ответчика в признании его и членов его семьи участниками подпрограммы незаконным, обязать признать их такими участниками, включить в список граждан - участников подпрограммы, обязать оформить и направить необходимые документы и сведения в надлежащие органы воинского управления для выделения государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 07 декабря 2012 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель <...> просит решение суда от 07 декабря 2012 года отменить, считая его незаконным. Представитель <...> в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки в суд не представил. Согласно части 1 статьи 327, статье 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Х.А. с ноября 2000 года проходил службу в ВС РФ. Приказом командующего войсками западного военного округа от <дата> Х.А. был уволен с военной службы в связи с истечением срока контракта о прохождении военной службы (пп. "б" п. 1 ст. 51 ФЗ), календарная выслуга на момент увольнения составила 10 лет 1 месяц. Приказом командира войсковой части от <дата> исключен из списков личного состава с <дата>
С <дата> Х.А. и члены его семьи (его жена, двое детей) постоянно проживают в закрытом военном городке по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> на основании договора найма служебного жилого помещения N <...> от <дата>.
<дата> Х.А. обратился к ответчику с заявлением (рапортом) о включении его и членов его семьи в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, приложив необходимые документы, однако, уведомлением от <дата> ему было отказано в признании его и членов его семьи участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку истец и члены его семьи проживают в закрытом военном городке, в настоящее время Х.А. утратил связь с Министерством обороны РФ, следовательно, истец и члены его семьи отвечают установленным нормативными актами условиям для предоставления мер социальной поддержки на переселение, а, соответственно имеют право на получение государственного жилищного сертификата.
С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище на 2011 - 2015 годы".
Пункт 5 названных Правил устанавливает перечень лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, к ним, в том числе, отнесены: а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях:
- - военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
- - военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте "в" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти;
- - граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти;
- б) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Поскольку истец был уволен с военной службы в связи с истечением срока контракта о прохождении военной службы (пп. "б" п. 1 ст. 51 ФЗ), календарная выслуга на момент увольнения составила 10 лет 1 месяц, то, к категории лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, предусмотренных пп. "а" п. 5 Правил, он отнесен быть не может.
В подпункте "б" п. 5 Правил указана следующая категория лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата. К такой категории отнесены граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.
Как следует из вышеназванных нормативных документов, государственный жилищный сертификат является социальной выплатой, государственной финансовой поддержкой, направленной на выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.
Следовательно, правом на получение такой выплаты в виде государственного жилищного сертификата могут обладать лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем. Факт проживания гражданина на территории закрытого военного городка в течение некоторого количества времени в связи со служебными (трудовыми) отношениями и прекратившим эти отношения по своей инициативе сам по себе не может являться достаточным основанием для предоставления такой выплаты. Необходимым условием для разрешения вопроса может ли быть гражданин отнесен к категории лиц, подлежащих переселению, то есть имеются ли у государства, иных ведомств обязательства по обеспечению его другим жилым помещением, является выяснение вопроса относится ли военный городок к числу закрытых, и по каким причинам гражданин утратил связь с военным ведомством.
По делу установлено, что истец с семьей в период прохождения военной службы проживал в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от <дата> N <...>-р военный городок, в котором находилась служебная квартира, был отнесен к числу закрытых. Вышеуказанная служебная квартира была предоставлена Х.А. на основании договора найма служебного жилого помещения N <...> от <дата> на период прохождения военной службы. Пунктом 18 названного договора предусмотрено, что он прекращается в связи с окончанием срока службы. Пунктом 19 оговорено, что в случае прекращения договора по окончании срока службы наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом РФ.
Вопрос о праве истца на получение сертификата, по мнению судебной коллегии, надлежит рассматривать в совокупности и с положениями Жилищного кодекса РФ.
Частью 1 ст. 103 ЖК РФ предусмотрено, что в случае прекращения договора найма служебного жилого помещения граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ.
Истец был уволен с военной службы приказом от <дата> в связи с истечением срока контракта, на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит, в связи с чем истец не может быть отнесен к категории лиц, имеющих право на получение сертификата, так как в отношении его у государства в лице ответчика отсутствуют какие-либо обязательства по обеспечению его жильем.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 07 декабря 2012 года отменить. Вынести по делу новое решение. В удовлетворении иска Х.А., Х.Н. к <...> о признании права на получение государственного жилищного сертификата, признании незаконным решения, возложении обязанности обеспечить государственным жилищным сертификатом для приобретения жилого помещения отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 04.04.2013 N 33-4006/13
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 апреля 2013 г. N 33-4006/13
Судья Реутская О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Цыганковой В.А.
судей Осининой Н.А., Володкиной А.И.
при секретаре У.Ю.
