Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Андреевой Т.Б.
судей Решетникова М.Н. и Шадриной Е.В.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Киришского городского суда Ленинградской области от 25 марта 2013 года, которым удовлетворено заявление администрации муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области об обжаловании отказа государственной регистрации договора купли-продажи жилого помещения и перехода права собственности на жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Решетникова М.Н., объяснения представителя Управления Росреестра по Ленинградской области по доверенности - Д. в поддержание доводов жалобы, возражения на жалобу представителя администрации Киришского городского поселения по доверенности - К., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Администрация муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области обратилась в суд с заявлением об обжаловании отказа Киришского отдела Управления Росреестра по Ленинградской области в государственной регистрации договора купли-продажи жилого помещения и перехода права собственности на жилое помещение.
В заявлении указано, что администрация МО Киришское городское поселение в соответствии с договором купли-продажи от <...>, заключенным с С.Ю., С.Е., С.А. является покупателем объекта недвижимости - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
06.12.2012 года администрация МО и С.Ю., С.Е. и С.А. обратились в Киришский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлением о государственной регистрации договора купли-продажи, перехода права собственности и выдаче свидетельства о государственной регистрации права собственности. Однако решением Киришского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от <...> в государственной регистрации права на недвижимое имущество было отказано. Отказ мотивирован тем, что администрацией МО не представлено документов, подтверждающих соблюдение Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Заявитель считает данный отказ незаконным, поскольку Закон о размещении заказов не распространяется на правоотношения по приобретению недвижимого имущества в муниципальную собственность.
В суде первой инстанции представитель заявителя по доверенности - <ФИО5> заявленные требования поддержала в полном объеме.
Заинтересованным лицом - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области был направлен письменный отзыв о несогласии с заявленными требованиями. Указывается, что отказ в регистрации был правомерным, поскольку на правоотношения по приобретению имущества в муниципальную собственность распространяются требования указанного Закона о размещении заказов.
Заинтересованные лица С.Ю., действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего С.Е., С.А. в суде первой инстанции выразили согласие с заявленными требованиями.
Решением Киришского городского суда Ленинградской области от 25 марта 2013 года заявление администрации муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области было удовлетворено.
С данным решением не согласно Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением судом норм материального права и вынесении по делу нового решения - об отказе в удовлетворении заявления. Указывается, что в соответствии с требованиями ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным законом. Отмечается, что правоотношения по рассматриваемой сделке подпадают под действие Закона о размещении заказов, поэтому требование о проведении торгов в данном случае являлось обязательным.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда считает, что доводы жалобы не содержат оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что постановлением N от <...> главы администрации муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области была утверждена муниципальная целевая программа "Обеспечение жильем малоимущих граждан" в муниципальном образовании Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области на 2012 - 2014 годы. В разделе 2 данной Программы указано, что Программа направлена на приобретение жилых помещений в собственность муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области с последующим предоставлением этих помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по договорам социального найма.
По указанной Программе предусматриваются средства бюджета муниципального образования на приобретение квартир: 2012 год - 2 квартиры, 2013 год - 3 квартиры, 2014 год - 3 квартиры.
В целях реализации данной Программы <...> между администрацией муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района с одной стороны, и С.Ю., С.А. и С.Е. с другой стороны, был заключен договор купли-продажи жилого помещения - трехкомнатной квартиры N, расположенной в доме <адрес>; указанное жилье приобретается в собственность муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области для малоимущих граждан; в этот же день между администрацией МО Киришское городское поселение Киришского муниципального района и С.Ю., С.А. и С.Е. подписан акт приема-передачи вышеуказанного жилого помещения.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
06.12.2012 года администрация муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области, а также С.Ю., С.Е. и С.А. обратились в Киришский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлением о государственной регистрации договора купли-продажи, перехода права и права муниципальной собственности на квартиру N, расположенную по адресу: <адрес>.
Однако решением регистрирующего органа от <...> указанная государственная регистрация была приостановлена до <...>, поскольку не были представлены документы, подтверждающие соблюдение требований Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Решением от <...> Киришским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области было отказано в государственной регистрации указанного договора купли-продажи, перехода права и права муниципальной собственности на квартиру.
Данный отказ является необоснованным по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" определено, что этот Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе, устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В Федеральном законе от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" продажа недвижимого имущества как вид обязательства не выделена в отдельную категорию потребностей для государственных или муниципальных нужд, на которые распространяется его действие. Его действием охватываются лишь три вида сделок: поставка товаров, подряд и возмездное оказание услуг (ч. 1 ст. 1 названного Закона).
Нормы, регулирующие правоотношения по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд, содержатся в параграфе 4 главы 30 Гражданского кодекса и Законе о размещении заказов.
Отношения, связанные с приобретением недвижимого имущества, регулируются параграфом 7 главы 30 Гражданского кодекса.
Поставка товаров для государственных нужд и продажа недвижимого имущества представляют собой отдельные виды договора купли-продажи (статья 454 Гражданского кодекса).
Таким образом, правовое регулирование отношений купли-продажи недвижимого имущества и отношений, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд, различно.
В связи с этим суд сделал правильный вывод о том, что действие Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в данном случае не распространяется на заключение администрацией муниципального образования Киришское городское поселение договора купли-продажи недвижимого имущества, в связи с чем заявленные администрацией муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Киришского городского суда Ленинградской области от 25 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.06.2013 N 33-2549/2013
Разделы:Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июня 2013 г. N 33-2549/2013
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Андреевой Т.Б.