рассмотрела в судебном заседании 04 апреля 2013 года дело N 2-1405/12 по апелляционной жалобе <...> на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 07 декабря 2012 года по иску Х.А., Х.Н. к <...> о признании права на получение государственного жилищного сертификата, признании незаконным решения, возложении обязанности обеспечить государственным жилищным сертификатом для приобретения жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Цыганковой В.А., объяснения представителя истцов - И.А., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Х.А., А.Н., действующие в интересах своих несовершеннолетних детей Л., 2004 г. рождения, Г., 2006 г. рождения, обратились в суд с заявлением, в котором указали, что Х.А. с ноября 2000 года проходил службу в ВС РФ. С <дата> их семья, состоящая из четырех человек (он сам, его жена, двое детей), постоянно проживает в закрытом военном городке по адресу: <адрес>, <адрес>. <дата> Х.А. был уволен с военной службы в связи с истечением срока контракта о прохождении военной службы (пп. "б" п. 1 ст. 51 ФЗ) с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ. <дата> Х.А. обратился к ответчику с заявлением о включении его и членов его семьи в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, приложив необходимые документы, уведомлением от <дата> им отказано в признании их участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Просит признать за ним и членами его семьи права на получение государственного жилищного сертификата, признать отказ ответчика в признании его и членов его семьи участниками подпрограммы незаконным, обязать признать их такими участниками, включить в список граждан - участников подпрограммы, обязать оформить и направить необходимые документы и сведения в надлежащие органы воинского управления для выделения государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 07 декабря 2012 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель <...> просит решение суда от 07 декабря 2012 года отменить, считая его незаконным. Представитель <...> в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки в суд не представил. Согласно части 1 статьи 327, статье 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Х.А. с ноября 2000 года проходил службу в ВС РФ. Приказом командующего войсками западного военного округа от <дата> Х.А. был уволен с военной службы в связи с истечением срока контракта о прохождении военной службы (пп. "б" п. 1 ст. 51 ФЗ), календарная выслуга на момент увольнения составила 10 лет 1 месяц. Приказом командира войсковой части от <дата> исключен из списков личного состава с <дата>
С <дата> Х.А. и члены его семьи (его жена, двое детей) постоянно проживают в закрытом военном городке по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> на основании договора найма служебного жилого помещения N <...> от <дата>.
<дата> Х.А. обратился к ответчику с заявлением (рапортом) о включении его и членов его семьи в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, приложив необходимые документы, однако, уведомлением от <дата> ему было отказано в признании его и членов его семьи участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку истец и члены его семьи проживают в закрытом военном городке, в настоящее время Х.А. утратил связь с Министерством обороны РФ, следовательно, истец и члены его семьи отвечают установленным нормативными актами условиям для предоставления мер социальной поддержки на переселение, а, соответственно имеют право на получение государственного жилищного сертификата.
С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище на 2011 - 2015 годы".
Пункт 5 названных Правил устанавливает перечень лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, к ним, в том числе, отнесены: а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях:
- - военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
- - военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте "в" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти;
- - граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти;
- б) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Поскольку истец был уволен с военной службы в связи с истечением срока контракта о прохождении военной службы (пп. "б" п. 1 ст. 51 ФЗ), календарная выслуга на момент увольнения составила 10 лет 1 месяц, то, к категории лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, предусмотренных пп. "а" п. 5 Правил, он отнесен быть не может.
В подпункте "б" п. 5 Правил указана следующая категория лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата. К такой категории отнесены граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.
Как следует из вышеназванных нормативных документов, государственный жилищный сертификат является социальной выплатой, государственной финансовой поддержкой, направленной на выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.
Следовательно, правом на получение такой выплаты в виде государственного жилищного сертификата могут обладать лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем. Факт проживания гражданина на территории закрытого военного городка в течение некоторого количества времени в связи со служебными (трудовыми) отношениями и прекратившим эти отношения по своей инициативе сам по себе не может являться достаточным основанием для предоставления такой выплаты. Необходимым условием для разрешения вопроса может ли быть гражданин отнесен к категории лиц, подлежащих переселению, то есть имеются ли у государства, иных ведомств обязательства по обеспечению его другим жилым помещением, является выяснение вопроса относится ли военный городок к числу закрытых, и по каким причинам гражданин утратил связь с военным ведомством.
По делу установлено, что истец с семьей в период прохождения военной службы проживал в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от <дата> N <...>-р военный городок, в котором находилась служебная квартира, был отнесен к числу закрытых. Вышеуказанная служебная квартира была предоставлена Х.А. на основании договора найма служебного жилого помещения N <...> от <дата> на период прохождения военной службы. Пунктом 18 названного договора предусмотрено, что он прекращается в связи с окончанием срока службы. Пунктом 19 оговорено, что в случае прекращения договора по окончании срока службы наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом РФ.
Вопрос о праве истца на получение сертификата, по мнению судебной коллегии, надлежит рассматривать в совокупности и с положениями Жилищного кодекса РФ.
Частью 1 ст. 103 ЖК РФ предусмотрено, что в случае прекращения договора найма служебного жилого помещения граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ.
Истец был уволен с военной службы приказом от <дата> в связи с истечением срока контракта, на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит, в связи с чем истец не может быть отнесен к категории лиц, имеющих право на получение сертификата, так как в отношении его у государства в лице ответчика отсутствуют какие-либо обязательства по обеспечению его жильем.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 07 декабря 2012 года отменить. Вынести по делу новое решение. В удовлетворении иска Х.А., Х.Н. к <...> о признании права на получение государственного жилищного сертификата, признании незаконным решения, возложении обязанности обеспечить государственным жилищным сертификатом для приобретения жилого помещения отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)