судей Решетникова М.Н. и Шадриной Е.В.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Киришского городского суда Ленинградской области от 25 марта 2013 года, которым удовлетворено заявление администрации муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области об обжаловании отказа государственной регистрации договора купли-продажи жилого помещения и перехода права собственности на жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Решетникова М.Н., объяснения представителя Управления Росреестра по Ленинградской области по доверенности - Д. в поддержание доводов жалобы, возражения на жалобу представителя администрации Киришского городского поселения по доверенности - К., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Администрация муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области обратилась в суд с заявлением об обжаловании отказа Киришского отдела Управления Росреестра по Ленинградской области в государственной регистрации договора купли-продажи жилого помещения и перехода права собственности на жилое помещение.
В заявлении указано, что администрация МО Киришское городское поселение в соответствии с договором купли-продажи от <...>, заключенным с С.Ю., С.Е., С.А. является покупателем объекта недвижимости - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
06.12.2012 года администрация МО и С.Ю., С.Е. и С.А. обратились в Киришский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлением о государственной регистрации договора купли-продажи, перехода права собственности и выдаче свидетельства о государственной регистрации права собственности. Однако решением Киришского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от <...> в государственной регистрации права на недвижимое имущество было отказано. Отказ мотивирован тем, что администрацией МО не представлено документов, подтверждающих соблюдение Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Заявитель считает данный отказ незаконным, поскольку Закон о размещении заказов не распространяется на правоотношения по приобретению недвижимого имущества в муниципальную собственность.
В суде первой инстанции представитель заявителя по доверенности - <ФИО5> заявленные требования поддержала в полном объеме.
Заинтересованным лицом - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области был направлен письменный отзыв о несогласии с заявленными требованиями. Указывается, что отказ в регистрации был правомерным, поскольку на правоотношения по приобретению имущества в муниципальную собственность распространяются требования указанного Закона о размещении заказов.
Заинтересованные лица С.Ю., действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего С.Е., С.А. в суде первой инстанции выразили согласие с заявленными требованиями.
Решением Киришского городского суда Ленинградской области от 25 марта 2013 года заявление администрации муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области было удовлетворено.
С данным решением не согласно Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением судом норм материального права и вынесении по делу нового решения - об отказе в удовлетворении заявления. Указывается, что в соответствии с требованиями ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным законом. Отмечается, что правоотношения по рассматриваемой сделке подпадают под действие Закона о размещении заказов, поэтому требование о проведении торгов в данном случае являлось обязательным.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда считает, что доводы жалобы не содержат оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что постановлением N от <...> главы администрации муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области была утверждена муниципальная целевая программа "Обеспечение жильем малоимущих граждан" в муниципальном образовании Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области на 2012 - 2014 годы. В разделе 2 данной Программы указано, что Программа направлена на приобретение жилых помещений в собственность муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области с последующим предоставлением этих помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по договорам социального найма.
По указанной Программе предусматриваются средства бюджета муниципального образования на приобретение квартир: 2012 год - 2 квартиры, 2013 год - 3 квартиры, 2014 год - 3 квартиры.
В целях реализации данной Программы <...> между администрацией муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района с одной стороны, и С.Ю., С.А. и С.Е. с другой стороны, был заключен договор купли-продажи жилого помещения - трехкомнатной квартиры N, расположенной в доме <адрес>; указанное жилье приобретается в собственность муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области для малоимущих граждан; в этот же день между администрацией МО Киришское городское поселение Киришского муниципального района и С.Ю., С.А. и С.Е. подписан акт приема-передачи вышеуказанного жилого помещения.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
06.12.2012 года администрация муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области, а также С.Ю., С.Е. и С.А. обратились в Киришский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлением о государственной регистрации договора купли-продажи, перехода права и права муниципальной собственности на квартиру N, расположенную по адресу: <адрес>.
Однако решением регистрирующего органа от <...> указанная государственная регистрация была приостановлена до <...>, поскольку не были представлены документы, подтверждающие соблюдение требований Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Решением от <...> Киришским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области было отказано в государственной регистрации указанного договора купли-продажи, перехода права и права муниципальной собственности на квартиру.
Данный отказ является необоснованным по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" определено, что этот Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе, устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В Федеральном законе от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" продажа недвижимого имущества как вид обязательства не выделена в отдельную категорию потребностей для государственных или муниципальных нужд, на которые распространяется его действие. Его действием охватываются лишь три вида сделок: поставка товаров, подряд и возмездное оказание услуг (ч. 1 ст. 1 названного Закона).
Нормы, регулирующие правоотношения по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд, содержатся в параграфе 4 главы 30 Гражданского кодекса и Законе о размещении заказов.
Отношения, связанные с приобретением недвижимого имущества, регулируются параграфом 7 главы 30 Гражданского кодекса.
Поставка товаров для государственных нужд и продажа недвижимого имущества представляют собой отдельные виды договора купли-продажи (статья 454 Гражданского кодекса).
Таким образом, правовое регулирование отношений купли-продажи недвижимого имущества и отношений, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд, различно.
В связи с этим суд сделал правильный вывод о том, что действие Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в данном случае не распространяется на заключение администрацией муниципального образования Киришское городское поселение договора купли-продажи недвижимого имущества, в связи с чем заявленные администрацией муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Киришского городского суда Ленинградской области от 25 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)